Главные вкладки

    Диагностика интонационной стороны речи по методике Лазаренко О. И.
    проект ( группа) на тему

    Русова Анна Георгиевна

    диагностика к проекту "Развитие интонационной выразительности речи у детей посредством игровых упражнений"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Диагностика интонационной стороны речи по методике Лазаренко О. И.

    1. Умение регулировать темп речи.

    Задание 1. Произвести автоматические ряды слов с изменением речи по инструкции.

    Цель: обследовать умение ребенка изменять темп речи на отработанном ряду слов.

    Инструкция: посчитай от 1 до 10, произнося слова сначала в медленном, затем в среднем темпе (нормально), закончи в быстром темпе. И наоборот.

    Задание 2. Послушать три стихотворения и, исходя из текста, сказать, какое в каком темпе нужно читать.

    Цель: Определить умение ребенка на слух по содержанию текста использовать нужный темп речи  в стихотворном тексте.

    Инструкция: педагог читает в среднем темпе три стихотворения, а ребенок должен определить, в каком темпе их нужно прочесть.

    Ходит кот по лавке -     Очень медленны движенья,          С горки мчится паровоз

    Мягонькие лапки,          И «походка» как скольженье,       Без трубы и без колес.

    Ушки пушисты,             В дом свой прячется от страха,     С паровозом – три вагона:

    Глазки золотисты.         Хвост поджавши, черепаха.           Михаил и два Антона.

                                                                       В. Талызин                       О. и К. Соловьевы

    Критерии оценок.

    3 балла – легко изменяет темп речи в отработанном ряду слов, не испытывает трудностей в определении нужного темпа в стихотворном тексте.

    2 балла – наблюдаются трудности с выполнением заданий, выполняет по образцу.

    1 балл  - удается выполнить после нескольких попыток.

    0 баллов – не регулирует темп речи.

    1. Умение регулировать ритм речи.

    Задание 1. Узнать ритмический рисунок фразы при простукивании.

    Цель: выявить возможности ребенка узнавать ритмоинтонационный рисунок фразы (без опоры на содержание).

    Инструкция: послушай, как я произнесу две фразы без слов, с помощью слогов та-та-та или простучу. Узнай, какая фраза произнесена первой, какая второй.

                                                Много снега – много хлеба.

                                                От топота копыт пыль по полю летит.

    Задание 2. Узнать ритмический рисунок двух стихотворных текстов, контрастных по интонационному рисунку.

    Цель: выявить возможности детей узнавать ритмоинтонационный рисунок предложенных текстов.

    Инструкция: послушай внимательно тексты. А теперь я произнесу один из них без слов с помощью та-та-та или простукивания. Узнай какой это текст – первый или второй?

                 Зайку бросила хозяйка,                   Идет бычок качается,

                 Под дождем остался зайка.             Вздыхает на ходу:

                 Со скамейки слезть не смог –          «Ах, доска кончается,

                 Весь до ниточки промок.                 Сейчас я упаду»

    Задание 3. Прочесть знакомый стихотворный текст и отхлопать его.

    Цель: выявить возможности ребенка самостоятельно передавать ритмоинтонационный рисунок и отхлопать ритм стихотворения.

    Инструкция: расскажи стихотворение «Наша Таня громко плачет…» А. Барто и отхлопай его.

    Задание 4. Закончить стихотворение, вставить пропущенные слова.

    Цель: выявить возможности детей чувствовать ритмический рисунок стихотворения и вставлять слова, которые подходят по ритму и смыслу.

    Инструкция: послушай стихотворение, подбери из нескольких слов нужное – то, которое подходит по ритму и смыслу.

          На шесте, ветвях, на крыше          В самых разных морях они водятся

          Гнезда вьет он, где повыше,         И опасны, коль рядом находятся.

          Ест лягушек, что попались,           Может съесть даже ножку от стула,

          С клювом длинным белый….       Если пахнет съедобным, -…

                      (попугай, аист, лебедь)                                (рыба, кит, акула)

         Кто там крылышками машет

                                          И цветка иного краше?

      И похожа на жучка

      Балерина -…..

                   (птичка, бабочка, стрекоза)        В. Талызин

    Критерии оценок.

    3 балла – не испытывает трудностей, легко справляется с заданиями.

    2 балла - испытывает небольшие затруднения.

    1 балл – не может выполнить задание самостоятельно, удается по образцу педагога.

    0 баллов – затрудняется в выполнении заданий даже по образцу.

    1. Умение изменять высоту голоса.

    Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной высотой голоса по инструкции.

    Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять высоту голоса.

    Инструкция: посчитай от 1 до 5 – 10, разным по высоте голосом так, чтобы первое слово было произнесено высоко, второе ниже и наоборот.

    Задание 2. Пересказать сказку, используя разную высоту голоса.

