Консультация для воспитателей "Не забывайте народные игры"
методическая разработка по теме

Репина Наталья Анатольевна

 

Народные игры в воспитательном и учебном процессе являются неисчерпаемым языковым источникам, образцом эстетичности, гармоничности. Они способствуют воспитанию  у детей умения творчески мыслить, проявлять активность в общественном окружении; помогают усваивать традиционные для своего народа морально-этические ценности.

 

Дети любят играть, так как в игре, прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. Поэтому для нас, педагогов, важен девиз: «Ни дня без игры!».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultaciya_dlya_vospitateley.doc53.5 КБ
Файл buklet_ne_zabyvayte_narodnye_igry.docx52.01 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение ГБОУ СОШ №1 «ОЦ»

с. Борское -  детский сад «Колокольчик»

(КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ)

Подготовила: воспитатель 1 старшей группы

 компенсирующей направленности

Репина Наталья Анатольевна

2012г.


Не забывайте народные игры!

Раннее и дошкольное детство – это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала формирования ребенка как личности, становления его характера.

Взрослые ведут ребенка по пути познания мира во всем его разнообразии и сознания себя в этом мире, играя с ребенком, а позднее и создавая все условия для его самостоятельной игры.

Игра для ребенка – это комфортное проживание детства, важнейшего периода в жизни человека. Без игры нет детства вообще.

Ребенок должен играть! Вот тут-то нам на помощь и приходит детский фольклор.

Ребенок как губка впитывает поэзию народного языка, сначала слушая, а позднее и самостоятельно ритмизованно проговаривая народные тексты.  Так постепенно детский фольклор органично входит в повседневную жизнь малыша, а каждое поэтическое движение фольклора связано с интересными, полезными и важными для развития ребенка движениями, которые удовлетворяют его естественные потребности в двигательной активности. Ведь движение – это жизнь.

Какие же цели и задачи мы ставим, знакомя дошкольников с народными играми?

Цель:

  1. Приобщать детей к истокам отечественной культуры на основе устного фольклора и русских народных подвижных игр.
  2. Наполнить жизнь детей художественно-эстетическим, патриотическим и духовно-нравственным содержанием.

Задачи:

  1. Развивать интерес детей к устному народному творчеству и подвижным играм.
  2. Способствовать развитию творческих задатков детей на традиционном фольклорном материале.
  3. Совершенствовать двигательные навыки, умение согласовывать свои действия с другими детьми, соблюдать правила игр.
  4. Воспитывать нравственные качества: честность, взаимовыручку, дружелюбие.
  5. Обогащать образно-эмоциональную сферу ребёнка, познание разнообразных жизненных явлений через использование подвижных игр и русского народного фольклора.

Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, ловишек, салочек! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом, так же как сказки и песни. Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собиралась детвора вечером на деревенской улице, водили хороводы, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор,

игры в снежки.

Для всех народных игр характерна любовь русского человека к веселью, удальству, особенно популярными и любимыми были такие игры, как горелки, русская лапта, жмурки, городки, игры с мячом. Как названия игр, так и правила были различны в разных областях России, но общим для них являлось стремление выиграть, одержать победу.

Русские народные игры для детей ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства. Игры дают воспитателю возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным.

Ребенок в игре обретает хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это обязательно усилит его способность в дальнейшем радоваться жизни, приведет к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию, создаст интерес к народному творчеству.

Русские народные игры достаточно разнообразны по своему содержанию, тематике и организации.

Одни игры имеют сюжет, правила их тесно связаны с сюжетом («Гуси-гуси». «Хитрая лиса»). В играх типа «Горячее место» сюжет и роли отсутствуют, все внимание направлено на движение и правила.

Есть игры, в которых сюжет и действия играющих обусловлены текстом, как в игре «Краски».

