РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ «Дружные пальчики»
рабочая программа (младшая группа) на тему
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_19.docx | 48.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение "Детский сад № 28 комбинированного вида"
457100 Челябинская область, г. Троицк, ул. Крупской,20, тел. (35163) 3-34-35
ИНН 7418012519 КПП 742401001
Принято Утверждаю:
На Совете педагогов Зав. МБДОУ Д/С № 28
От 27.08.2015г. Протокол № 5 ________Гончарова Г.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РАННЕГО РАЗВИТИЯ
«Дружные пальчики»
Руководитель: воспитатель
Новикова Светлана Олеговна
Троицк. 2015
Содержание
I.ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка………………………………………………………………4
1.2 Цели и задачи реализации кружка……………………………………………………5
1.4 Возрастные особенности психологического развития детей………………………5
1.5 Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)…………7
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1.Календарно-тематическое планирование работы с детьм…………………….9
2.2. Протокол обследования уровня развития мелкой мотори...………………….10
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1.Предметно-пространственная развивающая образовательная среда……………....15
3.2. Программно-методическое обеспечение образовательного процесс………………17
«Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление. Оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память речи.
Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому. Что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений. У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями. Он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Кружок для детей группы раннего развития
«Дружные пальчики»
Пояснительная записка.
В устной речи любого народа можно встретить короткие стихотворения, которые сопровождаются движениями пальцев, например, известная всем «Сорока - Ворона». Люди давно заметили, что движения рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей. А уже в наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2.Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение поражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
3.Малыш учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4.Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
5.Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
6.У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7.В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо ее нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
Цели:
1) учить детей выполнять пальчиковую гимнастику: сгибать и разгибать пальцы рук; расслаблять и напрягать мышцы; переключаться с одного движения на другое;
2) развивать мелкую моторику рук, связную речь, слуховое внимание, фонематическое восприятие, зрительную память, умение подражать взрослому;
3) способствовать обогащению и активизации словарного запаса детей; повысить речевую активность;
4)воспитывать усидчивость, терпение, любознательность.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ
Возраст от 1,5 до 3 лет является значимым периодом в жизни ребенка. Он характеризуется следующими новообразованиями: ребенок начинает ходить; самостоятельно и при помощи взрослого осваивает окружающее пространство, активно развивается продуктивная и репродуктивная предметная деятельность (осваивает правила пользования предметами домашнего обихода, возникает подражание взрослым в предметной деятельности как предпосылка к началу имитационных игр); ребенок овладевает речью (формируется фонематический и грамматический строй речи, совершенствуется лексика и семантика речи), проявляется познавательная речевая активность в форме вопросов, адресованных взрослому. Происходит становление творческой (изобразительной, конструкторской и др.) деятельности детей. Закладывается основа для индивидуальных предметных игр, появление и развитие символической функции в игре. Совершенствование предметных игр детей с включением в них ориентировочно-исследовательских, конструктивных и сюжетно-ролевых моментов; происходит переход к групповым предметным и сюжетно-ролевым играм. Активно развиваются восприятие, память и мышление ребенка. Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы. Второй год жизни – период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются значительно быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить. На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения – мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».
В этот возрастной период совершенствуются основные движения, особенно ходьба, наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему у детей формируются компоненты всех видов деятельности, характерных для периода дошкольного возраста.
Происходит быстрое развитие разных сторон речи и ее функций. Хотя темп речи развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить, в конце второго года жизни активный словарь состоит уже из 200-300 слов. С помощью речи можно организовать поведение ребёнка, речь самого малыша становится основным средством общения с взрослым.
Возрастает самостоятельность ребёнка во всех сферах жизни, он осваивает правила поведения в группе (играть рядом, не мешая другим, помогать, если это понятно и несложно).
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом.
Ранний возраст завершается кризисом трех лет. В трехлетнем возрасте ребенок переживает значимый для его развития и социализации возрастной кризис. Маленький дошкольник впервые начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого.
