Программа гендерного образования детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) на тему

Журавлева Наталья Владимировна

Рабочая программа воспитания детей в игровой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernaya_programma.doc655.5 КБ

Предварительный просмотр:

Программа гендерного воспитания для детей дошкольного

возраста посредством игры

«Такие разные, по-своему прекрасные»


Программа гендерного воспитания детей старшего

дошкольного возраста

«Такие разные, по-своему прекрасные»

Журавлева Н.В.

воспитатель

МКДОУ ЦРР д/с №17 г. Россоши

Пояснительная записка

          Проблемы гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребёнка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жёстких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнёрских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

         По мнению многих ученых (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин, С.Л. Рубинштейн и др.), первые годы жизни – это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

         Игра – основной вид детской деятельности, именно в сюжетной игре происходит усвоение детьми гендерного поведения, поэтому подбору материалов и оборудования для игровой деятельности девочек и мальчиков уделяется особое внимание. Разрешение противоречия между необходимостью осуществлять в детском саду дифференцированный подход в играх девочек и мальчиков и недостаточной разработкой данной проблемы на практике определяет актуальность этой работы.

         Осознание своей половой принадлежности имеет важнейшее значение для развития личности. Формирование гендерной принадлежности раскрывается в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. михайловой в области «Социально-коммуникативное развитие».

         Для воспитанников дошкольных учреждений недостаточно материала по данному направлению.

         Проблема гендерной социализации является одной из наиболее актуальных в общем контексте основных направлений воспитательно-образовательной работы. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола.

         Новизна программы – заключается в разработке, апробировании и внедрении целостной модели гендерного воспитания детей дошкольного возраста.

         Цель программы - обеспечить условия эффективности гендерной социализации личности ребенка-дошкольника посредством игры в условиях ДОО. В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

  • формировать правильное отношение между мальчиками и девочками;
  • создание соответствующей пространственно – развивающей, предметной и игровой среды в группе;
  • создавать в группе условия для гендерной социализации личности ребенка;
  • организовать систему мероприятий по взаимодействию ДОО и семьи, обеспечивающие полноценную социализацию личности ребенка.

         Объект исследования: процесс гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Субъекты исследования:

  1. дети старшего дошкольного возраста (5-7 лет);
  2. семьи (законные представители) детей дошкольного возраста;
  3. педагогический коллектив дошкольной организации.

         Предполагаемый результат:

  • устойчивые формы межличностного взаимодействия мальчиков и девочек;
  • создание партнерских отношений с детьми, педагогами и родителями (законными представителями) и участие их в педагогическом процессе;
  • повышение уровня психолого – педагогической компетентности педагога.

Структура программы

         Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста. В педагогическом процессе данная программа вписывается в учебную, самостоятельную деятельность и режимные моменты детей, так как построена в соответствии с ФГОС ДО и направлена на формирование разобщенности между мальчиками и девочками и организацию совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями (мальчики принимают на себя мужские роли, девочки женские). Способы организации детей зависят от целей и задач, может быть: фронтальной, групповой, индивидуальной.

         Интеграция позволяет объединить усилия разных специалистов для решения поставленной цели и взаимопроникновение их в деятельность друг друга. Решением задач гендерного воспитания занимаются не только воспитатели, но и другие специалисты: инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, учитель – логопед. Каждый решает свою часть задач, использует свои методы.

Принципы гендерного воспитания детей:

При осуществлении гендерного подхода, опиралась на основные принципы:

  • Принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития;
  • Принцип непрерывности (преемственности): гендерное воспитание должно быть непрерывным, последовательным и преемственным процессом, который начинается в раннем возрасте и каждый этап, которого, является базой для последующего этапа.
  • Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных способностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.
  • Принцип единого подхода родителей, педагогов и медицинских работников: общность взглядов на необходимость гендерного воспитания, его цели, средства, методы и содержание в зависимости от возраста детей.
  • Принцип демократичности: при гендерном подходе в обучении мальчики и девочки имеют равные права на получение знаний; они не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений.
  • Принцип природосообразности: признание личностного равноправия мальчиков и девочек не означает отрицания биологических и физиологических особенностей и различий в их жизнедеятельности.

Признание этих различий требует различных форм, методов и средств обучения для наиболее полной реализации способностей, как представителей своего пола в разных видах детской деятельности.

Этапы реализации программы

2014 - 2015 учебный год. Подготовительный этап:

- изучение методической литературы, подборка статей;

- разработка перспективных планов;

- работа с детьми и родителями (законными представителями);

2016 - 2016 учебный год. Внедренческий этап.

- создание развивающей предметно-пространственной среды в группе для работы по направлению «Гендерное воспитание дошкольников посредством игры»;

- разработка планов,

- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ;

- написание программы;

- корректировка программы;

- проведение промежуточного анализа работы с детьми.

      В рамках проведенной работы была написана курсовая работа на тему «Гендерные особенности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности

2016-2017 учебный год. Итоговый этап

- создание банка методического материала;

- анализ развивающей предметно-пространственной среды.

