Картотека подвижных игр по полоролевому воспитанию на основе русского народного фольклора
картотека (старшая группа) по теме

Новикова Елена Владимировна

Подвижные игры по полоролевому воспитанию на основе русского народного  фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kartoteka_podvizhnyh_igr.doc119 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с «Малыш »Зерноградского р-на

Картотека подвижных игр по полоролевому воспитанию на основе русского народного  фольклора

                                                             Составила:   воспитатель Новикова Е.В.

 1.Игра «Барашеньки» (игра со словом)

Дети, взявшись за руки, образуют круг. В середине водящий – Ваня.

Барашеньки, крутороженьки,

Дети, взявшись за руки, идут по кругу.

По горам ходили,

По лесам бродили.

Руки на поясе, топающим шагом идут по кругу.

В скрипочку играли,

Ваню потешали.

Останавливаются, поворачиваются в круг лицом, имитируют игру на скрипке.

Ваня, Ваня, простота

Руками показывают на Ваню.

Купил лошадь без хвоста.

Упираются кулачками в бока.

Выполняют пружинки с поворотами.

Сел задом наперед

Прыжком разворачиваются лицом из круга.

И поехал в огород.

Выполняют пружинки, руки держат  «поводья».

С окончанием текста Ваня догоняет детей, они убегают на места.

                       

Игра «Карусель» со словами:

Еле – еле, еле – еле,    -        Дети идут медленно,

Закружились карусели    -   затем переходят на бег.

А потом, потом, потом,

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише,  тише, не спешите,  - Замедляют бег, переходят на ходьбу,

Карусель остановите -               останавливаются.

Раз – два, раз – два,

Вот и кончилась игра          – хлопают в ладоши.

Игра повторяется с движениями в другую сторону.

Так играть умеет всяк,

                         А умеете вы так?

                        Теперь, Маша, подойди,

                        Руку тоже опусти.

«Горелки».

Играющий, кому не хватило пары, «горит».

Дети произносят слова, сопровождая их движениями:

Гори, гори ясно,                   Глянь на небо -                          Колокольчики звенят.

Чтобы не погасло.        Птички летят,                         Раз, два, три – гори!

Игроки последней пары бегут вперёд, стараясь взяться за руки быстрее, чем их осалит водящий. Если они успеют взяться за руки, водящий «горит» ещё раз. Если « горелка» салит одного из игроков, то становится с ним в пару.

Игра « Шатер». (плясовая рус.нар. мелодия)

Дети встают вокруг трех стульев, на каждом из которых раскинут красивый большой платок, все платки разные.

Звучит плясовая русская народная мелодия. Дети водят хоровод вокруг каждого платка, постепенно собираются в общий хоровод и водят его.

В это время платки меняют местами. По сигналу ведущего нужно быстро собраться у своего платка и поднять его над головой, как шатер, раскинув за углы.

 

«Попрыгунчики».  

 Из каната выкладывается круг. Считалочкой выбирается водящий:

Тара – бара,                     Коров доить,

Домой пора –                  Тебе водить.

Ребят кормить,

Телят поить,

 Он встаёт в середину круга. По сигналу все дети перепрыгивают верёвку, водящий старается осалить играющих.

                 Пастушок, пастушок,

                       Заиграй во рожок!    

                   Трава мягкая, роса сладкая.

                      Гони стадо в поле,

                   Погулять на воле.        

Игра  Стадо:

Считалочкой выбирают « волка» и « пастуха». Дом «волка» в середине площадки, а у «овец» два дома на противоположных концах площадки. Овцы зовут пастуха.

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Трава мягкая, роса сладкая.

Гони стадо в поле,

Погулять на воле.

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу пастуха «волк!» овцы бегут в противоположную сторону площадки. Пастух встаёт на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

«Пустое место»

В «Пустое место» играют дети всех возрастов (самостоятельно), от 6 до 40 человек.

