экологический проект "Вода добрый друг"
проект (младшая группа) на тему

Бельская Светлана Ивановна

Цель проекта: через различные виды деятельности формировать навыки бережного отношения к воде.                                                                                                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt.docx214.21 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Карелия                                                                                                             Муниципальное дошкольное образовательное учреждение                          Петрозаводского городского округа                                                                                              «Детский сад №57»

                     

Проект: «ВОДА – ДОБРЫЙ ДРУГ»                                                               экологический проект

Авторы проекта:                                                                                                       Бельская Светлана Ивановна, воспитатель,                                                                                      высшая квалификационная категория                                                                        Никонова Ирина Викторовна, воспитатель,                                                     первая квалификационная категория                    

Аннотация проекта:                                                                                                             Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Что же происходит с водой в нашем общем доме под названием «Земля»?
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.                                                                                                    Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение детьми изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию. Научив детей просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитываем аккуратность, но не навыки экологически грамотного поведения.                                                                                                                                                                 Пресная вода пригодна для питья и приготовления пищи. Она же используется для хозяйственных нужд: полив растений, мытьё посуды, машин, помещений, умывание, уход за животными, выплавка металла, изготовление тканей ...                                                                                                                                                     В человеке 90 частей из 100 – это вода, то есть организм человека большей частью состоит из воды. Вода нужна всему живому на Земле.                                                                                                                                          Вода находится везде – в океанах, морях, реках и озёрах, под землёй и в почве, может быть в виде снега и льда, облаков, тумана, пара, дождя, снега, подземных рек и озёр.                                                                                                       Общее количество воды на Земле не меняется. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах. Ограниченные запасы пресной воды сокращаются из-за загрязнения.                                                                                                    Информация из Интернета:                                                                                                                                                               •        97 % воды на планете – это солёные воды морей и океанов.                                                                                  •        3 % (то есть 39500 куб. км) – пригодны для человека.                                                                                       Запасы пресной воды распределены так:                                                                                                                                                          69-75 % – Арктика, Антарктика, Гренландия, горные ледники, айсберги.               24-30 % – грунтовые воды.                                                                                                                                                                   0,5 % – атмосферная влага.                                                                                                                                                            0,5 % – поверхностные воды.                                                                                                                                                 Большая часть запасов пресных вод находится в озёрах, их в России около 2 млн. На долю одного только Байкала приходится 88 % запасов пресной воды! Значительные ресурсы пресной воды в реках. Подземные воды распространены по всей территории России.                                                                                     Интересные сведения:                                                                                                                                                                                    •        Если использовать стакан при чистке зубов, то экономится 5 – 10 л воды.                                                   •        Из полностью открытого крана уходит до 15 л воды в минуту.                                                                        •        При мытье автомашины из шланга расходуется до 200 л воды.                                                                      •        При подтекании воды в унитазе в сутки уходит 40 л воды.                                                                                       •        Для принятия ванны надо в три раза больше воды, чем для душа.                                                                     Из фильмов «Великая тайна воды» и «Вода» узнали, что:                                                                                                                 •        Доступной пресной воды в мире всего 0,5 % от мировых запасов.                                                                 •        1 млрд. людей в мире не имеют доступа к пресной воде.                                                                                   •        Вода – единственное вещество, без которого невозможна жизнь на планете Земля!                                                                                                                                       Поэтому мы выбрали тему исследования: "Вода добрый друг".  Главная цель проекта – сформировать бережное отношение к воде. Целевой аудиторией проекта станут воспитанники 2 младшей группы детского сада №98 «Сказка» и их родители, поскольку бережное отношение к использованию природных ресурсов необходимо формировать с раннего детства. Реализация проекта предусматривает такие мероприятия, как НОД, конкурс плакатов «Берегите воду», оформление мини-музея «Царица –Вода», создание знаков «Закройте кран», детский праздник «Праздник воды или Капитошка». Также будет размещена информация по теме для родителей.

Кроме того, планируется провести информационную кампанию в других группах, направленную на рациональное обращение с водой и водными ресурсами.

