Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию «Приобщение детей к истории русского народа. Матрёшка» во второй младшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа) по теме

Савельева Ирина Владимировна

Открытое занятие было проведено как интегрированное .Занятие было интересным и увлекательным для детей и пришедших гостей. Занятие было показано на район.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Поныровский детский сад «Ромашка»

Самоанализ

открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию

«Приобщение детей к истории русского народа. Матрёшка»

во второй младшей группе.

Подготовила воспитатель:

Савельева И.В.

п. Поныри 2018г.

Уважаемые коллеги!

Вашему вниманию было представлено занятие по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе.

На занятие присутствовала подгруппа из 10 детей. В данной подгруппе, как вы смогли отметить, дети с разным уровнем развития. И поэтому я старалась осуществлять индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребёнку. 

Занятие проводилось в соответствии подготовленного конспекта. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному возрасту детей.

Цель занятия:

- приобщить детей к народным традициям, закрепить понятие о значении русской печи на Руси, познакомить детей с народной игрушкой,  Матрёшкой.

Задачи:

 -Воспитывать любовь к русским традициям;
- Формировать эстетическое отношение детей в процессе интеграции различных видов деятельности (словесной, художественной, музыкальной), умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира.
- Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.

- Обогащать активный словарь детей словами: деревянная, расписная, яркая.

- Формировать умение аккуратно, наклеивать детали аппликации, доводить начатое дело до конца.

Занятие и подготовка к нему реализовывалось через интеграцию областей с использованием различных форм и методов работы, которые я выбрала исходя из поставленных образовательных задач.

Методы и приемы проведения занятия:

- практические: организационный момент, физкультурная минутка «Хоровод матрёшек», продуктивная деятельность «Аппликация русской народной игрушки Матрешки».

- наглядные: демонстрация, использование объектов и материалов (игрушка матрешка, готовый картонный образец матрешки).

- словесные: вопросы, рассуждения, ответы детей (индивидуальные и хоровые), объяснения, рассказывание сказки, похвала и поощрение детей.

Структура занятия:

Организационный момент.

Создание мотивации и эмоционального настроя к образовательной деятельности.

3 мин.

Основная часть

Закрепление пройденного материала. Рассказывание сказки. Физкультурная минутка «Хоровод матрешек». Продуктивная деятельность «Аппликация русской народной игрушки Матрешки».

10 мин.

Заключительная часть

Выставка. Подведение итогов и оценка результатов образовательной деятельности (похвала всех детей за старание, индивидуально за активность, высказывания, предложения и т. д.). Сюрпризный момент: каравай от сударыни печки.

2 мин.

Демонстрационный материал: Стол накрытый скатертью, скамейка, Матрешка из 5 элементов. Каравай.

Раздаточный материал: 

иллюстрации с изображением Матрешки (пример), заранее вырезанные из бумаги силуэты Матрешек (по 1 на каждого ребенка, заготовки из цветной бумаги платочки и фартуки, клей карандаш, клеёнки, влажные салфетки.

Предварительная работа:

- Занятия по ознакомлению с русской избой её убранством, со старинными обычаями.

- Заучивание приветствия и прощания.

- Разучивание хороводного танца.
Мной была создана развивающая среда, которая способствовала вовлечению в совместную деятельность детей. На занятии создана спокойная, доброжелательная атмосфера.

В ходе занятия были соблюдены нормы СанПиНа, учтена умственная, физическая и эмоциональная нагрузки. Для успешного проведения образовательной ситуации были созданы соответствующие гигиенические и эстетические условия для деятельности детей: проветрено помещение, рационально размещено оборудование и атрибуты, максимально использовано пространство группы. Всё это оказало положительное влияние на детскую деятельность.

Все дети были активны, эмоциональны и заинтересованы в течение всей деятельности. В заключении проведена оценка деятельности детей.

Я считаю, что занятие состоялось. Была достигнута поставленная цель, выполнены все задачи.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Поныровский детский сад «Ромашка»

Конспект

открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию

«Приобщение детей к истории русского народа. Матрёшка»

во второй младшей группе.

Подготовила воспитатель:

Савельева И.В.

п. Поныри 2018г.

Цель занятия:

- приобщить детей к народным традициям, закрепить понятие о значении русской печи на Руси, познакомить детей с народной игрушкой,  Матрёшкой.