Описание. Играющие, кроме водящего, становятся в круг, водящий - за кругом. Все кладут руки за спину или просто опускают их вниз. Водящий ходит за кругом и дотрагивается до кого-либо, касаясь спины или рук. Это означает, что он вызывает данного игрока на соревнование. Дотронувшись, водящий бежит в любую сторону за кругом, а вызванный - в обратную сторону по кругу. Встретившись, они или просто обходят яруг друга или здороваются (приседая, кланяясь и т. п.) и продолжают быстрее бежать по кругу, чтобы занять освободившееся место. Кто займет, тот там и остается, а оставшийся без места становится водящим.

Правила.

Водящий не имеет права ударять вызываемого. Он может только коснуться его.

Водящий может сразу броситься бежать в ту или другую сторону. Вызванный следит за ним и, как только увидит, в каком управлении он бежит, устремляется в обратную сторону по кругу.

При встрече выполняют разные задания (по договоренности). Кто не выполнит, тот становится водящим.

«Третий лишний»

Количество участников - от 8 до 40 человек.

Описание. Играющие становятся по кругу парами, лицом к его центру так, что один из пары находится впереди, а другой - сзади него. Расстояние между парами - 1-2 м. Двое водящих занимают место за кругом. Один из них убегает, а другой его ловит. Спасаясь от погони, убегающий может встать впереди любой пары. Тогда стоящий сзади оказывается «третьим лишним». Он должен убегать от второго водящего. Если догоняющий поймает (коснется, осалит) убегающего, то они меняются ролями. Таким образом, водящие все время меняются.

Эта общеизвестная и любимая молодежью игра становится еще более интересной, если ее дополнить следующим: когда убегающий станет впереди какой-либо пары, то «третий лишний», находящийся позади, не спасается бегством от догоняющего, а сам начинает преследовать его.

Разновидности игры:

- играющие становятся в парах лицом друг к другу и берутся за руки. Убегающий, спасаясь, становится под руки к кому-нибудь спиной. К кому станет спиной, тот «третий лишний», который должен убегать;

- игра проводится под музыку. Играющие прогуливаются парами, держась под руку, а свободные руки кладут на пояс. Убегающий, спасаясь от преследования, может в любой момент взять кого-нибудь из гуляющих под руку. Тогда стоящий с другой стороны пары становятся убегающим.

Правило. Убегающему от преследования нельзя мешать.

«Золотые ворота»

В бесчисленных разновидностях и вариантах эта игра существует едва ли не у всех народов. У русских наиболее распространены приведенные ниже разновидности.

Играют 6-20 человек, чаще дошкольники, младшие школьники, а иногда и подростки, юноши, молодежь.

Описание. Выбирают двух игроков посильнее. Те отходят немного в сторону и договариваются, кто из них будет «солнцем», а кто «луной» («месяцем»). Выбравшие себе роли луны и солнца становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, как бы образуя ворота. Остальные играющие берутся за

Руки и вереницей идут через «ворота». Часто при этом поют любимые участниками песни. Когда через «ворота» проходит последний из идущих, они «закрываются»: опускаются поднятые руки, и Последний оказывается между ними. Задержанного спрашивают тихонько, на Чью сторону он хотел бы стать: позади «луны» или «солнца». Он выбирает и встает позади соответствующего игрока. Остальные снова идут через «ворота», и снова последний попадает в группу «луны» или «солнца». Когда все распределены, группы устраивают перетягивание, взявшись за руки или с помощью веревки, палки и т. д.

Разновидность этой игры (ставшая в последние десятилетия более распространенной, чем описанная выше) заключается в том, что идущие через «ворота» не поют, зато игроки, изображающие «ворота», говорят речитативом:

Золотые ворота пропускают не всегда: первый раз прощается, второй - запрещается, а на третий раз Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются при последнем слове и «ловят» того, кто оказался в них. Чтобы не быть пойманными, идущие невольно ускоряют шаг, иногда переходят на бег, а ловящие, в свою очередь, меняют скорость речитатива. Игра становится более подвижной и веселой. Заканчивается также перетягиванием.

Другая разновидность состоит в том, что «ворот» - двое. Игроки, изображающие их, произносят стишок одновременно (в лад). Пойманные не выбирают, куда встать, а сразу включаются в команду поймавших их «ворот». Изображающие ворота соревнуются в том, кто больше поймает игроков. Соревнование завершается перетягиванием.