    Цель: установить возможности ребенка использовать разную высоту голоса при пересказе знакомых сказок «Теремок», «Колобок», «Три медведя» и др.

    Инструкция: расскажи отрывок из сказки, изобразив голосом, как говорит каждый герой.

    Критерии оценок.

    3 балла – легко изменяет высоту голоса.

    2 балла - наблюдаются затруднения в умении самостоятельно изменять высоту голоса, выполняет после подсказки педагога.

    1 балл – испытывает трудности в умении переключаться на ту или иную высоту голоса (выше, ниже).

    0 баллов – не владеет гибкостью голоса.

    1. Умение изменять силу голоса.

    Задание 1. Произнести автоматизированные ряды слов с разной силой голоса (тихий, средний, громкий и наоборот).

    Цель: определить возможности ребенка самостоятельно изменять силу голоса и произвольно переключать его.

    Инструкция: назови дни недели (посчитай от 1 до 5 – 10) разным по силе голосом так, чтобы первое слово было произнесено тихо, второе громче и наоборот.

    Задание 2. Прочесть стихотворение, изменяя голос по контексту.

    Цель: определить возможности ребенка изменять силу голоса, исходя из текста.

    Инструкция: послушай стихотворение, подумай, как надо изменить силу голоса. Расскажи стихотворение шепотом, тихо, обычным голосом или громко.

    Баю-бай, баю-бай,                  - Ой! -                                      Божья коровка,

    Ты, собачка, не лай,               Воскликнул Окунек, -            Полети на небо,

    Белолапа, не скули,                Я попался на крючок.            Принеси нам хлеба:

    Мою Таню не буди.                                                                Черного и белого,

                     В. Бобылёв                                                               Только не горелого.

                  - Мышка, мышка, что не спишь,              Андрей-воробей!

                  Что соломкою шуршишь?                         Не гоняй голубей,

                 - Я боюсь уснуть, сестрица,                       Гоняй галочек

                  Кот усатый мне приснится.                       Из-под палочек.

                                               Н. Красильников

    Критерии оценок.

    3 балла – управляет силой голоса, легко делает переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот.

    2 балла - наблюдаются затруднения в умении самостоятельно изменять силу голоса, выполняет после подсказки педагога.

    1 балл – испытывает трудности в умении переключаться на ту или иную силу голоса (громче, тише), говорить шепотом. С трудом справляется с заданиями.

    0 баллов – не владеет умением управлять силой голоса.

    1. Умение выделять ударный слог в слове.

    Задание 1. отхлопать слова, ударный слог – громкий хлопок, безударный – негромкий.

    Цель: выявить умение ребенка выделять хлопком ударный слог в слове.

    Инструкция: прохлопай за педагогом названия окружающих предметов, имена детей, выделяя сильный слог (произносится протяжно, «тянется»).

    Примерные слова: окно, стол, Лена, Наташа, и др.

    Задание 2. подобрать картинки, слова, предметы под заданные схемы: х-Х, Х-х, х-х-Х, х-Х-х, Х-х-х.

    Цель: выявить умение ребенка подбирать по схеме слова, правильно ставить ударение и выделять ударный слог.

    Инструкция: подбери картинки, слова, предметы к схемам.

    Задание 3. Графически зарисовать диктуемые педагогом слова.

    Цель:  выявить умение ребенка со слуха выделять ударный слог в слове.

    Инструкция: послушай слова и нарисуй их схему, выделяя ударный слог.

    Замок – замок       полки – полки      мою – мою      село – село      хлопок – хлопок

    Критерии оценок.

    3 балла – выделяет ударный слог, подбирает слова к схемам и зарисовывает их графически.

    2 балла - допускает ошибки, отхлопывает слова после нескольких попыток, подбирает слова к схеме, но затрудняется в выполнении ее графического изображения.

    1 балл – находит ударный слог с помощью педагога, не подбирает слова к схеме, затрудняется в выполнении ее графического изображения.

    0 баллов – не выделяет ударный слог, не понимает задания.

    1. Умение пользоваться логическим ударением.

    Задание 1. Послушать предложение и выделить голосом главное слово.

    Цель: выявить умение делать логическое ударение во фразе.

    Инструкция: послушай предложение (прочитанное ровным голосом, без выделения слов) и выдели любое слово, нужное по смыслу, объясни свой выбор.

                                   Мы с мамой пойдем в лес.

    Задание 2.  Выделить в предложениях поочередно каждое слово и объяснить, как изменяется высказываемая мысль.

    Цель: выявить умение делать ударение на заданном слове во фразе и объяснять изменение смысла.

    Инструкция: произнеси предложение по-разному, выделяя  по очереди каждое слово. Объясни, как изменился смысл предложения.

    Девочка играет в саду с куклой.

    (Играет девочка, а ни мальчик.)

    Девочка играет в саду с куклой.

    (Не просто унесла ее туда)

    Девочка играет в саду с куклой.