- подведение итогов работы;

- осуществление преемственности детского сада и школы.

        На данном этапе была написана дипломная работа  на тему «Учет гендерных особенностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности»

Концепция программы

         В условиях преобразования российского общества своевременно звучит вопрос о перестройке системы ценностей в жизнедеятельности человека.

         Актуальной проблемой научных исследований становится возрождение ценностных ориентаций в сфере отношений между полами. Обращение к гендерному аспекту в образовании связано со снижением уровня здоровья мальчиков и девочек, притуплением или потерей чувства гендерной принадлежности, повышением неадекватности форм поведения среди молодежи.

         Изучение процесса гендерной социализации в дошкольном возрасте, где находятся его истоки, и условия, которые оказывают влияние на этот процесс, представляет особый интерес. Именно в период дошкольного детства происходит принятие гендерной роли.

         Ученые считают, что нужно качественно перестроить систему образования, сделать методы и технологии обучения развивающими в физическом и психологическом смысле, использовать дифференцированный подход к обучению мальчиков и девочек.

         Наше время предъявляет к детским садам высокие требования, в соответствии с которыми, в системе дошкольного образования наиболее востребованным становится психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие является сегодня неотъемлемой частью деятельности любого дошкольного учреждения.

         Обеспечение гендерного подхода в социализации дошкольников – одна из важнейших задач развития дошкольников. Целью такого подхода является воспитание мальчиков и девочек, одинаково способных к самореализации.

         Работа по гендерному воспитанию в детском саду направлена на овладение детьми элементами культуры в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения.

         Переход к гендерному подходу в воспитании и обучении дошкольников ориентирован на индивидуальные склонности и возможности. Гендерный подход в образовании – проявление личностно-ориентированного взаимодействия педагогов, родителей и детей.

         Разработанная в соответствии с ФГОС ДО примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой учитывает новейшие достижения науки и практики дошкольного образования. Данная программа опирается на концепцию и программу «Социального развития детей дошкольного возраста» Л.В.Коломийченко. Внедрение программы «Такие разные, по-своему прекрасные » обеспечит становление личности ребенка дошкольного возраста при условии гендерного просвещения работников образования и родителей.

         Повышение гендерной культуры будет способствовать созданию системы гендерного просвещения от дошкольного – к среднему, от среднего – к старшему звену общего образования.

         Таким образом, проблема гендерного воспитания и обучения остается, по-прежнему, актуальной для дошкольного образования. Только совместными усилиями всех участников образовательного процесса, благодаря планомерной и последовательной работе по гендерному образованию в ДОО можно добиться успеха в реализации личности каждого ребенка.

Формы работы с детьми по гендерному воспитанию

Полотно 46

Этапы педагогического контроля

Показатели полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

I этап: наблюдения гендерных представлений детей старшего дошкольного возраста.

Высокий уровень:

  • представления о своем половом образе адекватные, ориентированные на образ другого (отец, мать, сверстник своего пола);
  • адекватные представления о различиях полов, включающие физический, поведенческий и нравственный аспекты;
  • наличие интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
  • наличие представлений об элементарных правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;
  • наличие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;
  • постоянство проявления мужских (женских) способов поведения в различных реальных и игровых ситуациях.

Средний уровень:

  • представления о своем половом образе не всегда адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец);
  • представления о различиях полов частичные — о некоторых характеристиках (внешних, внутренних, поведенческих) мужского и женского пола;
  • фрагментарные представления о правилах полоролевого поведения, способах проявления внимания и заботы по отношению к взрослым и сверстникам своего и противоположного пола;
  • наличие не ярко выраженного интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
  • наличие нестабильности в проявлении мальчиками и девочками мужских и женских качеств;
  • отсутствие стабильности в проявлении детьми «мужских» («женских») способов поведения в игровых ситуациях, отсутствие таковых проявлений в реальных ситуациях.

Низкий уровень:

  • представления о своем половом образе не адекватные, не ориентированные на образ другого (мать, отец);
  • отсутствие представлений о различиях полов;
  • отсутствие или слабое проявление интереса к познанию ценностей полоролевой культуры;
  • частичное проявление или полное отсутствие у мальчиков и девочек основ качеств мужественности и женственности;
  • проявление детьми в различных ситуациях способов поведения, противоречащих нормам «мужского» и «женского» поведения.

II этап: анкетирование родителей.

         В результате анкетирования родителей было установлено, что в настоящее время значительная часть родителей – 75 % не знают, что такое гендерное воспитание и как осуществлять процесс воспитания ребёнка с учётом данного подхода. И только единицы (25%) имеют небольшие представления, как осуществлять гендерное воспитание младших дошкольников.

III этап: создание развивающей пространственно-предметной развивающей среды.

         Развивающая пространственно-предметная развивающая среда выступает условием полоролевого воспитания ребенка, стимулирует выражение дошкольником в жизнедеятельности своего мужского (женского) образа.

