Статья "Воспитание ответственности - первый шаг к взрослой жизни"
статья ( группа) на тему

Гузева Елена Александровна

В статье рассказывается о воспитании чувства ответственности у детей, которое начинает закладываться в дошкольном возрасте в разные периоды:в 3 года,в возрасте 3,5 - 5 лет,  в 5 - 7 лет. Быть ответственным, значит уметь прогнозировать последствия,знать, какое поведение допустимо или наказуемо.О роли родителей, способных помочь детям разобраться в мире взрослых. Перечислены зоны ответственности дошкольника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Воспитание ответственности - первый шаг к взрослой жизни.

Родителям очень хочется, чтобы их дети выросли людьми, способными  нести ответственность за свои поступки. Чувство ответственности  закладывается  в детские годы.

Детям дошкольного возраста присуща небольшая степень развития самосознания. Быть действительно ответственным, значит уметь прогнозировать последствия, знать, какое поведение допустимо или наказуемо. Дошкольник к этому не готов. Ребенок постепенно овладевает нормами и правилами взрослого общества, благодаря чему и закладывается основа ответственного поведения. Однако родители склонны думать, что их ребенок "все понимает", но из упрямства, лени или вредности поступает не так, как от него требуют. Они пытаются добиться от ребенка того, что он в силу особенностей своего возраста дать не в состоянии. Двухлетний ребенок не способен уловить связь между своими поступками и наступившими последствиями. Он ориентируется на реакцию родителей, постепенно научается "правильному" с точки зрения родителей поведению. Подлинной ответственности ни за игрушки, ни за внешний вид требовать от него не стоит, это выше его возможностей. Малышу необходим взрослый, способный помочь ему разобраться в непростом мире взрослых.

О кризисе трех лет, сегодня, слышали все родители. Поведение ребенка чаще всего похоже на провокацию. Несмотря на то, что он хорошо  знает, что делать "нельзя", ребенок проверяет, а вдруг то что "нельзя" иногда "можно", очерчивая границы порицаемого и желательного поведения. Четко обозначенные границы позволят ребенку понять, какое поведение допустимо, а какое - нет. Находящийся в кризисе ребенок может казаться совершенно безответственным. Не надо  бояться, что малыш будет расти неуправляемым и безответственным человеком. Пройдет этот период, и личностный рост вашего ребенка станет очевидным. Главное стараться четко показывать  существующие правила, нарушать которые строго запрещено. Эти правила не должны зависеть от настроения взрослых  или поведения ребенка. То что "нельзя" должно таковым и оставаться.

Возраст 3,5-5 лет превосходно подходит для развития ответственного поведения. Конечно,  остается немало областей, где родители по-прежнему продолжают контролировать поведение ребенка  и подсказывают, как надо  поступить. Однако теперь уже можно выделить зоны ответственности. Например, ответственность за вещи и игрушки, простые домашние обязанности. Родители должны научить детей  нести личную ответственность за некоторые дела. В противном случае это может привести к безответственности, и ребенок привыкнет быть ведомым. В этом возрасте поступки, и чужие, и свои, оцениваются им исходя из последствий. Если поступок, внешне правильный, несет для него негативные последствия, то это приводит к тому, что поведение не закрепится. К примеру: малыш убирает игрушки, но не так, как это нравится маме и она, ворча и ругаясь, перекладывает их так, как это удобно ей. С точки зрения ребенка, после правильного поступка (уборку игрушек можно расценивать именно так), наступают негативные последствия (ведь мама недовольна). Вряд ли малыш будет и впредь складывать свои игрушки. Чувство ответственности за собственные вещи угасает, и уборка перепоручается маме. Рано или поздно она сама их уберет, главное подождать, ведь отругают в любом случае.

В возрасте 5-7 лет ответственность ребенка возрастает. Ребенок  уже понимает, какое поведение нравится, а какое - наказуемо. Сейчас дети учатся оценивать свои поступки уже не только по последствиям, но и по внутренним мотивам человека, который их совершил. К примеру, во время уборки девочка разбила вазу. Дети, более раннего возраста однозначно увидят лишь последствия - разбитую вазу, тогда как ребенок 5-7 лет сочтет действия девочки правильными (ведь она старалась помочь маме, следовательно, совершила хороший поступок, а ваза - это досадная случайность). Именно эта начинающая формироваться способность понимать и оценивать чужие и свои собственные внутренние мотивы является стержнем будущей ответственности. Причем у всех детей она формируется по-разному, у кого-то в пять лет, у кого-то в десять. Требовать от дошкольника высокого уровня ответственности неверно. Ребенок должен иметь свои "зоны ответственности", которые связаны сохранением опрятного внешнего вида, с личными вещами, бережным отношением к вещам, которые ему не принадлежат. Однако на уровне соответствующем его возрасту.

Взрослый уровень ответственности достигается в разном возрасте. Для кого-то в 17-18 лет, но, как правило, ближе к 25 годам. Чаше всего в этот период наступает осознание личной ответственности за свою жизнь.

                         Зоны ответственности дошкольника

Ответственность за собственную жизнь, безопасность и здоровье является одной из базовых. Ее развитие начинается около 2,5-3 лет. Здесь зоны ограничиваются родителями достаточно жестко: большая высота, горячие предметы, огонь, электричество.

Ответственность за поступки, связанные с благополучием людей. Детское стихотворение, которое знакомо всем нам учит: "Мама спит, она устала, ну и я играть не стала... " Ребенок должен уметь сознательно выбрать такое поведение, которое не будет мешать близким людям, если они болеют, устали, расстроены. Такое поведение закладывает основу для взаимоотношений с другими людьми.

Ответственность за домашних животных (если они есть). Простейшие обязанности: насыпать корм, налить воду.

Ответственность за свои вещи.

Ответственность за принятое решение и данное слово. Если обещал, то: игрушки надо убрать, уроки выучить, прийти домой во время, выпить лекарство...

Ответственность за успехи и неудачи. Маленький ребенок учится самостоятельно кушать, малыш постарше собирать пирамидку, а школьник принес домой пятерку и все это благодаря собственным усилиям.

Экологическая ответственность. Как правило, об этом большинство родителей забывают. И вот уже взрослый человек бросает на тротуар билетик, а на природе не найти чистого места, чтобы отдохнуть.

Разумеется, по мере взросления ребенка зоны и границы ответственности расширяются, но самое главное начать и вы вырастите замечательного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первый шаг во взрослую жизнь

Рано или поздно, но наш малыш становится старше, и наступает момент, когда ему нужно адаптироваться, вливаясь в новый коллектив.Как правильно поддержать кроху и самим пережить время адаптации, при это...

Памятка «Адаптационный период, первый шаг во взрослую жизнь»

В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится н...

Воспитание ответственности - первый шаг к взрослой жизни

Родителям очень хочется, чтобы их любимые чада выросли людьми, которые способны нести ответственность за свои поступки. Разумеется, чувство ответственности - характеристика зрелой личности, однако зак...

Ранняя профориентация дошкольника как первая ступень во взрослую жизнь

Будущее детей-дошколят предугадать трудно – впереди еще школьные годы. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось &ndash...

Выступление из опыта работы на тему_ «Ранняя профориентация дошкольника, как первая ступень во взрослую жизнь"

Рассматривая вопрос о ранней профориентации дошкольников, мы нередко сталкиваемся с вопросом – А нужно ли вообще развивать данное направление работы и целесообразно знакомить дошкольников с миро...