Материалы из опыта работы
план-конспект занятия ( группа) на тему

Приложения:
1. Приложение №1 – Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края.
2. Приложение №2 - Открытый показ педагогической деятельности с детьми старшей разновозрастной группы на районном методическом объединении воспитателей разновозрастных групп дошкольных образовательных учреждений Белгородского района.
3. Приложение №3 - Конспект непосредственно образовательной дея-тельности по речевому развитию с использованием приемов мнемотехники во второй младшей группе.
4. Приложение №4 – Занятие в школе – студии для родителей «Истоки».
5. Приложение №5 – Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста посредством ознакомления их с историей и культурой родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozheniya.docx67.33 КБ

Предварительный просмотр:

Маркиш Ольга Егоровна

Приложения:

  1. Приложение №1 – Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и культурой родного края.
  2. Приложение №2 - Открытый показ педагогической деятельности с детьми старшей разновозрастной группы на районном методическом объединении воспитателей разновозрастных групп дошкольных образовательных учреждений Белгородского района.
  3. Приложение №3 - Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию с использованием приемов мнемотехники во второй младшей группе.
  4. Приложение №4 – Занятие в школе – студии для родителей «Истоки».
  5. Приложение №5 – Диагностический инструментарий для определения уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности детей дошкольного возраста посредством ознакомления их с историей и культурой родного края.

Приложение №1

Система взаимодействия по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста посредством ознакомления с историей и

культурой родного края

Перспективный план по приобщению детей к истории и

русской народной культуре

Тема, цель

Содержание

Сроки проведения

Вторая младшая группа

1.

«Во саду ли, в огороде»

Цель: Знакомство с огородом детского сада.

  1. Сбор урожая, выкапывание репки.
  2. Знакомство с русской народной сказкой «Репка».

Октябрь

2.

«Милости просим, гости дорогие!»

Цель: Первое посещение детьми

избы и знакомство с Хозяином Кузей.

  1. Знакомство с «Горницей», ее хозяином.
  2. Знакомство с колыбельной (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.

Ноябрь

3.

«Котик, котик,

поиграй»

Цель: Знакомство с  потешкой про котика.

«Заюшкина избушка»

  1. Дидактическое упражнение «Похвали котика».
  2. Игра с котенком в катушку на ниточке.

Декабрь

4.

«Девочка и лиса» Цель: Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса»

  1. Игра «Кто позвал».
  2. Рассматривание книжек-малышек по произвениям русского фольклора.

Январь

5.

«Водичка, водичка, умой моё личико»

Цель: Знакомство детей с рукомойником.

  1. Разучивание потешки «Водичка-водичка».
  2. Игра «С гуся вода, а с Ванечки худоба».

Февраль

6.

«Идет коза рогатая»

Цель: Знакомство детей с животным коза.

  1. Разучивание потешки «Идет коза рогатая».
  2. Подвижная игра «Козлята и волк».

Март

7.

«Волк и семеро

козлят»

Цель: Знакомство со новой сказкой.

  1. Повторение потешки «Идет коза рогатая».
  2. Чтение сказки «Волк и семеро козлят».
  3. Пальчиковая игра «Коза рогатая».

Апрель

8.

«Хозяюшкины помощницы»

Цель: Знакомство детей с предметами обихода: коромысло, ведра, корыто, стиральная доска, веник.

  1. Посещение «Горницы», рассматривание предметов обихода.
  2. Отгадывание загадок.
  3. Подвижная игра «Кто быстрее донесет водичку».

Май

Средняя группа

1.

«Сорока белобока кашу варила»

Цель: Повторение с детьми предметов русского обихода, знакомство с глиняным горшком.

  1. Повторение потешки «Сорока белобока».
  2. Посещение «Горницы», рассматривание глиняной посуды: горшки большие и маленькие; знакомство с ухватом.
  3. Русская народная игра «Горшки».

Сентябрь

2.

«Бычок-смоляной бочок»

Цель: Знакомство со сказкой «Бычок-смоляной бочок»

  1. Знакомство с домашними животными: корова, бычок.
  2. Чтение сказки.
  3. Игра «Далеко-далеко…»

Октябрь

3.

«Во саду ли, в огороде»

Цель: Обогащать представления детей об овощах и фруктах.

  1. Загадывание загадок об овощах и фруктах (7-8).
  2. Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Угадай на вкус».
  3. Разучивание потешки «Наш козел».

Ноябрь

4.

«Здравствуй,

Зимушка-Зима!»

Цель: Дать детям представление о природе зимой, о детских забавах.

  1. Загадки о зиме, морозе, льде.
  2. Слушание русской народной песенки «Как на тоненький ледок».
  3. Знакомство с народными поговорками о зиме.

Декабрь

5.

«Сею,сею, посеваю, с Новым годом поздравляю»

Цель: Знакомство с празднованием прихода Нового года на Руси.

  1. Знакомство с традициями празднования зимних Святок на Руси.
  2. Разучивание колядок.
  3. Просмотр мультимедийной презентации «Святочные гулянья».

Январь

6.

«Масленица годовая – наша гостьюшка дорогая»

Цель: Знакомство детей с праздником Масленицы.