         С учётом гендерного воспитания была построена развивающая среда в группе. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. Учитывая цветовую гамму, мы внесли в жизнь детей полотенца для умывания (у мальчиков – синие, у девочек – красные). Так же мы сделали различение по цвету в «Домиках для одежды», на детских кроватках, а так же стульчиках в групповой комнате. Всё это помогло детям соотносить себя в соответствии со своим полом.

         В центре социально – личностного развития предметная среда изменялась и дополняется ежеквартально.

Раздел «Я и люди»:

  • Набор картинок с изображением взрослых с ярко выраженными особенностями внешности.
  • Картинки, где хорошо видны эмоциональные состояния (радость, веселье, слезы, гнев).
  • Картинки с изображением семьи, их действиями.
  • Модели правил поведения, выполняемых сказочными персонажами.
  • Дидактическая игра на различение по половому признаку (папа, мама, тетя, дядя, дедушка, бабушка).
  • Дидактические игры, по которым дети смогут связывать эмоциональные состояния с определенными действиями.
  • Из бумажных фигурок или игрушек смоделировать семью.
  • дидактические игры на моделирование семьи, комнаты.

Раздел «Я и сверстники»

  • Набор картинок с изображением детей. Дидактические игры «Придумай имя» (на различение по полу и т.д.).
  • картинки с изображением эмоциональных состояний (радость, смех, испуг, слезы). Дидактические игры на группировку «Найди всех, кто смеется». Дидактические игры или картинки, на основе которых можно понять связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей.
  • моделирование правил поведения;
  • набор картинок, изображающий взаимодействие детей друг с другом.

Схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола. Размещение схем-действий, способствующих усвоению правил мужского и женского поведения, наиболее интенсивно группируется в местах встречи мальчиков и девочек, уже заданных пространством учреждения, где они проявляют самостоятельность, свободу.

Результативность гендерного воспитания дошкольников отслеживается в процессе проведения ежегодных диагностик 2 раза в год.

         Проведение диагностики осуществляется по методикам исследования гендерной принадлежности гендерной принадлежности у дошкольников.

         В начале и в конце учебного года с каждым ребенком проводится диагностика по методикам  «Кто Я?» (автор А.И. Захаров),  «Выбор игрушки» (автор Н.П. Царева), «Назови, чьи вещи» (автор Я.С. Коломинский),  также на протяжении всего учебного года за поведением ребенка ведется наблюдение. Результаты диагностирования обрабатываются и составляется отчет на начало и конец учебного года.

Инструментарий проведения педагогических наблюдений

1. В опроснике  «Кто я?» было выявлено,  что дети понимают, что половые признаки необратимы и положительно относятся к себе, к своему полу и к выполнению своих полоролевых функций в семье. Большинство детей знают, кем они хотят стать, когда вырастут. Приводят положительные черты и качества хороших детей (самих себя), как внуков (внучек), сына (дочки).

2. При проведении методики «Выбор игрушки» было выявлено представление детей о специфике использования мальчиками и девочками предметов по их функциональному назначению. Дети правильно называли игрушки и раскладывали их в две коробки в соответствии с гендерными признаками.

3. Методика «Назови, чьи вещи» проводилась индивидуально. Дети имели представление о разделении предметов труда и быта взрослых на мамины (папины), мужские и женские и специфику их использования. У детей не составило затруднения при объяснении выбранной вещи, кому она принадлежит.

Результативность проведения педагогических наблюдений

         Наблюдения за поведением детей в разных видах деятельности показали следующие особенности:

  • чаще всего мальчики играют с мальчиками и выбирают игры и игрушки в соответствии со своим полом; в трудовой деятельности оказывают помощь как воспитателю, так и девочкам и детям младше себя, выбирают книги и любят смотреть мультфильмы: рассказы о защитниках Отечества, С.Я.Маршака «Пожар», С. Михалков «Дядя Стёпа», А.М.Митяев «Первый полёт» (Ю.Гагарин), «Снежная Королева», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо», «Кот в сапогах», «Кот Леопольд», «Мешок яблок» и т.д.;
  • девочки играют с девочками, но Оксана, Юля и Лиза  любят играть с мальчиками , но при этом выбирают роль сестры, мамы, воспитателя или дочки. Любят слушать и смотреть сказки «Золушка», «Белоснежка», «Царевна - лягушка», «Красная шапочка». В трудовой деятельности с желанием выполняют поручения воспитателя, доводят начатое до конца, помогают сверстникам и детям младше себя. И у мальчиков и у девочек доброжелательные отношения друг к другу. Девочки превосходят мальчиков в вербальных способностях. У мальчиков стало правилом уступать девочкам игрушки, место, пропускать их вперёд.

         Дети имеют представления о социальных и полоролевых функциях в настоящем и будущем, выражают своё позитивное отношения как к мальчику так и к девочке: в своём поведении демонстрируют мужские (женские) способы поведения.

