Конспект развлечения для детей подготовительной группы по духовно – нравственному воспитанию:приобщение детей к русским народным традициям «Зимний вечер на Николу»
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Колесова Светлана Александровна

Развлечение  поготовлено и проведено при участии музыкального руководителя Филипповой Натальи Сергеевны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования и молодежной политики

администрации Городецкого муниципального района Нижегородской области

муниципальное дошкольное образовательное учреждение                                                             «Детский сад комбинированного вида №14»

Конспект развлечения                                                                                                               для детей подготовительной группы детского сада                                                                        по духовно – нравственному воспитанию:                                             приобщение детей к русским народным традициям

«Зимний вечер на Николу»

        Выполнили:

воспитатель Колесова                          Светлана Александровна,

музыкальный руководитель

Филиппова Наталья Сергеевна

г. Городец, 2015г.

Цель: знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа на примере дня Святого Николая.

Задачи (интеграция образовательных областей: физическое развитие (Ф), познавательное развитие (П), социально – коммуникативное развитие (СК), художественно – эстетическое развитие (ХЭ), развитие речи (Р):

Образовательные:

  •  Расширять кругозор посредством приобщения к искусству и национальной культуре (П).
  • Откликаться на происходящее, регулировать проявление эмоций, соотносить их с общепринятыми способами выражения (СК).

Развивающие:

  • Обогащать память детей, интеллектуальные возможности, их творческую активность, фантазию, воображение, инициативность, произвольность (П).
  • Формировать художественный вкус (ХЭ).
  • Развивать интерес к художественному слову (Р, ХЭ).
  •  Развивать речь детей. (Р) 

Воспитательные:

  • Воспитывать дружеские качества, культуру общения (СК).
  • Воспитывать  любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры (СК). 

Оборудование: 

декорации: изображения зимней природы, искусственная елочка ;

техническое обеспечение:  фортепиано, музыкальный центр, ноутбук, фонограммы  инструментальной музыки для оформления НОД; презентация «Николай Чудотворец».

костюмы: снежинки – 6 шт.,шаль-2шт. ;

материал: елка, «золотые яблочки (шары)», сделанные из картона или бумаги золотистого цвета по количеству детей; лошадка на палке, готовая выпечка.

Виды детской деятельности: музыкальная, двигательная, игровая, коммуникативная, познавательная.

Методы: наглядные, словесные, практические.

Предварительная работа:

  • разработка конспекта НОД, подбор фоновой музыки;
  • проведение тематических НОД по теме «Зима» и «Новый год»,
  • рисование детьми на тему «Зима» и «Новый год»;  
  • разучивание музыкального репертуара
  • раскрыть понятие «чудо», объяснить смысл поговорок;
  • чтение рассказа о жизни Святого Николая.

Содержание  НОД.

Организационный момент.

Под музыку входят в зал, садятся на стулья

Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся с гостями!

 Ребята, давайте улыбнемся друг другу, чтобы у нас было только хорошее настроение!

Ребенок:   Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.

Ребенок:  Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года? (Зима)

Воспитатель:  Вы любите зиму? А за что вы ее любите? (ответы детей).

Наконец-то выпал снег,
Он пушистый, белый!
В парке - сотня человек,
Всем нашёл он дело:
Кто на лыжах побежал
Средь берёз и елей;
Кто-то шею в плечи вжал,
Было чтоб теплее;
Кто-то лепит снежных баб,
Кто-то снежный замок.
Кто ворчит, а кто-то рад:
- Ах, какой подарок!

Воспитатель:  Конечно же все дети очень любят зимние забавы и игры со снежком. Ребята, давайте тогда споём песенку про снег.

Песня «Белый снег, белёшенький» авторы неизвестны

Воспитатель:  Зима - это самое сказочное и волшебное время года потому, что к нам приходит наш любимый праздник - Новый год! И конечно именно под Новый год случаются разные чудеса!

    Ой, летят, летят снежинки
    Белоснежные пушинки

    Это зимушка-зима
    Рукавами повела.  

«Танец снежинок» муз. А. Рыбникова

Инсценировка                                                                                                                 Мальчик и девочка, проходят между снежинками                                                        к центральной стене и садятся на ковер

Воспитатель:  Зимние дороги покрылись снегами, а окна — узорами. Ночью завывает ветер, а луна на небе почти прозрачная. Прошла уже половина декабря, приближаются любимые зимние праздники.

