Консультация для воспитателей "Не забывайте народные игры"
консультация (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Аникина Татьяна Владимировна

Давайте детям больше и больше

созерцания общего человеческого,

          мирового, но преимущественно

старайтесь знакомить их с этим через

          родные и национальные явления.

                                             В.Г.Белинский

  Играть с детьми можно по-разному. Кто-то предпочитает футбол, бадминтон, городки, а мы любим народные игры.

  Народная игра имеет многовековую историю, она неразрывно связана с жизнью русского человека, его бытом. Поэтому, обращаясь к народной игре, сохраняя и возрождая ее для новой жизни, мы можем творчески усвоить старые, но мудрые истины, установить связь между культурой прошлого и нынешнего, воспитать гармоничную личность, ибо нет такого качества человека, которое не развивалось бы в народной игре.

   Воспитательное значение народных подвижных игр огромно. К.Д.Ушинский писал: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа".

  Игра- естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве. В народных играх радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Игровая ситуация увлекает, развивает умственную деятельность и воспитывает ребенка. В этих играх много юмора, шуток, соревновательного задора.

  Кто из взрослых не помнит игр своего детства?

 "Испорченный телефон", "Бояре", "Колечко-молечко"  - эти и многие другие народные игры всегда создавали радостное настроение.

  Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям. удальству. Среди них много игр, цель которых - развеселить, позабавить. Это игры-шутки с придумыванием нелепиц, словесных каламбуров, со смешными движениями, жестами, "выкупом" фантов. Шуткам и юмору, характерным для них, присуща безобидность. Они-то и определяют во многом педагогическую ценность народных игр. Во время прогулок, семейных праздников эти игры незаменимы.

  Народные игры не требуют специального игрового оборудования. Их можно использовать в самых различных ситуациях повседневного общения с ребенком. На прогулках с детьми, во время совместного отдыха родителей и детей можно поиграть в прятки, салочки, "колдунчики", различные игры с мячом летом и в снежки , "снежную бабу" зимой.

   Многие игры имеют многовековую историю. Они передаются из поколение в поколение.

   Выбор водящих предполагает использование считалок. Чем забавнее считалки, тем быстрее они запоминаются и чаще используются детьми. Для разделения на команды в народных играх используется сговор. Играющие сговариваются между собой, берут названия птиц, растений, животных и , разбившись на пары, предлагают капитанам выбрать любое из двух названий.

Что возьмешь:медведя лохматого

Или козла рогатого?

Из речки ерша или леса ежа?

  Еще одна традиция народных игр - жребий. Его используют, если возник спор. Один из играющих зажимает в кулаку камешек, другой угадывает, в какой он руке. Угадал - его правда, спору конец. Соблюдение правил в народных играх должно быть обязательным для всех участников. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам.

  Обращение к народным играм обогащает досуг детей, способствует созданию атмосферы радости, праздника.

   Выбор репертуара во многом определяется уровнем развития ребенка. 

   Так, ребенок 3-4 лет еще не полностью овладел своим телом, движения его не всегда точны. Психические навыки только формирубтся, внимание не устойчиво, велика отвлекаемость. Поэтому игры в этом возрасте короткие, типа "У медведя во бору", "Кошки-мышки", "Каравай" и др.

   К пяти годам навыки владения текстом становятся точнее, мышцы крепнут, увеличивается работоспособность. Можно использовать такие игры: "Гуси-лебеди", "Цепи-кованы" и др.

  В 6 лет у ребенка появляется легкость, ритмичность бега, игровой репертуар уже богат. Он включает в себя игры с мячом, с веревкой, многообразные словесные игры, среди которых - и загадки, и считалки, и скороговорки. Осваиваются игры - ловишки, игры спортивного характера, дочки-матери, казаки-разбойники и др.

Список литературы:

1.Зацепина М,Б., Антонова Т.В. Народные праздники в детском саду.-Мозаика-Синтез,М.,2006

2. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. Красна изба. - Санкт-Петербург "Детство-пресс",2004

3. Липатникова Т.Н. Праздник начинается. Ярославль, Академия Развития, Академия Холдинг,2009

4. Полтавцева Н.В., Гордова Н,А. Физическая культура в дошкольном детстве.- М., Просвещение,2007

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Не забывайте народные игры"

Народные игры в воспитательном и учебном процессе являются неисчерпаемым языковым источникам, образцом эстетичности, гармоничности. Они способствуют воспитанию  у детей умения творчески мыс...

Консультация для родителей «Не забывайте народные игры»

Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству, молодечеству....

Консультация для родителей "Не забывайте народные игры"

Консультация для родителей поможет узнать, в какие народные игры можно поиграть с детьми...

Консультация для родителей "Не забывайте народные игры!"

В консультации приведены примеры, как можно провести досуг со своими детьми, вспомнив игры из своего детства. Даны названия, описания игр, считалки....

Консультация для педагогов «Не забывайте народные игры!»

Дошкольное детство – возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнано, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребен...

Консультация для родителей "Не забывайте народные игры"

Консультация для родителей "Не забывайте народные игры"...