Выполнение проекта позволит повысить осведомленность детей в вопросах сохранения и бережного отношения к водным ресурсам.                                                                Гипотеза: если подвести детей к элементарному осмыслению значения воды для всего живого и об ограниченных запасах пресной воды на Земле, то это позволит формировать навык бережного отношения к воде.                            Объект проекта: пресная вода                                                                                                 Предмет проекта: бережное отношение детей к воде                                                  Участники: воспитатели, дети 2 младшей группы и их родители                                                   Актуальность: : с какой стороны ни посмотри, вода - это великая ценность. Правильно в песне поётся: «… без воды и ни туды, и ни сюды». А умеем ли мы беречь её? Практика показывает недостаток осознанного, действенного отношения к ней.                                                                                                                  Цель: через различные виды деятельности формировать навыки бережного отношения к воде.                                                                                                            Задачи:                                                                                                                образовательные:                                                                                                                                    - расширять представления детей о значении воды для всего живого и об ограниченных запасах пресной воды на Земле                                                                                    - через исследовательскую деятельность расширить знания детей о свойствах воды                                                                                                                        развивающие:                                                                                                                                        - развивать интерес к познавательно- исследовательской  деятельности           воспитательные:                                                                                                                                              - воспитывать желание бережно относиться к воде                                                                  для педагогов:                                                                                                                                         - четко выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми                                                                                                                 - спланировать работу родителей над проектом                                                                - сформировать предметно-развивающею среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта, плакаты, фотовыставку, мини-музей                                                      - помочь ребенку добывать новые знания                                                                                        для родителей:                                                                                                                                       - выполнить совместные задания к проекту; принимать участие в конкурсе плакатов «Берегите воду», в пополнении развивающей среды, в  пополнении экспонатами мини – музея «Царица – Вода»                                                                 Предполагаемые  результаты проекта:                                                                                    - повышение интереса у детей к окружающему миру; воде, как к великой ценности для всего живого;                                                                                                   - осознанное действенное отношение к воде                                                                Для педагогов:                                                                                                                         -Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов.                           -Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по эколого-познавательной деятельности дошкольников.                                         -Личностный и профессиональный рост.                                                                       -Самореализация.                                                                                                          Для родителей:                                                                                                                    -Привлечение к совместной реализации проекта                                                                      Тип проекта: долгосрочный                                                                                      Вид проекта: познавательно-исследовательский                                                                                 Обеспечение проекта:  мини-музей «Царица Вода», иллюстрации по теме, дидактические игры, оборудование для исследовательской деятельности, конспекты НОД, плакаты на тему «Берегите воду», художественная литература по теме, методическая литература, картотека игр по теме, картотека опытов с водой, мультимедиа презентации.                                                                                                                                 Принципы реализации проекта:                                                                                                                  -Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и своевременной воспитательно-образовательной работы.                                             -Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.                -Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.                                                                  -Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.                                                                      -Принцип системности. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.                                                                                                                                           -Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.  

                                           

Анализ развивающей среды                                                                                       Программно – методическое обеспечение :                                                                                              Наличие программ и технологий:                                                                                                                       - «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, 2005 г.,                                                                                                                                                - Программа «Юный эколог»        С. Н. Николаевой, 2005 г.,                                                  - Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», 2005 г.                                                                                       - Методическое обеспечение: методические, и периодические издания.                                                  - Конспекты НОД и развлечений, сборники экологических сказок.                                                   Материально – техническая база :                                                                                                           - Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;                    - в группе есть уголок природы                                                                                                                          - наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, мультимедиа презентации                                                             - библиотечка книг с экологическим содержанием;

Этапы реализации проекта:  

 Подготовительный этап:                                                                                                              1. Подборка материала, пособий, литературы по теме.                                                        2. Проведение бесед с детьми в отношении расходования воды: «Кому нужна вода», «Зачем беречь воду», «Значение воды в нашей жизни».                                                   3. Чтение детям сказок, рассказов о воде: Б.Заходер «Что случилось с водой»,      Н.А.Рыжова «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели реку».                                                                                                                                          4. Беседы по содержанию прочитанных текстов.                                                        5. Загадки и чистоговорки о воде и ее различных состояниях.                                                                6. Разучивание стихотворений песен о воде.                                                                 7. Рассказывание экологических сказок о воде.                                                                    8. Практическая деятельность: вырезание из цветной бумаги «капелек воды», изготовление знака «Закрывайте кран»                                                                                    9. Привлечение родителей к проведению конкурса на лучший плакат «Берегите воду», пополнению развивающей среды, созданию мини – музея «Царица Вода».

Основной этап:                                                                                                              

Раздел плана

     Форма работы

Сроки

Область Познание

Область Художественное творчество

Область Физическая культура

Область Познание       ФЭМП

Область Музыка

Работа с родителями

Область Ознакомление с художественной литературой

Область Коммуникация

НОД «Вода - добрый друг»                                                                                                    НОД  «Сказка про Капельку     НОД «Водичка – водичка» мультимедиа презентация : «Берегите воду!»

Ситуации, общение:                             -Письмо от грязнули.                                      -Как Мойдодыр подарил Ване мыло.                                                                   -Как котёнок умывался.                       -Отчего у Фенечки румяные щёчки.                                                         -Опять Хрюша заболел.                           -К нам пришла Замарашка.                      -Где купается пчела Майя.                        -Как утёнок испугался воды?                  -Малыш и Карлсон ловят рыбу.    -Как поливальная машина искупала асфальт.                               -Для чего папа принёс надувной круг?