Правила.

Игроку, который должен пройти через «ворота», нельзя останавливаться перед ними (из-за боязни, что они закроются). Остановившегося считают пойманным.

Идущим или бегущим нельзя расцеплять руки, надо держаться за руку хотя бы с одним игроком. Кто бежит, ни с кем не держась за руки, считается пойманным.

Опускать руки («закрывать ворота») можно только на последнее слово речитатива.

«Филин и пташки»

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др. Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

 На сигнал "Филин!" все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

 Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

«Краски»

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет его хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей. Покупатель стучит: Тук, тук!

- Кто там?

- Покупатель.

- Зачем пришел?

- За краской.

- За какой?

- За голубой.

 Если голубой краски нет, хозяин говорит: "Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!" Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

 Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок. Если покупатель не отгадал цвет краски, хозяин может дать и более сложное задание, например: "Скачи на одной ножке по голубой дорожке".

Правила игры. Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

«Пятнашки»

Играющие выбирают водящего - пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит.

Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой, становится пятнашкой.

Варианты.

Пятнашки, ноги от земли. Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то предмет.

Пятнашки-зайки. Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах - он в безопасности.

Пятнашки с домом. По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих - пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя.

 Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится пятнашкой.

Пятнашки с именем. Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, лиса).

Круговые пятнашки. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них - пятнашка, он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка, тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                             «Кот и мышь»

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры. Коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

«Мячик кверху»

Участники игры встают в круг, водящий идет в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик кверху!" Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остается вновь водящим: идет в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.

Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающиеся на пути предметы.

«Ляпка»

Один из играющих - водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры, старается кого-то осалить, приговаривая: "На тебе ляпку, отдай ее другому!" Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них передать ляпку. Так играют в Кировской области. А в Смоленской области в этой игре водящий ловит участников игры и у пойманного спрашивает: "У кого был?" - "У тетки".- "Что ел?" - "Клёцки".- "Кому отдал?" Пойманный называет по имени одного из участников игры, и названный становится водящим. 

Правила игры. Водящий не должен преследовать одного и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой водящих.

«Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые -

За водой пошла.

 С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

«Игровая»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

А дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

 При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

«Почта»

Игра начинается с переклички водящего с игроками:

- Динь, динь, динь!

- Кто там?

- Почта!

- Откуда?

- Из города...

- А что в городе делают?

 Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант. Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Правила игры. Задания могут придумывать и сами участники игры.

«Коршун»

Играющие выбирают коршуна и наседку, остальные - цыплята. Коршун роет ямку, а наседка с цыплятами ходит вокруг него и нараспев говорит слова: Вокруг коршуна хожу, По три денежки ношу, По копеечке, По совелочке.

 Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

 - Коршун, коршун, что ты делаешь?

- Ямку рою.

- На что тебе ямка?

- Копеечку ищу

- На что тебе копеечка?

- Иголочку куплю.

- Зачем тебе иголочка?

- Мешочек сшить. Зачем мешочек?

- Камешки класть.

- Зачем тебе камешки?

- В твоих деток кидать.

- За что?

- Ко мне в огород лазят!

- Ты бы делал забор выше, Коли не умеешь, так лови их.

 Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: "Ши, ши, злодей!"

 Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Правила игры. Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

«Гуси»

На площадке чертят небольшой круг, в середине его сидит волк. Играющие, взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и хороводом встают в небольшой круг гусенята. Играющие в хороводе идут по кругу и спрашивают гусенят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:

- Гуси, вы гуси!

- Га-га-га, га-га-га!

- Вы, серые гуси!

- Га-га-га, га-га-га!

- Где, гуси, бывали?

- Га-га-га, га-га-га!

- Кого, гуси, видали?

- Га-га-га, га-га-га!

 

С окончанием последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусенка. Гуси разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк ведет в середину круга - в логово. Гуси встают в круг и отвечают:

 Мы видели волка,

Унес волк гусенка,

Самого лучшего.

Самого большого

 Далее следует перекличка хоровода и гусей:

 - А, гуси, вы гуси!

- Га-га га, га га га!

