Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
методическая разработка (младшая группа) на тему
Опыт работы по формированию гендерной идентичности во второй младшей группе (3-4 года) в игровой деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_po_gendernomu_vospitaniyu.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. Социально – коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками
В настоящее время становление гендерной идентичности является серьёзной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Растет число неполных семей. Многие мальчики воспитываются только мамой или бабушкой, в детском саду а в дальнейшем и в школе их тоже окружают женщины. Это в полной мере касается и нашего детского сада и конкретно группы, где я работаю. В результате содержание воспитания и образования ориентировано только на возрастные и психологические особенности детей.
Наблюдая за воспитанниками в детском саду, можно отметить , что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным, а женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.
В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований по проблеме гендерного воспитания дошкольников. Педагоги, психологи (Кон И.С., Клецина И.С., Коломинский Я.Л., Андропова А.П. и др.) считают, что гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста имеет свои особенности: ведущий вид общения, игровая деятельность, взаимоотношения со сверстниками.
Цель моей работы: формирование гендерной компетентности у младших дошкольников и их родителей.
Задачи:
создать развивающую среду, способствующую полоролевой социализации младших дошкольников в игровой деятельности;
сформировать представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчины и женщины и характерных для определенного пола внешних и внутренних чертах;
сформировать гендерную компетентность у родителей в вопросах воспитания детей младшего дошкольного возраста.
Гендерный подход осуществляется во всех видах деятельности. Так, на занятиях физической культурой дифференциация в подборе упражнений, нагрузке, распределении ролей в подвижных играх и др. На музыкальных занятиях при разучивании танцев, отборе танцевальных номеров для утренников. В коммуникативной деятельности в формировании культурных эталонов мужественности/женственности. Но наиболее важной я считаю формирование гендерной идентичности в игровой деятельности.
В дошкольном возрасте игра – основной вид детской деятельности. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается как общее, так и дифференцированное содержание ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра в её типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей.
В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
В рамках воспитания детей с учётом их гендерных особенностей, особенно остро встаёт вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и выполнение в ней женских и мужских социальных функций лежит в основе этой работы.
Направления работы: работа над данной темой включила в себя разделы: "Создание развивающей предметно – пространственной среды", "Работа с детьми" и "Работа с родителями".
«Создание предметно-развивающей среды»
Развивающая предметно - пространственная среда выступает условием гендерного воспитания ребенка, стимулирует выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа.
С учётом гендерного воспитания строится развивающая среда в группе. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. Мы сделали различение по цвету шкафчиков для одежды, на детских кроватках. Всё это помогло детям соотносить себя в соответствии со своим полом.
В центре социально – коммуникативного развития предметная среда изменятся и дополняется постоянно.
Набор картинок с изображением взрослых с ярко выраженными особенностями внешности.
Картинки, где хорошо видны эмоциональные состояния (радость, веселье, слезы, гнев).
Картинки с изображением семьи, их действиями.
Набор картинок с изображением детей.
Дидактические игры «Придумай имя» (на различение по полу и т.д.).
Картинки с изображением эмоциональных состояний (радость, смех, испуг, слезы).
Схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола. Размещение схем-действий, способствующих усвоению правил мужского и женского поведения, наиболее интенсивно группируется в местах встречи мальчиков и девочек, уже заданных пространством учреждения, где они проявляют самостоятельность, свободу.
«Работа с детьми»
В работе с детьми были запланированы и проведены различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, целью которых было формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у детей 3-4 лет.
Работа с родителями:
Анкетирование родителей: «Я и мой ребенок»
Папки – передвижки: «Мальчики и девочки – два разных мира», «Советы по воспитанию», «Как и во что играют мальчики и девочки»
Интервью с детьми «В какую игру ты мечтаешь поиграть с папой?» «В какую игру ты мечтаешь поиграть с мамой?»
Родительское собрание: «Родителям о воспитании девочек и мальчиков»
Совместный праздник к 23 февраля «Папа может всё, что угодно»
Диагностика, проведенная после проделанной работы, показала, что у детей сформировались более четкие представления о гендерных различиях. Дети знают и понимают, что все люди обладают схожими чертами (строение тела, эмоции, потребность во сне и пище), но отличаются внешним видом, характером, поведением. Ассоциируют себя с определенным полом и понимают, что он не меняется. В играх и повседневной деятельности дети осмысленно осуществляют поведение, свойственное представителям его пола (мужское или женское). Имеет представление о внутрисемейных половых ролях, соответствующих общим представлениям.
В результате анкетирования родителей было установлено, что изменилось отношение у большинства родителей к вопросу гендерного воспитания детей –повысился уровень их знаний по детской физиологии и психологии; по методам работы, организации предметно-образовательной среды в семье , способствующей гендерному воспитанию младших дошкольников. Родителей стали более обдуманно относиться к подбору игрушек, детских книг, развлечений с учетом индивидуальных и гендерных особенностей детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста.
«Нельзя считать один пол совершеннее другого,...
«Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре».
Методическая разработка «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»....
Программа гендерного образования детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Рабочая программа воспитания детей в игровой деятельности...
«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста через игровую деятельность» Выступление на семинаре по экологии
Выступление на семинаре по экологическому воспитанию....
« Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
Паспорт проекта.Тип проекта: практико – ориентированный.Образовательная область : социально - коммуникативное развитие.Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, познавате...
Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье....
«Гендерные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности»
Человек является существом либо женского, либо мужского пола.Ге́ндер -социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.Ребенок рождается с опреде...