Доклад к педсовету «Художественно-эстетическое развитие в ДОУ»
консультация ( группа) на тему

Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в

условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта творческой деятельности как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых ребёнок реализует свои ценностно-смысловые ориентации, формирующие его личностную культуру. В настоящее время широко обсуждаются вопросы полноценного движения творческой личности в

образовательном пространстве, особое место в данной дискуссии занимает аспект художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. В нынешней образовательной ситуации приходиться констатировать глубинное противоречие между: востребованностью педагогических знаний и технологий организации оптимального взаимодействия в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при недостаточном использовании современных вариативных ресурсов, средств, форм и методов работы с дошкольниками; необходимостью научно-методического обеспечения и сопровождения ФГОС дошкольного образования в направлении художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и педагогического поиска инновационных оснований организации

художественно-эстетического образования ребёнка.

 

Сегодня система дошкольного образования меняет свои походы к

целеполаганию в образовательном процессе. Проблема личности и её

целостности актуальна в связи с гуманитаризацией образования, с

утверждением необходимости формирования субъект-субъектных отношений, в противовес автоматизму «традиционных» методов образования.

Сосредоточием аспектов содержания дошкольного образования во всём многообразии выступает взрослый, осуществляющий обучение, воспитание и развитие дошкольника. Для ребёнка взрослый является «матрицей культуры», её носителем, опосредующим взаимодействие ребёнка с культурным содержанием, которое следует проектировать по основаниям компетентного взрослого, социокультурного опыта и направлений развития ребёнка в период детства.

 

В условиях модернизации дошкольного образования и реализации

Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога,

мотивированного, готовного и способного к осуществлению педагогической деятельности.

 

Значение художественно-эстетического развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующее от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Эстетическая и художественная культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности. В наиболее общем виде результатом художественно-эстетической культуры в педагогическом аспекте может выступать эстетико-поведенческий элемент культуры ребёнка, который реализуется в разных сферах человеческой деятельности (отношение к природе, эстетика общения, культура речи, изобразительное искусство). Для обеспечения качественного результата художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста необходимо поддержание в детях постоянного интереса и увлечённости народной культурой; разными видами искусства и окружающим; желание каждый раз выражать свои чувства, своё видение и отношение к миру в ярких художественных образах.

 

Сегодня, цель художественно-эстетического развития детей

дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования рассматривается в аспекте формирования основ художественно-эстетической культуры ребёнка, в результате которой у него формируется интегральное качество личности, характеризующееся гуманистической направленностью в художественно-эстетической деятельности, выражающейся в эстети-коповеденческих элементах культуры и создании продуктов собственного творчества в поликультурном пространстве.

 

Практика работы в дошкольных учреждениях показала, что эффективность педагогической деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста немыслима без ресурсного обеспечения, которое

понимается как необходимое информационно-методическое средство, позволяющее вывести всех участников образовательного процесса: «ДОУ – ребёнок– родитель» на качественно новый уровень компетентности. Полученные данные свидетельствуют о том, что в образовательном процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста наиболее приемлемы следующие педагогические ресурсы: музейный ресурс, медиаресурс в образовательной и досуговой деятельности, ресурс накопления представлений о народном и декоративно-прикладном творчестве, инновационный ресурс ИКТ (графический планшет в рисовании), художественная среда как культурный и субкультурный ресурс. Ресурсное обеспечение влияет на качество педагогической деятельности по совершенствованию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе, что позволяет организовать творческое взаимодействие субъектов в разных видах художественной деятельности; вывести каждого педагога на новый качественный уровень развития личностных творческих инициатив, обеспечивая качество дошкольного образования, соответствующее государственным образовательным стандартам.

 

Согласно ФГОС дошкольного образования разработаны

целевые ориентиры по художественно-эстетическому развитию детей

дошкольного возраста, на которые должен ориентироваться педагог

дошкольного учреждения:

·        ребёнок овладевает основными общекультурными способами

приобщения к художественно-эстетической культуре, выступающей в качестве

информационно-познавательного аспекта жизни ребёнка;

·        ребёнок обладает способностью к выстраиванию ценностно-

эмоционального взаимодействия с миром как культурным средством, в

результате чего у ребёнка формируются личностные смыслы и складывается

целостная картина мира;

·        ребёнок обладает развитым творческим воображением в контексте

культуры творческого мышления как индивидуальным свойством личности,

проявляющимся в восприятии, осмыслении и преобразовании окружающего

мира посредством создания нового продукта собственного творчества,

обогащающего его детскую субкультуру;

·        у ребёнка развита мелкая моторика и зрительно-двигательная

готовность, которые связаны с формированием зрительно-двигательной

координации, что обеспечивает творческое решение изобразительных задач и

готовность к поискам новых способов композиционных изображений для

передачи целостности образов;