- Щиплите-ка волка,

Выручайте гусенка!

 Гуси машут крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимают волка. Пойманные гусенята в это время стараются улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка.

 Игра повторяется, но играющие в хороводе становятся гусями, а гуси встают в хоровод. Волка выбирают.

Правила игры. Хоровод гусей и гусенята идут по кругу в разные стороны. Текст должны проговаривать все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда кто-то из играющих коснулся рукой волка

«Большой мяч»

Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадает в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч Игра повторяется.

Правила игры. Играющие не берут в руки мяч в течение всей игры, они перекатывают его только ногами.

«Гуси»

Дети делятся на 2-ве команды. В центре площадки чертится круг. Игроки, по одному от команды, выходят в круг, поднимают левую ногу назад, берутся за нее рукой, а правую руку вытягивают вперед. По сигналу игроки начинают толкаться ладонями вытянутых рук. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

«Бой петухов»

Игра проводится практически по тем же правилам, что и игра Гуси. Основное отличие заключается в том, что игроки, прыгая на одной ноге, закладывают руки за спину и толкаются не ладошками, а плечо в плечо. Побеждает игрок, которому удастся вытолкнуть соперника за пределы круга или же если соперник встанет на обе ноги. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Картотека русских народных игр для детей дошкольного возраста.

 «Медведь» 

выбирается один медведь. Он спит в лесу. Остальные игроки собирают ягоды и поют:

Беру, беру ягоду, черную смородину!

Батюшке в стаканчик,

А злому медведю травы на лопату!

Медведь просыпается и ловит игроков.

 «Дятел».

Дети встают в пары и образуют круг. В середине круга стоит дятел. Дети ходят по кругу и говорят:

Ходит дятел у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Дятел говорит: А мне скучно одному,

                          Кого хочу, того возьму!

Затем он начинает ловить пары.

. «Олень».

Играющие становятся в хоровод. Олень стоит в центре

Хоровод движется по кругу, игроки веду диалог с оленем:

- Ах, тепло ли тебе, олень,

Холодно ли тебе, олень?

- мне не так тепло,

Мне не так холодно.

Приоденьте меня, приокутайте.

С молодца кушачок,

С красной девицы – платок!

Молодцы и девицы разбегаются . Олень ловит их.

«Волк и овцы».

Один из играющих – волк, остальные – овцы. Волк сидит в логове. Овцы подходят к нему, взявшись за руки: «Позволь нам погулять в твоем лесу, волк!»

Волк разрешает: «Гуляйте, гуляйте! Только травки не щипайте, а то мне твердо спать будет!» Овцы дают обещание и идут бегать на лужайку. Вскоре они забывают про обещание и начинают щипать траву:

Щиплем, щиплем травушку, зеленую муравушку.

Бабушке на рукавички, дедушке на кафтанчик!

А серому волку – грязи лопата!

Волк ловит овец. Овцы прячутся в домике.

 «Злючка».

Злючка сидит в уголке и дремлет. Играющие водят хоровод и дразнят злючку:

Часы бьют раз,

Часы бьют два,

Часы бьют три! Злючка выходи!

Мы тебя ждем, песенку поем!

Злючка сердится и выбегает. Чтобы спастись от Злючки, дети могут встать на любой предмет и сказать «чик-трак».

 «Баба-Яга».

Баба-Яга стоит в сторонке. Дети подходят  к ней, держась за руки и дразнят:

Злючка Баба-Яга,

Деревянна голова!

Нос крючком, живот ящичком!

Злючка, выходи!

Мы тебя ждем! Беги бегом!

Злючка-дрючка, Фу-ты, ну-ты!

Руки – крюки, ноги гнуты!

Баба- Яга ловит игроков. Они прячутся в домике.

 «Дедушка-Рожок».

Играющие делятся на две группы и занимают места ан противоположных сторонах площадки. Дедушка-Рожок сидит в домике и из него же спрашивает: «Кто боится меня?» Дети отвечают: «Никто». Затем дразнят: «Дедушка-Рожок, съешь с горошком пирожок! » и начинают перебегать из одного дома в другой. Дедушка-Рожок ловит их.

«Коршун».

