Социальный проект в средней группе детского сада "Куклы из бабушкиного сундука"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Голоскокова Елена Евгеньевна

Социальный проект в средней группе детского сада "Куклы из бабушкиного сундука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots._proekt.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Кукла из бабушкиного сундука»

 Тип проекта: информационно – творческий

 По содержанию: ребенок, общество и его культурные ценности

 По характеру: детско – взрослый, где ребенок субъект проектирования

 По количеству участников: коллективный

 По характеру контактов: осуществляется внутри одной возрастной группы, в контакте с семьей, осуществляется внутри ДОУ

 По продолжительности: средней продолжительности

Проблема: В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.

 Наше сегодняшнее желание знать, какой же была народная игрушка, как ею играли и что она значила, в этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки довольно часто носились как талисманы. Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Цель проекта: формирование у детей 4 – 5 лет интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.

Задачи:

 1. Развивать и обогащать знания детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;

 2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

 3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;

 4. Создавать условия для творческого самовыражения детей.

 5. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагогов  над выбранной темой

Материал:

 1. куклы семьи и детского сада;

 2. книги, иллюстрации, презентации по теме;

 3. материалы для изготовления кукол

 4. ноутбук , проектор,  аудиозаписи русских народных мелодий

Предшествующая работа:

 - занятия, беседы и чтение художественной литературы по приобщению детей к истокам русской культуры

 - рассматривание тряпичных кукол, изготовленных воспитателем

 - использование аудиозаписей с русскими народными мелодиями

Содержание практической деятельности по реализации проекта.

 Темой нашего проекта послужила принесенная Дарьей Александровой. тряпичная кукла, которую она вместе со своей прабабушкой изготовила из простых лоскутков ткани. У детей сразу возникли вопросы: «Почему на лице нет глаз и рта? »; «Из чего сделана кукла? »; «Как можно самим сделать такую куклу? ». Воспитатель знала, что куклы бывают самыми разными, и предложила детям ответить на два вопроса:

 • Как ты думаешь, что такое кукла?

 • Из чего она может быть сделана?

 Мнения детей были различны:

 - Поля  Шматова : «Это красивая игрушка, в неё играют девочки, куклы делают из пластмассы, а бывают и с волосами из ниток».

Даша Сухоруких : «Это игрушка, изготовленная из пластмассы и резины»

Настя Ланина: «Это красивая игрушечная девочка, которую изготавливают из разных материалов»

 Получив различные варианты ответов детей, воспитатели  решили  объяснить ребятам и на практике показать им, что куклы бывают из самых разных материалов.

 В частности, русские народные куклы в большинстве своем – тряпичные. Воспитатели показали детям книгу о народной тряпичной кукле с хорошими фотографиями и иллюстрациями, и детей очень заинтересовала эта тема. Многие высказали желание научиться делать таких кукол.

 - В течение недели воспитатели просмотрели с детьми доступные им по возрасту книги и журналы по истории народной тряпичной куклы

 - Прочитали отрывки из народного фольклора и художественной литературы о народных и авторских самодельных куклах

 - Получили необходимую информацию из интернета (с родителями)

 - Расспросили родителей и бабушек детей – что они знают о народной кукле. - Собрали и письменно оформили воспоминания бабушек о тряпичных куклах их детства

 - Посетили бабушкину избу, где собраны предметы быта и обихода – прялка, вышитые полотенца, посуда, утварь и т. д., чтобы лучше ознакомиться с бытом русского народа

 - Изучили основные виды русских народных тряпичных кукол

 - Рассмотрели ткани и материалы, необходимые для изготовления кукол

 - Ознакомились с основными элементами народных костюмов (мужского и женского)

 - Просмотрели видеозаписи мастер-классов по изготовлению тряпичной куклы

 - Совместно с детьми изготовили кукол – закруток

 - Оформили выставку в музее «Бабушкина изба»

Результат:

 По окончанию проекта, можно сделать вывод, что дети  много узнали о русской народной тряпичной кукле, сами научились ее изготавливать.

 Данный проект «Кукла из бабушкиного сундука» помог процессу формирования интереса к истории и культуре русского народа через образ традиционной русской куклы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект для средней группы детского сада «Мы любим театр!»

 Привить детям первичные навыки в области театрального искусства, заинтересовать родителей в приобретении, изготовлении разных видов театра и дать сведения о способах обыгрывания дома с детьми....

Планирование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром (социальный мир) в средней группе детского сада

Планирование воспитательно-образовательного процесса по ознакомлению с окружающим миром (социальный мир)  в средней группе детского сада по образовательной области "Социально-коммуникативное...

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ДЕТИ ПРОТИВ МУСОРА"

Тема проекта: «Дети против мусора» Тип проекта: познавательно-исследовательский, социальный. Автор проекта: воспитатель Редкозубова Людмила Сергеевна. Участники проекта: дет...

Сценарий утренника для средней группы к 8 марта "Бабушкин сундук"

Сценарий утренника для средней группы к 8 марта "Бабушкин сундук"...

Социальный проект в средней группе "Моя малая Родина - Североуральск"

Социальный проект в средней группе "Моя малая Родина - Североуральск"...

Познавательно-игровой краткосрочный детско-взрослый проект в средней группе детского сада

Познавательно-игровой краткосрочный детско-взрослый проектв средней группе детского сада...

Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с предметным и социальным окружением в средней группе детского сада на тему: «Моя семья»

Конспект ООД по ознакомлению дошкольников с предметным и социальным окружением в средней группе детского сада на тему: «Моя семья»...