Конечно, больше любят дети игры, где нужно ловить друг друга. Ребенок должен показать в таких играх быстроту движений, ловкость, сообразительность («Кот и воробьи»), не менее интересны игры, требующие от детей быстроты реакции, выдержки («Заморожу»). А есть игры, которые требуют от детей творческой инициативы, фантазии, а заодно и хорошей координации движений («Море волнуется»).

Игры на материале детского фольклора дают детям большой опыт в навыках выразительной речи и выразительных движений. В любой русской игре есть обязательно водящий или ведущий.

На эту роль обычно бывает много желающих, а выбрать нужно одного, иногда двоих, для чего и служат считалки и скороговорки, которые являются частью устного народного творчества. Они не имеют особенного смысла, но, как правило, юмористичны и приучают детей быть справедливыми, настраивают на точное выполнение правил игры. Водящего также можно выбрать жеребьевкой. Она применяется в тех играх, где нужно разбиться на две партии.

Привлекательны для детей в русских играх и различные попевки.

Как известно, в древние времена взрослые не руководили детскими играми. Младшие дети учились играть среди старших детей. Учились сами проводить игру, чтобы потом уметь налаживать и взрослые дела.

Если взрослый сам будет проводить игры или рекомендовать, кого лучше выбрать на роль – то смысла в такой игре совсем не будет. Дети будут учиться быть исполнителями, а не творцами.

Игра и так является добрым учителем и сама поведет детей в правильном направлении.

Сегодня нам взрослым надо помнить, что игра для детей – не просто отдых, а наука, которая может приносить радость. И поэтому относиться к игре надо очень серьезно, не забывая, что каждое движение, каждое слово, звук и зрительный образ в детском возрасте формируют человеческое сознание.

Роль взрослого, прежде всего, состоит в том, чтобы ознакомить детей с игрой, наглядно продемонстрировать определенные действия, выучить с детьми песню, слова, соответствующие танцевальные движения и следить за соблюдением правил игры.

Для развития творческих способностей детей рекомендуется вносить новизну в хорошо знакомые игры, изменяя их правила. Сначала это делает педагог, а когда у игры получаются 2-3 варианта, предлагают выбор сделать детям. Так у детей появляется возможность создавать собственный вариант игры на традиционной фольклорной основе, что позволяет ребёнку ощутить себя не только участником игры, но и её творцом.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребенке побудить чувство любви к Родине.

Народные игры в воспитательном и учебном процессе являются неисчерпаемым языковым источникам, образцом эстетичности, гармоничности. Они способствуют воспитанию  у детей умения творчески мыслить, проявлять активность в общественном окружении; помогают усваивать традиционные для своего народа морально-этические ценности.

Дети любят играть, так как в игре, прежде всего каждый ребенок может наиболее полно показать себя, самореализоваться. Поэтому для нас, педагогов, важен девиз: «Ни дня без игры!».

Используемая литература:

М.Ф. Литвинова: «Русские народные подвижные игры».

Г.П. Федорова: «На золотом крыльце сидели»

О.Л. Князева, М.Д. Маханева: «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»



Предварительный просмотр:

ИГРЫ МАЛОЙ ПОДВИЖНОСТИ

«КУЗОВОК»

Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

- Вот тебе кузовок, клади в него, что есть на «ок», обмолвишься – отдашь залог.

Дети по очереди говорят слова в рифму на «ок»:

«Я положу в кузовок клубок; а я – платок; я – замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок» и проч.

По окончании разыгрываются залоги: покрывают корзину, и один из детей спрашивает:

- Чей залог вытянется, что тому делать?

Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп – например, попрыгать по комнате на одной ножке или в четырех углах дело поделать: в одном – постоять, в другом – поплясать, в третьем – поплакать, в четвертом – посмеяться; или басенку сказать, загадку загадать, или сказочку рассказать, или песенку спеть.

«ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

 Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки - это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

 Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

 С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

«МОЛЧАНКА»

Перед началом игры играющие хором произносят:

Первенчики, бубенчики,

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе,

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок. Молчок!