    (А не в лесу)

    Девочка играет в саду с куклой.

    (А не с другой игрушкой)

    Критерии оценок.

    3 балла – без помощи педагога справляется с заданиями, понимает контекст.

    2 балла – выполняет задание при помощи педагога.

    1 балл – не умеет выделять голосом нужное слово, понимает смысл читаемого текста.

    0 баллов – не понимает то о чем идет речь, не понимает смысл читаемого текста.

    1. Сформированность интонационной выразительности речи.

    Задание 1. Произнести предложения с разной интонацией.

    Цель: выявить умение ребенка голосом воспроизводить повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации.

    Инструкция: а) произнеси предложение спокойно, не изменяя голос (повествовательная интонация). Что выражает этот предложение (вопрос или сообщение о чем-то)?

                   Я иду в детский сад.

    б) произнеси предложение с радостью (восклицательная интонация)

    в) произнеси предложение с удивлением (вопросительная интонация)

    Задание 2. рассказать отрывки из стихотворений, используя эмоциональную окраску, исходя из текста.

    Цель: выявить возможности ребенка рассказывать текст с различной эмоциональной окраской, исходя из содержания текста и собственного настроения.

    Инструкция: послушай стихотворение, подумай, какое настроение оно передает и расскажи с нужной интонацией.

    Когда я сосульку ел,              - Кто там ходит у реки?            Дождь! Дождь! Надо нам

    Было очень вкусно.                - Это наши кулики.                    Расходится по домам!

    А потом я заболел –               - А чего они хотят?                    Гром! Гром, как из пушек.

    Стало очень грустно.             – Накормить своих ребят.         Нынче праздник у лягушек!

                     М. Дружинина                          Н. Дилакторская

     Критерии оценок.

    3 балла – владеет интонационными средствами языка.

    2 балла – воспроизводит повествовательную, восклицательную, вопросительную интонации; не использует эмоциональную окраску при чтении стихов.

    1 балл – испытывает трудности при воспроизведении различной интонации, речь монотонна, не выразительна

    0 баллов – не владеет интонационными средствами языка.

    № п/п

    Фамилия, имя ребенка

    Умение регулировать темп речи

    Умение изменять высоту голоса

    Умение регулировать силу голоса

    Умение выделять ударный слог

    Умение  пользоваться логическим ударением

    Интонационная выразительность

    Общий средний балл

    Итоговый балл

    Уровни развития интонационной выразительности речи.

    Высокий (3 балла)

    Ребенок легко изменяет темп речи, высоту, силу голоса, легко делает переходы от громкого звучания к тихому, и наоборот; выделяет ударный слог; владеет интонационными средствами языка. Развитие интонационной выразительности речи в норме.

    Средний (2 балла)

    В изменении темпа речи, высоты и силы голоса испытывает небольшие затруднения; подбирает слова к схеме, при участии взрослого выполняет ее графическое изображение; выделяет голосом нужное слово во фразе по аналогии, понимает смысл читаемого текста. Различает изменения интонации, но не воспроизводит ее. Интонационная выразительность речи сформирована недостаточно.

    Ниже среднего (1 балл)

    Испытывает трудности в изменении темпа речи, в умении переключатся на ту или иную высоту (выше, ниже), силу голоса (громче, тише), говорить шепотом; не подбирает слова к схеме, затрудняется в выполнении ее графического изображения; не умеет выделять голосом нужное слово. Мелодико-интонационная сторона речи  маловыразительная, монотонная.

    Низкий (0 баллов)

    Ребенок не регулирует темп речи, не узнает ритмоинтонационный рисунок фразы, не владеет гибкостью голоса, силой голоса, не выделяет ударный слог, не понимает задания; не делать логического ударения во фразе; затрудняется в воспроизведении повествовательной, восклицательной, вопросительной интонаций. Просодическая сторона речи не  сформирована.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    КАРТОТЕКА ИГР ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

    Цель: развитие чувства ритма, соотнесение движения, руками, ногами, туловищем с ритмом речи....

    Развитие интонационной стороны речи

    Из практики мы  знаем, что многие дошкольники неплохо подражают взрослым, точно передают их интонацию, улавливают на слух  различные оттенки речи. Хорошо развитый речевой слух, дает возможно...

    Диагностика интонационной стороны речи по методике Лазаренко О. И.

    Диагностические задания по развитию интонацилнной выразительности речи....

    Игры и упражнения для развития компонентов интонационной стороны речи

    Интонационная сторона речи, является составной частью звуковой культуры речи, формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха. Игры и упражнения способствуют поддержанию интер...

    Система работы по развитию связной речи по методике Лалаевой Р.И.

    Методическая  литература  под редакцией Лалаевой Р.И. и ее соратников  отражают систему работы по развитию связной речи младших школьников с нарушением интеллекта, с ЗПР, систему работы...