Яркими проявлениями «кризиса» трех лет являются: негативизм, упрямство, строптивость. Основным видом деятельности трехлеток становится игра. В возрасте трех лет у детей появляется интерес к совместной игровой деятельности, происходит переход от «игры рядом» к «игре вместе». Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Ежемесячная прибавка роста составляет 1 см, веса 200-250 граммов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (целевые ориентиры)
Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов), направленную на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом, ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с сознательно поставленными целями. Таким образом, предпосылки гуманистического подхода должны быть заложены изначально - через обобщенный образ личности ребенка, задаваемый адекватной системой норм развития. Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов проводится посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях. Таким образом, сама деятельность детей в заданных образовательных условиях дает педагогу и родителям возможность непосредственно, через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые тем, или иным образом функциональные приобретения ребенка не рассматриваются как самоцель, а лишь как средство развития его самоопределяющейся в человеческой культуре и социуме личности.
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает
назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность
в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
• Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.
• Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и
просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.
• Стремится к общению с взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет
играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.
• Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.
• С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
• Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка,
конструирование).
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием.
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке,
Предполагаемый результат:
1. развиваются самостоятельность, речь, формируются коммуникативные навыки;
2. происходят существенные изменения во взаимодействии ребенка со сверстниками, взрослыми.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Организация занятий.
Длительность занятия – 5 -10 минут, проводятся 2 раза в неделю.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Необходимо следить, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук), затем другой рукой, после этого – двумя одновременно.
Перед выполнением каждого упражнения детям необходимо показать рисунок (для создания зрительного образа).
Принципы проведения занятий
1. наглядность обучения;
2. доступность;
3. развивающий и воспитательный характер учебного материала;
4. системность подачи материала.
Содержание занятия
1.Рассматривание картинки.
2.Разучивание движений.
3.Прослушивание стихотворения.
4.Выполнение упражнения с сопровождающим чтением стихотворения.
№ | Тема занятия |
1. | Фонарики. |
2. | Заготавливаем капусту. |
3. | Моем руки. |
4. | Месим тесто. Печем пирожки. |
5. | Флажки. |
6. | Шарик. Ёжик. |
7. | Лодочка и пароход. |
8. | Деревья. Корни. |
9. | Птичка. |
10. | Цветок. |
11. | Кошечка. |
12. | Дом. Труба. |
13. | Стул и стол. |
14. | Ворота и замок. |
15. | Зайчик. |
16. | Ножницы. Вилка. |
17. | Колечко. Очки. |
18. | Коза. Мостик. |
19. | Дружные пальчики. |
Упражнение №1. «Фонарики».
Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения соответствующими фразами (Фонарики зажглись! – пальцы выпрямить; Фонарики погасли! – пальцы сжать).
Мы фонарики зажжём,
А потом гулять пойдем!
Вот фонарики сияют,
Нам дорогу освещают!
Упражнение №2. «Заготавливаем капусту».
Руками имитируем соответствующие действия:
Мы капусту рубим-рубим! (прямыми, напряженными ладонями имитируем движения
топора: вверх – вниз).
Мы капусту режем-режем! (энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад).
Мы капусту солим-солим! (пальцы собраны «щепотью», «солим капусту»).
Мы капусту жмем-жмем! (энергично сжимаем пальцы в кулаки то одновременно на
двух руках, то поочередно).
Мы морковку трем-трем! (пальцы одной руки сжаты в кулак и совершают ритмичные
движения вверх-вниз по ладони другой руки. Затем меняем руки).
Упражнение №3. «Моем руки».
- «Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
- «Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
- «Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.
Полотенчиком пушистым
Вытрем ручки очень быстро.
Упражнение №4. «Месим тесто и печем пирожки».
Руками имитируем процесс вымешивания теста.
Тесто мнем, мнем, мнем! (очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки
Тесто жмем, жмем, жмем! (одновременно и поочередно)
Пироги мы испечем! (руками совершаем движения, как будто лепим снежки).
Упражнение №5. «Флажки».
Расположить ладони перед собой. Одновременно опускать и поднимать ладони, сопровождая движения стихами. Если дети легко выполняют это упражнение, можно предложить опускать и поднимать ладони, не сгибая пальцы.
Я в руках флажки держу
И ребятам всем машу!
Усложненный вариант: поочередно менять положение рук на счет: «раз-два».
«Раз»: левая рука – выпрямлена, поднята верх, правая рука – опущена вниз.
«Два»: левая рука – опущена вниз, правая рука – поднята вверх.
Упражнение №6. «Шарик».
Пальчики обеих рук собраны «щепотью» и соприкасаются кончиками.
«Надуваем шарик»: придать пальцам такое положение, какое бывает, когда руки держат мячик или шарик.