  1. Знакомство с календарем масляничной недели.
  2. Слушание русской народной песни «Ой, блины, блины, блины».
  3. Заучивание масляничных закличек.

Февраль

7.

«Нет милее дружка, чем родимая матушка»

Цель: Дать детям представление о роли матери в жизни каждого человека.

  1. Беседа о маме.
  2. Дидактическая игра «Подбери ласковое слово о маме».
  3. Знакомство с пословицами и поговорками о матери.

Март

8.

«Жаворонки, куличи»

Цель: Знакомство детей с народным календарным праздником «Сороки».

  1. Знакомтсо детей с перелетными птицами родного края.
  2. Загадывание загадок, пословицы и поговорки о птицах.
  3. Развлечение «Жаворонки, куличи».

Апрель

9.

«Времена года»

Цель: закрепить представления детей о чередовании времен года, о приметах.

  1. Рассказ о временах года с использованием календаря и загадок.
  2. Повторение закличек, песенок о временах года.
  3. Слушание музыки П.И. Чайковского из цикла «Времена года».

Май

Старшая разновозрастная группа

1

«Кто мы, откуда?

Где наши корни?»

Цель: обогащать и систематизировать представления детей о семейных ценностях.

  1. Моя семья, мои близкие родственники.
  2. Семья-это группа живущих вместе родственников. Несколько поколений составляют род.
  3. Рассматривание семейных фотографий.
  4. Изготовление семейного древа (родословное дерево).

Сентябрь

2.

«С новым урожаем!»

Цель: Способствовать формированию понятия о сочетании сезонного труда и развлечений , как о нравственной норме  жизни русского –народа.

  1. Знакомство с историей создания народного календаря.
  2. Подведение итогов осенних работ: богатый урожай на дачах, огородах, знакомство с приметами, загадками, пословицами об осени, подготовка к выставке «Здравствуй, осень».
  3. Праздник «Осенины»
  4. У нас сегодня капустник!- развлечение( Знакомство с преданием появления капусты на земле, загадки, поговорки о капусте, игра «Вейся, капустка», приготовление салата.
  5. Покров – первое зазимье - знакомство с праздником Покрова, с приметами этого дня,.     наблюдение за погодой, знакомство с приметами поздней осени.

Октябрь

3.

«Древняя Русь»

Цель: формировать чувство гордости за причастность к русскому роду.

  1. Мы - русские.
  2. Откуда пошло название нашей Родины (Русь).
  3. Знакомство с древнерусской архитектурой.
  4. Рассматривание крестьянских и городских построек, храмов.

Ноябрь

4

«Зимние святки»

Цель:

Способствовать развитию интереса к обычаям проведения зимних святок.

  1. Знакомство с традициями Рождественских праздников.
  2. Изготовление обрядовых кукол.
  3. Разучивание колядок, игр к празднику.
  4. Изготовление элементов маскарадных костюмов к праздничным дням.

Декабрь

5

«Новый год на Руси»

Цель: приобщать детей к участию в русских - народных праздниках.

  1. Рассказ о праздновании Нового года на Руси, рассказ о гаданиях и показ одного из них.
  2. Рождественские встречи (Совместно с СДК, дети участвуют в общем празднике).
  3. Санта-Клаус и Никола –чем похожи и в чем отличие.
  4. Чтение русской народной сказки «Ермилка и лесной боров».

Январь

6

«Весну красную встречаем»

Цель: Познакомить детей со старинными обычаями встречи весны.

  1. Рассказ о Масленице, о том как она празднуется на Руси, познаем секреты русской кухни – учимся печь блины.
  2. Разучивание закличек солнца на Сретенье (15 февраля), масленичных приговоров, игр, знакомство с приметами Сретенья.
  3. Чтение русской народной сказки « Как весна зиму поборола».
  4. Развлечение «Масленица широкая» (совместно с поселенческой библиотекой).

Февраль

7

«Весенние хлопоты»

Цель: дать детям представление о том, что духовная жизнь и природа соединены на Руси в единой гармонии, на том и стоит истинное русское искусство: песни, былины, приметы, загадки, пословицы..

  1. «Онисим – овчарник» - Беседа об овцах, о том, какую пользу они приносят человеку, рассматривание овечьей шерсти и пряжи, готовых изделий из неё, вязание на спицах, рассказ о том, что делали раньше в этот день.
  2. Учимся величать мальчиков и девочек- добры – молодцы и красны девицы учатся приветствовать друг друга, хвалятся своими умениями: девочки – рукоделием, мальчики спортивными достижениями.
  3. Прилетите, жаворонки, к нам-знакомство с весенним праздником «Сороки», с приметами этого праздника, работа с солёным тестом –делаем жаворонков.

Март

8

«Преданья старины далёкой»

Цель:

На примерах легенд, былин показать красоту, мудрость, силу и смелость русского народа, народных героев: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Добрыни Никитича и д.р.

  1. Чтение былин.
  2. Просмотр диафильмов.
  3. Рассматривание и обсуждение картин В.Васнецова «Богатыри».
  4. Изготовление боевых доспехов из картона.

Апрель

9

«Человек жив до тех пор, пока про него помнят»

Цель: воспитывать чувство гордости за защитников своего отечества,

познакомить детей с приметами народного земледельческого календаря.