Задачи:

 -Воспитывать любовь к русским традициям;
- Формировать эстетическое отношение детей в процессе интеграции различных видов деятельности (словесной, художественной, музыкальной), умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира.
- Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, говорить в нормальном темпе.

- Обогащать активный словарь детей словами: деревянная, расписная, яркая.

- Формировать умение аккуратно, наклеивать детали аппликации, доводить начатое дело до конца.

Методы и приемы проведения занятия:

- практические: организационный момент, физкультурная минутка «Хоровод матрёшек», продуктивная деятельность «Аппликация русской народной игрушки Матрешки».

- наглядные: демонстрация, использование объектов и материалов (игрушка матрешка, готовый картонный образец матрешки).

- словесные: вопросы, рассуждения, ответы детей (индивидуальные и хоровые), объяснения, рассказывание сказки, похвала и поощрение детей.

Структура занятия:

Организационный момент.

Создание мотивации и эмоционального настроя к образовательной деятельности.

3 мин.

Основная часть

Закрепление пройденного материала. Рассказывание сказки. Физкультурная минутка «Хоровод матрешек». Продуктивная деятельность «Аппликация русской народной игрушки Матрешки».

10 мин.

Заключительная часть

Выставка. Подведение итогов и оценка результатов образовательной деятельности (похвала всех детей за старание, индивидуально за активность, высказывания, предложения и т. д.). Сюрпризный момент: каравай от сударыни печки.

2 мин.

Демонстрационный материал: Стол накрытый скатертью, скамейка, Матрешка из 5 элементов. Каравай.

Раздаточный материал: 

иллюстрации с изображением Матрешки (пример), заранее вырезанные из бумаги силуэты Матрешек (по 1 на каждого ребенка, заготовки из цветной бумаги платочки и фартуки, клей карандаш, клеёнки, влажные салфетки.

Предварительная работа:

- Занятия по ознакомлению с русской избой её убранством, со старинными обычаями.

- Заучивание приветствия и прощания.

- Разучивание хороводного танца.
 
Ход занятия.

Под русскую народную песню «Барыня» дети входят в группу.

Воспитатель:

День добрый, детушки-касаточки!

Дети, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло на занятие. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.(Воспитатель с детьми прикладывает правую руку к сердцу), и со словами:

Здравствуйте гости дорогие!

Гости званные, долгожданные!

(кланяются в пояс…)

Воспитатель (обращается к детям):

Проходите, не стесняйтесь.

Поудобнее располагайтесь.

(Воспитатель и дети садятся на лавки у печи.)

Воспитатель   

Ребята, а почему у нас в избе так тепло? Посмотрите сюда, что это? Русская печь. Давайте вспомним, что мы знаем о русской печи. Печь в русской избе самое главное. Без печи изба - не изба. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно.  Печь не только обогревала избу, на печи сушили одежду, обувь, на печи спали, на лежанке, чтоб тепло было, в печке пекли хлеб, готовили еду.  

А вы знаете, что раньше на Руси, когда ещё не было телевизоров, компьютеров, телефонов, да что говорить даже книги были не в каждой избе. Долгими зимними вечерами люди не скучали, каждый занимался своим делом и был настоящим мастером. А детушки малые, усаживались возле взрослых у печи и слушали сказки. Сегодня я хочу тоже вам рассказать сказку. (Слайд)

Всем ли видно?

Всем ли слышно?

Приготовьте ушки, глазки,

Расскажу сейчас вам сказку.

        В стародавние времена, когда люди еще в избах жили, (Слайд) и огонь в печи разводили, чтобы согреться и еду себе приготовить, (Слайд)жил мастер. (Слайд) Был он не богат, мастерил чашки, плошки, да ложки из дерева. И мечтал он сотворить что-нибудь такое, чтобы люди его запомнили, и его творением всю жизнь пользовались. Думал он, думал и ничего придумать не мог.

(Слайд)И была у этого мастера маленькая дочка.

      (Слайд)У девочки всё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. (Слайд)Играла девочка чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась.

Вот и просит однажды девочка своего отца: «Сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». (Слайд)Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку. (показывает матрёшку) И куколка такая ладная получилась. (Слайд)И надо ещё добавить, что куколка эта была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано пять штук.