Саша радуется: Алёнка, скоро надо украшать ёлку, будут веселье, подарки, сладости! Уже близко Новый год! А зачем ты взяла бумагу и цветные ручки? Кому хочешь написать письмо?

Аленка: Я пишу святому Николаю...

Саша:(Саша удивлённо пожимает плечами) А кто этот святой Николай ? Волшебник что-ли?

Алёнка: А разве ты не знаешь? Хочешь, узнать о нём? Тогда давай послушаем и посмотрим…

                                     Презентация «Николай Чудотворец»

Рассказывает  воспитатель

1 СЛАЙД – Святой Николай - любимый всеми святой. Ещё издавна наши предки обращались к нему, этому святому, за помощью, и он всегда помогал тем, кто обращался к нему с верой и любовью.

Когда-то давным –давно в одном городе жил священник Николай. Николай на протяжении всей своей жизни всегда помогал людям. Бедные, больные, одинокие, терпящие бедствие – всех брал он под свою защиту!

За свою жизнь он сотворил для людей много разных чудес. За это они его прозвали Николай Чудотворец. Об одном из таких чудес я хочу вам рассказать.

2 СЛАЙД – Однажды  шёл через село путник. Была зима, стояли крепкие морозы. Постучал он в дом и спросил, не примут ли его на ночлег. А в этом жила большая семья. Несмотря на то, что в доме места было мало, хозяйка пригласила путника в дом. Его накормили, напоили и оставили переночевать. Дело было под Новый год. В доме уже стояла большая ёлка. Но эти люди были настолько бедны, что у них не было игрушек, чтобы украсить её.

Рано утром потихоньку, чтобы не беспокоить гостеприимных хозяев, гость встал и пошёл дальше своей дорогой. Это и был Чудотворец  Николай.

3 СЛАЙД – Чуть позже встала вся семья. Каково же было их удивление, когда они увидели перед своим камином мешок. Они заглянули внутрь, а там лежали золотые яблоки, оставленные путником в подарок за гостеприимство и ночлег. Дети тут же нарядили свою ёлку этими красивыми яблоками.

4 СЛАЙД – Вот с тех пор люди стали украшать новогоднюю ёлочку круглыми яблоками, потом, гораздо позже – разноцветными шарами, напоминающими нам ту старинную легенду о золотых яблочках.

Воспитатель:  Ребята, а вы любите украшать ёлку к Новому году ? (ответы детей)Тогда предлагаю вам украсить нашу ёлочку золотыми шариками, которые мы сделали своими руками.

Дети наряжают елку «золотыми яблочками(шарами)»

Воспитатель:  У нас получилась настоящая новогодняя ёлка. И ,я думаю, сейчас самое время завести  хоровод.

Хоровод «Зима-красавица».

Воспитатель: Николин день -19 декабря-  на Руси праздновали особенно торжественно. Люди всей семьёй ходили в храм, чтобы поблагодарить Святого Николая  за его добрые дела. А дома хозяйки готовили праздничный обед, приглашали в дом гостей. Празднование продолжалось гуляньем, музыкой, весельем, катанием на санях.

-Ребята, давайте и мы повеселимся и поиграем в русскую народную игру.

Музыкальная игра «Как на тоненький ледок…» обр.М.Иорданского  

Дети садятся на стулья

Воспитатель: В день Святого Николая народ не только играл и развлекался. По погоде на зимний Николин день приметливые наши предки, судили о предстоящей зиме и о будущем лете. И наши ребята тоже знают такие приметы.

Ребенок:  На Николу Зимнего первые морозы,
Разукрасят инеем ветки на березах.
Заметет дорогу змейками пурга,
К нашему порогу принесет снега.

1 ребенок:  Первые морозы - Никольские.

2 ребенок:  Иней на Николу - к урожаю.

3 ребенок:  Подошел бы Николин  день, будет и зима.

4 ребенок:   На  Николин  день след заметает - дороге не стоять.

5 ребенок:   Перед Николой иней – овсы хороши будут.

6 ребенок:  Хвали зиму после Николина дня.

7 ребенок:  Никола на реках мосты мостит, деревья трещать заставляет.