  1. Знакомство с днем Егория, днем прихода весны, выгона скота на поля.
  2. Про отцов и дедов помнить от века завещано: беседа о празднике Победы, о родственниках и односельчанах, погибших в годы войны, рассматривание фотографий из семейных альбомов, фото из журналов, военной поры, экскурсия к вечному огню.
  3. Встреча с жителями села- детьми ВО войны.

Май

10

«Белая береза любимое на Руси дерево».

Цель: познакомить детей с традициями народных гуляний во время весенних святок (прощание с весной, встреча лета).

  1. Рассказ о березе – главной героине праздника Троицы, разучивание песен о березе, хороводов, игр, загадывание загадок о березе, о лете, учимся плести веночки.
  2. Праздник русской берёзки (совместно с СДК).
  3. Красота русского костюма -знакомство с деталями русского костюма( понева, зипун, душегрея, сарафан, рубаха, кокошник, картуз), украшение кокошника бисером и лентами.
  4. О русском прянике - рассказ о пряниках, о том, почему их так называют, рассматривание и различение на запах приправ, которые кладут в пряники (мята, ванилин, тмин).

Июнь

11

«К худой голове своего ума не приставишь».

Цель: Обогащать представления детей о произведениях русского – народного фольклора, на примере знакомых сказок учить детей понимать нравы, видеть добро и зло, отличать правду и вымысел.

  1. Беседа об уме и глупости (на примере пословиц и поговорок, игра «Закончи пословицу», рисование «Узнай пословицу по рисунку»).
  2. Нет сказок без правды (объяснить детям, для чего чудеса в сказках), викторина по содержанию знакомых сказок.
  3. Знакомство с русской народной сказкой «Про Филю», словесная игра «Филя и Уля».

Июль

12

«Играем в забытые детские игры»

Цель: развивать интерес к русским народным играм.

  1. Знакомство с разными видами жеребьевки.
  2. Разучивание считалок, словесных текстов к играм, рассматривание иллюстраций.
  3. Игры старинные, детские, изготовление оборудования для различных игр.
  4. Знакомство с играми  Белгородского края.
  5. Развлечение «Весёлая шкатулка».

Август

План работы с родителями воспитанников

№ п/п

Название и тема мероприятия

Цель мероприятия

1.

Родительские собрания: «Растим достойных граждан великой страны», «Родители – первые воспитатели ребенка», «Что должен знать ребенок об истории и культуре родного края».

Развивать представления родителей об использовании замечательного опыты наших предков в воспитании подрастающего поколения.

2.

Цикл занятий в школе- студии «Истоки»:

  1. «Мы дети великой страны»
  2. «Без прошлого нет будущего»
  3. «Мой Белый город»
  4. «Праздник русской рубахи»

Познакомить с планом проведения мероприятий и с их тематикой, наладить межличностные отношения родителей; формировать представления о традициях календарных народных праздников; развивать желание принимать участие в праздничных мероприятиях; Повышать педагогическую культуру родителей в процессе привития детям знаний об истории и культуре родного края.

3.

Оформление творческих выставок: фотовыставка «Дочки-матери», «Моя папа - солдат», сотворчество работы детей и родителей «Осенние фантазии», «Пасхальный звон», книжки – малышки по произведениям устного народного творчества, «Берегите первоцветы».

  • Дать представления о роли матери в семье, исходя из старинных преданий.
  • Прививать любовь к природе родного края, родителям.
  • Формировать представления о традициях календарных народных праздников.

4.

Цикл консультаций: «Использование малых фольклорных форм в общении с детьми», «Пословица не мимо молвится», «Как правильно знакомить детей с русскими народными сказками», «Использование малых фольклорных форм в общении с детьми».

  • Развивать представления родителей об использовании русских пословиц и поговорок в общении с детьми.
  • Повышать педагогическую культуру родителей, культуру речевого общения с детьми.

5.

Папки-передвижки, информационные стенды: «Приметы народного календаря», «Традиции русских праздников»

Дать полное представление о народном календаре; традиционных русских праздниках.

6.

Родительская гостиная «Незаслуженно забытые игры»

Способствовать развитию интереса родителей к использованию в игровой деятельности детей русских народных игр.

7.

Выпуск стенгазеты «Сельская мозаика», «Семейный калейдоскоп».

Развивать интерес родителей к людям, живущим рядом: соседям, односельчанам.

8.

Совместные праздники, посиделки – «Осенние посиделки», «Рождественские святки», «Масленица широкая», «Праздник русской березки».

Приобщать родителей к участию в традиционных народных праздниках.

9.

Оформление альбомов: «Рецепты традиционной русской кухни», «Я и моя семья», «Этих дней не смолкнет слава», «Мой Белгородский район».

Конкретизация знаний детей в совместной деятельности с родителями о родном крае, семье и семейных традициях, о традиционной народной кухне.

План работы с социальными институтами села Головино

Название мероприятия

Тема мероприятия

Участники

1.

Занятие для родителей в школе- студии «Истоки»

«Мы дети великой страны»«

Родители, воспитатели совместно с СДК

2.

