« Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».
проект

Томилина Светлана Юрьевна

Паспорт проекта.

Тип проекта:  практико – ориентированный.

Образовательная область : социально - коммуникативное развитие.

Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, игровая деятельность, художественно- эстетическое развитие.

Обоснование проекта :  овладении детьми культурой в сфере взаимоотношения полов,  формирование адекватной полу модели поведения,  правильное  понимание роли мужчины и роли женщины в обществе посредством игровой деятельности.

Актуальность темы :

 Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить. Ведь от того, как мы воспитываем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить с учетом гендерных особенностей посредством игры, напрямую зависит то, какими мужчинами и женщинами они станут в дальнейшем, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.

Цель проекта :

-  Изучение особенностей процесса социализации, выявление  педагогических  условий  эффективности гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством игры в условиях ДОУ.

- Определение  необходимых  атрибутов  и материалов  для ролевых игр девочек и мальчиков; организация  постановки  ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его половым склонностям и интересам.

- Создание условий для благоприятного протекания процесса поло- ролевой социализации мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта :

-Организовать специальную предметно развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста , способствующую полоролевой социализации в игровой деятельности.

- Развивать умение отражать в игре социально - одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам.

- Выявить представления детей об особенностях образа « Я мальчик, я девочка»

- Исследовать своеобразие интересов и позицию субъекта девочек и мальчиков в игре.

- Выявить  представления детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.

- Развивать постоянство проявления мужских и женских способов поведения в различных реальных и игровых ситуациях.

-  Изучить отношение родителей к игре как методу поло-ролевого воспитания.

Ожидаемые результаты :

- Постановка ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, наиболее полно соответствующей его гендерным склонностям и интересам.

- Преодоление разобщенности между мальчиками и девочками и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

- Воспитание культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками.

- Осознание родителей  своей роли в гендерном воспитании детей.

- Эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми, формирование доверительных отношений.

Обобщение проектной деятельности:

- Оформление стенда « Мальчики и девочки – два разных мира» (фотоколлаж из семейного архива).

- Выставка игрушек родителей « Игрушки нашего детства».

- День открытых дверей «Все мы родом из детства».

- Родительское собрание « Особенности воспитания девочек и мальчиков».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_gendernoe_vospitanie.docx23.82 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ « Детский сад комбинированного вида №2 г. Медвежьегорска»

Проект .

Тема: « Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

                                                                                      2016- 2017 г

Визитная карточка проекта.

Место проведения:  МКДОУ « Детский сад комбинированного вида №2 г. Медвежьегорска, вторая младшая оздоровительная группа « Ладушки».

Сроки  проведения : долгосрочный.

Автор проекта : Томилина Светлана Юрьевна.

Квалификация: высшая.

Участники проекта:

- воспитатели и дети старшей оздоровительной группы «Ладушки»

- воспитатель по физической культуре

- музыкальный руководитель

- родители воспитанников.

Паспорт проекта.

Тип проекта:  практико – ориентированный.

Образовательная область : социально - коммуникативное развитие.

Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, игровая деятельность, художественно- эстетическое развитие.

Обоснование проекта :  овладении детьми культурой в сфере взаимоотношения полов,  формирование адекватной полу модели поведения,  правильное  понимание роли мужчины и роли женщины в обществе посредством игровой деятельности.

Актуальность темы : 

 Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Организация поло-ролевого воспитания должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого либо из ее компонентов. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить. Ведь от того, как мы воспитываем наших детей, какие личностные качества мы в них сможем развить с учетом гендерных особенностей посредством игры, напрямую зависит то, какими мужчинами и женщинами они станут в дальнейшем, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.

Цель проекта : 

-  Изучение особенностей процесса социализации, выявление  педагогических  условий  эффективности гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством игры в условиях ДОУ.

- Определение  необходимых  атрибутов  и материалов  для ролевых игр девочек и мальчиков; организация  постановки  ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его половым склонностям и интересам.

- Создание условий для благоприятного протекания процесса поло- ролевой социализации мальчиков и девочек младшего дошкольного возраста.

Задачи проекта :

-Организовать специальную предметно развивающую среду для детей младшего дошкольного возраста , способствующую полоролевой социализации в игровой деятельности.

- Развивать умение отражать в игре социально - одобряемые образцы женского и мужского поведения по отношению к игрушкам.

- Выявить представления детей об особенностях образа « Я мальчик, я девочка»

- Исследовать своеобразие интересов и позицию субъекта девочек и мальчиков в игре.

- Выявить  представления детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению.

- Развивать постоянство проявления мужских и женских способов поведения в различных реальных и игровых ситуациях.

-  Изучить отношение родителей к игре как методу поло-ролевого воспитания.

Ожидаемые результаты : 

- Постановка ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, наиболее полно соответствующей его гендерным склонностям и интересам.

- Преодоление разобщенности между мальчиками и девочками и организация совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями.

- Воспитание культуры взаимоотношений между мальчиками и девочками.

- Осознание родителей  своей роли в гендерном воспитании детей.

- Эмоциональный контакт между педагогами, родителями и детьми, формирование доверительных отношений.

Обобщение проектной деятельности:

- Оформление стенда « Мальчики и девочки – два разных мира» (фотоколлаж из семейного архива).