Коршун сидит и «роет ямку», цыплята ходят вокруг него и приговаривают:

Вокруг коршуна хожу,

По три денежки ношу!

Затем круг останавливается и цыплята спрашивают

-Коршун, коршун, что делаешь?

- Ямку рою.

- А зачем тебе ямка?

- Копеечку ищу!

- зачем тебе копеечка?

- Иголочку куплю!

- Зачем тебе иголочка?

- Мешочек сшить!

- Зачем тебе мешочек?

- Камешки класть.

- зачем тебе камешки?

- в цыплят кидать!

-Ко мне в огород лазят!

- А ты сделай огород повыше. Если не умеешь, то лови нас!

Цыплята разбегаются. Коршун ловит их.

«Салочки».

Игроки свободно располагаются на игровой площадке. Один из участников – водящий. Ему дают в руки платочек. Он поднимает платок высоко и громко говорит: «Я салка!»после этого старается догнать одного из игроков и «осалить» его.»Осаленному» передается платочек. Он поднимает его высоко, затем игра повторяется.

 «Ляпки».

Вариант «Салочек».запятнав игрока, водящий говорит: «На тебе ляпок, отдай его другому!»

 «Ласточка и пчелы».

Ласточка сидит в гнезде, пчелки летают по лугу и поют:

Пчелки летают, медок собирают.

Зум – зум – зум!

Ласточка отвечает:

Ласточка встанет,

Пчелок поймает!

Ласточка бежит и старается запятнать пчелок.

. «Море волнуется».

Стулья по количеству игроков ставятся в круг спинками внутрь. Все участники – рыбы. Один – ведущий. Дети садятся на стулья. По команде ведущего «Море волнуется!» рыбы начинают двигаться по кругу вокруг стульев. По команде «Море затихло!»дети занимают места. Водящий садится тоже на стул. Кому не хватило стула, тот водит.

 «Прятки».

Ведущий закрывает глаза и произносит прибаутку:

Чуха, рюха, ты свинуха!

Семьсот поросят поросят за тобой кричат!

По болоту я пойду,

Все равно тебя найду!

Пора ли?

Если никто не отзывается, то ведущий идет искать детей.

 «Трубочка».

Дети встают в круг, выбирают жмурку. ему завязывают глаза и дают в руку бумажную трубочку. дети идут по кругу и переговариваются со жмуркой:

- Кот, кот, где стоишь?

 - На печи!

- Что пьешь?

- Квас!

- Лови три года нас!

Круг останавливается. Жмурка дотрагивается до игрока трубочкой и спрашивает: «Ты кто?» ребенок отвечает: «Мяу!» Жмурка по голосу должен угадать, кто это.

 «Аленушка и Иванушка»,

участники встают в круг. В центре круга стоят Аленушка с завязанными глазами и Иванушка. Аленушка должна поймать Иванушку. Аленушка может звать его, а братец должен откликаться.

 «Дрибушечки».

Трое-четверо участников берутся за руки и быстро кружатся, приговаривая:

- Дрибу-дрибу-дрибушечки, наелися голушечки. Гей, гей до воды! Наелися лободы!

Игра продолжается, пока кто-нибудь не упадет.

 «Растеряхи».

Играющие становятся цепью, держась друг за друга. Водящий (воспитатель) бежит, поворачивая в разные стороны. Кто не удержался, упал – растеряха. Он выходит из игры. Игра продолжается, пока не останется трое самых ловких..                «Стрекоза».

Дети становятся на корточки, руки в бока.затем они стараютяс как можно быстрее прыжками добраться до места, которое обозначено рекой. Кто доберется первый, тот победитель.

«Дядюшка Кондрат».

Дети встают в круг, ведущий стоит в центре. играющие ходят по кругу и говорят нараспев:

У дядюшки Кондрата было трое детей,

Трое сыновей.

Они не пили, они не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали вот так!

При последних словах ведущий показывает какое-либо движение, а игроки пытаются повторить. Кто лучше всех скопировал движение становится ведущим.

          «Бабушка Маланья».

Вариант «Дядюшки Кондрата».правила те же, дети имитируют действия:

У Маланьи у старушки было 7 сыновей

И все без бровей.