Занятие для родителей в школе- студии «Истоки»

«Без прошлого нет будущего»

Родители, дети старшей группы, работники библиотеки, худрук СДК, зам. директора по воспитательной работе Головинской школы

3.

Праздник по народному календарю

.Рождественские встречи

Родители, воспитатели совместно с СДК

4.

Занятие в школе- студии «Истоки»

«Мой белый город»

Родители, заведующий читальным залом Головинской библиотеки

5.

Праздник по народному календарю

«Масленица широкая»

Родители, дети, воспитатели совместно с сельской поселенческой библиотекой

6.

Занятие в школе- студии «Истоки»

«Праздник русской рубахи

Родители, дети старшей группы, худрук СДК,зам. директора по воспитательной работе Головинской школы

7.

Интересные встречи

 «Человек жив до тех пор, пока про него помнят»

Дети, родители, воспитатели совместно с СДК

8.

Народный праздник

«Праздник русской берёзки»

Дети, родители, воспитатели совместно с СДК

9.

Развлечение для детей

«Весёлая шкатулка»

дети старшей группы, воспитатели совместно с сельской поселенческой библиотекой.

Приложение №2

Открытый показ педагогической деятельности с детьми старшей разновозрастной группы на районном методическом объединении воспитателей разновозрастных групп дошкольных образовательных учреждений Белгородского района

Тема: «Сказка нашего села»

Цель: Формировать у воспитанников представления о традициях и культурных ценностях родного края.

Задачи:

  1. Развивать умения творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности.
  2. Владение навыками исполнения песен с темповыми и динамическими нюансами, с хорошей дикцией, чистотой интонирования.
  3. Способствовать развитию тембрового и высотного слуха.
  4. Способствовать достижению координации пения и движения.
  5. Создать атмосферу единения, в процессе совместного исполнения песен, музыкально-ритмических движений.
  6. Формировать умение в диалоге вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.
  7. Развивать воображение, музыкальную память.
  8. Воспитывать  гуманистическую направленность поведения, развивать социальные чувства, эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, социально – ценностные ориентации, любовь к родному селу, к родной стране.

Образовательные области: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.

Предварительная работа: беседы о малой родине, о родном селе; заучивание стихов о родном селе; ознакомление с приметами народного календаря; изготовление элементов костюмов и подарков для именинницы; разучивание песен и ритмических упражнений.

Оборудование: платочки и султанчики для танцев; костюмы для героев сказки; угощения (фрукты ) для детей; музыкальные инструменты: бубен, рубель, трещётки; самодельные шумовые инструменты; подарки для именинницы (детские работы).

Средства ТСО: ноутбук, мультемидийный проектор, экран, музыкальный центр.

Ход развлечения:

Ведущий

Судари и Сударыни! Рассаживайтесь поудобней!

Сегодня представленье! Всем на удивленье!

С приговорками,  прибаутками, с танцами и веселыми шутками.

На сцене появляются три девицы, и царь на троне или в домике

Ведущий

Три девицы под окном

Спорят, сидя вечерком.

И недалеко жил царь природы.

Лето

Кабы я была царица, -

Ведущий

Говорит Лето-девица. -

Лето

Я тогда бы повелела,

Чтоб всегда солнце жарко грело

Чтобы звонко птицы пели!

Много хвастаться не буду:

Наряд из изумруда на деревьях,

Жемчуг ярких цветов радовал бы всех!

Царь

Здравствуй, красная девица!

Мне богатство пригодится!

Коли с нами не лукавишь,

Изумрудов, жемчуга мне добавишь,

И решишь мою задачу -

Стать хочу я всех богаче.

Так, что красная девица,

С сей минуты будь царица.

Лето

Вот спасибо, Царь природы. Послужу нашему селу, и всему Белгородскому краю!

Ведущий

Пришёл июнь-разноцвет, отбою от работы нет. Июнь по старорусскому это изок,  т.е. кузнечик. Их в июне много!

С визгом вбегают дети: «Лето, лето, к нам пришло!», занимают место на ковре - выполняют ритмичные упражнение с песней «В траве сидел кузнечик» В. Шаинского (стоят)

Лето

А июль - макушка, лета.

Дети

1. Плясала бабка, да макушка лета настала.

2.Макушка лета устали не знает, всё прибирает.

3.А у нас в Головино говорят: От лип июль душист!

4. Лип в нашем селе много!

5.А ещё у нас в Головино почти в каждом дворе пчёлы!

6.Незря говорят: Июльское приволье для пчёл раздолье.

7.Июль - грозник, молнии мечет, тучи нагоняет.

8.Тучи простираются по небу полосами - будет дождь.

Ритмическое упражнение под песню «Тучка»- убегают.

Лето

А Август густарь - страды государь. Уборка всему венец, БЕРЕГИ КАЖДОЕ ЗЕРНЫШКО - Каждую крошку в лепёшку!

Стук в дверь , кто то стучится, кричит Кукареку

Ведущий

Ой, я забыла Вам рассказать -  село наше Головино славиться продукцией нашей птицефабрики  «Приосколье»! Уж не с птичника нашего пожаловали гости?

Вбегают цыплята с курочкой танец «Цып, цып, цып, мои цыплята»

Царь

Красная девица, государь это я.

