Формирование навыков культуры поведения за столом
материал (старшая группа) на тему

Формирование комуникативных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе основных видов детской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_kultury_povedeniya_za_stolom.docx23.7 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков культуры поведения за столом

Цель. Закрепить знания педагогов по формированию у детей культуры поведения за столом.

Основным принципом формирования культуры поведения ребёнка дошкольного возраста, является воспитание его в коллективе и через коллектив. Именно в коллективе закладываются основы умений совместно и дружно играть и трудиться, проявлять сочувствие друг к другу, ответственности за участие в общем деле, оказания взаимной помощи, то есть основы культуры поведения.

Культура поведения дошкольника – это совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности. Культура поведения не сводится к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляет их.

В содержании программы культуры поведения дошкольников можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки.

Культура деятельности проявляется в поведении ребёнка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений.

Формировать у ребёнка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело, бережно относиться к игрушкам, вещам, книгам.

Культура общения предусматривает выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в быту, в общественных местах.

Культурно-гигиенические навыки предусматривают содержание ребёнка в чистоте лица, рук, тела, причёски, одежды, обуви. Культуру еды относят к гигиеническим навыкам. но её значения не только в выполнении физиологических потребностей. Культура еды имеет и этический аспект – ведь поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.

Культура поведения за столом – это часть общей культуры человека. Её надо воспитывать с самого раннего возраста. Существуют строгие правила поведения во время еды. Как и все другие, эти правила не выдуманы из головы.

Культура (лат. cultura, от colo, colere — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её.

Задание педагогам «Как правильно и красиво накрыть стол»

Дано: клеенка, скатерть, салфетки, тарелки (глубокие, мелкие, чашки, стаканы, вилки, ножи, ложки (столовые, десертные, чайные, цветы и вазочки для цветов. Требуется: расположить все так, чтобы было красиво, правильно и удобно. И, конечно же, возбуждало аппетит. Решение: Действие первое: на поверхность стола положить клеенку, затем скатерть. Действие второе: мысленно на расстоянии 1-2 сантиметров проведи от края стола прямую линию. По ней ровно расставь тарелки - каждую напротив стула. Если стол к обеду, на мелкую поставь глубокую. Ножи разложи справа от тарелок лезвием к ним, вилки слева острием вверх. Ложки - суповую справа от тарелки, десертную - положи за тарелками параллельно краю стола ручками вправо. Для воды или сока поставь бокалы справа за приборами. Салфетки - на тарелки. Не забудь о ложках, ножах, вилках для закусок, салатов, масла. У стола стоят стулья по количеству человек, участвующих в застолье. Напротив стула на столе ставиться закусочная тарелка, слева от нее – хлебная. Между ними – закусочная и столовая – вилки лежат зубчиками вверх. Справа от закусочной тарелки – столовый и закусочный ножи, лезвием к тарелке. Столовые нож и вилка располагаются ближе к закусочной тарелке, но не под ее краями, закусочные приборы – дальше от тарелки, так как обычно начинается застолье с закусок. Есть такое правило: начинаем пользоваться теми приборами, которые лежат дальше от тарелки. Суповую ложку необходимо положить между ножами, углублением вниз. Если же застолье начинается с первого горячего блюда, тогда при сервировке столовую ложку кладут справа от закусочного ножа. Полотняные салфетки кладут каждому гостю на закусочную тарелку. Бумажные салфетки не раскладывают, а ставят в салфетницы.

Организация детского питания в ДОУ – задача огромной социальной значимости и одна из основных забот коллектива учреждения. При этом имеет значение не только то, что ест ребенок, но и то, как он это делает. Не меньшее внимание необходимо уделять эстетике питания и культуре поведения за столом. И чем раньше у ребенка сформируются навыки столового этикета, тем прочнее они закрепятся, станут хорошей привычкой уже в детском возрасте.

 Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе. Задача воспитателей, а также родителей – научить дошкольника правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительным в застольном общении.

 Уже с раннего возраста следует вырабатывать правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками. Воспитатель учит мыть руки перед едой, правильно сидеть во время приема пищи: не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол. Педагог должен следить, чтобы во время еды воспитанники не спешили, не отвлекались и не играли столовыми приборами, не набивали рот и не разговаривали при этом и т.д.

Обучать правилам поведения за столом можно как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель должен демонстрировать им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.

Формировать культурно-гигиенические навыки необходимо последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.

Обучение правилам этикета начинается с 3-летнего возраста с последующим усложнением на каждом возрастном этапе дошкольного детства.

Во время приема пищи на чистом столе должны находиться общие предметы, необходимые во время еды: хлебница салфетница, солонка, по возможности ваза с цветами.

 Прежде всего, следует обеспечить постоянное выполнение установленных гигиенических правил, объясняя их значение. На первых порах важно помочь ребенку освоить тот или иной навык. Не следует торопить дошкольника, если он сосредоточенно повторяет одно и то же движение (например, намыливает руки). Ни в коем случае нельзя выполнять за него это действие. Осваивая новый навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он приучается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. При этом взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли дошкольник сделать необходимое действие. В дальнейшем воспитатель предоставляет ему почти полную самостоятельность, но постоянно проверяет соблюдение навыков. Хорошо сформированные действия выполняются ребенком легко и быстро, по собственной инициативе и без каких-либо напоминаний. Если он и забудет о чем-то, например, сядет за стол, не вымыв руки, то малейшего напоминания оказывается достаточно, чтобы он исправил свою ошибку.

 Все эти задачи – слагаемые культуры поведения за столом. Решить их необходимо прежде всего на уровне семьи, но и не без помощи педагогов дошкольного учреждения.

 Задачи по формированию культурно-гигиенических навыков на разных возрастных этапах.