На экране появляется икона «Николая чудотворца»

Воспитатель: А теперь посмотрите, как изображен святой Николай на иконах, которые вы можете увидеть в храме, у бабушки и во многих домах. Он добрый, но одновременно торжественный и строгий. Николай Чудотворец спускается с небес, на заснеженную русскую землю и смотрит, не нужна ли кому помощь? Всем он дарит свою любовь, заботу, поддержку и помощь. Святой Николай всем сердцем любил детей и каждому хотел подарить хоть капельку своей любви.

(Рассказ сопровождается показом слайдов)

Существует поверье о том, что ночью, когда звезды напевали колыбельную, к каждому ребенку приходил святой Николай Чудотворец и оставлял под подушкой подарки. Иногда к подарку привязывал серебряный прутик – напоминание непослушным детям. Чтобы получить в подарок не прутик , а сладость, дети весь год должны быть послушными ,помогать взрослым, уважать старших.  Так святой Николай стал прародителем Деда Мороза, который каждый год приходит к детям накануне праздника и дарит подарки.

Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы получить к Новому году подарки? (Да) А какие хорошие дела и поступки вы совершали? Давайте о них вспомним.(Ответы детей) Молодцы! Так много хороших и добрых поступков вы совершили и, я думаю, заслужили подарки. Вы можете написать или нарисовать письмо и попросить подарок у Николая Чудотворца  за свои хорошие дела. А ещё я знаю, что наши ребята выучили стихи к Николиному дню.

 Ребенок: Неделю ребята учились, читали,

                 Старались и маме во всём помогали.

                 За это святой Николай ребятишкам

                 Подарит конфеты и яркие книжки.

Ребенок:  Любит деток Николай!

                  Ты о нем не забывай,

                  Будь же ты всегда послушен,

                  И со всеми очень дружен!

Ребенок:  Помогай другим ребятам,

                  И животным, и зверятам,

                  Мир люби и береги,

                  Быть счастливым помоги!

Ребенок:  И Святой тебя услышит,

                  И письмо тебе напишет,

                  Очень скоро он придет,                                    

                  И подарок принесет!

Воспитатель:  Традиционно на день святого Николая Чудотворца хозяйки пекли сладкие пряники. Их так и называют - «николайчики». Они такие вкусные и сладкие, что их рады получить и дети, и взрослые.

                         Испекла я из муки нового урожая пряники - «николайчики».

                          Над селом дымки плывут, пряники в домах пекут.

                          Всех гостей вы угостите, пряники им подарите.

Воспитатель раздает «николайчики» детям и гостям, ей помогают 2-3 ребенка.

Воспитатель:  Чудотворец Николай!

        Ты о нас не забывай!

        Дай нам радости скорей,

        И здоровья не жалей!

        А тому ,кто добр и смел,

        Силы дай для добрых дел!

        Дай нам света и тепла,

        Мира, счастья и добра!

        Пусть звучит сегодня смех,

        Дай всего-всего…для всех!

- Вот и подошло к концу наше занятие. Ребята, надеюсь, что вам было интересно и вы узнали что-то новое. А теперь мы попрощаемся с нашими  гостями и я приглашаю всех ребят отправиться в группу  на чаепитие с пряниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»

Приобщение детей к традициям своего народа, к  культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»

Модифицированная программа «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»Предлагаемый опыт кружковой деятельности  фольклорного кружка могут быть внедрены в работу учр...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию «Приобщение детей к истории русского народа. Матрёшка» во второй младшей группе.

Открытое занятие было проведено как интегрированное .Занятие было интересным и увлекательным для детей и пришедших гостей. Занятие было показано на район....

»Пришла Коляда-отворяй ворота...” Духовно-нравственное воспитание, приобщение к истокам русской народной культуры.

Одной из главной традицией славянского народа были народные праздники,гуляния. Красочные и каллоритные мероприятия всегда привлекали своей небывалой душевной красотой . Столетиями предки сохраня...

Консультация для родителей «Воспитание духовно-нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки»

Консультация для родителей "Воспитание духовно - нравственных качеств у детей посредством русской народной сказки"...

Конспект совместного театрализованного представления детей подготовительной группы с нарушением слуха и родителей. Театрализация по русской народной сказке «Теремок»

Цель:Создать условия для установления эмоционального контакта «ребенок-родитель», родитель – педагог» посредством включения в совместную деятельность....