Кончилась твоя пора, Лето! Прощай!

Ведущая

Лето отшумело, отзвенело.

Незаметно пролетели её три месяца,

Промчались теплые деньки!

Давайте не будем грустить и

Послушаем что говорит друга девица!

Осень

Кабы я была царица,

Ведущая

Говорит Осень -девица -

Осень

То в наряде золотом

Всё стояло бы кругом!

Где вы встретите такое:

Всё в округе золотое?!

Царь

Здравствуй, красная девица!

Мне богатство пригодится!

Коли с нами не лукавишь,

Золотишка мне добавишь,

И решишь мою задачу -

Стать хочу я всех богаче.

Так, что красная девица,

С сей минуты будь царица.

Осень

Вот спасибо, Царь природы

Я - Осень золотая!

Послужу нашему селу, и всему народу.

Вы поверьте,  без дела сидеть не люблю,

И Зиму я кормлю, и Весну я кормлю. Слышите?!

Бродят  по лесу звуки  осеннего дня.

Давайте послушаем их!

На передний план выдвигают стол с самодельными музыкальными инструментами, выходят дети, берут инструменты

Осень

Гроздья спелой калины-серёжки мои,

А ночные дожди – то мои соловьи.

Дети озвучивают стихотворение самодельными

 музыкальными инструментам. «Танец капелек» Е. Гомоновой

Хором

Дождик, дождик перестань.

Нас до дому отпусти.

Богу молиться. Христу поклониться. Кланяются гостям.

Дети

Да разве дождик - это плохо?

Надень лишь только сапоги

И в них не только по дорогам,

А хоть по лужицам беги!

А как приятно под дождём

Шептаться с зонтиком вдвоём.

И даже можно зонтик взять

И под дождём потанцевать.

Танец с зонтиками

Царь

Это что же здесь творится?

Обещала, помню я,

Будет в золоте земля,

А сама лишь слёзы льёт,

Только слякоть развела!!!!

Кончилась твоя пора, Осень! Прощай!

Ведущая

Порадовала Осень нас, ушла....Давайте не будем грустить и послушаем что говорит третья девица!

Зима

Кабы я была царица,

Ведущий

Говорит Зима  - девица. -

Зима

То, взмахнув лишь рукавом,

Всё покрыла б серебром.

Красота кругом такая -

Хоть от радости кричи

На берёзах сарафаны

Из серебряной парчи.

Царь

Здравствуй, красная девица!

Мне богатство пригодится!

Коли с нами не лукавишь,

Серебра  мне добавишь,

И решишь мою задачу -

Стать хочу я всех богаче.

Так, что красная девица,

С сей минуты будь царица.

Зима

Вот спасибо, Царь природы,

Послужу и я народу.

Не напрасно я трудилась:

Всё кругом засеребрилось

Хоровод «Здравствуй, гостья зима!»

Ведущая

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать, –

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь на морозе горит!

Дети

1. Здравствуй, матушка-зима!

Наступил твой месяц декабрь.

2. Матушка-зима!

Если июль - макушка лета, то декабрь - шапка зимы.

Ведущий

Чудеса природы в каждом месяце неповторимы. Но есть явления, которые повторяются из года в год, из столетья в столетья - это приметы.

Зима

Точно. У кого из вас именины в декабре?// гости отвечают, если есть.

Ведущий

Вот 1 декабря был праздник Платона и Романа.

Царь

А я знаю - говорят: «Каков Платон и Роман, такова зима».

Дети

А у моей бабушки Варвары 17 декабря именины. Бабушка говорит: На Варвару закат красный, день будет ясный, закат в облаках - жди снега.

А я слышал: Трещит Варюша, береги нос и ухо.

Ведущий

В декабре иней - овёс хороший будет. У кого из вас именины в декабре?// гости отвечают, если есть, дети выходят, царь выходит. Зима всех награждает медалями.//

Зима

Давайте все поздравим  именинников. Выходите  в хоровод.

Хоровод с гостями «Как на ваши именины испекли мы каравай»

Царь

Зимушка, можешь ты собой гордиться.

Столько веселья твоё царство нам дало.  

Будь и дальше ты царицей!!!

Зима

Спасибо, Царь природы!

Послужу ещё январь и февраль народу.

А как пройдёт январь, февраль,

подрастёт младшая сестричка,

Кто знает как её зовут?

Весна!

Будет она после меня ВАМ царицей!

Ведущий

Вот какую сказку мы сегодня все вместе рассказали. Народная пословица гласит: «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». О чём нам рассказала наша сказка, чему она нас учит? (Ответы детей)

Ведущий

Правильно, будем любить свою Родину, своё родное село. Будем дружить и дружбой  дорожить. А сейчас я предлагаю вам сделать вот такие сердечки. (Изготовление сердечек методом налепа из пластилина).

Ведущий

Подержим сердечки в руках, передадим им своё тепло и подарим Полине и нашим гостям с  самыми наилучшими пожеланиями.

Царь

А  я приглашаю весь честной мир да на царский пир.