         Вывод: на основании наблюдений следует, что все дети 5-7 лет воспринимают себя как представителя определённого пола мальчика (девочки), но есть дети, у которых нестабильность в проявлении мускулинных и феминных способов поведения.

         В своей работе нахожу рациональные формы организации жизни детей в детском саду, обеспечивающие мальчикам и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития. Учёт половых особенностей дошкольников позволяет добиться хороших результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

         Гендерная социализация дошкольников – это не эпизодический, от случая к случаю осуществляемый процесс, а интегрировано реализуемый комплекс созданных условий и педагогических воздействий на детей дошкольного возраста.

Таблица 1

Перспективно – тематическое планирование по гендерному воспитанию

детей старшего дошкольного возраста

Блок 1. «Кто я: мальчик/девочка? Какой я мальчик? Какая я девочка?»

Цель: закрепить представления о себе как представителе определённого пола, о некоторых психологических характеристиках полов. Познакомить с основными качествами мужественности/женственности. Формировать представления о различиях внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывать культуру общения с партнёрами противоположного пола в различных ситуациях, игровой деятельности. Вырабатывать навыки: доброжелательного отношения; оказания помощи друг другу; умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера; умение понимать и уважать мнение партнёров противоположного пола.

Блок 2. «Мужчина и женщина в семье и обществе».

Цель: уточнить и сформировать представления о роли и занятости мужчины/женщины в семье, об их взаимоотношениях: хорошая семья - дружная, все заботятся друг о друге, помогают, каждый член семьи имеет свой круг обязанностей. Формировать представления о социальных функциях, воспитывать стремление подражать позитивным формам мужественного/женственного поведения. Обогатить представления о мужских и женских профессиях. Для мужчин характерны профессии, которые позволяют проявить героизм, смелость, физическую силу, отвагу, благородство, умение прийти на помощь. Женщины выбирают профессии, позволяющие проявлять миротворчество, отзывчивость, доброту, умение видеть и создавать красоту.

Блок 3. «Я сегодня и в будущем».

Цель: расширять представления о настоящих и будущих социальных ролях в обществе и семье, формировать положительное к ним отношение и желание вести себя адекватно позитивным образцам мужского/женского поведения, формировать предпосылки мужественности/женственности, которые проявляются по отношению к представителям противоположного пола.

Таблица 2

Старшая группа

Сентябрь

1 неделя. Тема «Давайте познакомимся» Цель: способствовать самораскрытию, развивать уверенность в себе, позитивное принятие себя и других.

Игра «Познакомимся по лучше»

Игра «Я загадаю — вы отгадайте»

Игра «Угадай, кто позвал».

2 неделя. Тема «Мы заботимся друг о друге» Цель: расширять знания о том, как заботятся члены семьи о детях, как дети могут позаботиться о членах своей семьи, закреплять знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины или женщины, развивать логическое мышление.

Игра «Мы такие разные».

Игра «Кому что нужно?»

3 неделя. Тема «Моё я?» Цель: формировать представления мальчиков и девочек о своем Я и позитивное отношение к нему.

Упражнение «Листочек»

Игра «Мое имя»

Октябрь

1 неделя. Тема «Разные эмоциональные состояния». Цель: формировать представление о том, что люди испытывают разные эмоциональные состояния; это проявляется в особенностях мимики. Формировать умение передавать в схематическом рисунке эмоциональные состояние и находить им объяснения.

Игра «Разные эмоции».

Психологический этюд «Любящая мама».

Чтение стихотворение С.Я. Маршака «Ежели вы вежливы» (отрывок)

2 неделя. Тема «Учимся общаться друг с другом». Цель: способствовать зарождению добрых чувств друг к другу, умение проявлять заботу и внимание.

Игра «Хорошо-плохо»

Упражнение “Волшебники”.

3 неделя. Тема «Отчего портится настроение». Цель: помочь детям в определении своего состояния, а также других детей. Развивать эмоциональную отзывчивость, проявлять свои эмоции через мимику и жесты

Игра «У кого какое настроение»

Чтение А. Барто «Катя»

4 неделя. Тема «Кто я в семье сейчас и кем буду?» Цель: формировать представления детей об их настоящих и будущих социальных ролях в семье, воспитывать желание принять данную социальную роль и позитивное отношение к ней.

Чтение рассказ В. Осеевой «Печенье»

Работа в «Центре дела»

Ноябрь

1 неделя. Тема «Здоровье» Цель: дать знания о необходимых правилах ухода за телом для мальчиков и девочек. О методах поддержания и сохранения здоровья. Бережно относиться к здоровью детей противоположного пола. Помнить что мальчик - будущий отец семейства, а девочка - будущая мама.

Игра «Зеркало»

Упражнение «Покажи фигуру»

2 неделя. Тема «Мама дома, на работе, в свободное время». Цель: формировать представление о многообразии социальных ролей, выполняемых мамой. Воспитывать заботливое отношение к старшим в своей семье, обогащать знания детей о позитивных примерах женственного поведения.

