Формирование элементарных математических представлений о времени в условиях специально организованной среды
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Музей часов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование элементарных представлений о времени в условиях специально-организованной среды

Развитие ребенка – сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности. Ребенок познает мир по принципу «Что вижу, с чем действую, то и познаю».

Уже с раннего возраста ребенок приступает к активному познанию большого мира. Постигать этот мир только посредством слова ребенку очень сложно, так как многие понятия и явления, которые он пытается осмыслить и постичь, сложны, противоречивы и идут вразрез с его личным опытом. Для формирования у ребенка правильного, неискаженного представления о мире слову педагога нужна серьезная поддержка в виде различных средств наглядности: специального оборудования, картин и иллюстраций, наглядных пособий, книг и многое другое, одним словом предметно - пространственная развивающая среда.

Развитие ребенка зависит от того, где, в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, неординарной, разнообразной, меняющейся. Ее правильная организация и умелое включение ребенка в процесс активного взаимодействия с окружающими миром составляют важную сторону педагогической работы в детском саду.

Каждый ребенок в своем развитии испытывает несомненное влияние семьи, ее быта, культурных предпочтений и формы занятости старших и содержание семейных досугов. Детский сад как образовательный центр всегда несет в себе не только заряд «запрограммированной» культуры, но и испытывает влияние культурной ауры окружающей его, по-разному обогащающую жизнь детей, их опыт деятельности и переживания.

Для обеспечения подлинного творческого развития ребенка, необходимо единство развивающей предметно - пространственной среды и содержательного общения взрослых и детей.

Развивающая предметно - пространственная среда функционально моделирует, когда с ней или в ней дети начинают действовать, развитие детской деятельности. Каждая деятельность служит у ребенка удовлетворению каких-либо потребностей. Потребность ищет свой предмет, который бы отвечал данной потребности, удовлетворял бы его.

Как знакомить дошкольников с единицами времени? Основная цель обучения математике в дошкольный период детства – общеразвивающая. Вот почему знакомство с единицами времени разумнее выстроить в соответствии с принципами целесообразности, т.е. в соответствии с жизненной ситуацией, с теми явлениями, с которыми ребенок сталкивается чаще всего. Нам могут возразить; «Говорить с детьми – даже старшего дошкольного возраста – на эту тему на занятиях довольно сложно, поскольку время – это процесс, исключающий как непосредственные наблюдения, так и ощущения. Однако единицу времени, меру длительности процесса ощутить можно через характеристики других процессов или явлений. 

В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Мы знакомим детей с окружающим миром, в котором все события, изменения явлений протекают во времени. Временные характеристики развертывания реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять детям дошкольного возраста.

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени и просят: «Если время есть, покажи мне его».

Как же ребенку показать время? Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта. Поэтому детей надо знакомить с такими интервалами времени, которыми можно измерять и определять длительность, последовательность, ритмичность их действий, разнообразных видов деятельности. Все меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют определенную систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Возникает вопрос: в какой именно последовательности знакомить детей с этими мерами времени, с какой меры начать?

В повседневном домашнем обиходе и в детском саду у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Следовательно, педагог имеет возможность уточнить и конкретизировать знания детей о частях суток, формировать навыки распознавания и умение называть эти части суток уже в младшей группе. В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать представление о последовательности частей суток и о сутках в целом. В старшей и подготовительной к школе группе на основе имеющихся у детей знаний можно уже знакомить их при помощи календаря с неделей, месяцами, годом. Параллельно надо развивать и само чувство времени, начать знакомить с длительностью таких мер времени, как 1 минута, 3. 5. 10 минут, полчаса и час. Вес эти знания о времени необходимо формировать в процессе обучения на занятиях. В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются лишь слабым и попутным компонентом. По учению И. П. Павлова, слабый раздражитель хотя и участвует в образовании временных связей в скрытом виде, но, взятый в отдельности, не вызывает последующей реакции. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени. Подмечено, что ребенок лучше усваивает материал, если создаются условия, в которых он через осязание, действия с незнакомыми ранее предметами обогащает свой опыт.