Вот с такими глазами,

Вот с такими ушами

Вот с такой головой,

Вот с такой бородой!

Они не пили, не ели,

На друг друга смотрели,

Делали вот так!

 «Молчанка».

Ведущий произносит слова прибаутки, в это время участники веселятся.

Первинчики, другинчики,

Летели голубинчики

По утренней росе,

По лесной полосе.

Там в чашке орешки,

Медок, сахарок. Молчок!

Участники замирают на месте и молчат. Кто первый пошевелится, выходит.

                     «Мороз».

Считалкой выбирается Мороз. Он дремлет под деревом. Дети подходят к нему и говорят: «Мороз-мороз, ты нас не морозь!» Мороз просыпается и начинает всех «морозить».  До кого он дотронется, тот остается стоять с разведенными руками. Игра продолжается, пока все не будут заморожен

                   « БУБЕНЦЫ».
Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой - с завязанными глазами. Все поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
 Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон! 
После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

              МАТУШКА-ВЕСНА 
Двое детей зелеными ветками или гирляндой образуют ворота. Все дети говорят:   

Идет матушка-весна,
Отворяйте ворота.
Первый март пришел,
Всех детей провел;
А за ним и апрель
Отворил окно и дверь;
А уж как пришел май -
Сколько хочешь гуляй!
Весна ведет за собой цепочкой всех детей в ворота и заводит в круг.

 ГОРЕЛКИ С ПЛАТОЧКОМ
Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек.
Все хором:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

 

                                     ФАНТЫ 
Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит: 
Вам прислали сто рублей. 
Что хотите, то купите, 
Черный, белый не берите, 
"Да" и "Нет" не говорите! 
После этого он ведет с участниками игры беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант. 
Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью. 
Ведущий ведёт примерно такой разговор: 
- Что продаётся в булочной? 
- Хлеб. 

- Какой? 
- Мягкий. 
- А какой хлеб ты больше любишь: чёрный или белый? 
- Всякий. 
- Из какой муки пекут булки? 
- Из пшеничной. И т.д. 
При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки. Читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек. 
Правила игры. На вопросы, играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

МЯЧИК К ВЕРХУ
Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик кверху!" Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается. 
Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжал двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающимися на пути предметами.

                                              Игровая. 
Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова: 
У дядюшки Трифона 
Было семеро детей, 
Семеро сыновей: 
Они не пили, не ели, 
Друг на друга смотрели. 
Разом делали, как я! 
При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим. 

Правила игры . При повторении игры дети, стоящие в кругу, идут в противоположную сторону.

 

                  Молчанка. 
Перед началом игры все играющие произносят певалку: 
Первенчики, червенчики, 
Летали голубенчики 
По свежей росе, 
По чужой полосе, 
Там чашки, орешки, 
Медок, сахарок - 
Молчок! 
Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился. 
Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

 Кто дальше бросит?

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 - 10 м от каждой команды. 
По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка. 
Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд. 
Сосед, подними руку. 
Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т.е. ту руку, находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или

вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями. 
Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим. 
Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не   выполняется

    Игра "Гуси" 
Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд. 
Все дети - гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: "Га-га-га!" 
Когда вожак скажет: "И скорей бегом на пруд!", гуси на перегонки бегут к пруду. 
Друг за дружкою гуськом 
Ходят гуси бережком. 
Впереди идёт вожак, 
Он шагает важно так - 
Га-га-га! 
Гуси все за вожаком 
Вперевалочку, шажком. 
Шаг шагнут, другой шагнут, 
Низко головы нагнут. 
Га-га-га! 
Гуси крыльями взмахнут, 
И скорей бегом на пруд!

 

                    Игра "Лягушки" 
На земле или на асфальте начертить небольшой квадратик - дом. Вокруг дома - четыре листика вперемежку с четырьмя кочками - пруд. 
Играть могут двое, четверо, шестеро ребят. Один из играющих - Лягушка-квакушка, остальные - лягушата. 
Лягушка-квакушка учит лягушат прыгать, она стоит справа от пруда, а лягушата - слева. Каждый лягушонок становится на квадратик - дом и, внимательно слушая команды Лягушки-квакушки, прыгает, отталкиваясь обеими ногами и приземляясь тоже на обе ноги. 
Лягушка четко и громко командует, один лягушонок прыгает, а остальные следят за тем, правильно ли он это делает. Например, команда может быть такая: "Кочка!..

