Памятка «Адаптационный период, первый шаг во взрослую жизнь»
консультация (младшая группа)

Елена Викторовна Бондарева

В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации.

 К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.

 Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

 Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка»

города Губкина Белгородской области

Памятка

 «Адаптационный период, первый шаг во взрослую жизнь»

Подготовила:

педагог-психолог

Бондарева Елена Викторовна

2019

В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации.

 К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.

 Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

 Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

 Три стиля, с помощью которых ребенок может адаптироваться к окружающей среде:

а) творческий стиль- ребенок старается активно изменять условия окружающей среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом, приспосабливается сам;

б) конформный стиль - ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства окружающей среды;

 в) избегающий стиль - ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним. Наиболее оптимальным, является творческий  стиль.  Наименее оптимальным - избегающий. При обобщении опыта мною были использованы методические разработки и рекомендации  Е. Арнаутовой,  Е.В. Жердевой, Л.В. Белкина, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Л.Г. Голубева, А.И. Мышкис.

Для достижения благоприятной адаптации необходимо решить следующие задачи:

 1. Оптимизировать процесс психологической адаптации  детей в ДОУ:

  - снизить уровень тревожности;

 - создание комфортной ситуации;

 - формирование социальной коммуникабельности

 2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации:

 -  снизить уровень заболеваемости воспитанников ДОУ;

 - поднять уровень физической культуры детей.

 3. Гармонизировать психологическую и физиологическую адаптацию.

 Учитывая вышеизложенное, в работе необходимо придерживаться следующих принципов:

 - принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям;

 - принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик;

 - принцип комплексности;

 - принцип творческой активности.

С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, проводится диагностика физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ.

  На следующем этапе работы  реализовалась система медико-психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей.

 Работа, во время адаптационного периода детей ведется по следующим направлениям:

 - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

 - формирование чувства уверенности в детях.

 Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А так он почувствует себя лишь тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет. Решению этой задачи, начиная с первого дня в детском саду, посвящается все первое полугодие. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство проводится в игровой форме.

 Для этого первое знакомство с воспитателями и детьми должно проходить в благоприятной, насыщенной   положительными   эмоциями   обстановке.   При   этом необходимо присутствие   обоих воспитателей группы и родителей детей.

 После представления нового члена детского коллектива проводится серия игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем товарище.

 Следующим ключевым моментом является знакомство с группой в игровой форме:

 В организацию адаптационного периода можно включать элементы театрализованной деятельности:

 - показ настольного театра «Теремок»,

 - драматизация сказки «Как собака друга искала»

 - инсценирование потешки «Курочка Рябушечка»

 - игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»

В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку.

 При общении с семьями воспитанников  должны учитыватся типы семейных отношений. Родителей необходимо сделать своими союзниками в вопросах адаптации.

 Основными формами работы детского сада и семьи являются:

 - консультации;

 - анкетирование;

 - родительские собрания;

 - беседы;

 - выставки;

- папки передвижки.

Адаптационный период считается законченным, если:

 • Ребенок ест с аппетитом;

 • Быстро засыпает, вовремя просыпается;

 • Эмоционально общается с окружающими.

 • Играет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Воспитание ответственности - первый шаг к взрослой жизни"

В статье рассказывается о воспитании чувства ответственности у детей, которое начинает закладываться в дошкольном возрасте в разные периоды:в 3 года,в возрасте 3,5 - 5 лет,  в 5 - 7 лет. Быть отв...

Первый шаг во взрослую жизнь

Рано или поздно, но наш малыш становится старше, и наступает момент, когда ему нужно адаптироваться, вливаясь в новый коллектив.Как правильно поддержать кроху и самим пережить время адаптации, при это...

Воспитание ответственности - первый шаг к взрослой жизни

Родителям очень хочется, чтобы их любимые чада выросли людьми, которые способны нести ответственность за свои поступки. Разумеется, чувство ответственности - характеристика зрелой личности, однако зак...

Ранняя профориентация дошкольника как первая ступень во взрослую жизнь

Будущее детей-дошколят предугадать трудно – впереди еще школьные годы. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось &ndash...

Выступление из опыта работы на тему_ «Ранняя профориентация дошкольника, как первая ступень во взрослую жизнь"

Рассматривая вопрос о ранней профориентации дошкольников, мы нередко сталкиваемся с вопросом – А нужно ли вообще развивать данное направление работы и целесообразно знакомить дошкольников с миро...