Главные вкладки

    Памятка «Адаптационный период, первый шаг во взрослую жизнь»
    консультация (младшая группа)

    Шубина Елена Викторовна

    В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации.

     К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.

     Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

     Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад комбинированного вида № 37 «Ягодка»

    города Губкина Белгородской области

    Памятка

     «Адаптационный период, первый шаг во взрослую жизнь»

    Подготовила:

    педагог-психолог

    Бондарева Елена Викторовна

    2019

    В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации.

     К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Ребенок может отказаться от еды, сна, общения со сверстниками и взрослыми, у него появляются нежелательные привычки.

     Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая «цена», которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяет необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.

     Поэтому необходимо помочь ребенку адаптироваться, привыкнуть к новым условиям существования, необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.

     Три стиля, с помощью которых ребенок может адаптироваться к окружающей среде:

    а) творческий стиль- ребенок старается активно изменять условия окружающей среды, приспосабливая ее к себе, и таким образом, приспосабливается сам;

    б) конформный стиль - ребенок просто привыкает, пассивно принимая все требования и обстоятельства окружающей среды;

     в) избегающий стиль - ребенок пытается игнорировать требования среды, не хочет или не может приспособиться к ним. Наиболее оптимальным, является творческий  стиль.  Наименее оптимальным - избегающий. При обобщении опыта мною были использованы методические разработки и рекомендации  Е. Арнаутовой,  Е.В. Жердевой, Л.В. Белкина, Р.В. Тонковой-Ямпольской, Л.Г. Голубева, А.И. Мышкис.

    Для достижения благоприятной адаптации необходимо решить следующие задачи:

     1. Оптимизировать процесс психологической адаптации  детей в ДОУ:

      - снизить уровень тревожности;

     - создание комфортной ситуации;

     - формирование социальной коммуникабельности

     2. Оптимизировать процесс физиологической адаптации:

     -  снизить уровень заболеваемости воспитанников ДОУ;

     - поднять уровень физической культуры детей.

     3. Гармонизировать психологическую и физиологическую адаптацию.

     Учитывая вышеизложенное, в работе необходимо придерживаться следующих принципов:

     - принцип соответствия возрастным и психологическим особенностям;

     - принцип последовательности и поэтапности внедрения и применения методик;

     - принцип комплексности;

     - принцип творческой активности.

    С целью обеспечения индивидуализации и дифференциации подхода к детям, проводится диагностика физического состояния и психологической готовности ребенка к посещению ДОУ.

      На следующем этапе работы  реализовалась система медико-психолого-педагогических мер, направленных на облегчение адаптации у детей.

     Работа, во время адаптационного периода детей ведется по следующим направлениям:

     - создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;

     - формирование чувства уверенности в детях.

     Одна из задач адаптационного периода - помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоится в новой среде, почувствовать себя увереннее, хозяином ситуации. А так он почувствует себя лишь тогда, когда узнает и поймет, какие люди его окружают, в каком помещении он живет. Решению этой задачи, начиная с первого дня в детском саду, посвящается все первое полугодие. Для формирования чувства уверенности в окружающем мире знакомство проводится в игровой форме.

     Для этого первое знакомство с воспитателями и детьми должно проходить в благоприятной, насыщенной   положительными   эмоциями   обстановке.   При   этом необходимо присутствие   обоих воспитателей группы и родителей детей.

     После представления нового члена детского коллектива проводится серия игр, закрепляющих в памяти детей информацию о вновь прибывшем товарище.

     Следующим ключевым моментом является знакомство с группой в игровой форме:

     В организацию адаптационного периода можно включать элементы театрализованной деятельности:

     - показ настольного театра «Теремок»,

     - драматизация сказки «Как собака друга искала»

     - инсценирование потешки «Курочка Рябушечка»

     - игра инсценировка «Сварим из овощей вкусный суп»

    В период адаптации взаимодействие воспитателя с родителями приобретает особое значение. Ни родитель, ни педагог не могут облегчить процесс адаптации в одиночку.

     При общении с семьями воспитанников  должны учитыватся типы семейных отношений. Родителей необходимо сделать своими союзниками в вопросах адаптации.

     Основными формами работы детского сада и семьи являются:

     - консультации;

     - анкетирование;

     - родительские собрания;

     - беседы;

     - выставки;

    - папки передвижки.

    Адаптационный период считается законченным, если:

     • Ребенок ест с аппетитом;

     • Быстро засыпает, вовремя просыпается;

     • Эмоционально общается с окружающими.

     • Играет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Детские игры - отражение взрослой жизни"

    Рассмотрены : воспитание дружеских отношений и как отражены поведение взрослых   в детской игре....

    Статья "Воспитание ответственности - первый шаг к взрослой жизни"

    В статье рассказывается о воспитании чувства ответственности у детей, которое начинает закладываться в дошкольном возрасте в разные периоды:в 3 года,в возрасте 3,5 - 5 лет,  в 5 - 7 лет. Быть отв...

    Первый шаг во взрослую жизнь

    Рано или поздно, но наш малыш становится старше, и наступает момент, когда ему нужно адаптироваться, вливаясь в новый коллектив.Как правильно поддержать кроху и самим пережить время адаптации, при это...

    Исполнительные функции и как они валяют на будущую взрослую жизнь ребенка

    Исполнительные функции — это общий термин для когнитивных процессов, которые управляют другими когнитивными процессами, регулируют и контролируют их....