После слова "Молчок!" все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет одно слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих поют песни, читают стихи, танцуют, выполняют интересные движения.

«ЛЕТАЕТ - НЕ ЛЕТАЕТ»

Эта игра проходит за столом. Играющие кладут на стол пальцы, ведущий называет птиц, зверей, насекомых, цветы и т.д. При назывании летающего предмета все должны поднять пальцы вверх. Кто поднимет пальцы при назывании нелетающего предмета или же не поднимет при назывании летающего - платит фант. Иногда играют и так: все становятся в круг и при назывании летающего предмета все игроки подпрыгивают. Если назван предмет нелетающий, они стоят на месте.

Структурное подразделение ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» с. Борское -  детский сад «Колокольчик»

Воспитатель 1 старшей группы

 компенсирующей направленности

Репина Н.А.

2012 г.

Народные игры в воспитательном и учебном процессе являются неисчерпаемым языковым источником, образцом эстетичности, гармоничности. Они способствуют воспитанию  у детей умения творчески мыслить, проявлять активность в общественном окружении; помогают усваивать традиционные для своего народа морально-этические ценности.

Цель игр:

  1. Приобщать детей к истокам отечественной культуры на основе устного фольклора и русских народных подвижных игр.
  2. Наполнить жизнь детей художественно-эстетическим, патриотическим и духовно-нравственным содержанием.

Задачи:

  1. Развивать интерес детей к устному народному творчеству и подвижным играм.
  2. Способствовать развитию творческих задатков детей на традиционном фольклорном материале.
  3. Совершенствовать двигательные навыки, умение согласовывать свои действия с другими детьми, соблюдать правила игр.
  4. Воспитывать нравственные качества: честность, взаимовыручку, дружелюбие.
  5. Обогащать образно-эмоциональную сферу ребёнка, познание разнообразных жизненных явлений через использование подвижных игр и русского народного фольклора.

ИГРЫ С БЕГОМ

«НАСЕДКА И КОРШУН»

Перед началом игры из всех ее участников выбирают 2-ух самых крепких: один назначается коршуном, другой назначается наседкой. Все остальные – это цыплята. Коршун находится в сторонке и по старинным русским правилам вырывает маленькую ямку. За наседкой, друг за другом, становятся цыплята и берут друг друга за талию. После чего матка с цыплятами подходят к коршуну, и матка начинает приговаривать: "Коршун! Что делаешь?" - "Ямочку рою". – "Зачем тебе ямочка?" - "Денежку ищу". – "Зачем тебе денежка?" - "Иголку купить". – "Зачем тебе иголка?" - "Мешочек сшить". – "Зачем мешочек?" - "Камешки класть". – "Зачем камешки?" - "В твоих деток шуркать-буркать". – "За что?" - "Они ко мне в огород лазят". – "Ты бы забор выше делал, а коли не умеешь, так лови их. После чего, коршун старается поймать последнего цыпленка. Наседка защищает своих цыплят, не позволяя осалить последнего цыпленка, который также старается уклониться. Пойманный цыпленок садиться на лавочку, а игра продолжается до тех пор, пока коршун всех не изловит. Игра может проводиться и без приговора наседки.

«РАСТЕРЯХИ»

Дети, принимающие участие в этот игре, становятся в один ряд, берутся за руки, образуя тем самым цепочку. По правую сторону цепочки назначается вожак, который по команде начинает бег со сменой направления и вся цепочка начинает движение за ним. Однако никто кроме вожака не знает направления движения, поэтому достаточно сложно удержать равновесие и не рассоединить цепочку. Чем дальше игрок находится от вожака, тем ему сложнее удержать равновесие, не упасть или не разорвать цепь.