Листик!.. Листик!.. Дом!.. Листик!.. Кочка!.. Кочка!.." - или любая другая, где дом, листик и кочка чередуются так, как захочет Лягушка-квакушка. 
Если лягушонок прыгал высоко и не перепутал ни одной команды, он становится рядом с Лягушкой, а если ошибся - к лягушатам и должен будет после всех учиться прыгать снова. 
Весёлые, как девочки, 
Проворные, как мальчики, 
Зелёные, как листки, 
Прыгучие, как мячики - 
Весёлые, 
Проворные, 
Прыгучие подружки - 
Зелёные, 
Зелёные, 
Зелёные лягушки! 
Все квакают и квакают 
И слышно вдалеке: 
Ква-ква! Ква-ква! 
Бре-ке-ке!

    Игра "Воробушки" 
Перед началом игры начертить на земле площадку, а на ней - дерево с домиками-гнездышками, окошко, дорожку, скамейку, аллейку. Гнездышек на дереве должно быть столько, сколько будет в игре детей. Кто-нибудь из них будет кошкой. Кошка стоит за площадкой в любом месте. 
Ребята поют песенку про воробушков и перелетают с дорожки на скамейку, со скамейки на аллейку и т. д., до тех пор, пока не произнесут: "И на дерево от кошки - Шур! - скрылась!" 
Кошка вбегает на площадку и старается схватить воробушка, пока он летит в гнездышко. Пойманный становится кошкой, а игра продолжается. 
Воробушки, бойтесь кошки - 
Не скачите по дорожке, 
Не сидите на скамейке, 
Не летайте по аллейке, 
Под окном не клюйте крошки: 
Попадёте рыжей кошке - 
Мур-мур-р-р! - в лапы. 
Стайка дружных воробьишек - 
Чик-чирик! Слетела с крыши, 
Посидела на скамейке, 
Полетала по аллейке, 

Поклевала быстро крошки 
И на дерево от кошки - 
Шмур-р-р! - скрылась.

 Игра "Щенок" 
Чтобы поиграть в эту игру, надо выбрать площадку, на которой есть дерево, кустик, - такие предметы, за которыми можно прятаться. Посредине площадки нарисовать круг размером с автомобильное колесо. Положить в круг мяч-"ватрушку". 
Один из играющих - щенок, другой ребенок - хозяин щенка. Хозяин отворачивается, а щенок прячется. Щенок перебегает из одного укрытия к другому и время от времени подает голос: "Гав!" Когда хозяин найдет щенка, он быстро бежит в круг, где лежит мяч. Туда же бежит и щенок. Если щенок первый схватит "ватрушку", он убегает, а хозяин должен его поймать. Если же первым схватит "ватрушку" хозяин, щенок должен "служить": хозяин подбрасывает вверх мяч, а щенок, не выходя из круга, ловит его. Если мяч пойман, щенок старается выскочить из круга, а хозяин должен поймать его - тогда они вместе "идут домой". А если щенок убежит, играющие меняются ролями. 
Ну, как я мог? 
Ну, как я мог? 
Я так щенка обидел! 
Пропал щенок, 
Пропал щенок, 
Никто его не видел. 
А он хотел, 
А он хотел, 
Попробовать ватрушку... 
Вернись щенок, 
Вернись щенок, 
Коричневые ушки.

 

   Горелки. 
Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят: 
Гори, гори ясно, 
Чтобы не погасло. 
Глянь на небо - 
Птички летят. 
Колокольчики звенят! 

Раз, два, три - беги. 
С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

«Мороз-Красный нос »
На противоположных сторонах площадки обозначают два дома, в одном из них располагаются играющие. Посередине площадки встает водящий - Мороз-Красный нос. Он говорит: 
Я Мороз-Красный нос. 
Кто из вас решится 
В путь-дороженьку пуститься? 
Играющие отвечают: 
Не боимся мы угроз 
И не страшен нам мороз. 
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). Замороженные останавливаются на том месте, где их настиг Мороз, и стоят до окончания перебежки. После нескольких перебежек выбирают другого водящего.

