Для воспитателей познавательно-исследовательская деятельность детей
консультация (старшая группа) на тему

Григорьева Татьяна Алексеевна

Рекомендации воспитателям возрастных групп ДОУ
 по созданию предметной среды
познавательно – исследовательской деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_vospitatelyam_vozrastnyh_grupp_dou.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации воспитателям возрастных групп ДОУ
по созданию предметной среды
познавательно – исследовательской деятельности детей

   1,5 – 3 года

В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей среды:

  • желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
  • большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую;
  • различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические – типа богородской игрушки);
  • игрушки для отработки сериации (построения упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию признака) по размеру – типа пирамидок и матрешек;
  • игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
  • самодельные свистящие, шумящие, скрипящие, шуршащие предметы. (Желательно их делать на глазах у детей) Дети со временем сами примут участие в их изготовлении. Это могут быть:
  • банки из под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;
  • шуршащие «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;
  • погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.;
  • ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;
  • шуршащие при тернии друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;
  • сосуды с водой разного объема («ксилофон»);
  • перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра («ударные»);
  • свистки и дудочки из глины и дерева;
  • нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;
  • конструкторы и мозаики;
  • разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т.п.;
  • игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;
  • емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить – вынуть, открыть – закрыть, выдвинуть – задвинуть. (Отличительная особенность возраста – тяга к многократному повторению этих действий)
  • вещи и предметы, с которыми действуют взрослые: кастрюли с крышками, кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон, радиоприемник, часы и т.д.;
  • книги с большими предметными картинками;
  • ящики, контейнеры с крышками;
  • подушки, ковер;
  • качели, прыгунки.

   3 – 4 года

Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:

  • разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;
  • парные картинки;
  • трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы-вкладыши;
  • 2 – 3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);
  • разнообразные некомплектные конструкторы – без образцов изделий;
  • игрушки с разным принципом звукоизвлечения – пианино, арфа или гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;
  • оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в том числе пустые упаковки разной формы), плавающие игрушки, ведерки и лейки;
  • банки разного размера;
  • пособия для развития мелкой моторики рук – шнуровки, застегивающиеся коврики;
  • предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части, – сломанные часы, фотоаппараты;
  • емкости для хранения мелких предметов – сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и т.п.
  • машинки крупные и средние куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды; наборы для «профессиональных» игр (типа «Маленький доктор»);
  • игрушечные животные (натуральной окраски);
  • большие мягкие игрушки и напольные подушки;
  • тканевые мячики;
  • аудиокассеты с записями классической музыки в обработке для детей, детских песенок, танцевальных мелодий, звуков природы;
  • моющиеся книги с хорошими иллюстрациями, изображающими предметы реального окружения ребенка;
  • книги сказок о животных;
  • детская мебель: стол, стульчик.

   4 – 5 лет

В развивающую предметную среду для детей среднего возраста должны входить:

  • различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;
  • игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);
  • костюмы для ряжения;
  • познавательные книги, альбомы, журналы о природе;
  • журналы, содержание которых соответствуют личному интересу ребенка (например, автомашины, мода, интерьеры);
  • книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева,
    В. Чижикова и др.);
  • книги с волшебными сказками;
  • коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т.п., тематические наборы открыток, марок, значков;
  • цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на кубиках;
  • наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор);
  • дидактические игры «Подбери пару»,  «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»;
  • игры «Водоем», «Поймай рыбку», «Колпачки» и т.п.;
  • игровые и учебные телевизионные программы;
  • различные орудия труда;
  • стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности – детский стол и стул, правильное освещение (слева), расположенные в доступном месте материалы и оборудование для рисования, моделирования, работы с бумагой.

   5 - 7 лет.

В развивающую среду должны входить:

  • глобус (желательно с подсветкой), физическая карта мира и России, политическая карта мира;
  • разнообразные коллекции;
  • измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
  • познавательные детские энциклопедии картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
  • азбуки картинные, книги для первого чтения;
  • авторские сказки;
  • былины, мифы, легенды;
  • познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для  их показа;
  • детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом,
  • детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик».
  • часы настенные и календарь;
  • настольно-печатные игры – лото, паззлы;
  • настольные игры – домино, шашки, шахматы;
  • чистые листы белой бумага, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
  • оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»

Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным осо...

Консультация для воспитателей «Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ»

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...

Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

Психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста

В статье разобраны психологические особенности развития познавательно - исследовательской, экспериментальной деятельности детей раннего возраста.Данные материалы разработаны для Методического объедине...

Семинар- практикум для воспитателей «Познавательно – исследовательская деятельность детей в ДОУ»

Оорганизация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников очень  актуальная сейчас тема.. Ведь в соответствии с ФГОС дошкольного образования, наряду с игрой и общением, детское экспе...

План по самообразованию воспитателя «Познавательно-исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы»

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается н...