Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности
методическая разработка (младшая, средняя группа)

Москвина Надежда Васильевна

Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных качеств. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» направлена на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают, что ребенок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками

Актуальность

В настоящее время становление гендерной идентичности является серьёзной проблемой. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. Растет число неполных семей. Многие мальчики воспитываются только мамой или бабушкой, в детском саду, а в дальнейшем и в школе их тоже окружают женщины. Это в полной мере касается и нашего детского сада.В результате содержание воспитания и образования ориентировано только на возрастные и психологические особенности детей.

Наблюдая за воспитанниками в детском саду, можно отметить , что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Кроме того, в процессе трудовой деятельности, дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учётом пола партнёра. Мальчики не проявляют желания прийти на помощь девочкам, тогда, когда была нужна физическая сила, а девочки не спешат помогать мальчикам там, где нужна тщательность и аккуратность. Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным, а женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Теоретическое обоснование

 Проблема полоролевого воспитания будущих мужчин и женщин с акцентом на выполнение специфических социальных функций, обусловленных их гендерной принадлежностью, активно обсуждалась педагогами с начала двадцатого века и до 1930-х гг. Однако вскоре большее распространение получили идеи "бесполой" педагогики. В этот период вопросам полового воспитания детей и учета их психофизиологических особенностей в образовательном процессе уделялось крайне мало внимания. И только начиная с 1990-х гг. гендерному воспитанию начинает уделяться необходимое внимание.

В психолого-педагогической литературе имеется ряд исследований по проблеме гендерного воспитания дошкольников. Педагоги, психологи (Кон И.С., Клецина И.С., Коломинский Я.Л., Андропова А.П. и др.) считают, что гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста имеет свои особенности: ведущий вид общения, игровая деятельность, взаимоотношения со сверстниками.

Среди современных отечественных исследований, посвященных начальным стадиям половой социализации, выделяются работы В.В. Абраменковой, А.И. Захарова, М.Н. Зыковой, Д.В. Ильченко, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, Д.В. Колесова, И.И. Лунина, В.С. Мухиной, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной, И.В. Романова, А.Г. Хрипковой, А.А. Чекалиной. К исследованию данной проблемы обращались Арутюнова, Л.А., Доронова, Д.В., Ледовских, Н.К., Репина, Т.А., Татаринцева, Н.Е.

Цель и задачи

Цель моей работы: формирование гендерной компетентности у младших дошкольников и их родителей.

Задачи:

создать развивающую среду, способствующую полоролевой социализации младших дошкольников в игровой деятельности;

сформировать представления детей об особенностях образа «Я» мальчиков и девочек, мужчины и женщины и характерных для определенного пола внешних и внутренних чертах;

сформировать гендерную компетентность у родителей в вопросах воспитания детей младшего дошкольного возраста.

Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье.

Организация гендерного подхода в воспитании детей младшего дошкольного возраста началась во второй младшей группе с диагностики, задача  которой заключалась в выявлении представлений детей об особенностях образа «я» мальчиков и девочек, мужчины и женщины.

На формирующем этапе работа проводилась по направлениям "Создание развивающей предметно  - пространственной среды", "Работа с детьми" и "Работа с родителями".

На третьем этапе вновь проводилась диагностика.

Гендерный подход осуществляется во всех видах деятельности. Так, на занятиях физической культурой дифференциация в подборе упражнений, нагрузке, распределении ролей в подвижных играх и др. На музыкальных занятиях при разучивании танцев, отборе танцевальных номеров для утренников. В коммуникативной деятельности в формировании культурных эталонов мужественности/женственности. Но наиболее важной я считаю формирование гендерной идентичности в игровой деятельности.

В дошкольном возрасте игра – основной вид детской деятельности. Именно в игре ребенок тренирует социальные проявления будущей взрослой жизни. Он учится взаимодействовать со сверстниками, чувствовать их, соизмерять и проявлять свои возможности. В сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, но при этом у мальчиков и девочек этого возраста наблюдается как общее, так и  дифференцированное содержание ролевой игры.

Сюжетно-ролевая игра в её типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей.