«Шарик лопнул»: пальцы возвращаются в исходное положение.
Я надул упругий шарик,
Укусил его комарик.
Лопнул шарик – не беда,
Новый шар надую я.
Упражнение №7. «Ёжик».
Поставить ладони под углом друг к другу. Расположить пальцы одной руки между пальцами другой. Шевелить прямыми пальчиками.
Маленький колючий ёж.
До чего же он хорош!
Упражнение №8. «Лодочка».
Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням.
Маленькая лодочка по реке плывет,
На прогулку лодочка малышей везет.
Упражнение №9. «Пароход».
Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба».
Пароход плывет по речке,
И труба дымит, как печка.
Упражнение №10. «Деревья».
Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напрядены. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук.
В поле дерево стоит, (покачивать руками из стороны в сторону)
Ветер ветки шевелит.
Дует ветер нам в лицо, (покачивать руками вниз - вверх, не сгибая пальцы)
Закачалось деревцо!
Упражнение №11. «Корни».
Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки в таком положении на счет до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками.
Высокие, красивые деревья здесь растут, (показать руками «деревья»)
А корни под землею для них водичку пьют. (показать руками «корни»).
Упражнение №12. «Птичка пьет водичку».
Пальцы сложить «щепотью» - это «клюв». Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать «клювом».
Наклонилась, захватила,
Подняла и проглотила.
Упражнение №13. «Птичка летит».
Руки расположить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы – «крылья». Помахать ими.
Птички полетели, (помахать «крыльями»)
Сели – посидели, (прижать ладони к груди)
Дальше полетели.
Упражнение №14. «Цветок».
Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, а потом сводим пальцы вместе.
Солнце поднимается –
Цветочек распускается!
Солнышко садится –
Цветочек спать ложится.
Упражнение №15. «Кошечка».
Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить пальчики и прижать ладони к столу. Повторить 3 -5 раз.
Кулачок – ладошка.
Я иду, как кошка.
Усложненный вариант. При выполнении руки располагаются на столе. Попеременная смена положений на счет «раз - два».
«Раз»: левая рука – кулачок, правая – ладошка.
«Два»: левая рука – ладошка, правая рука – кулачок.
Повторить несколько раз.
Упражнение №16. «Дом».
1.Пальцы рук соединить под углом, большие пальцы положить один на другой. Указательный палец одной руки выпрямить – это «труба».
Посмотри на дом с трубой.
В нем мы будем жить с тобой.
2.Руки поднять над головой, пальцы соединить под углом.
Вот стоит огромный дом,
Дом ужасно важный.
Сто окошек в доме том!
Он многоэтажный. (Н.Тегипко)
Упражнение №17. «Труба».
Руки сжать в кулачки, оставляя круглые отверстия внутри. Ставим кулачок на кулачок, меняя положение рук несколько раз, - получается длинная «труба».
Дом стоит с большой трубой.
В нем мы будем жить с тобой.
Смотрит ввысь труба на крыше
И дымит, как будто дышит.
Упражнение № 18. «Стул».
Левую ладонь поставить вертикально, пальцами вверх – это «спинка» стула. К ней приставить кулачок правой руки – это «сиденье».
Спинка и сиденье –
Стул на удивленье!
Мы на стульях посидим,
Друг на друга поглядим!
Упражнение № 19. «Стол».
Левую руку сжать в кулак – это «ножка» стола. Сверху накрыть «ножку» выпрямленной ладонью правой руки – это «крышка» стола.
Кулачок – это толстая ножка.
Сверху крышка – наша ладошка.
Маленький столик. Время идет…
Вместе с ладошкой и стол подрастет.
Упражнение №20. «Ворота».
1.Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу – «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены.
Ворота крепко мы запрем –
Не сможет волк проникнуть в дом! (Н.Тегипко)
2.Ворота открываются и закрываются.
Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу – «ворота закрыты». Пальцы выпрямлены и напряжены. Затем развернуть ладони параллельно друг другу, пальца направлены от себя. Вернуться в исходное положение.
Ворота открыты всегда для друзей,
Мы рады вам, гости! Входите скорей! (Н.Тегипко)
Упражнение № 21. «Замок».
Ладони прижать друг к другу. Пальцы переплести. Далее движениями имитировать слова стихотворения.
На двери висит замок. (быстро соединять пальцы в замок и разъединять)
Кто его открыть бы смог?