Дети  вслед за царём выходят из зала

Приложение №3

Конспект непосредственно образовательной деятельности по

речевому развитию с использованием приемов мнемотехники

во второй младшей группе

Тема: «Заюшкина избушка»

Цель: закрепить знание детьми русских народных сказок, обучать рассказыванию сказки «Заюшкина избушка» с опорой на наглядность (мнемотаблица).

Задачи:

Образовательные: развивать связную речь, умение последовательно передавать сказки с опорой на мнемотаблицу.

Звуковая культура речи: закрепить произношение чистоговорок: «Са-са-са – в тереме живет лиса», «Су-су-су – мы в лесу…».

Развивающие: развивать слуховое зрительное внимание, логическое мышление, творческое воображение.

Воспитательные: воспитывать интерес к речевой и художественной деятельности.

Интеграция образовательных областей: «речевое развитие», «познавательное развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: Чтение и рассказывание сказки «Теремок», стихотворение «Где мой пальчик?» Н. Саконской с помощью мнемотаблиц.

Развивающая среда: корзина, «волшебный платок», домик «Теремок», коробка с игрушками-героями сказки «Заюшкина избушка», шапочки героев сказки «Теремок», мнемотаблицы к сказкам «Теремок», «Заюшкина избушка», к стихотворению «Где мой пальчик?».

Ход образовательной деятельности:

Дети свободно стоят около воспитателя.

 - Дети, ко мне сегодня обратилась девочка Маша. Она потеряла рукавичку. Давайте поможем ей найти её. Вы согласны отправиться в путешествие, чтобы помочь Маше?

 - Дети, у меня есть платочек. Он не простой, а волшебный. Если его надеть, то можно попасть в какое-нибудь чудесное место.

 - У меня в корзине лежит волшебный платочек, с помощью этого платочка можно попасть в страну сказок. Я надену этот платок и превращаюсь в бабушку-сказочницу. Вы хотите очутиться в сказке?  (Да).

 - Тогда я приглашаю вас отправиться в сказочное путешествие. Возьмитесь за руки, чтобы не потеряться и тихонько пойдём по дорожке.

Тише, тише не шумите

Нашу сказку не спугните

По дорожке мы пойдем

Прямо в сказку попадем

Дети, взявшись за руки, идут под музыку по «волшебной» дорожке

 - Вот мы и пришли. И куда же мы попали (ответы детей). Да, мы попали в сказочную страну. Посмотрите, какие красивые берёзки и «елочки» растут в стране сказок. Ой, а на этой елочке рукавичка лежит. Как вы, думаете, кто потерял эту рукавичку (ответы детей). Я думаю, эту рукавичку потеряла Машенька. «Где мой пальчик?». Давайте вспомним стихотворение «Где мой пальчик?» все вместе. (дети хором рассказывают стихотворение, глядя на мнемотаблицу). Отдаём рукавичку Маше, она благодарит детей, и мы идём дальше.

 - Идем дальше: По дорожке дети шли

Теремочек нашли

 - Посмотрите дети, какой-то теремок стоит? Давайте спросим, кто в теремочке живет?

- Как вы думаете, какая сказка здесь живет? (Ответы детей)

- Рассмотрим волшебную картинку и она подскажет какие сказочные герои спрятались в тереме (Ответы детей).

- Дети, вы любите сказки рассказывать? (Да).

Давайте попробуем эту сказку оживить. Я бабушка-сказочница в этом вам помогу (Надеваю детям шапочки героев сказки).

Раз-два, три, четыре, пять

Будем в сказку мы играть!

Дети с помощью взрослого рассказывают сказку

 - Чтобы веселей дойти до следующей сказки мы повторим песенки:

Са-са-са – в тереме живет лиса,

Су-су-су – мы в лесу;

Ас-ас-ас – зайке весело у нас

По дорожке дети шли

Коробочку по пути нашли.

- Дети, вы не знаете кто ее потерял?

- А что в ней лежит? (Нет)

- А я знаю, она откроется тогда, когда мы узнаем ,какая «сказка» спряталась в этой «волшебной» картинке. Я вам расскажу ее (Воспитатель рассказывает сказку по мнемотаблице).

- Давайте попробуем открыть волшебную коробочку.

- Кто же в ней спрятался? (Воспитатель открывает коробку и достает игрушки – героев сказки «Заюшкина избушка»; вместе с детьми рассматривают).

Вопросы по сказке:

- Что случилось с зайчиком?

- Кто первый хотел помочь зайчику?

- Почему медведь не смог?

- Кто из героев сказки говорил:

«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам»?

- Кто помог зайчику выгнать лису?

- Кто вам больше всего понравился в сказке?

- Понравилась ли моя сказка (Да)

- И мне вы, понравились! Как вы дружно рассказывали стихотворение про рукавичку. А как здорово вы превратились в сказочных героев.

- Знаю, пора возвращаться в детский сад, но я хочу сделать вам подарок, подарить «волшебную» табличку, чтобы вы сами научились рассказывать по ней сказку «Заюшкина избушка».

Итог. (Рефлексия).

 - Ребята, а вам понравилось наше путешествие по сказкам? (Выслушиваю мнение детей, что понравилось и что запомнилось).

- Ребята, а у меня в коробке еще что-то осталось, подходите, посмотрите. Что это? (Воспитатель достает угощение).