 Возраст

Задачи

Дети раннего возраста

(от 1 года до 2 лет)

Закрепить умение садиться на стул, пить из чашки (с 1 года 2 месяцев). Сформировать умение пользоваться ложкой, приучать самостоятельно есть разнообразную пищу, пользоваться салфеткой после еды (вначале с помощью взрослого, а затем по словесному указанию), выходя из-за стола, задвигать свой стул.

Научить самостоятельно есть густую пищу ложкой (с 1 года 2 месяцев).

Научить есть из тарелки, пользоваться чашкой, есть с хлебом (с 1года 5 месяцев).

Приучать мыть руки перед едой с помощью взрослого, правильно пользоваться полотенцем (с 1 года 6 месяцев).

Дети первой младшей группы (от 2 до 3 лет)

Закрепить умения самостоятельно мыть руки перед едой, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, опрятно есть, держать ложку в правой руке, пользоваться салфеткой, полоскать рот по напоминанию взрослого.

Сформировать умения выполнять элементарные  правила культурного поведения: не выходить из-за стола, не закончив прием пищи, говорить»спасибо».

Дети второй младшей группы (от 3 до 4 лет)

Научить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расческой, насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место.

Сформировать навыки приема пищи: не крошить хлеб, правильно пользоваться столовыми приборами, салфеткой, пережевывать пищу с закрытым ртом.

Дети средней группы (от 4 до 5 лет)

Совершенствовать приобретенные умения: брать пищу понемногу, хорошо пережевывать , есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой. вилкой, ножом), салфеткой, полоскать рот после еды.

Дети старшей группы (от 5 до 6 лет)

Закрепить умения правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

Продолжать прививать навыки культуры поведения: выходя из-за стола, тихо задвигать стул, благодарить

Дети подготовительной группы (от 6 до 7 лет)

Закрепить навыки культуры поведения за столом: сидеть прямо, не класть локти на стол, бесшумно пить и пережевывать пищу, правильно пользоваться ножом, вилкой салфеткой.

 

Критерии результативности.

Возраст

Культура общения

Культура деятельности

Культурно-гигиенические навыки

3 – 4 года

Пользоваться словами вежливого обращения. Быть приветливым и вежливым со всеми взрослыми.

Соблюдать чистоту и порядок в своём игровом уголке, за своим столом. Везде и всегда бережно относиться к вещам, игрушкам.

Содержать в чистоте лицо, руки, одежду, обувь. Пользоваться салфеткой во время еды. За столом сидеть прямо, не класть локти на стол. после прогулки тщательно вытирать ноги.

4 - 5 лет

Не перебивать взрослых, не вмешиваться а их разговор. Подать стул или уступить место вошедшему взрослому. Поднять и вежливо подать оброненный кем-то предмет. Слушать старших внимательно, стоять спокойно, смотреть в лицо собеседнику.

Доводить начатое дело до конца. Выполнять работу только хорошо. Если что-то не понял, переспросить старших или товарищей. Быть настойчивым в достижении цели.

Вставать утром всегда в одно и то же время. делать утреннюю гимнастику. Тщательно умываться, чистить зубы, аккуратно причёсываться. Правильно пользоваться столовыми приборами. Кушать не торопясь, аккуратно, бесшумно, тщательно пережевывать пищу.

5 – 6 лет

Мальчикам пропускать вперёд девочек. Помогать малышу или сверстнику застегнуть, надеть пальто, повязать шарф. В общественных местах говорить спокойно, негромко. С уважением относиться к труду старших, не мешать взрослым.

Не сидеть без дела. Никогда не откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня. Любить природу, заботиться о животных. Пользоваться книгами за столом, беря её чистыми руками, не загибая углы страниц.

Закончив еду класть прибор в тарелку, а не на скатерть. Вечером прежде чем лечь спать, привести в порядок свою одежду и обувь. Чистить свою обувь, аккуратно вешать свою одежду. Спускаться по лестнице, держа спину прямо, придерживаться за перила.

Диагностику перечисленных навыков следует проводить один раз в год: в марте месяце с использованием метода наблюдения и методики изучения личностного поведения ребёнка.

Культурно-гигиенические навыки приема пищи у детей надо рассматривать с учетом возрастных особенностей ребенка. Причем в процессе приобщения его к этикету пристальное внимание уделять взаимодействию воспитателей дошкольных учреждений с родителями воспитанников.

Психологические аспекты организации питания детей выявляются как в условиях дошкольного учреждения, так и дома. Внимание следует обращать на качество предлагаемых детям блюд, соответствие пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непосредственно процедуре приема пищи.

Профессиональная обязанность воспитателя дошкольного учреждения – научить ребенка правилам поведения за столом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей «Сформированность навыков культуры поведения за столом у детей»

Данная анкета позволяет выявить наиболее сложные для многих родителей проблемы  по формированию норм культуры поведения ребенка за столом во время еды....

Сообщение на РМО "Формирование навыков культуры поведения за столом у детей раннего возраста"

Знакомство с режимом дня.Задачи стоящие перед воспитателями.Памятка для родителей. Основные принципы....

ТЕМА: «ЗНАЧЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

цель работы: поиск эффективных педагогических форм и методов работы, направленных на воспитание культуры поведения у детей 5 - 6 лет....

Формирование навыков культуры поведения в общественных местах

В презентации раскрыты наиболее эффективные методы работы по формированию навыков культуры поведения в общественных местах....

Конспект мероприятия по формированию навыков культуры поведения во второй младшей группе «Накормим куклу Катю обедом

Закрепить у детей последовательность действий при пользовании столовыми приборами и кормлении куклы....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ И ВЗРОСЛЫМИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Личностное становление и развитие закладываются в дошкольном детстве. Дошкольное детство рождает такие качества, которые помогают человеку определиться в жизни, найти в ней свое достойное место. Боль...