КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
опыты и эксперименты ( группа) на тему

Кононенко Ольга Владимировна

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno_tematicheskoe_planirovanie.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО

ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 в первой младшей группе

 

                                                               

 

 

  Воспитатели:

                                                                                                                                                       О.В.Кононенко

Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста

 с использованием опытно-экспериментальной деятельности.

    Экспериментирование.

 Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т.е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым. С помощью игр с элементами экспериментирования возможно: 

  • Продолжать воспитывать у ребенка познавательный интерес к окружающему миру. Развивать его любознательность, понимание простейших причинно-следственных, отношений в системе «действие-результат».
  • Воспитывать познавательную активность малыша, желание узнавать новое, наблюдать, запоминать, сравнивать, экспериментировать. Переводить действия игрового экспериментирования в полезное русло, формируя бережное отношение к окружающему.
  • Практически, ознакомить ребенка с некоторыми явлениями живой и неживой природы. Формировать представления о некоторых свойствах предметов, вещей.

Период.

Тема.

Задачи,

цели,

содержание

Создание условий.

Формы организации:

работа с родителями

варианты итоговых мероприятий

СЕНТЯБРЬ

Воздух.

Некоторые свойства воздуха.

Дать представление о воздухе.  Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения. Знакомить с органами дыхания человека. Умение дуть в трубочку.

Стакан с водой, трубочки для коктейля,  воздушные шарики, перышки, кусочки ваты, вертушки.

Посильная помощь родителей  в наполняемости уголка для опытно-экспериментальной деятельности.

Игра развлечение:

«Перышко лети»

«Буль-буль водичка».

ОКТЯБРЬ

Вода. Свойства воды.

Волшебные пузырьки.

Познакомить детей со свойствами жидкостей на примере воды. В воде одни предметы тонут, а другие плавают.  Обратить внимание, что вода прозрачная, в ней все видно.

 Вода может менять цвет, температуру (горячая – холодная - теплая)

Закреплять умение дуть в трубочку.

Ванночка для воды,   пластмассовая   ложечка, ложечки для размешивания,  2 стакана с водой (горячая и холодная),  гуашь, пищевой краситель.

Беседа: 

Познакомить с необходимыми правилами безопасности при  организации и проведении экспериментов и игр дома.

Игра развлечение:

«Мыльные пузыри».

« Разноцветная водичка»

НОЯБРЬ 

Плавучесть предметов.

«Тонет - не тонет

 

Продолжать знакомство детей со свойствами некоторых предметов. В воде одни предметы тонут, а другие плавают. Дать понятие качества предметов их свойств (тяжелый – тонет, легкий – плавает, бумага намокла - рвется).  Обратить внимание, что вода прозрачная, в ней все видно.

Большая емкость с водой, набор игрушек: пластмассовых, резиновых, камушки, сачок, листочки бумаги.

Беседа: 

«Значение детского экспериментирования для психического развития».

Игра развлечение:

 « Уточка плыви»

ДЕКАБРЬ

Свойства снега

Познакомить детей со свойствами снега: легкий, холодный, белый. снег – на улице не тает, а в группе и в ладошке тает, потому что в группе тепло, ладошка теплая.

Снежинки легкие они летят, кружатся.

Познакомить детей с переходом вещества из одного вида в другой (снег – вода). Снег лежит под ногами, он грязный.

Ведерко со снегом, тарелочка, лупа, трубочки для коктейля, снежинки из бумаги.

«Снежный шар»

Беседа: 

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

Игра развлечение:

«Зайка под снегом»,  

«Снежный шар»

« Подуем на снежинку»

   ЯНВАРЬ

Термометр и температура

Познакомить с понятием «температура»;

Развитие способности ребенка концентрировать внимание на измерении температуры окружающей среды, температуры воды. Формировать представление о приборе для измерения температуры - термометре; Поговорить о том, где тепло (в группе), холодно (на улице).  

Термометры для измерения температуры воды (с красной и синей отметкой для наглядности), воздуха, тела человека; два стакана с водой разной температуры

( из холодильника и теплой)  

 Две бутылочки с пробками.

Формочки для льда. Пищевой краситель или гуашь.

Беседа:

Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности

Игра развлечение:

«Какая ты? Водичка?»

«Мы мороза не боимся»

ФЕВРАЛЬ

 

Свойства   льда.

Дать представление детям о том, что вода   на улице зимой замерзает, потому что там холодно,  и превращается в лед. Познакомить со свойствами льда: твердый, холодный, гладкий, скользкий.