- Это «волшебная» коробочка дарит вам угощение за то, что вы были большие молодцы, за то, что вы хорошо знаете сказки, за то, что вы такие смелые и добрые помогли Маше.

- А сейчас нам пора возвращаться. Закройте глазки и повторяйте за мной: - Раз, два, три – снова в группе мы. Расскажите Маше о своих новых игрушках.

Приложение №4

Занятие в школе – студии для родителей «Истоки»

Тема: «Без прошлого нет будущего»

Цель: Познакомить родителей с историей нашего села (достопримечательности, знаменитые люди, традиции и обычаи, с картографией Головинского сельского поселения); развивать интерес к творчеству поэтов Белгородчины; воспитывать уважение к односельчанам.

Оборудование: стенды «Селом возродится Россия», «Будни и праздники нашего села»; альбом о работе группы «Поиск» МОУ «Головинской СОШ»; выставка работ народных умельцев «Красота рукотворная»; образцы костюмов Белгородского региона; разрезная карта Головинского сельского округа, заготовки для визиток.

Ход проведения:

Родители сидят за столами. Звучит песня «Белгородчина моя»

Воспитатель: Уважаемые, односельчане! Сядем рядком да поговорим ладком! Сегодня мы с вами собрались на очередное занятие и тема его «Без прошлого нет будущего». Поведем мы свой разговор о нашей малой родине, о селе, где мы живем. Вы, наверное, уже поняли какая притягательная сила заключается в том, что нас окружает с детства: почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек с теплотой и любовью до конца своей жизни вспоминает место своего рождения? Головино не для всех является местом вашего рождения, но ваши дети родились именно здесь. Именно Головино стало для них Родиной, наша с вами задача научить их любить свою Родину, гордится ее достижениями. Мы должны привить им желание жить здесь, трудиться, ведь не зря в народе говорят «Где родился, там и сгодился», а еще говорят «Искать по свету лучшей доли, все равно, что травинку в широком поле».

А для того, чтобы учить своих детей чему-то, надо самим иметь определенный запас знаний и умений. Сегодня мы хотим пригласить вас в путешествие по вехам истории, по страницам памяти нашей малой родины. Без прошлого не может быть будущего. Прошлое – это фундамент, на котором стоит вся наша жизнь. Экскурсоводом в этом путешествии у вас будет заведующая библиотекой Коваленко Галина Ивановна.

План выступления Коваленко Г.И.:

  1. Знакомство с электронной версией «Головинской энциклопедии»: географический обзор, хронология исторических событий, знатные земляки, достопримечательности, здравоохранение, образование и воспитание, учреждение и организации.
  2. Обзор материалов «Головино – частица Родины моей».
  3. Информационный обзор детской литературы по краеведению.

Воспитатель: Вот какое у нас замечательное село. О своем селе и о детском саде мы вместе с детьми сложили частушки, которые они для вас сейчас исполнят.

В зал входят дети и исполняют частушки. После исполнения – уходят.

Воспитатель: Не только с библиотекой мы ведем совместную работу по воспитанию и развитию наших детей, в такой связи мы работаем и со школой. И сегодня на нашей встрече присутствует заместитель директора по воспитательной работе МОУ «Головинская СОШ» Степанова Раиса Петровна.

Рассказ Степановой Р.П. о работе группы «Поиск».

Воспитатель: Очень хорошей работой занимается группа «Поиск». Не один защитник нашего Отечества не должен остаться неизвестным. Вы все, конечно, знаете какую неоценимую роль в Великой Отечественной войне сыграли партизаны. Основой их успешной борьбы с захватчиками было прекрасное знание своей родной местности. У наших детей сейчас нет таких знаний. Очень мало мы путешествуем по родным местам. Давайте задумаемся над этим и восполним этот пробел. А как вы сами знаете наши окрестности, мы сейчас проверим.

Давайте попробуем сложить карту Головинского сельского поселения и прилегающих к нему населенных пунктов.

Родители на полу складывают разрезную карту Головинского поселения

Воспитатель: Молодцы! Надо, чтобы и дети прекрасно знали свои родные места, ориентировались на местности, любили природу родного края. Любили всех тех, с кем живут и растут бок о бок. Ведь все мы звенья одной цепи, и каждое маленькое звено, каждый человек в этой цепи по-своему прекрасен. Вот посмотрите друг на друга: все молодые, красивые, полны сил и терзаний. У каждого из вас свое предназначение в жизни, свой талант. Я предлагаю вам поделиться друг с другом своим жизненным опытом, своими особенными знаниями и умениями. Ведь это так приятно, когда чувствуешь себя нужным и полезным. В своем детском саду мы хотим организовать такой необычный банк. Называться он будет «РазУс» - что означает разные услуги. Этот банк будет состоять из ваших визитных карточек, на которых вы укажите свои координаты и то, чем любите заниматься, что у вас получается довольно хорошо. И вы сможете обращаться друг к другу за адресной помощью. (Родители заполняют визитки)

Воспитатель: Заполняем визитки и слушаем стихи поэтов Белгородчины, которые вы приготовили дома. (Родители читают стихи)

Воспитатель: Ну что же, делу время, потехе – час, песня у нас и перепляс.