 «Лягушки в болоте »
С двух сторон очерчивают берега, в середине - болото. На одном из берегов находится журавль (за чертой).. лягушки располагаются на кочках (кружки на расстоянии 50 см) и говорят: 
Вот с намокнувшей гнилушки
В воду прыгают лягушки. 
Стали квакать из воды: 
Ква-ке-ке, ква-ке-ке 
Будет дождик на реке. 
С окончанием слов лягушки прыгают с кочки в болото. Журавль ловит тех лягушек, которые находятся на кочке. Пойманная лягушка идет в гнездо журавля. После того, как журавль поймает несколько лягушек, выбирают нового журавля из тех, кто ни разу не был пойман. Игра возобновляется.

«Лиса и куры» 
Дети изображают кур. Один из играющих - петух, другой - лиса. Куры ходят по площадке, ищут корм. Лиса внимательно следит за ними. По указанию педагога (незаметно для всех) выходит лиса и тихонько подкрадывается к курам. Петух громко кричит: "КУ-КА-РЕ-КУ!" Куры убегают, взлетают на насест (бревно, скамейку). Петух должен убежать последним. Лиса ловит тех кур, которые не

успели быстро подняться на насест и удержаться на нём. После двух-трёх кратного проведения игры выбирают других детей на роль петуха и лисы.

«Лошадки»
Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал воспитателя "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.

 
«Воробушки и кот». 
Дети-воробушки прячутся в свои гнёздышки (за линию, в кружки, нарисованные на земле) на одной стороне площадки. На другой стороне площадки греется на солнышке кот. Как только кот задремлет, воробушки вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зёрнышки (дети приседают, стучат пальцами по коленям, как будто клюют). Но вот просыпается кот, мяукает и бежит за воробушками, которые улетают в свои гнёзда.

 «Курочка-хохлатка». 
Воспитатель изображает курицу, дети - цыплят. Один ребёнок сидит на скамейке, вдали от остальных детей. Это кошка дремлет на солнышке. Курица-мама выходит с цыплятами гулять. Воспитатель говорит: 
Вышла курочка-хохлатка, 
С нею жёлтые цыплятки. 
Квохчет курочка: "Ко-ко, 
Не ходите далеко". 
Приближаясь к кошке, он говорит:
На скамейке у дорожки 
Улеглась и дремлет кошка... 
Кошка глазки открывает 
И цыпляток догоняет. 
Кошка открывает глаза, мяукает и бежит за цыплятами, которые вместе с курицей убегают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок"

Социально-педагогический проект "Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок" разработан для детей младшего и среднего дошкольного возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по гендерному воспитанию на основе русской народной сказки «Цапля и журавль» для детей средней группы

Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной социализации личности. Целенаправленное гендерное воспитани...

консультация для родителей "Духовно-нравственное воспитание на основе русских народных сказок"

В консультации рассмотрен вопрос духовно-нравствееного воспитания подрастающего поколения с использованием русских народных сказок....

ПРОЕКТ «Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок»

Участники проекта: Воспитатель, дети младшей группы, родители.Срок реализации: 13.11.2017-24.11.2017Тип проекта: краткосрочный, творческий, игровой, познавательно- речевой....

Проект на тему: "Нравственно-патриотическое воспитанием на основе русских народных сказок" (первая младшая группа)

quot;Нравственно-патриотическое воспитание на основе русских народных сказок" (первая младшая группа)...

Консультация для родителей «Духовно нравственное воспитание на основе русских народных сказок»

Консультация для родителей «Духовно нравственное воспитание на основе русских народных сказок»...

Конспект ОД по патриотическому воспитанию на основе русских народных сказок для детей средней группы.

Цель: Формирование патриотического сознания и навыков дружественного взаимодействия у детей. Воспитание чувства любви к русской культуре. Задачи: Обучающая задача: • Познакомить детей с ру...