(Слайд)Девочка на свою куколку наглядеться не могла. Назвала она её Матрёшка. Матрёшка была одета в сарафан, на голове у неё был покрыт платок, сарафан подвязан фартуком.  Ни на миг с ней расстаться не соглашалась. И спать с собой укладывала, и кормила-поила её, и нехитрые свои детские новости ей рассказывала. Отец нарадоваться не мог на свою дочку. И полетела весть о Матрёшке по всей Руси и за пределы её. Вот и сбылась мечта мастера.

Вот так ребята родилась матрёшка. Матрешка, старинная традиционная, народная игрушка. Её не случайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей. 

(Слайд)Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.

Ребята, вам понравилась сказка?

Назовите героев сказки?

Что сделал отец для дочери?

Как девочка назвала куклу?

Во что была одета кукла?

У мастера была мечта прославиться, сбылась она?

Смотрите дети, у меня тоже есть такие куколки. Давайте, её рассмотрим: они сделаны из дерева (даёт каждому для тактильного восприятия), значит они деревянные, расписные, красивые, яркие.

В старину любили водить хороводы. Давайте и мы все вместе встанем в «Хоровод».

(звучит «Ладушки дети водят хоровод)

А теперь сядем за столы. Давайте вспомним что о Матрёшке говорилось в сказке. (ответы детей).Я предлагаю сделать русскую народную куклу Матрёшку. Только не деревянную, а бумажную. Как в сказке говорилось, у Матрёшки был сарафан, платок, фартук и красивое личико (показать заготовки). Вот всё с вами у нас есть, только всё по отдельности, а нам нужно собрать всё вместе.
(Перед детьми лежат силуэты матрешек из цветного картона с готовыми личиками).

Дети смотрите я возьму силуэт Матрёшки, они все разноцветные, это уже одет на ней сарафан и личико у неё уже есть.

Я раздам вам детали. (воспитатель раздаёт платочки и фартуки из цветной бумаги)

Посмотрите я беру платок и приклеиваю где голова у Матрёшки. Затем я беру фартук, намазываю клеем и приклеиваю  ниже платка  примерно посередине. (всё сопровождается показом)

(Детям предлагается  приклеить на заготовки детали.)

Всё у вас получилось? Возьмите влажные салфетки и вытрите руки, а затем стол. (Готовые работы выставляются на доске)

 Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек получилось у нас.

Матрёшки мы подарим тем, кто заботится о нас и кого мы очень любим, своим мамам.

Вам было интересно?

- Что нового и интересного вы узнали ? О чём вы дома расскажете родителям?

Давайте вспомним, как восхваляли на Руси печь.

(Воспитатель начинает говорить, а дети подхватывают:)

Ой, ты, печка-сударыня,

Помоги нам барыня.

Ты свари, испеки, обогрей,

Освети, полечи и спаси.

В дом богатства неси.

Ай, качи-качи-качи!
Глянь, баранки-калачи!
Глянь, баранки-калачи
С пылу, с жару из печи. (воспитатель со словами достаёт пирог и угощает всех)

А на прощание у нас есть для гостей пожелания:
1 ребёнок: -Будьте здоровы, живите богато.

2 ребёнок: -Будьте в дому, как оладышек в меду.

3 ребёнок: -Дай Бог вам удачи.

4 ребёнок: -Житья вам, бытья и здоровья.

(Дети кланяются, прижав руку к сердцу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по духовно - нравственному воспитанию во II младшей группе по мотивам сказки «Репка»

Интеграция: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммутативное.Цель:обеспечивать условия для духовно-нравственного воспитания детей;создавать игровые ситуации, способствующ...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию в подготовительной группе «Дорогою Добра».

Тема занятия "Дорогою Добра"Занятие разработанно для формирования эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к окружающим через художественно-эстетич...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра».

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшей группы тема «Город добра» и слайды к зянятию....

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе «Знакомство с избой»

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей в средней группе «Знакомство с избой»...

КОНСПЕКТ Открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию во второй младшей группе «В гостях у бабушки»

Цель: Знакомство детей с  традиционно-бытовой культурой русского народа (избой, домашней утварью, народными обычаями)...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста "Цветок добра"

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста "Цветок добра" Цель: формировать представление детей о доброте как важном и ценном качестве человека.Цель: ф...

Конспект открытого занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Уроки доброты и вежливости»

Проблема духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения – тема очень важная и актуальная, ведь дошкольный возраст - период активного познания мира и человеческих ...