Выступление на семинаре "ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
презентация к уроку (старшая группа) на тему
Формирование представлений о нравственных качествах характерных для мужского и женского пола( девочки- мягкие, нежные, заботливые ) сформируется представления и опыт общения в среде сверстников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает решение проблем развития, воспитания детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.
Цель проекта : Формирование представлений о нравственных качествах характерных для мужского и женского пола( девочки- мягкие, нежные, заботливые ) сформируется представления и опыт общения в среде сверстников .
Задачи: 1.Способствовать благоприятному протеканию процесса поло-ролевой социализации мальчиков и девочек. 2.Создать условия для приобретения знаний об особенностях воспитания мальчиков и девочек в условиях ДОУ. 3.Стимулирование толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.
СУЩНОСТЬ ГЕНДЕРНОГО ПОДХОДА ПРИМЕНЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ О ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНОГО ПОЛА
В ДОУ детям дается уникальная возможность приобрести гендерно - ориентированные знания через ознакомление их с ролью мальчиков и девочек в обществе, привитие нравственных качеств, присущих мужскому и женскому полу.
Соблюдены все принципы построения предметно – развивающего пространства, обеспечивая индивидуальное развитие детей .
Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям а ) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола,помнить , что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения,
использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание ;
Необходимым условием успешной полоролевой социализации дошкольников является взаимодействие с семьей
Рекомендации родителям по воспитанию дочерей • Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в,чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни .
Рекомендации родителям по воспитанию сыновей • Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало • Мальчикам часто не хватает положительной мотивации. • Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например
В лияние гендерного подхода на воспитание формиру ет : гендерно - ориентированное поведение; нравственные качества; развивает коммуникативно - речевые навыки; развивает мышление, память, воображение.
Предварительный просмотр:
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривает решение проблем развития, воспитания детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода.В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В связи с этим на первое место поднимается проблема учета гендерных особенностей воспитанников Формирование гендерной идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде, где мальчики и девочки имеют возможность общаться, играть, трудиться вместе, но при этом они могут и проявить свои индивидуальные особенности, а также особенности, присущие своему гендеру
С детками группы «Семицветик » я работала над реализацией проекта «Маленькие богатыри», это кратковременный познавательно –творческий проект .
Цель проекта : Формирование представлений о нравственных качествах характерных для мужского и женского пола( девочки- мягкие, нежные, заботливые ) сформируется представления и опыт общения в среде сверстников.
Задачи:
1.Способствовать благоприятному протеканию процесса поло-ролевой социализации мальчиков и девочек.
2.Создать условия для приобретения знаний об особенностях воспитания мальчиков и девочек в условиях ДОУ.
3.Стимулирование толерантного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.
С ребятами были проведены такие игры как: «В колокольчик позвони – своё имя назови» ,"Путешествие в страну Мальчиков и Девочек", “что нужно богатырю” .Дети с интересом рассматривали и беседовали по картине В.М.Васнецова «Богатыри». Знакомились с былинами об Илье Муромце. Беседовали о «героических профессия отважных мужчин».
По итогам проведенной образовательной деятельности было видно, что в ДОУ детям дается уникальная возможность приобрести гендерно - ориентированные знания через ознакомление их с ролью мальчиков и девочек в обществе, привитие нравственных качеств, присущих мужскому и женскому полу. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов мужской и женской одежды, инструментов, необходимых людям разных профессий, знакомство с названиями родственных связей, чтение художественных произведений, ориентированных на девочек и мальчиков, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе. Дети показали свои знания и умения по данной теме, так старательно, добросовестно выполняли свои роли. Мальчики были сильными, мужественными, а девочки добрыми, нежными и заботливыми.
Соблюдены все принципы построения предметно – развивающего пространства. Правильно подобранный мир ближайшего детского окружения – игрушки, игровые зоны, дидактические и настольные игры - дают возможность для развития чувственного восприятия, воображения и фантазии, развития речи детей, обеспечивая их индивидуальное развитие. Для более успешного закрепления полученных гендерных знаний для дошкольников разработана картотека дидактических игр, которые помогают детям расширить знания, знакомят с нормами поведения мальчиков и девочек, принятых в обществе, прививают нравственные качества, развивают познавательно речевые способности.
Столкнувшись с проблемой полоролевого воспитания в доу хочется дать некоторые советы молодым педагогам :
Рекомендации педагогам при подготовке к занятиям
- При подготовке к занятиям педагог должен продумать следующие моменты:
а) продумывать вопросы к занятию, учитывая особенности детей разного пола;
б) использовать проблемные ситуации на занятиях, помнить, что для девочек важны ситуации развивающего характера, чтобы найти другой способ или вариант решения, а для мальчиков – ситуации поискового характера;
в) при обучении новому материалу рассаживать детей на занятии: мальчик – девочка, т.к. дети взаимодополняют друг друга;
г) в начале занятия использовать игровые разминки, чтобы дать возможность мальчикам сконцентрировать внимание;
д) при объяснении последовательности работы, следить за тем, чтобы оно было четким, конкретным, понятным, особо немногословным. Особенно это важно для мальчиков.
Мотивация деятельности и оценка достижений
- Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей.
- Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном. Каждый приобретенный навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям.
Необходимым условием успешной полоролевой социализации дошкольников является взаимодействие с семьей, так как только единство дошкольного образовательного учреждения и семьи позволит эффективно решать задачи гендерного воспитания.
