Игротерапия для дошкольников
консультация ( группа) на тему

Огородник Елена Яковлевна

Этот материал поможет воспитателям ДОУ эффективнее использовать игру как средство воспитания и развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igroterapiya.doklad.docx15.06 КБ

Предварительный просмотр:

«Игротерапия для дошкольников»

Выполнила воспитатель

МБДОУ «ЦРР д\с№96»

Огородник Е. Я.

Детство каждого из нас ассоциируется с догонялками, куклами, машинками, икрами в песочнице. И эти воспоминания, пожалуй одни из самых тёплых и беззаботных, но далеко не все задумывались о значении игр в нашей жизни. Что же есть игра – просто приятное времяпрепровождение, или что-то большее?

 Игра – является не только одним из самых любимых занятий малышей, но и ведущей деятельностью детей, начиная с самых ранних лет и до школьного возраста. А способность играть сохраняется у человека на протяжении всей жизни.

А.В.Выгоцкий подчёркивал неповторимую специфику игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается с безоговорочным подчинением правилам игры. Игра даёт средства для разрешения конфликтов и выражения чувств. В процессе игры дети часто отыгрывают то, что им пришлось пережить, таким образом, пытаясь понять свои переживания; реагируют на агрессию в социально приемлемой форме и учатся взаимодействовать друг с другом. С помощью игры можно не просто развивать свои способности, но и корректировать разные психологические проблемы, справляться с ограниченностью физических возможностей, и даже устранять отставание в интеллектуальном развитии. Благодаря своим  особенностям влияния на личность в начале прошлого века и появилось понятие игротерапия как психотерапевтический метод.

Методы игротерапии позволяют мягко и осторожно провести диагностику эмоционального и психического состояния малыша, обнаружить причину возникновения проблемы, скорректировать её, предоставить ребёнку возможность пути её преодоления.

Сегодня игротерапию можно классифицировать в качестве: эго-аналитической терапии и недирективной терапии.

Эго-аналитическая игротерапия как метод коррекции заключается в помощи понять и принять конфликты эмоционального характера.

Недирективная игротерапия представляет помощь в проявлении личностных  конфликтов.

Среди методов игровой терапии различают активный, пассивный, освобождающий, структурированный метод и терапию отношениями.

Активная игротерапия как метод коррекции заключается в работе с воображением ребёнка. Предлагается несколько преднамеренно отобранных игрушек, которые символически можно связать с проблемной ситуацией. Педагог участвует в обыгрывании ситуации, и следит за тем, как ребёнок выстраивает свои взаимоотношения как с героями, так и педагогом.

Пассивный метод представляет игру ничем не ограниченную и не направленную педагогом. Он просто при ней присутствует. При данном методе роль педагога наблюдательная, он лишь изредка интерпретирует действия ребёнка.

«Освобождающая» терапия разработана Д.Леви и создана на основе убеждения, что игра предоставляет возможность эмоционального реагирования. В игре реконструируются травмирующие события. В игре ребёнок управляет ситуацией, принимает активную роль, трансформируется из жертвы в деятеля, освобождается от страха, выражая гнев и другие чувства.

Структурированная терапия является ответвлением освобождающей терапии и направлена на решение конкретных задач.

Психотерапия отношениями представляет собой направление близкое к пассивному методу, но направлена не на прошлый опыт, а на происходящее здесь и сейчас.

Игротерапия предполагает следующие функции:

1 Коммуникативную – установление эмоционального контакта.

2 Воспитательную – психотренинг и психокорекция.

3 Развивающую – развитие психических процессов и функций (память, внимание, восприятие и т.д., двигательная сфера)

4 Релаксационную – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему.

5 Обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

Для реализации поставленных задач я использую игры: дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, конструктивные.

Каждый вид игры выполняет специфические функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песочная игротерапия как средство развития эмоциональной сферы дошкольников

Песочная игротерапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального благополучия, так как затрагивает чувства, эмоции ребенка. Игры с песком снижают негативные проявления (страх,...

Использование песочной игротерапии в работе с дошкольниками

       Есть ли такая детская игра, которая сможет гармонизировать картину мира, поставить заслон на пути жестокости, избавит от внутренних конфликтов и страхов, раскроет пон...

Песочная игротерапия в работе с дошкольниками

Цель песочной терапии - не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.Песочная игротерапия является наиболее продукти...

"Использование метода песочной игротерапии в речевом и познавательном развитии дошкольников".

Песочная терапия - один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательном уровне, что позволяет повысить у...

Методическая разработка по использованию игротерапии в адаптационный период «Волшебное путешествие» (практикум по игротерапии)

Адаптация, к новому детскому коллективу и учреждению, протекает с массой негативных сдвигов в поведении детей. Преобладают отрицательные эмоции и страх перед всем новым, с чем сталкивается ребёнок. Не...