В сюжетно-ролевой игре знания, впечатления ребенка не остаются неизменными: они пополняются и уточнятся, качественно изменяются, преобразовываются. Это делает игру формой практического познания окружающей действительности. Как всякая творческая деятельность, сюжетно-ролевая игра эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

В рамках воспитания детей с учётом их гендерных особенностей, особенно остро встаёт вопрос о своевременном и полноценном развитии девочек и мальчиков в игровой деятельности, потому что принятие роли и выполнение в ней женских и мужских социальных функций лежит в основе этой работы.

Направления работы: работа над данной темой включила в себя разделы: "Создание развивающей предметно – пространственной среды", "Работа с детьми" и "Работа с родителями".

«Создание предметно-развивающей среды»

Развивающая предметно - пространственная среда выступает условием гендерного воспитания ребенка, стимулирует выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа.

С учётом гендерного воспитания строится развивающая среда в группе. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. Мы  сделали различение по цвету шкафчиков для одежды, на детских кроватках. Всё это помогло детям соотносить себя в соответствии со своим полом.

В центре социально – коммуникативного развития предметная среда изменятся и дополняется постоянно.

Набор картинок с изображением взрослых с ярко выраженными особенностями внешности.

Картинки, где хорошо видны эмоциональные состояния (радость, веселье, слезы, гнев).

Картинки с изображением семьи, их действиями.

Набор картинок с изображением детей.

 Дидактические игры «Придумай имя» (на различение по полу и т.д.). «Одень детей», «Семья»

В работе с детьми были запланированы и проведены различные дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, целью которых было формирование гендерной устойчивости и интереса к взаимодействию с противоположным полом у детей 3-4 лет.

Дидактические игры:

Пример:

Название игры

Цель

«Кто что носит».

учить детей находить отличия во внешнем облике мальчиков и девочек.

«Кто что делает?»

закрепление знания детей о мужских и женских профессиях, развитие ценностного отношения к людям труда.

«Как я дома помогаю?»

Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков. Воспитывать желание оказывать помощь людям.

«Кто я в семье?»

Формирование представлений о родственных связях. Учим детей правильно употреблять такие слова, как сын, внук, брат, дочь, внучка, сестра

«Дом добрых дел»

Формировать представления о домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков.

«Пожелания»

Научить детей быть внимательными друг к другу, уметь проявлять симпатии к детям своего и противоположного пола. Закреплять знания о качествах мужественности и женственности.

Работа по вовлечению девочек и мальчиков в совместную игровую деятельность

Пример:

Тема

Вариативность игровых действий

Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность

«Семья»

Прием гостей

Скоро должны прийти гости. Но вот беда-то, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложить мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке-хозяйке расставить необходимую мебель.

Поездка на автобусе

Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы для супа? (в магазине, в лесу). Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса.

Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь!

«Автомастерская»

Перерыв на обед

Мальчики - «слесари» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т.д.

«Парикмахерская»

Новые прически

Воспитатель приходит с новой прической и обращает на это внимание детей. Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики - клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами.

Работа с родителями:

Анкетирование родителей: «Я и мой ребенок»

Папки – передвижки: «Мальчики и девочки – два разных мира», «Роль отца в воспитании ребенка»,  «Гендерное воспитание в семье»

Интервью с детьми «В какую игру ты мечтаешь поиграть с папой?» «В какую игру ты мечтаешь поиграть с мамой?»

Родительское собрание: «Родителям о воспитании девочек и мальчиков»

Совместный праздник к 23 февраля «Папа может всё, что угодно», «Подарок для мамочки» к 8 Марта

Диагностика, проведенная после проделанной работы, показала, что у детей сформировались более четкие представления о гендерных различиях. Дети знают и понимают, что все люди обладают схожими чертами (строение тела, эмоции, потребность во сне и пище), но отличаются внешним видом, характером, поведением. Ассоциируют себя с определенным полом и понимают, что он не меняется. В играх и повседневной деятельности дети осмысленно осуществляют поведение, свойственное представителям его пола (мужское или женское). Имеет представление о внутрисемейных половых ролях, соответствующих общим представлениям.

В результате анкетирования родителей было установлено, что изменилось отношение у большинства родителей к вопросу гендерного воспитания детей –повысился уровень их знаний по детской физиологии и психологии; по методам работы, организации предметно-образовательной среды в семье , способствующей гендерному воспитанию младших дошкольников. Родителей стали более обдуманно относиться к подбору игрушек, детских книг, развлечений с учетом индивидуальных и гендерных особенностей детей.

Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково. Потому что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития.