Главные вкладки

    Для воспитателей познавательно-исследовательская деятельность детей
    консультация (старшая группа) на тему

    Григорьева Татьяна Алексеевна

    Рекомендации воспитателям возрастных групп ДОУ
     по созданию предметной среды
    познавательно – исследовательской деятельности детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rekomendatsii_vospitatelyam_vozrastnyh_grupp_dou.doc43.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рекомендации воспитателям возрастных групп ДОУ
    по созданию предметной среды
    познавательно – исследовательской деятельности детей

       1,5 – 3 года

    В этот период для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей среды:

    • желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов – дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалам и объектам;
    • большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать их из одной емкости в другую;
    • различные движущиеся игрушки (каталки, заводные, механические – типа богородской игрушки);
    • игрушки для отработки сериации (построения упорядоченного ряда по возрастанию или убыванию признака) по размеру – типа пирамидок и матрешек;
    • игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука;
    • самодельные свистящие, шумящие, скрипящие, шуршащие предметы. (Желательно их делать на глазах у детей) Дети со временем сами примут участие в их изготовлении. Это могут быть:
    • банки из под кофе, чая, соков, наполненные горохом, косточками, камешками, щепочками, фантиками, песком, скрепками и пуговицами;
    • шуршащие «метелки» из обрезков магнитофонной ленты, бумаги, полиэтилена и т.п.;
    • погремушки из нанизанных на проволоку пуговиц, пластмассовых и металлических бусин, колокольчиков и т.п.;
    • ожерелья из ягод рябины, скатанных фантиков из фольги, пуговиц, косточек, ракушек, семечек, орехов, желудей, каштанов;
    • шуршащие при тернии друг о друга еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, палочки разной толщины из дерева разных пород;
    • сосуды с водой разного объема («ксилофон»);
    • перевернутые детские формочки, кастрюли, ведра («ударные»);
    • свистки и дудочки из глины и дерева;
    • нитки и резинки, натянутые так, чтобы ребенок мог сам менять силу их натяжения;
    • конструкторы и мозаики;
    • разнообразные изобразительные материалы: бумага разной фактуры, плотности и цвета; пластилин и воск; краски и карандаши, фломастеры и мелки и т.п.;
    • игрушки контрастных размеров, игрушки различной формы, в том числе круглые (мячи, шары) и кубические;
    • емкости, с которыми можно производить прямые и обратные действия: положить – вынуть, открыть – закрыть, выдвинуть – задвинуть. (Отличительная особенность возраста – тяга к многократному повторению этих действий)
    • вещи и предметы, с которыми действуют взрослые: кастрюли с крышками, кошельки, сумочки, шкатулки, фотоаппарат, телефон, радиоприемник, часы и т.д.;
    • книги с большими предметными картинками;
    • ящики, контейнеры с крышками;
    • подушки, ковер;
    • качели, прыгунки.

       3 – 4 года

    Развивающую среду разумно дополнить следующими предметами:

    • разрезные плоскостные картинки, кубики с картинками;
    • парные картинки;
    • трехместные матрешки, пирамидки на конусной основе из 5 колец, формы-вкладыши;
    • 2 – 3 вида мелкой и крупной мозаики (в том числе геометрической);
    • разнообразные некомплектные конструкторы – без образцов изделий;
    • игрушки с разным принципом звукоизвлечения – пианино, арфа или гитара, дудочки, гармошка, маракасы и бубен, трещотка, рубель, колокольчики, ксилофон;
    • оборудование для игр с песком и водой, разнообразные формочки (в том числе пустые упаковки разной формы), плавающие игрушки, ведерки и лейки;
    • банки разного размера;
    • пособия для развития мелкой моторики рук – шнуровки, застегивающиеся коврики;
    • предметы «взрослого обихода», которые можно разбирать на части, – сломанные часы, фотоаппараты;
    • емкости для хранения мелких предметов – сумочки, кошельки, сундучки, шкатулки и т.п.
    • машинки крупные и средние куклы средней величины с наборами одежды, мебели, посуды; наборы для «профессиональных» игр (типа «Маленький доктор»);
    • игрушечные животные (натуральной окраски);
    • большие мягкие игрушки и напольные подушки;
    • тканевые мячики;
    • аудиокассеты с записями классической музыки в обработке для детей, детских песенок, танцевальных мелодий, звуков природы;
    • моющиеся книги с хорошими иллюстрациями, изображающими предметы реального окружения ребенка;
    • книги сказок о животных;
    • детская мебель: стол, стульчик.

       4 – 5 лет

    В развивающую предметную среду для детей среднего возраста должны входить:

    • различные куклы, комплекты одежды, посуды, мебель;
    • игрушечные редкие животные (окраска должна соответствовать природной);
    • костюмы для ряжения;
    • познавательные книги, альбомы, журналы о природе;
    • журналы, содержание которых соответствуют личному интересу ребенка (например, автомашины, мода, интерьеры);
    • книжки с рассказами в картинках (серии Н. Радлова, В. Сутеева,
      В. Чижикова и др.);
    • книги с волшебными сказками;
    • коллекции шишек, ракушек, камешков, пуговиц, винтиков и т.п., тематические наборы открыток, марок, значков;
    • цифры и буквы (на магнитной доске или пластиковые), азбука на кубиках;
    • наборы для профессиональных игр (типа «Маленький доктор);
    • дидактические игры «Подбери пару»,  «Составь из фигур», «Сложи из палочек», лото «Зоологическое», «Цветы»;
    • игры «Водоем», «Поймай рыбку», «Колпачки» и т.п.;
    • игровые и учебные телевизионные программы;
    • различные орудия труда;
    • стационарное оборудованное место для продуктивной деятельности – детский стол и стул, правильное освещение (слева), расположенные в доступном месте материалы и оборудование для рисования, моделирования, работы с бумагой.

       5 - 7 лет.

    В развивающую среду должны входить:

    • глобус (желательно с подсветкой), физическая карта мира и России, политическая карта мира;
    • разнообразные коллекции;
    • измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;
    • познавательные детские энциклопедии картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;
    • азбуки картинные, книги для первого чтения;
    • авторские сказки;
    • былины, мифы, легенды;
    • познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для  их показа;
    • детский фотоаппарат с запасными цветными фотопленками, фотоальбом,
    • детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик».
    • часы настенные и календарь;
    • настольно-печатные игры – лото, паззлы;
    • настольные игры – домино, шашки, шахматы;
    • чистые листы белой бумага, фломастеры, акварельные краски и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;
    • оборудованное место для занятий по типу учебной зоны школьника.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ»

    Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным осо...

    Консультация для воспитателей «Познавательно- исследовательская деятельность в ДОУ»

    Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со сред...

    Консультация для воспитателей "Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников"

    Данный материал раскрывает значение познавательно-исследовательской деятельности для развития детей дошкольного возраста. Так же здесь приведен примерный перечень оборудования центров для детского экс...

    Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ»

    Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ»Татьяна Анатольевна Шиянова Познавательно – исследовательская и э...

    Консультация для родителей "Развитие познавательной, исследовательской, поисковой деятельности детей"

    laquo;Самое лучшее открытие - то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон                              ...

    Консультация для воспитателей «Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность в ДОУ»

    Китайская пословица гласит:“Расскажи – и я забуду,Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму».1. В старшем дошкольном возрасте познавательное развит...