«КУРОЧКИ»

Играющие выбирают хозяйку и петушка, все остальные - курочки. Петушок ведёт курочек гулять, зёрнышки поклевать. Выходит хозяйка и спрашивает петушка: "Петушок, петушок, не видал мою курочку?" - "А какая она у тебя?" -спрашивает петушок. "Рябенькая, а хвостик чёрненький". - "Нет, не видел". Хозяйка хлопает в ладоши и кричит: "Кшш! Кшш!" Курочки бегут в дом, а хозяйка ловит их, петушок курочек защищает. Всех пойманных курочек хозяйка уводит в дом.

Правила:

1.Курочки бегут в дом только на слова: "Кшш! Кшш!"

2.Петушок, защищая курочек, не должен отталкивать хозяйку. Он, широко раскрыв крылья, встаёт на её пути.

Указание к проведению.

Дома хозяйки и петушка с курочками нужно сделать как можно дальше друг от друга (10-20 м). Для усложнения игры курочки по пути к дому преодолевают препятствия, перелетают через забор (перепрыгивают через натянутый шнур) или пробегают по мостику через ручеёк. В своём доме они взлетают на насест (на скамейку).

ИГРЫ С ПРЫЖКАМИ

«ВОРОБУШКИ И КОТ»

Все играющие изображают воробушков и находятся за кругом. Водящий - кот встаёт в середину круга. Воробушки то впрыгивают в круг, то выпрыгивают из него. Они собирают зёрна (внутри круга рассыпаны фишки). Кот бегает по кругу и старается поймать их. Воробушек, до которого дотронулся кот, все собранные зёрна высыпает, затем вновь начинает их собирать. В конце игры отмечают самых проворных воробьев.

«ВОЛКИ ВО РВУ»

Для этой игры потребуются "волки", не более 2-х, 3-х человек, а все остальные дети назначаются "зайцами". В центре площадки чертится коридор шириной около 1-го метра (ров). "Волки" занимают пространство внутри коридора (рва). Задача "зайцев" – перепрыгнуть ров и не быть осаленными одни из "волков". Если "зайчика" осалили и он попадается, ему следует выйти из игры. Если во время прыжка "заяц" ногой наступил на территорию рва, то он провалился и тоже выходит из игры.

«ПЕТУШИНЫЙ БОЙ»

Дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

Правила.

1.Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.

2.Руками толкать друг друга нельзя.

Указания к проведению.

Чаще всего в паре один играющий выходит из игры, один остается победителем. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру. Бой петухов может проходить и в другой позе, например в приседе, руки играющие держат на коленях.

«САЛКА НА ОДНОЙ НОГЕ»

Дети расходятся по площадке, закрывают глаза, руки у всех за спиной. Ведущий проходит среди них и незаметно одному в руки кладёт платочек. На слово "Раз, два, три, смотри!" дети открывают глаза. Стоя на месте они внимательно смотрят друг на друга: "Кто же салка?" Ребёнок с платком неожиданно поднимает его вверх и говорит: "Я салка!" Участники игры, прыгая на одной ноге, стараются уйти от салки. Тот, кого он коснулся рукой, идёт водить. Он берёт платочек, поднимает его вверх, быстро говорит слова: "Я салка!" Игра повторяется.

1.Если ребёнок устал, он может прыгать поочерёдно то на правой, то на левой.

2.Когда меняются салки, играющим разрешается вставать на обе ноги.

3.Салка тоже должен прыгать, как все играющие, на одной ноге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Не забывайте народные игры»

Русские народные игры отражают исконную любовь русского человека к веселью, движениям, удальству, молодечеству....

Консультация для родителей "Не забывайте народные игры"

Консультация для родителей поможет узнать, в какие народные игры можно поиграть с детьми...

Консультация "Не забывайте народные игры".

Консультация"Не забывайте народные игры"....

Консультация для воспитателей "Не забывайте народные игры"

Давайте детям больше и большесозерцания общего человеческого,          мирового, но преимущественностарайтесь знакомить их с этим через          родны...

Консультация для родителей "Не забывайте народные игры!"

В консультации приведены примеры, как можно провести досуг со своими детьми, вспомнив игры из своего детства. Даны названия, описания игр, считалки....


 

Комментарии