Для родителей была изготовлена папка передвижка с рекомендациями правил воспитания«мальчиков » и «девочек ».
Когда я начала работать над этой темой я сталкнулась с некоторыми проблемами ,в часности :недостаточное методическое оснащение ,недостаток литературы по этой теме ,малая заинтересованность родителей этой темой –не считают эту тему актуальной ,отсутствие материальной базы пополнения предметно-развивающей среды .
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что влияние гендерного подхода на воспитание, развитие и обучение дошкольников очень велико. При этом у детей формируются: гендерно - ориентированное поведение; нравственные качества, принятые в обществе; развиваются коммуникативно - речевые навыки; развиваются мышление, память, воображение.
(приложение )
Рекомендации родителям по воспитанию дочерей
• Для того чтобы девочка достигла здоровой гендерной идентичности, необходимы теплые и близкие отношения с матерью и такие же отношения с отцом, а родителям необходимо подчёркивать нежные и заботливые отношения в паре, чтобы у девочки сложились впечатления о счастливой семейной жизни.
• Отцу следует находить время на общение с дочерью: показывать, что дочь отличается от него, она другого пола; но делать это он должен с уважением и благожелательностью, чтобы она поняла, что достойна любви мужчины.
• Уважая личность дочери, демонстрируя удовлетворённость её поступками, родители формируют её позитивную самооценку.
• У мамы с дочерью должны быть свои "женские секреты": Мама должна находить время для уединения с дочерью, сделать эти беседы ритуальными и традиционными.
• Настоящая забота друг о друге демонстрируется через уважение к старшему поколению.
• Мама должна привлекать дочь к "женским" домашним делам, передавая ей секреты своего мастерства.
Что нужно знать родителям о мальчике
У мальчиков обычно есть особые потребности, которые менее важны для девочек. Точно так же у девочек есть особые потребности, менее важные для мальчиков. Конечно же, главная потребность для тех и других - любовь. Но любовь может выражаться по-разному. Любовь родителей в первую очередь проявляется через доверие и заботу.
Доверять - значит признавать, что у ребенка все в порядке. Это вера в то, что ребенок может успешно учиться на собственных ошибках. Это готовность позволить жизни идти своим чередом, веря, что в конце концов все будет хорошо. Доверять ребенку - значит верить, что он всегда делает лучшее, на что способен, даже если на первый взгляд кажется, будто это не так. Доверять - значит давать малышу свободу и пространство делать все самостоятельно.
Задача родителей - проявить по отношению к мальчику больше доверия, приятия и одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.
Для того чтобы мальчик заботился об окружающих, его действия необходимо мотивировать успехом и поощрением. Нужно ясно давать ему знать, что он способен радовать своих родителей и радует их. Если мальчику удается доставить родителям радость, это служит ему мотивацией, чтобы и дальше вести себя соответствующим образом, в противном случае мальчик становится слабым и перестает заботиться об окружающих. Позитивное поощрение правильного поведения служит мальчику дополнительным подтверждением успеха.
Рекомендации родителям по воспитанию сыновей
• Папам в общении с сыновьями следует сдерживать эмоции, которые могут подавить его мужское начало (разговаривать не повышая тона, спокойно).
• Мальчикам часто не хватает положительной мотивации: нужно не запрещать, а разрешать что-то дополнительное за хороший поступок.
• Нужно разрешать мальчикам проявлять свою эмоциональность - разрешать плакать, например (т.е. разрешать быть естественными).
• Мамам мальчиков нужно доверять мужской интуиции пап: они чувствуют, как нужно воспитывать мужчину.
• Мальчикам нужно организовывать режим и дисциплину: это формирует его ответственность!
• Обязательно поощрять желание делать в доме мужскую работу!
• Учить доверять, формируя тем самым опыт его социального доверия.
• Использовать юмор в общении - для снижения агрессивности и страха перед ответственностью.
• Обязательно должен быть физический, телесный контакт - для повышения самооценки мальчика.
• Мальчик - это посыл в будущее: его нужно иметь ввиду не только как сына, но и как будущего мужа, защитника и т.п.
• Мама - ЗАБОТИТСЯ, а папа - ФОРМИРУЕТ мужчину.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста. Консультация
Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста.Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса сучетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера,способностей и скло...
Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста. Консультация
Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста.Индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса сучетом индивидуальных особенностей детей (темперамента, характера,способностей и скло...
Гендерный подход воспитания детей дошкольного возраста
Данный опыт расскажет о возможности применения гендерного подхода при воспитании детей средней дошкольной группы...
Презентация "Гендерный подход в младшем дошкольном возрасте"
гендерный подход...
Консультация для педагогов " Особенности реализации системно - деятельностного подхода в старшем дошкольном возрасте на этапе реализации ФГОС ДО" ( из опыта работы)
В материале перечислены качества, которыми должен обладать современный педагог, описана суть технологии деятельностного подхода и его "золотые правила"...
"Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста на занятиях по художественному творчеству в соответствии с ФГОС"
В данной статье рассказано о том, что правильное руководство педагогом эстетическим развитием детей дошкольного возраста может быть осуществлено только в результате изучения и знания их возрастн...
Методическая разработка по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Этих дней не смолкнет слава» «Письмо с фронта» авторский сценарий выступления патриотической агитбригады для детей старшего дошкольного возраста
Данная методическая разработка направлена на раскрытие творческих способностей дошкольников средствами музыкальной, театрализованной деятельности, развитие духовно-нравственного начала у подрастающего...