Упражнение «Ласковушки»

Игра «Соберём маму на работу»

3 неделя. Тема «Наши папы» Цель: обогащать знания детей о позитивных примерах мужественного поведения, формировать представления о специфической деятельности мужчин, воспитывать заботливое отношение к старшим в своей семье

Анализ житейских ситуаций

Чтение Н. Носов «Заплатка»

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Декабрь

1 неделя. Тема «Мальчики - девочки» Цель: познакомить с правилами ролевого поведения

Анализ житейских ситуаций

Игра «Разные дети»

Игра «Я знаю 5…»

2 неделя. Тема «Знакомство с родословным древом» Цель: дать знания о родословном древе, его строении, выявить знания детей об их близких родственниках.

Работа с пословицей «Земля без воды мертва, человек без семьи – пустоцвет»

Упражнение «Общий ритм»

Игра «Нарисуй своё дерево»

Чтение К.Д. Ушинский «Дети в роще»

3 неделя. Тема «Человек растёт и изменяется» Цель: формировать представление о ходе возрастного развития человека; закрепить соответствующий словарь: упражнять в соотнесении предметов деятельности человека в соответствии с его возрастом.

Игра «Что сначала, что потом»

Игра «Кому что нужно?»

Упражнение «Ласковое»

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Изготовление подарков.

Январь

2 неделя. Тема «Правила поведения для мужчин и женщин» Цель: расширять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи, знакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе, в семье, воспитывать уважительное отношение к противоположному полу, стремление оказывать им посильную помощь.

Игра «Какого цвета счастье?»

Игра «Нужна твоя помощь»

3 неделя. Тема «Домашние обязанности мальчика и девочки» Цель: воспитывать желание ребёнка оказывать посильную помощь в семейных делах, расширить представления о возможной помощи, формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата.

Игра «Изобрази картинку»

Чтение К.Д. Ушинский «Два плуга»

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Февраль

1 неделя. Тема «Мальчики - будущие мужчины» Цель: способствовать пониманию ребенком роли мужчины и формированию у него мужественности. Воспитывать уважение к окружающим, заботу о них. Воспитание мужского характера.

Упражнение «Эмблема»

Чтение «Самое страшное» Е.Пермяк

2 неделя. Тема «Мальчики - маленькие рыцари» Цель: дать представление мальчикам о том, что они обладают особенными признаками поведения в ситуациях, когда они общаются с девочками. Находясь в окружении девочек, мальчики берут на себя роль защитника. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к девочкам, стремление оказывать им посильную помощь.

Упражнение «Настоящий рыцарь спешит помочь принцессе»

3 неделя. Изготовление подарков для пап и дедушек

4 неделя. «Расскажи о своей семье» Цель: вызвать положительный эмоциональный отклик на предложение рассказать о членах своей семьи по генеалогическому древу.

Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Март

1 неделя. Тема «Девочки - маленькие хозяюшки» Цель: осознание и понимание того, что девочки - создательницы красоты, уюта, хранительницы домашнего очага.

Анализ педагогических ситуаций

Чтение С. Маршак «Усатый-полосатый»

Изготовление подарков

2 неделя. Тема «Девочки - будущие мамы» Цель: понимание ребенком роли матери, бабушки; продолжать формировать в поведении способы заботливого отношения к старшим в своей семье, продолжать обогащать знания детей о позитивных примерах мужественного или женственного поведения из жизни их близких родственников.

Игра «Закончи предложение»

Решение проблемной ситуации рассказа В.А.Сухомлинского «У бабушки дрожат руки»

Игра «Я знаю 5…»

3 неделя. Тема «Русские богатыри» Цель: познакомить детей с героями былин и героических сказок, обсудить примеры мужества, героизма, смелости.

Упражнение «А как бы ты поступил»

Чтение отрывков из произведений

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Апрель

1 неделя. Тема «Хорошо - плохо» Цель: помочь в осмысливании детьми своих качеств «мужественности», «женственности», развивать положительный образ Я-мальчика, Я-девочки.

Упражнение «Я хорошая девочка (хороший мальчик)»

Чтение Е. Пермяк «Торопливый ножик»

Анализ житейских ситуаций

2 неделя. Тема «Мужчины и женщины в семье» Цель: продолжать закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь.

Упражнение «Если мама устала? Если папа устал?»

Упражнение «Черты личности»

Чтение В Осеева «Добрая хозяюшка»

3 неделя. Тема «Моя сказка». Цель: продолжать учить составлять связные рассказы на тему «Я - будущая(-ий) мама(папа)»

Игра «Согласны - не согласны»

4 неделя. Работа в «Уголке мужского/женского дела»

Май

1 неделя. Тема «Мы - воспитанные дети!» Цель: закреплять представления о правилах поведения в общении со взрослыми. Развивать ловкость.

Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Игра «Кто быстрее»

Анализ педагогических ситуаций

2 неделя. Тема «Игрушки моей семьи» Цель: вызвать желание поделиться историей своей семьи со сверстниками

3 неделя. «Галерея семейных портретов» Цель: вызвать желание изображать членов своих семей с разным эмоциональным состоянием

4 неделя. «Сладкий вечер. Час улыбки и доброты»

Таблица 3

Планирование работы по вовлечению девочек и мальчиков

в совместную игровую деятельность 5-7 лет

Вариативность игровых действий

Приемы вовлечения девочек и мальчиков в игровую деятельность

Сентябрь

«Семья»

«Прием гостей»

         Скоро должны прийти гости. Но вот беда, папа ушел на работу, кто же поможет перенести стол и стулья из кухни в комнату (или наоборот)? Может быть соседи? Предложить мальчикам исполнить роль соседей по дому и помочь девочке-хозяйке расставить необходимую мебель.

Октябрь

«День рождение»

         У куклы день рождения. А какой же праздник без торта? Надо обратиться к повару-кулинару. Мальчики, кто хочет быть поваром, чтобы испечь для куклы торт? Но на торт же нужны свечки! Кто-то съездит на машине в магазин за свечками?

Ноябрь

«Вызов скорой помощи».

         Кукла-дочка заболела. С ней дома один остался только папа. Ему нужна помощь. Девочки, подскажите, что делать? Девочка предлагает вызвать скорую помощь. Мальчики постройте скорее машину скорой помощи, а то врачу не на чем приехать к больной кукле. Приезжает скорая помощь с водителем-мальчиком и врачом-девочкой.

Декабрь

«Семья переезжает в новую квартиру. Новоселье»

         В группе перестановка после дневного сна. Ребята, посмотрите, нам построили новую квартиру. Надо переезжать и перевозить вещи. А вещи-то все тяжелые. Нам нужна грузовая машины. Мальчики, может быть не все еще выехали из гаража? Есть ли свободный водитель грузовика и грузчики? На новоселье приглашаются все участники переезда.

Январь

«Поездка на автобусе»

         Девочка-хозяйка решила сварить грибной суп. А грибов не оказалось. Где можно взять грибы для супа? (в магазине, в лесу). Давайте отправимся в лес за грибами. Для этого нам нужен автобус. Построим? Чтобы сесть в автобус нужно купить билет. Девочки, кто хочет стать билетным кассиром (кондуктором) и продавать билеты? А еще нам нужен внимательный, сильный, ответственный водитель для автобуса.

Водителя среди мальчиков можно выбрать считалкой. В путь!

Февраль

«Непредвиденная дорожная ситуация»

         На построенном автобусе девочки вместе с куклами «детьми» отправляются по магазинам. Вдруг спускается колесо. Водитель обращается к пассажирам за помощью. Нужен телефон, чтобы вызвать аварийную машину. Мальчикам предлагают организовать спасательную бригаду, чтобы подкачать колесо или его заменить.

Март

«Магазин»,  «Магазин открывается»

         Путешествие на автобусе (машине) было длительным. Пассажиры проголодались. Пассажир-воспитатель просит водителя остановить автобус возле ближайшего магазина. Остальных детей воспитатель просит организовать магазин овощей, магазин сладостей, магазин соков.

«Делаем покупки»

         Девочка-мама идет в магазин, чтобы выбрать одежду для куклы-дочки. Магазин огромный, одежды много, поэтому весь товар должен охраняться. Роли охранников можно предложить мальчикам.

Апрель

«Автомастерская»

«Ремонт дорожной техники», «Перерыв на обед»

         Мальчики воспроизводят профессию «слесарь-механик», производят «ремонт» машин в своей мастерской, выполняют разные действия по ремонту машин.

         Мальчики - «слесаря» очень долго работали. Воспитатель, обращаясь к девочкам: «Девочки, пора наших мальчиков накормить». Давайте приготовим им обед. Мальчики-«водители» привезите девочкам овощи, фрукты и т.д.

Май

«Парикмахерская», «Новые прически»

         Воспитатель приходит с новой прической и обращает на это внимание детей. Предлагает поиграть в парикмахерскую, в которой девочки будут парикмахерами, а мальчики - клиентами. Затем дети меняются ролями, ведь мальчики тоже могут быть хорошими парикмахерами.

«Причешем куклу»

          Воспитатель обращается к сначала к девочкам, а потом к мальчикам: «Девочки, мне кажется, что вашим куколкам пора сходить в парикмахерскую. Что-то у них волосики спутались, да и челку надо подстричь. Мальчики открывайте скорее парикмахерские. К вам уже выстраиваются очереди. Нужно куклам головы помыть, причесать»

         Предложенный перспективный план работы направлен на удовлетворение потребности ребенка в познании себя, как представителя определённого пола.

         Педагог самостоятелен в выборе игры, в зависимости от тематики планирования и ситуации в группе. Реализуется данный план в течение года. 
Раз в квартал проводятся итоговые мероприятия совместно с родителями

«А ну-ка девочки», «Мисс группы», «Мальчики – юные помощники», «Рыцарский турнир».

