Доклад "Приобщение детей к русским народным традициям"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Духовно-нравственное воспитание у детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

,Презентация « Приобщение детей к русским народным традициям»

« Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ».

В последнее время  в следствии продолжающихся кризисных явлений жизни во всех сферах нашей общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения. Поэтому  в настоящее время в период нестабильности в обществе возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням к таким вечным понятиям как религия, духовное воспитание, род, родство, Родина, нравственное воспитание детей. В нашем детском саду мы ставим

 перед собой цели и задачи:

.1. Открытие целостного мира русской народной культуры (ознакомление детей с культурным наследием предков, историей, фольклором, философией, педагогикой, художественным трудом, этнографией).

2. Формирование представления о богатстве, разнообразии, благородстве, нравственности и красоте культуры народа.

3. Возрождение генетической памяти.

4. Формирование простейших навыков в области прикладного искусства и развитие творческих способностей.

 5. Повысить патриотическое воспитание ребёнка.    

 6.  Усилить влияние народных подвижных игр на состояние здоровья у детей.

     С помощью устного народного творчества – это сказки,  пословицы, поговорки, загадки и т.д. доносим до детей ценность русского языка. Именно в устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственное воспитание, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Е.И.Тихеева говорила: «Чем чаще ребёнок слышит сказки, пословицы, поговорки, песни тем в большей степени воспитывает он гармонию слов, определений, и выражений».

     Привитие детям любви к родному краю, селу мне помогают занятия по патриотическому воспитанию. В нашем детском саду мы проводили конкурс по патриотическому воспитанию. Я составила занятие в содержание которого

вошло ознакомление детей с историей возникновения нашего села, демонстрационный материал взяла в местной Вольненской сельской библиотеке. А также сделала макет старинного казачьего подворья, с помощью которого дети реально имеют представление о жизни наших предков.

     Приоритетным направлением деятельности нашего ДОУ является ознакомление с русскими народными традициями и поэтому, у нашего коллектива возникла идея создания своего мини – музея национальной культуры. Для того чтобы в окружении старинных предметов быта, дети знакомились с особенностями жизни русских людей далёкого прошлого.

Все вместе взялись за дело: сотрудники детского сада, родители, жители нашего села все принимали участие в создании нашего музея. Мы собрали

много старинных предметов быта. Изба у нас удалась: сделали русскую печь

из коробок, красный угол с образами, зыбка, лавки, старинная утварь: горшки, самовары, орудия труда из дерева (прялка). На полу разостланы домотканые половики. И даже сделали кукол, олицетворяющих семью,

родители и дети, одетые в русские народные костюмы. Теперь мы проводим экскурсии в наш музей с детьми, не выходя за пределы детского сада. Дети с интересом не только рассматривают, но и берут в руки наши экспонаты.

     Но, как известно дети очень любят движение. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя  у них устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально – положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.

Игра – это школа воспитания, поэтому в своей работе я использую народные игры, как на занятиях, так и на прогулках. Это такие игры, как «Бычок пёстренький», «Горелки», «Уточка и селезень», и т.д.

     Следующим направлением в работе, которое хотелось выделить, является знакомство детей с народным декоративно – прикладным творчеством и использование народных мотивов в продуктивной деятельности детей. Мы знакомим детей со всемирно известными  видами росписей: Гжель, Хохлома, Жостов, Городецкой и другие росписи. Мы не только даём представление о русском народном искусстве, но и побуждаем детей использовать элементы народных орнаментов в своих работах, фантазировать в рисунках на темы русских народных сказок и былин. Немаловажное значение в данной работе имеет привлечение семей наших воспитанников к знакомству с русскими традициями, для этого утраиваем выставки поделок детей и родителей.    

Награждая победителей благодарственными письмами. Детям очень приятно видеть их общие поделки при этом они испытывают гордость и уважение к своим родителям.

     Следующей задачей приобщения детей к народным традициям является знакомство с традиционными русскими обрядовыми праздниками. Это даёт приобщение к культурным ценностям и достижениям народа, воспитание духовности, национальной самобытности, восприятие красоты и гармонии.

С помощью праздников осуществляется  связь поколений, укрепляются межличностные взаимоотношения в группах людей, восполняется дефицит общения, удовлетворяются эмоциональные и психологические потребности людей. Образный поэтический язык обрядности является одним из средств исконно народной педагогики, этики и эстетики, с помощью которых всегда просто, мудро и ненавязчиво от поколения к поколению передавались всем понятные истины, нормы человеческого общения. И в настоящее время народные обрядовые праздники не потеряли своего общения. Ежегодно в нашем детском саду проходят интересные и незабываемые праздники, которые издавна отмечал русский народ. Это зимние Святки, Рождественские гуляния, Масленица, Пасха ит.д. Также мы знакомим детей с традициями русского чаепития, поеданием блинов, угощением пасхальными куличами и яйцами. На праздниках дети одеваются в русские народные костюмы. Поют русские народные песни, частушки, играют на народных инструментах.  Родители имеют возможность посещать и принимать участие в фольклорных праздниках, и принять в них активное участие.

     В результате проделанной нами работы по возрождению русских народных традиций, мы имеем конечный результат.

  1. Дети знают свою родословную в трёх поколениях.
  2. Знают историю возникновения родного села.
  3. Знают способы изготовления, и составления разных видов русского – народного костюма применяя разные народные росписи.
  4. Имеют представление о быте, традициях,  обычиях русского народа
  5. Знают наизусть часть устного  народного творчества – это сказки, пословицы, потешки, поговорки, песенки и загадки.
  6. Знакомы с православными, христианскими праздниками с их правилами празднования, обычиями, традициями и обрядами.

Вот такую работу мы проводим в нашем детском саду по возрождению русских народных традиций.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение МО «Кошехабльский район» Детский сад №13.

Презентация по теме

«Приобщение детей

к русским народным

       традициям».

                                                                   Воспитатель:

                                   Никулина

                                                                      Светлана

                                                                      Николаевна

          2016 год        

     

     

     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание детей в русских народных традициях"

Консультация для воспитателей...

Презентация проекта. Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»

Знакомство детей с русскими народными традициями через проект «Русский пряник»...

«Игрушечных дел мастера» Приобщение детей к русским народным традициям Методическая разработка Мастер- класс по изготовлению русской народной тряпичной куклы для родителей и педагогов

        Дошкольное детство - уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своим...

Консультация "Приобщение детей к русским народным традициям и художественно-эстетическое воспитание детей"

Приобщение детей к русским народным традициям и художественно-эстетическое воспитание детей...