- Выставка игрушек родителей « Игрушки нашего детства».

- День открытых дверей «Все мы родом из детства».

- Родительское собрание « Особенности воспитания девочек и мальчиков».

Этапы проекта.

Первый этап:  : Подготовительный ( разработка проекта, поиск решения задач проекта )

Второй этап: :  Основной  ( выполнение проекта, практическая деятельность по решению проблемы)

Третий этап:  Заключительный (подведение итогов, презентация).

Взаимодействие участников проекта

Направления работы:

I раздел:

 Создание и насыщение  предметно - развивающей среды.

II раздел:

Работа с детьми.

III раздел:

Работа с родителями.

План проекта.

Этапы проекта

Формы работы

Сроки

Ответственные

I этап

Подготовительный.

- Собеседование со специалистами ДОУ.

- Индивидуальные беседы с родителями о предстоящей работе по проекту.

- Анкетирование родителей по теме полоролевого воспитания « Во что играет ваш ребенок».

- Создание и насыщение предметно – развивающей среды ( пополнение атрибутов для сюжетно – ролевых игр, изготовление дидактических игр).

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Октябрь - февраль

Томилина С.Ю.

Родители, воспитатели

IIэтап

Основной.

 Беседы:

- « Какую одежду носят мальчики и девочки».

- « Мой папа».

- « Что такое хорошо и что такое плохо» ( сюжетные картинки о поступках девочек и мальчиков).

- « За что нам нравятся мальчики и девочки».

Занятия:

- « Игрушки наших родителей».

- « Вот какие мы».

- « Моя семья».

- « Я мальчик, я девочка».

- « В гости к бабушке и дедушке».

Игры:

-  Игра - забава « Из чего сделаны девочки и мальчики».

- Музыкальная игра « Мы девчонки молодцы, мы мальчишки удальцы».

- Спортивные подвижные игры с полоролевым разделением.

- Д. и «Оденем кукол на прогулку»

- Д. и. « Веселая матрешка».

- Д. и. « Кукла Маша, кукла Даша».

- Д. и. « Составь картинку»( сюжет: мама готовит обед, мы с папой делаем  уборку).

- « Назови  чьи вещи».

- « Собери семью»( с фигурками членов семьи).

- « Придумай имя».

- Сюжетно- ролевые:

 « Мы врачи», « Прием гостей», « Уложим куклу спать», « В парикмахерской», « Делаем прически», « Пора обедать», « Накормим кукол», « Готовим обед», « На пикнике», « Гладим белье», « Идем в гости», « Кукла Наташа», « Ремонтники», « Конструкторы», « Отряд особого назначения», « Мы – шоферы», « Строительство», « Кулинары», « Новоселье», « Едем в автобусе», « Мы – пожарные», « Идем к врачу».

 Художественная литература:                  

 Э. Успенский « Если был бы я девчонкой»; С. Маршак « О девочках и мальчиках»; р. н. с. « Три медведя» ; К. Ушинский « Петушок с семьей»; р. н. с. « Маша и медведь»; потешки: « Спи, Ванюша»,  « Спи- ка, голубочек, маленький сыночек», « Наша доченька в дому», « Наша Катя маленька», « Расти коса до пояса».

Родительские собрания:

- « Мальчики и девочки - два разных мира».

-  « Игры девочек и мальчиков дома. Выпуск видеожурнала « Мы играем».

Консультации:

- « Особенности воспитания девочек и мальчиков».

- « Значение образа матери и образа отца в воспитании полоролевых стереотипов поведения»

- « Детские игры – дело серьезное».

Ширмы:

- « Гендерное воспитание. Что это такое».

- Памятка « Особенности игр девочек и мальчиков».

Стенды:

- Фотоколлаж « Игры девочек и мальчиков дома».

- « Девочки и мальчики - два разных мира».

- « Дружат в нашей группе девочки и мальчики».

Праздники: 

- Вечер отдыха « День матери».

- « Мамин день».

В течение года

В течение года

В течение года

В течение года

Декабрь

Апрель

Ноябрь

Январь

Март

Октябрь

Апрель

Декабрь – апрель

Октябрь

Март

Томилина С.Ю.

Музык. Руководитель.

Воспитатель по физ. культуре

Томилина С.Ю.

Томилина С.Ю.

Томилина С.Ю.

Муз. рук.

Восп. по физ.к.

Томилина С.Ю.

Томилина С.Ю.

Муз. рук.

III этап

Заключительный.

- Выставка игрушек родителей « Игрушки нашего детства».

- Презентация « Девочки и мальчики – два разных мира»

- День открытых дверей « Все мы родом из детства».

Апрель

Томилина С.Ю.

Муз. рук.

Восп. по ф.к.

Дальнейшее развитие проекта.

- Продолжать работу над гендерным развитием на других этапах развития ребенка.

- Организовать гендерное воспитание в аспекте целостной педагогической системы, учитывая все ее компоненты.

Список литературы

 1. Алёшина Н. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью /младшая группа/.- М. : ЦГЛ, 2004

 2. Доронова Т. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду. - М. :Линка-Пресс, 2009

 3. Князева О., Маханёва М. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – С-Пб. : Детство-Пресс, 1998

 4. Мосалова Л. Я и мир. - С-Пб. : Детство-Пресс, 2011