-Потянули! (пальцы – в замке, потянуть пальцы, не расцепляя их).
-Покрутили! (подвигать сцепленными пальцами от себя, к себе).
-Постучали! (пальцы остаются в замке, постучать основаниями ладоней друг о друга)
И - открыли! (расцепить пальцы).
Упражнение №22. «Зайчик».
1.Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Удерживать пальцы в таком положении на счет до 5 – 10. Упражнение выполнять сначала каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.
Кто там скачет на лужайке?
Это длинноухий зайка!
2.Указательный и средний пальцы вытянуть вверх, мизинец и безымянный прижать к ладони большим пальцем. Сгибать и разгибать указательный и средний пальцы (вниз - вверх) на счет «раз - два».
Зайка серенький сидит и ушами шевелит.
Раз – два, раз – два. И ушами шевелит!
Упражнение № 23. «Ножницы».
Большой, безымянный палец и мизинец прижать к ладони. Указательный и средний пальцы вытянуть вперед. Они то расходятся, то сходятся, имитируя движения ножниц. Ладонь располагается параллельно столу. Сначала упражнение выполнять медленно, затем темп ускорить. Следить, чтобы пальцы были прямыми.
Режу, режу, ткань верчу,
Научиться шить хочу!
Упражнение № 24. «Вилка».
Указательный, средний и безымянный пальцы вытянуты вверх, расставлены врозь и напряжены. Большой палец прижимает мизинец к ладони. Удерживать пальцы в таком положении до счета 5 – 10.
Вилкой мы едим сосиску,
Макароны и редиску.
Упражнение №25. «Колечко».
Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Удерживать в таком положении до счета 5 – 10. Выполнять упражнение каждой рукой по очереди, затем – двумя руками одновременно.
На узорное крылечко
Кто-то уронил колечко.
И оно с крыльца скатилось,
За ступеньку закатилось.
Дети смотрят там и тут,
Но колечко не найдут.
Упражнение № 26. «Очки».
Сделать двумя руками колечки. Поднести к глазам, имитируя очки.
Вот колечки – посмотри!
Превращаются в очки!
Упражнение № 27. «Коза».
Указательный палец и мизинец выпрямить. Средний и безымянный – прижать большим к ладони. Сначала упражнение выполнять каждой рукой по очереди.
Вижу у козочки острые рожки.
Я убегу от нее по дорожке.
Потом можно выполнять упражнение двумя руками, изображая козу и козла:
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Навстречу ей козел спешит.
Дорогу уступить велит.
Упражнение № 28 «Мостик».
Большой и указательный пальцы левой руки выпрямить, расположить параллельно друг другу и соединить с большим и указательным пальцами правой руки. Остальные пальцы (средний, безымянный и мизинец) выпрямить, прижать к друг другу и удерживать в таком положении.
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепилась перила –
Прямо в речку угодила.
Упражнение № 29. «Дружные пальчики».
1.Пальцы одной руки выпрямить, прижать друг к другу и удерживать напряженные пальцы до счета 10. Выполнить сначала каждой рукой по очереди, затем двумя руками одновременно. После упражнения – встряхнуть кисти рук.
Пальцы очень крепко дружат,
Мне помощниками служат.
2.Это упражнение можно предварить небольшим рассказом о том, какое название имеет каждый палец: большой, указательный, средний, безымянный и мизинчик.
Все пять пальцев вытянуты и разведены в стороны – пальчики «поссорились». Затем все пальцы прижать друг к другу – «помирились». Чередовать эти две позиции, сопровождая словами: «Поссорились – помирились!»
Организационный раздел
Предметно-пространственная развивающая образовательная среда
М а т е р и а л • наборы картинок для группировки и обобщения; 15шт
познавательному • наборы предметных картинок ; 8шт;
развитию • набор парных картинок на соотнесение; 12шт;
• наборы предметных картинок для группировки по разным признакам
(2 - 3) последовательно или одновременно (назначение, цвет,
величина); 10 шт;
• серии картинок (по 4 - 6) для установления последовательности
событий (сказки); 5шт;
• серии из 4 картинок «Времена года» (природная и сезонная
деятельность людей); 4шт;
• предметные и сюжетные картинки (с различной тематикой) крупного
и мелкого формата; 8шт;
• разрезные картинки(2 части). 10шт;
Центр речевого • дидактические наглядные материалы; 15 шт;
развития • предметные и сюжетные картинки; 20шт
• книжный уголок с соответствующей возрасту литературой; 22 книги
• «Чудесный мешочек» с различными предметами. 2меш.3набора по 22ф
Необходимые материалы:
игрушечный или нарисованный паровозик, 1-2
мишка, 2-3
мышка,2-3
лошадка,2-3
коровка, 2-3 снеговик,2
зайчик, 5 свисток,1 обруч,2
листы бумаги- 22, карандаши-22,
мяч-1 , аудиоаппаратура-1, записи с мелодией для релаксации-5 , методические материалы (рисунки, пособия из цветного картона),- 22 колокольчик, -1прищепки-22, , листья, цветы,-5 альбомов , зонт-1, пирамидки-5, матрешки-2 набора.