Опыты с водой:                               «Умеешь ли ты правильно пользоваться водой»                             «Есть ли форма у воды?» «Какого цвета была чистая капелька?»                                                    «Что происходит с капелькой зимой?»                                                «Чем снежинки отличаются от льдинок?»                                            «Какого цвета снежинка и льдинка?»                     мультимедиа презентации:                                «Делаем облако?»                  «Волшебные баночки»           «холодная вода тяжелее теплой»                                    

Дидактические игры:   «Экологическая игра»    «Положи камешки на дно»   «Разведчики»                          «Мир звуков»

Рисование:                                               НОД  «Дождик босиком по земле прошел…»                         Конструирование:                    НОД «Лягушки»                      Аппликация:                                       НОД «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой»

Упражнения по рисованию (индивидуальная работа):    «Раскрасим тучку»              «Раскрасим зонтик»                «Рисуем дождик»                  «Ручеек»

Физкультурное развлечение «Веселый дождик»       Подвижные игры:                   «Ай-гу-гу-гу-гу»                    «Ходят капельки по кругу»

НОД  «Счет количественный и порядковый в пределах 5»

Тема: «Путешествие к реке»

НОД «Дождик, дождик, дождик лей»,                                          прослушивание аудиозаписей по теме, исполнение песни «Дождик» ( рус. народ. мелодия, обр. Г.Лобачёва) ,          развлечение «Праздник воды или Капитошка»                        

оформление мини- музея «Царица -Вода»                      Конкурс плакатов  «Берегите воду»     (подведение итогов на родительском собрании)           Индивидуальные задания – пополнение развивающей среды: иллюстрациями по теме «Вода», изготовление дидактических игр.             Информация для родителей: «Почему воду нужно беречь»

Чтение художественной литературы по теме: Б.Заходер «Что случилось с водой»,      Н.А.Рыжова «Жила-была речка», «Волшебница вода», «Как люди обидели реку», загадки, разучивание стихов, экологические сказки «Сказка про Капельку», «Королева – Вода»                                                                                                                  

НОД «Водичка, водичка…»  ситуации, общение                             разучивание стихов, чистоговорки

апрель

режимные моменты

В течение апреля

Апрель

Ежедневно

Апрель

Прогулка

Апрель

Апрель

конец апреля

февраль – март

март – апрель март – апрель

апрель  

апрель

в ходе режимных моментов

Заключительный этап:

  1. Развлечение «Праздник воды или Капитошка»                                                                                                                              2.   Подведение итогов конкурса плакатов «Берегите воду»                                             3.  Пополнение развивающей среды по теме

4.Оформление в группе мини-музея «Царица-Вода» и проведение экскурсий для детей других групп детского сада                                                                   5. Как итог сформулированы правила бережного отношения к воде:                                                                                                                                                         Обращай внимание, не течет ли зря вода из крана дома. Если ты заметишь такое, закрой кран.

Бывает, мы расходуем много воды бесполезно, не замечая этого. К примеру, ты моешь руки, умываешься под сильной струей. Прикрой немного кран. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.

Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот. Сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережешь!

Если вода течет из-за неисправности крана или колонки, надо сразу же сообщить взрослым.

Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины.

Практическая значимость результатов 

Опыт обобщен и представлен для пользования другими педагогами.                         Проект обеспечен современными инновационными технологиями.

В ходе реализации проекта мы (педагоги и родители) расширяли знания детей о воде, знакомили со свойствами воды, нацелили на рациональное использование воды, бережное отношение к ней. Пусть не все дети группы, но некоторые из них не пройдут мимо включенного крана,  будут бережно относиться к воде. Это является маленьким вкладом в воспитание  экологически грамотного человека. Ведь, прежде  чем изменить мир, начни изменять себя.                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как стать добрее друг к другу

Жестокость детей по отношению к другим детям и взрослым часто является результатом поведения его родителей и родственников. Часто ли вы проявляете внимание к другим людям, хвалите или благодарите их, ...

Консультация для родителей «Будьте добрее друг к другу»

Консультация для родителей о воспитании доброжелательности у детей дошкольного возраста....

Экологический проект "Лук-наш добрый друг"

Проект по экологическому воспитанию "Лук-наш добрый друг" предназначен для детей 4 лет. В проекте описаны цели, задачи, актуальность данного вопроса. Прилагается переспективное планирование ...

Благотворительная акция «Добром друг друга согреем»

Считается, что спонсорами могут быть только очень богатые люди и организации, но это не так, каждый человек может внести посильный вклад в решение социально-значимых задач стоящих перед обществом. Вот...

Проект «ДАВАЙТЕ БУДЕМ ДОБРЕЕ ДРУГ К ДРУГУ!»

Проект ориентирован в конечном итоге на решение одной главной проблемы – социализация детей-инвалидов и воспитание толерантного отношения к ним в обществе....

Акция «Доброму другу –добрую книгу» 2 младшая группа

Дети и родители участвовали в доброй акции "Доброму другу-добрую книгу"...