Именно поэтому в дошкольных образовательных учреждениях появляются мини-музеи, созданные детьми, как иллюстрации к программам дошкольного образования.

Многие из нас с детства помнят строки С.Михалкова: «В воскресный день с сестрой моей мы вышли со двора. – Я поведу тебя в музей, - сказала мне сестра». А что делать, если нет возможности в воскресный день пойти в музей? Просто потому, что в ближайших окрестностях его нет. Поэтому решили создать собственные музеи, пусть и маленькие. Сегодня мини-музеи – неотъемленная часть развивающей среды многих дошкольных учреждений.

Что такое мини-музей? Во-первых, «мини» напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Важно, что в их создании принимают участие и сами ребята, и их папы, мамы, бабушки, дедушки. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции.

Долгие годы наши музеи запрещали своим посетителям даже прикасаться к экспонатам. Сейчас уже многие из них работают с детьми и не только разрешают, но и рекомендуют юным посетителям позвонить в старинный колокольчик написать на бумаге старинным пером. Музеи становятся интерактивными. Но если «взрослые» музеи ими только становятся. То детсадовские мини-музеи с начала своего существования были такими. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно потрогать, рассмотреть. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них.

В своей группе мы организовали мини-музей часов.

 Цель; познакомить детей с историей изобретения часов, узнавать время по часам.

Рассказали детям, - Что давным-давно, когда еще не было часов, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечере. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и  придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг столба начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Солнечные часы имели один недостаток – они показывали время только в солнечный день. Вместе с детьми изготовили солнечные часы, и наблюдали, что самая длинная тень бывает тогда, когда солнце садится, а самая короткая – когда солнце стоит высоко. Если солнце высоко - полдень, если солнце низко – вечер или утро. Дети убедились, что время можно увидеть только в солнечный день.

Это было очень неудобно, поэтому люди изобрели водяные часы. Они состояли из двух сосудов. По капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой и по тому, сколько воды вытекло, определяли, сколько прошло времени. Кроме водяных часов есть еще песочные часы. Они показывают время и днем и ночью и летом и зимой, в любую погоду. У них стрелок и циферблата. В такие часы насыпали определенное количество песка, например на 1 минуту, на 5 минут, на 1 час. Когда песок из верхней части пересыпался в нижнюю часть, часы переворачивались.

Были когда–то и часы-свеча. На свечу наносили деления. В нижнее деление втыкали булавку с привязанным к ней грузиком. Когда свеча догорала этого деления, грузик падал на металлический поднос или просто на пол – это означало, что прошел определенный отрезок времени. Самые необычные, пожалуй, - цветы-часы. Это живые цветы, бутоны некоторых раскрываются утром. А днем закрываются, у других раскрыты только ночью, а днем всегда закрыты. Современные часы – настенные, настольные, ручные, часы-брелок, часы-кольцо, карманные часы, часы с кукушкой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление из опыта работы: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр по формированию временных представлений...

Методическая разработка Квест-технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО.

Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике. Решить это противоречие возможно путём внедрения новых, более эффективных метод...

Конспект специально организованной образовательной деятельности (занятие) по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе "Путешествие по сказкам А.С.Пушкина"

В процессе организованной деятельности педагог закрепляет у детей представление о понятии величина, время, форма, развивает логическое мышление дошкольников, прививает любовь к художественному слову, ...

Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий...

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен года".

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен г...

Конспект специальной организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе с использованием игровой деятельности формирование элементарных математических представлений «Путешествие в Королевство Математики»

Цель: закрепление полученных знаний и их активизирование в процессе игровой деятельности.Задачи:1.Социально-коммуникативное развитиеРазвивать интерес к различным видам игр, побуждать к активной деятел...

Семинар - практикум «Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в условиях реализации ФГОС ДО»

Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным тр...