В раннем возрасте ведущей деятельностью является предметная. Именно в процессе становления предметных действий и предметной деятельности происходит развитие моторики, восприятия, мышления и речи. При отборе заданий учитывались возрастные закономерности психического развития детей, а также тот факт, что основной способ усвоения общественного опыта – подражание действиям взрослых. Это происходит в том случае, когда ребенок уже способен к сотрудничеству, проявляя желание выполнять задание, предложенное взрослым.
Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
1.Афанасова «Маленькими шагами в большой мир знаний». М,:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006г 2.Аксарина Н.М. « Воспитание детей раннего возраста». М.: Издательство «Медицина»,1972, с.263 3. Аралова М.А. «Игры с детьми раннего возраста» - М.: ТЦ Сфера, 2011г –128стр.
2..Веракса Н.Е. «Диагностика психического развития ребенка младенческий и ранний возраст» 2013 – 176стр 7.Григорьева Г.Г. «Играем с малышами»: игры и упражнения для детей раннего возраста
3.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
4.Гербова В.В. «Развитие речи в разновозрастной группе детского сада 2-4года» 10. Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду 2-3года»
5.Карпухина Н.А. Программная разработка образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Физическая культура», «Музыка» в ясельной группе (1,5 – 2 года) детского сада. – Воронеж, 2013 – 232стр. 12.Колдина Д.Н. « Игровые занятия с детьми 1 – 2 года». Методическое пособие. –М.:ТЦ Сфера, 2012 – 112с 13.Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» -М.: 2013г – 240стр
6.Печора К.Л., Пантюхина В.Г., Голубева «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях». Л.Г. - М.: Просвещение , 1986г, с.218 15.Комарова Т.С. «Детское художетсвенное творчество 2-7 лет»
7.Ларечина Е.В. «Развивающие занятия для родителей и детей. Психолого -педагогическая программа «Дитятко» для детей (1 – 2 года) – СПб.:Речь; М.:Сфера, 2012 – 172с.
8.Косинова Е.М. Уроки логопеда: игры для развития речи. М.: Эксмо: ОЛИСС, 2011.
3.8 ЛИТЕРАТУРА
9.Печора К. Л., Пантюхина Г. И.,Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М., 2003.
10.Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Развитие восприятия цвета, формы и величины у детей от рождения до трех лет».- М.: Мозаика-Синтез, 2003г 11.Погудкина И.С. «Развивающие игры, упражнения, комплексные занятия для детей раннего возраста» - СПб.: ООО «Детство», 2013г. – 176с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок для детей группы раннего развития "Дружные пальчики" (пальчиковая гимнастика)
Пальчиковая гимнастика – упражнения, в которые вовлечены все пальчики. Выполняя различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6-7 ЛЕТ Предмет «Развитие речи»
Целью курса «Грамотейка» является практическая подготовка к обучению чтению и совершенствование устной речи старших дошкольников, создание условий для осознанного чтения и воспитание эмоционального чи...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей раннего дошкольного возраста 1 младшей группы по экологии «Природа и малыши»...
КОНКУРС. Рабочая программа дополнительного образования детей старшего дошкольного возраста «Театр и дети» по направлению: социально-коммуникативное развитие
Рабочая программа по дополнительному образованию разработана с учетом Примерной основной общеобразовательной программой «Детство», в соответствии с требованиями ФГОС ДО...
«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В
Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...
Рабочая программа дополнительного образования детей по теме: «Послушные пальчики»
Цель программы:Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.Задачи программы:Обучающие:Научить детей четко произносить слова потешек, скороговорок и стихотворений, ...