В зал под музыку входят дети и сотрудники МДОУ и исполняют песню Белгородской области «Параня» с постепенным вовлечением родителей

Воспитатель: Итак, дорогие наши собеседники, как говорится в русской поговорке «Беседа матушка, а хлебец батюшка». Приглашаем всех участников к чаю, приглашаем гостей к застолью.

Все пьют чай, обсуждают прошедшее мероприятие.

Воспитатель: До новых встреч! Коли будет вам мимо дорога – не обходите нашего порога!

Приложение №5

Диагностический инструментарий для определения уровня

сформированности духовно-нравственных качеств личности

детей дошкольного возраста посредством ознакомления

их с историей и культурой родного края

Методика «Беседа»

Цель: выявление знаний детей о русских традициях и праздниках

Процедура проведения: с детьми в индивидуальном порядке проводилась беседа, которая включала в себя вопросы о русских традициях и праздниках: Какие русские праздники ты знаешь?  Какие из них тебе нравятся? Какие праздники вы  справляете вместе с папой и мамой (бабушкой и дедушкой)? Как ты думаешь, зачем нужен этот  праздник?  Какие праздники тебе хотелось бы отмечать в детском саду?

Методика «Пересказ»

Цель: выявление представлений детей о содержательной стороне русской народной сказки.

Процедура проведения: ребенку предлагалось рассказать русскую народную сказку на свой выбор. При оценивании пересказа сказки учитывались следующие критерии: последовательность изложения текста, полнота изложения текста, зачин и концовка сказки (свойственные русским народным сказкам), использование сказочных формул, средств выразительности, сравнительные обороты (свойственные русским народным сказкам).

Методика «Войди в образ»

Цель: выявление уровня знакомства детей с русскими народными сказками.

Процедура проведения: детям предлагалось  изобразить любимый персонаж. Дети решали, насколько данный персонаж  в сказке похож на себя и предлагали свои варианты поведения, речи представленного героя русской народной сказки. Оценивается эмоциональность воспроизведения, манера поведения, присутствие в речи средств выразительности свойственных русским народным сказкам.

Методика «Ситуация – выбора»

Цель: выявление представлений детей о русском народном костюме (на примере героев сказок).

Процедура проведения: задание проходило в несколько этапов. На первом этапе детям читалась  русская народная сказка. На втором - ребят просили нарисовать персонажей сказки и особенно четко прорисовать одежду каждого из них.  На третьем этапе индивидуально каждому ребенку предлагались картинки одежды персонажей разных сказок как русских народных, так и  сказок других народов. Ребенок должен выбрать из предложенного, одежду для героев данной сказки аргументируя свой выбор.

Методика «Как думаешь?»

Цель: выявление знаний детей о предметах старинного русского быта.

Процедура проведения: детям предоставлялись картинки или фотографии предметов русского быта (если была возможность, показывался сам предмет). Дети должны рассказать, что это за предмет, как назывался данный предмет и каково его предназначение – зачем он был нужен и как использовался.

Для оценки уровня сформированности духовно-нравственных качеств личности у детей дошкольного возраста нами были выделены высокий, средний и низкий уровни проявления того или иного показателя.

Уровни усвоения детьми дошкольного возраста

народных традиций, культуры и истории родного края

Уровни

Степень проявления показателя

Высокий

  1. Достаточно полное представление о традициях, предметах культуры, истории русского народа.
  2. Устойчивое проявление интереса к традициям, предметам культуры, истории русского народа.
  3. Наличие национальной тематики в самостоятельной деятельности (игра, рисовании и др.)

Средний

  1. Отрывочные, поверхностные представления о традициях, предметах культуры, истории русского народа.
  2. Неустойчивое проявление интереса к традициям, предметам культуры, истории русского народа.
  3. Фрагментарное наличие национальной тематики в самостоятельной деятельности (игра, рисование и др.).

Низкий

  1. Неопределенность в представлениях о традициях, предметах культуры, истории русского народа.
  2. Неустойчивое проявление интереса к традициям, предметам культуры, истории русского народа.
  3. Неопределенность в проявлении интереса к традициям, предметам культуры, истории русского народа
  4. Нет использования национальной тематики в самостоятельной деятельности (игра, рисование и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ (материалы из опыта работы)

В ПОСОБИИ СОБРАНЫ МАТЕРИАЛЫ ИЗ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЕТСКОГО САДА. МАТЕРИАЛ ПОЛЕЗЕН СТАРШИМ ВОСПИТАТЕЛЯМ И ПЕДАГОГАМ ПО ФИЗО....

материалы из опыта работы

Материалы из моего опыта работы с детьми...

Представляю вашему вниманию свои наработки, материалы из опыта работы, которыми с удовольствием поделюсь.

Конспект занятия автоматизация звука [л] Приложение к конспекту автоматизация звука [л]Конспект занятия дифференциация звуков [ж] [ш]Памятка для родителей дошкольникаАртикуляторно-акустичес...

Материалы из опыта работы «Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРЫМСКИЙ РАЙОНМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДЕТСКИЙ САД №1 ГОРОДА КРЫМСКА МУНИЦИПАЛЬНОГ...