Работа с родителями.

         Целью работы с родителями является формирование гендерной компетентности в вопросах воспитания и развития детей.

         Сначала был собран методический материал по данной теме, затем материал был систематизирован и апробирован в работе. Был создан консультативный материал для родителей.

         Для того, чтобы выбрать правильное направление в работе с родителями, было проведено в группе анкетирование. Анализ ответов помог выяснить ряд вопросов, по которым нужно дать разъяснения родителям, наметить план работы. В группе оформили стенд «Играют дети», подготовлен ряд консультаций: «Малыши начинают играть», «Мальчики и девочки – разные миры», «Ребенок и его игрушки», « Как и во что, играют мальчики и девочки 5-7 лет», «Играйте вместе с детьми», «Сюжетно-ролевая игра в семье».

         Вся эта работа способствовала развитию у детей интереса к игровой деятельности. Они правильно воспринимают все рекомендации, что очень помогает  в работе.

         В группе созданы условия для расстановки акцентов: вот это делают мальчики, папы, дедушки и другие мужчины, а это привилегия девочек, мам, бабушек и других женщин. Гендерная социализация проявляется уже лет с трех: дети знают, что девочкам надо вести себя не так, как мальчикам, а дома, в семье есть папины дела, а есть мамины. Помогать друг другу нужно, но нельзя перекладывать свои обязанности на другого. На первых порах создавались пары из мальчика и девочки для выполнения достаточно простых поручений, где надо проявить и физическую силу мальчикам и аккуратность, тщательность девочкам. Постепенно дети учатся самостоятельно распределять трудовые операции с учётом пола партнёра. Так у мальчиков формируются навыки владения инструментами, у девочек умение украшать интерьер, ухаживать за малышами. В старшей группе дети усвоили, что при наведении порядка в группе мальчики берут на себя более тяжёлую работу: носить и расставлять стульчики, собирать конструктор, ставить в гараж машины, а аккуратно расставить посуду, застелить кукольную кровать, одеть кукол – это работа для девочек.

          Мальчикам постоянно повторяют, что они сильные, храбрые, мужественные как папы, называю их защитниками, рыцарями, героями, а девочки красивые, нежные ласковые, добрые как мамы.

         Для подтверждения этой мысли родители — представители разных профессий рассказывают своим детям о своей работе. Очень трудно оказалось «вытащить» родителей на встречи с детьми, чтобы рассказать о своей профессии. Тем не менее, дети на вопрос «Где работает твоя мама «папа»? стали реже отвечать «На работе».

         В группе были созданы альбомы «Наши мамы на работе», «Наши папы на работе» дети с любопытством их рассматривают, показывают сверстникам, передают полученные от родителей знания, с гордостью сообщая: «Это моя мама! (папа)».

          Совместно с родителями дети делали дома атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Спасатели», «Моряки», «Дорожные движение» — мальчикам.

С помощью альбома «Кем быть» продолжаем знакомиться с профессиями взрослых, развиваем воображение, память, речь.

         В результате за год работы у детей расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, защитника и с воображением. Хочется надеяться, что в положенное время из этих ребятишек вырастут настоящие защитники и хранительницы уюта.

         Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.

         Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями надо начать с формирования доверительных отношений.

         Было установлено, что положительное влияние на родителей оказывает обсуждение с ними вопросов о роли матери и отца при воспитании ребенка. Для этого была проведена консультация в форме круглого стола на тему « О воспитании девочек и мальчиков», о значении «образа матери» и «образа отца» в появлении у детей дошкольного возраста полоролевых стереотипов поведения.

         Помощь родителям в воспитании детей с учетом их гендерных особенностей оказывают и информационные буклеты с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье и тематические выставки для родителей по воспитанию мальчиков и девочек.

         Изменилось и отношение родителей к детям: 85% родителей стали более обдуманно относиться к подбору игр, развлечений, учитывая индивидуальные и гендерные особенности детей.

Таблица 4

Перспективный план работы с родителями

«Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста»

Тема «Гендерное воспитание. Что это такое?».

Цель: Повышение педагогического мастерства и гендерной компетенции родителей, определение роли половых особенностей в развитии ребёнка.

Сентябрь

Тестирование родителей «Я и мой ребенок».

Организация почтового ящика для родителей «Ваши вопросы – наши ответы».

Октябрь

Консультация «Гендерная психология. И ее использование в семье».

Памятка «Права и обязанности родителей».

Оформление стенда «Мальчики и девочки – два разных мира».

Ноябрь

Оформление папки-передвижки «Советы по воспитанию».

Выпуск семейной фотогазеты «Я как папа» (мальчики), «Я как мама» (девочки).

Родительское собрание «Родителям о воспитании девочек и мальчиков».

Тема «Гендерные роли членов семьи и их взаимодействие».

Цель: Осознание ролей женщины - матери, мужчины - отца, мальчика – сына, девочки - дочери.