Лед может быть разноцветным.

Лед тает в группе и  если на него подуть (в группе тепло, воздух теплый).

Формочки со льдом, тарелочка,  две бутылочки с водой (теплая и холодная).

Формочки для льда. Пищевой краситель или гуашь.

Беседа:

Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования.

Игра развлечение:

«Подуй на льдинку»

МАРТ

 

Солнечный луч.

« Солнечные зайчики»

Познакомить детей с явлениями природы, дать представление детям о солнышке, что оно светит, высоко в небе. Объяснить детям, что нельзя смотреть на солнышко без очков от солнца.

Можно  подставить ладошки и поиграть с солнечными зайчиками.

Зеркальце, компьютерные   диски, цветные стеклышки,

 3Д очки, солнечные очки.

Беседа: 

Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.

 

Игра развлечение:

«Поймай зайчишку»

«Пускание солнечных зайчиков»

Апрель

Источник звука и его распространение.

Познакомить детей с понятием  «звук», с органами, воспринимающими звук – ухо, сформировать представления о характеристиках звука – громко, тихо.   Развивать умение сравнивать различные звуки, узнавать их.

Детские музыкальные инструменты: бубен, барабан, металлофон, ложки, погремушка, трещотка.

Баночки с различными наполнителями.

Беседа:

«Значение детского экспериментирования для психического развития».

Игра развлечение:

«Веселый концерт»

«Угадай, где гремит?»

МАЙ

Из чего нам шьют одежду?

Зачем она нужна?

Развивать у детей тактильные ощущения через знакомство с некоторыми видами ткани.  

Продолжать знакомство с одеждой, для чего она нужна.

Картинки с изображением различной одежды, некоторые виды ткани.

Беседа:

Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием

опытно-экспериментальной деятельности.

Игра развлечение:

«Мы кругляшки, куклы неваляшки»

Июнь

Выявление свойства сырого и сухого песка их сходство и различие.

В естественных условиях

 (на участке)

Сравнить с детьми цвет сырого и сухого песка (темный, светлый). Познакомить со свойством сырого песка.

Из сырого можно лепить, а сухой рассыпается. Научить определять эти свойства по внешнему виду (по цвету), проверит с помощью осязания.

 

Песочница с песком, с одной стороны песок полит, с другой нет.

Песочные наборы, формочки, ситечки, лопатки, лейки.

Беседа: «Значение детского экспериментирования для психического развития».

Игра развлечение:

«Угощение для кукол»

«Испеку я пирожок»

Июль

«Водичка - водичка, такая красота»

На участке.

Напомнить детям свойства воды (на солнышке нагревается).

В воде одни предметы тонут, а другие плавают.

Обратить внимание, что вода прозрачная, в ней все видно. Понаблюдать, как вода быстро высыхает на солнышке.

Емкость для воды, набор пластмассовых и резиновых игрушек, камушки, сачок, лейки, «обливашки» из пластиковой бутылки, водные пистолеты.

Беседа: 

«Значение детского экспериментирования для психического развития».

Игра развлечение:

«Обливашки – мокрые рубашки»

«Уточка плыви»

Август

«Кто спрятался в травке?»

Наблюдение за насекомыми.

Познакомить детей с наиболее часто встречающимися насекомыми, их образом жизни, условиями для жизни. Рассмотреть жука, бабочку, муравья, божью коровку. Объяснить детям, что нельзя их обижать, они маленькие.

Картинки с изображением насекомых, лупа, баночка.

Беседа: 

Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста с использованием опытно-экспериментальной деятельности.

Игра развлечение:

«Кузнечики прыгают, бабочки летают»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по опытно - экспериментальной деятельности.

Тематическое планирование по опытно - экспериментаальной деятельности в подготовительной группе....

Календарно-тематическое планирование по опытно-экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте

Календарно-тематический план разработан в соотвествии с требованиями ФГОС, возрастными требованиями детей...

Комплексно-тематическое планирование по опытно-экспериментальной деятельности

laquo;Комплексно - тематическое планированиепо опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе» ...

Тематическое планирование по опытно экспериментальной деятельности «Юный физик»

Развивать познавательный интерес. Учить делать выводы. Добывать информацию самостоятельно из разных источников....

Тематическое планирование по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе

Тематическое планирование по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе...

Комплексно- тематическое планирование по опытно- экспериментальной деятельности для подготовительной группы

В данной разработке представлены опыты и эксперимнты для детей подготовительной группы....