·        ребёнок проявляет любознательность и 1) склонен к наблюдению за

художественно-продуктивной деятельностью других людей, когда проблемное

поле ребёнка персонифицируется в образах педагога, народного мастера,

художника; 2) склонен к мысленному и художественному

экспериментированию с целью постижения сущности эстетических явлений,

где в свободной поисковой деятельности самостоятельно решает социальные,

познавательные, нравственные и художественные проблемы;

·        ребёнок накапливает элементарные представления об

изобразительных художественных материалах, техниках изображения

в процессе обучения, поисковой деятельности, накопления личностного опыта (сенсорные и художественные эталоны, знаки, символы, модели) на основе предметов и явлений окружающего мира и выразительных средств разных видов искусств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Бутенко, Н.В. Теоретико-методологический регулятив

художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста:

теоретико-методологический аспект: монография [Текст] / Н.В. Бутенко. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2012. – 410 с.

2. Лыкова, И. А., Буренина, А.И. Талантливые дети: индивидуальный

подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей) [Текст] / И.А. Лыкова, А.И. Буренина. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 144 с.

3. Майер, А. А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ:

учебно-методическое пособие [Текст] / А.А. Майер. – М.: Издательство

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 176 с.

4. Управление введением в действие Федеральных государственных

образовательных стандартов как основа непрерывности общего образования:

материалы Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / в 2 ч.,

Ч.1. – Челябинск: ББОУ ДПО УМЦ, 2013. – 196 с.

5. Хуторской, А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для

учителя [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_pedsovetu2_.docx20.73 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педсовету

«Художественно-эстетическое развитие в ДОУ»

Подготовила: воспитатель

Шабаева Ф.Ф.

Художественно-эстетическое развитие личности в период детства в

условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Современное гуманистически ориентированное образование определяет ребёнка как центральную фигуру образовательного процесса и подчеркивает необходимость уделять особое внимание накоплению опыта творческой деятельности как гармоничному объединению личностных новообразований, в которых ребёнок реализует свои ценностно-смысловые ориентации, формирующие его личностную культуру. В настоящее время широко обсуждаются вопросы полноценного движения творческой личности в

образовательном пространстве, особое место в данной дискуссии занимает аспект художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста. В нынешней образовательной ситуации приходиться констатировать глубинное противоречие между: востребованностью педагогических знаний и технологий организации оптимального взаимодействия в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста при недостаточном использовании современных вариативных ресурсов, средств, форм и методов работы с дошкольниками; необходимостью научно-методического обеспечения и сопровождения ФГОС дошкольного образования в направлении художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и педагогического поиска инновационных оснований организации

художественно-эстетического образования ребёнка.

Сегодня система дошкольного образования меняет свои походы к

целеполаганию в образовательном процессе. Проблема личности и её

целостности актуальна в связи с гуманитаризацией образования, с

утверждением необходимости формирования субъект-субъектных отношений, в противовес автоматизму «традиционных» методов образования.

Сосредоточием аспектов содержания дошкольного образования во всём многообразии выступает взрослый, осуществляющий обучение, воспитание и развитие дошкольника. Для ребёнка взрослый является «матрицей культуры», её носителем, опосредующим взаимодействие ребёнка с культурным содержанием, которое следует проектировать по основаниям компетентного взрослого, социокультурного опыта и направлений развития ребёнка в период детства.

В условиях модернизации дошкольного образования и реализации

Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования стало очевидно, что проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста могут быть успешно решены только при условии повышения качества научно-методического сопровождения образовательного процесса; повышения компетентности каждого педагога,

мотивированного, готовного и способного к осуществлению педагогической деятельности.

Значение художественно-эстетического развития личности как важнейшего рычага общественного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующее от человека повышенной творческой активности, напряжения всех его духовных сил. Эстетическая и художественная культура являются важнейшими составляющими духовного облика личности. В наиболее общем виде результатом художественно-эстетической культуры в педагогическом аспекте может выступать эстетико-поведенческий элемент культуры ребёнка, который реализуется в разных сферах человеческой деятельности (отношение к природе, эстетика общения, культура речи, изобразительное искусство). Для обеспечения качественного результата художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста необходимо поддержание в детях постоянного интереса и увлечённости народной культурой; разными видами искусства и окружающим; желание каждый раз выражать свои чувства, своё видение и отношение к миру в ярких художественных образах.

Сегодня, цель художественно-эстетического развития детей

дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования рассматривается в аспекте формирования основ художественно-эстетической культуры ребёнка, в результате которой у него формируется интегральное качество личности, характеризующееся гуманистической направленностью в художественно-эстетической деятельности, выражающейся в эстети-коповеденческих элементах культуры и создании продуктов собственного творчества в поликультурном пространстве.