Декабрь

Памятка «Советы по воспитанию мальчика».

Памятка «Советы по воспитанию девочки».

Мастер – класса «Творческая мастерская».

Январь

Консультация «Роль отца в воспитании детей».

Спец-выпуск журнала: «Отец и сын: атрибутика мужского воспитания».

Февраль

Совместный праздник «Папа может всё, что угодно»

Оформление визитки «Моя семья».

Тема «Все мы родом из детства».

Цель: Вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей. Вооружение их знаниями и умениями по вопросу игровой деятельности дошкольников.

Март

Анкетирование «Во что играют наши дети?»

Консультация «Как и во что играют мальчики и девочки»

Интервью с детьми «В какую игру ты мечтаешь поиграть с папой?»

«В какую игру ты мечтаешь поиграть с мамой?»

Апрель

Консультация родителям: «Детские игры - дело серьёзное».

Составление памятки «Особенности игр мальчиков и девочек»

Май

Спортивный праздник «Игры наших бабушек, игры наших дедушек».


       
Игра может быть средством гендерного воспитания детей дошкольного возраста, подтвердилась, если:

  • разработать дифференцированное содержание ролевой игры с учетом особенностей полового развития девочек и мальчиков;
  • определить необходимые атрибуты и материал для ролевых игр девочек и мальчиков; организовать постановку ребенка в позицию субъекта игровой деятельности, которая наиболее полно соответствует его половым склонностям и интересам;
  • осуществить грамотное гибкое руководство взаимодействием педагогов и родителей в воспитании ребенка как будущей женщины или будущего мужчины.

Итак, работа по полоролевому воспитанию требует высококвалифицированной подготовки педагогов и педагогического просвещения родителей.

Список использованной литературы

  1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Формирование личности ребенка в дошкольном возрасте // Психологические основы формирования личности. - М.: ВЦНИИ «Школа и педагогика», 1986. - 861 с.
  2. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.
  3. Бабаева Т.И. Игра и дошкольник: Развитие детей ст. дошкольного возраста в игровой деятельности. - Издательство: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2007. - 192 с.
  4. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2007. - 208 с.
  5. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду: Программа и методические рекомендации. - Издательство: "Мозаика-Синтез", 2008. - 128 с.
  6. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: Линка – Пресс, 2009. – 132 с.
  7. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.
  8. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки – два разных мира. Нейропсихологии – учителям, воспитателям, школьным психологам. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1998. – 138 с.
  9. Казарян С. Ф. Возрастная динамика развития полового самосознания, пути и условия его формирования у детей дошкольного возраста. Автореферат. Ереван, 1993.
  10. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. проф. учеб. Заведений.- Издательство: "Академия", 2010. - 416 с.
  11. Краснощекова Н.В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. – Ростов на Дону, 2007. – 251 с.
  12. Микляева Н.В. Социально-нравственное воспитание детей от 2 до 5 лет: Конспекты занятий. - Издательство: "Айрис-пресс", 2009. - 208 с.
  13. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Игра с правилами в дошкольном возрасте. М., 1994. - 102 с.
  14. Михайленко Н.Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя. - Издательство: "Линка-Пресс", 2009. - 96 с.
  15. Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997. – 230 с.
  16. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с.
  17. Пятница Т.В. Социализация дошкольников через игру: Пособие для педагогов дошкольного учреждения. - Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2004. – 67 с.
  18. Солодянкина О.В. Социальное развитие ребенка дошкольного возраста: Методическое пособие. Издательство: "АРКТИ", 2006. - 88 с
  19. Сертакова Н.М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников: Методическое пособие для ДОУ. - Издательство: "Детство-Пресс", 2009. - 64 с.
  20. Солнцева О.В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей. - Издательство: "Речь", 2010. - 176 с.
  21. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцированный подход к воспитанию детей дошкольного возраста. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2008. - 96 с.
  22. Щетинина А.М. Полоролевое развитие детей 3-7 лет: Методическое пособие. - Издательство: "ТЦ Сфера", 2010. - 128 с.
  23. Якобсон С.Г. Дошкольник. Психология и педагогика возраста: Методическое пособие для воспитателей д/сада. - Издательство: "Дрофа", 2006. - 176


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг»

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество облада...

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"

Программа социальной активности детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности "Социальная активность"...

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Опыт работы по формированию гендерной идентичности во второй младшей группе (3-4 года) в игровой деятельности...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

« Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности».

Паспорт проекта.Тип проекта:  практико – ориентированный.Образовательная область : социально - коммуникативное развитие.Интеграция областей: физическое развитие, речевое развитие, познавате...

Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности

Для того, чтобы игра стала эффективным средством гендерного воспитания, необходимо руководить содержанием ролевой игры с учетом особенностей мальчиков и девочек, как в детском саду, так и в семье....

«Гендерные особенности воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности»

Человек является существом либо женского, либо мужского пола.Ге́ндер -социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.Ребенок рождается с опреде...