Практика работы в дошкольных учреждениях показала, что эффективность педагогической деятельности по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста немыслима без ресурсного обеспечения, которое

понимается как необходимое информационно-методическое средство, позволяющее вывести всех участников образовательного процесса: «ДОУ – ребёнок– родитель» на качественно новый уровень компетентности. Полученные данные свидетельствуют о том, что в образовательном процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста наиболее приемлемы следующие педагогические ресурсы: музейный ресурс, медиаресурс в образовательной и досуговой деятельности, ресурс накопления представлений о народном и декоративно-прикладном творчестве, инновационный ресурс ИКТ (графический планшет в рисовании), художественная среда как культурный и субкультурный ресурс. Ресурсное обеспечение влияет на качество педагогической деятельности по совершенствованию художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе, что позволяет организовать творческое взаимодействие субъектов в разных видах художественной деятельности; вывести каждого педагога на новый качественный уровень развития личностных творческих инициатив, обеспечивая качество дошкольного образования, соответствующее государственным образовательным стандартам.

Согласно ФГОС дошкольного образования разработаны

целевые ориентиры по художественно-эстетическому развитию детей

дошкольного возраста, на которые должен ориентироваться педагог

дошкольного учреждения:

  • ребёнок овладевает основными общекультурными способами

приобщения к художественно-эстетической культуре, выступающей в качестве

информационно-познавательного аспекта жизни ребёнка;

  • ребёнок обладает способностью к выстраиванию ценностно-

эмоционального взаимодействия с миром как культурным средством, в

результате чего у ребёнка формируются личностные смыслы и складывается

целостная картина мира;

  • ребёнок обладает развитым творческим воображением в контексте

культуры творческого мышления как индивидуальным свойством личности,

проявляющимся в восприятии, осмыслении и преобразовании окружающего

мира посредством создания нового продукта собственного творчества,

обогащающего его детскую субкультуру;

  • у ребёнка развита мелкая моторика и зрительно-двигательная

готовность, которые связаны с формированием зрительно-двигательной

координации, что обеспечивает творческое решение изобразительных задач и

готовность к поискам новых способов композиционных изображений для

передачи целостности образов;

  • ребёнок проявляет любознательность и 1) склонен к наблюдению за

художественно-продуктивной деятельностью других людей, когда проблемное

поле ребёнка персонифицируется в образах педагога, народного мастера,

художника; 2) склонен к мысленному и художественному

экспериментированию с целью постижения сущности эстетических явлений,

где в свободной поисковой деятельности самостоятельно решает социальные,

познавательные, нравственные и художественные проблемы;

  • ребёнок накапливает элементарные представления об

изобразительных художественных материалах, техниках изображения

в процессе обучения, поисковой деятельности, накопления личностного опыта (сенсорные и художественные эталоны, знаки, символы, модели) на основе предметов и явлений окружающего мира и выразительных средств разных видов искусств.

Литература

1. Бутенко, Н.В. Теоретико-методологический регулятив

художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста:

теоретико-методологический аспект: монография [Текст] / Н.В. Бутенко. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 2012. – 410 с.

2. Лыкова, И. А., Буренина, А.И. Талантливые дети: индивидуальный

подход в художественном развитии (книга для педагогов и родителей) [Текст] / И.А. Лыкова, А.И. Буренина. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2012. – 144 с.

3. Майер, А. А. Организация взаимодействия субъектов в ДОУ:

учебно-методическое пособие [Текст] / А.А. Майер. – М.: Издательство

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 176 с.

4. Управление введением в действие Федеральных государственных

образовательных стандартов как основа непрерывности общего образования:

материалы Всероссийской научно-практической конференции [Текст] / в 2 ч.,

Ч.1. – Челябинск: ББОУ ДПО УМЦ, 2013. – 196 с.

5. Хуторской, А.В. Методика продуктивного обучения: пособие для

учителя [Текст] / А.В. Хуторской. – М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет«Художественно-эстетическое развитие дошкольников как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности»

Цель педсовета: совершенствовать работу  педагогов ДОУ  по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетическо...

Педсовет«Художественно-эстетическое развитие дошкольников как средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности»

Цель педсовета: совершенствовать работу  педагогов ДОУ  по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать потребность в познании методологических основ художественно-эстетическо...

Педсовет "Художественно-эстетическое развитие дошкольников в свете ФГОС"

Педсовет в форме викторины по художественно-эстетическому развитию в ДОУ позволяет в нетрадиционной форме систематизировать знания педагогов по рассматриваемому вопросу и наметить дальнейшие пути разв...

Педсовет «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

ЦЕЛЬ:-Совершенствовать профессиональные компетенции педагогов с помощью традиционных и нетрадиционных форм методической работы по развитию художественно-творческих способностей детей.    ...

Педсовет «Художественно-эстетическое развитие детей и создание комфортных условий для удовлетворения потребностей детей в самовыражении»

Педсовет «Художественно-эстетическое развитие детей и создание комфортных условий для удовлетворения потребностей детей в самовыражении»...