Формирование ценных ориентаций у дошкольников.
статья ( группа) на тему

Медведева Елена Борисовна

Данная статья поможет педагогам детских садов спланировать воспитательную работу с дошкольниками по формированию ценных ориентаций

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon http://nsportal.ru/node/224705038 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование ценных ориентаций у дошкольников.

Одной из важнейших задач, поставленных современным обществом перед образованием, является приобщение подрастающего поколения к социально значимым ценностям. И мы, педагоги, прекрасно понимаем, что поведение любого из нас обусловлено выбором конкретных ценностей и приоритетов, присвоенными ранее нормами и правилами поведения.

В связи с этим в педагогической теории и практике в последнее время большое внимание уделяется проблеме формирования ценностных ориентации у детей дошкольного возраста, поскольку система ценностных ориентаций, присвоенная ребенком, станет важнейшей характеристикой его личности, определит её содержательную сторону и составит основу ее мировоззрения и жизненной позиции. Факт значимости и актуальности обуславливается запросами общества и государства. Поэтому  можно смело говорить о том, что нам, педагогам, доверено  общее дело государственной важности: воспитать маленького человека с присвоенным багажом ценностных приоритетов.

Мы с вами хорошо осознаем, что действовать в данном направлении необходимо уже сейчас, важно оптимально использовать уникальную возможность   дошкольного периода в  приобщении детей к  социально-значимым ценностям.

Мы, конечно же, присоединяемся к мнению ведущих зарубежных  (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренц, А. Бандура, К. Роджерс и др.) и отечественных (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. С. Мухина и др.) психологов, которые  утверждают, что ценностные ориентации  могут присваиваться  не только осознанно, но и неосознанно. Вот почему так важна правильная организация воспитания ребенка с самого раннего детства. На это указывают и требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы, которые представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования и определяют социально-нормативные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

В свою очередь, ценностные ориентации рассматриваются учеными, как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом, всей совокупностью переживаний и ограничивающие значимое, существенное для человека от незначимого и несущественного.

Ценностные ориентации -  эта главная ось сознания, которая обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности и выражается в направленности потребностей и интересов. 

Формирование ценностных ориентаций — процесс длительный. На самом первом  этапе ребенок получает от нас, педагогов и  от своих родителей определенные знания, дающие ему представление о жизни, происходящей  вокруг него, о нормах и правилах поведения и общения в обществе сверстников и взрослых и о многих других ценностных приоритетах. Ведь с самого раннего возраста ребенок уже способен запечатлевать нравственные нормы, определенные ценности, правила, отношение к ним и образцы нравственного проведения. Вы уже обратили внимание, что в своем выступлении я делаю акцент на нравственном воспитании детей. На мой взгляд, в этом и заключается ценность всего процесса воспитания детей.

Именно сегодня важно сформировать у наших детей основы  высоких нравственных, морально – психологических и этических качеств, среди которых особое значение приобретают: патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.  Как это делать? Как пробудить и развить в ребенке высокие нравственные чувства, ценностные приоритеты? Как заложить в душу маленького человека основы правового сознания и гражданского поведения? Как важное, ценное и сложное сделать одновременно интересным и доступным?

Наши дети  по своей природе жаждут новых впечатлений, ярких эмоций, активной деятельности, они стремятся подражать и готовы осуществлять выбор. Восприимчивая душа детей впитывает всю гамму человеческих переживаний. Поэтому, мы в своем детском саду через разнообразные формы деятельности стремимся показать им  дорогу к подлинным, возвышенным, человеческим ценностям, стараемся зародить у них интерес к социальному миру (своей семье, своему народу, истории Родины и государства), пробуждаем понимание характера российского человека, и желание стать гражданином – патриотом.    В первую очередь – через ведущий вид детской деятельности – игру, мотивируя дальнейшее участие ребенка в совместных делах и приближая его к высотам самоотверженной любви и патриотизма.

Основными направлениями работы по спортивно-патриотическому воспитанию являются: спортивно- краеведческое,  историко-патриотическое,  народоведение.

Реализация системы предполагает большую предварительную работу. Целенаправленно организуются решение всех образовательных областей,  через различные виды детской  деятельности в течение всего режима пребывания ребенка в детском саду.

Работа в спортивно-краеведческом направлении позволяет нашим детям, совершая тематические прогулки, экскурсии, походы, познакомиться со своим краем, изучить свою малую Родину, познать патриотические, трудовые, нравственные традиции народа. Процесс познания Родины реализуется в предметно-наглядной, активной форме, когда ребёнок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий, мир, воспринимает его в более ярких, эмоционально насыщенных, запоминающихся образах, чем те, которые предстают перед ним со страниц книг и пособий и т.д. Так воспитываются любовь к Родине, её природе, истории, культуре, людям.

Наконец, организация такой деятельности способствует развитию у ребёнка науки общения со сверстниками, взрослыми, окружающим миром, создаёт возможность для проявления патриотических чувств в добрых делах  (прежде всего – в заботе о ветеранах, людях старшего поколения, соблюдении чистоты в микрорайоне, лесопарке и т.д.).

Историко-патриотическое направление включает работу по следующим блокам: «Защитники Руси великой», «Славься Армия родная».

Основой работы являются тематические погружения в разных видах двигательной деятельности. Знакомство детей с яркими событиями русской истории, с великой силой духа, богатырскими подвигами, традициями, бытом. Это, в свою очередь, вносит существенный вклад в копилку высших социальных чувств ребёнка.  

Тематическое погружение «Наша Армия родная» предполагает знакомство с различными родами войск, с подвигами народа в годы Великой Отечественной войны и в настоящее время. Дети охотно играют в «Пограничников», «Аэродром», «Военные учения», «Парад». Эти игры воспитывают у детей смелость, ловкость, товарищество, дисциплинированность, умение командовать и подчиняться. Кульминационным моментом завершения «Военных учений» являются спортивные праздники, где родители принимают самое активное участие: «Богатырская сила-сила духа и сила воли», «Русские богатыри», «Слава Армии родной в день её рождения» и др.

Готовясь к празднику, дети знакомятся с символикой страны (флагом, гербом), делают себе элементы военной формы, эмблему командам. В конце спортивного праздника подводятся итоги: личные достижения отмечаются грамотами, медалями, благодарностями и призами.

В рамках блока «Никто не забыт, ничто не забыто» дети участвуют в мероприятиях, посвящённых знаменательным датам или героям родного города.

Работа в направлении народоведения, организуется через приобщение  детей к истокам народной культуры, через организацию народных игр  и физкультурно-оздоровительных мероприятий, построенных на основе фольклора.

Например, утренняя гимнастика для малышей: «Солнышко-вёдрышко», «Матрёшки»; для старшего возраста ритмическая гимнастика в русском стиле. Физкультурные занятия по сказкам: «Колобок», «Рукавичка» и др. Праздники: «Русский сувенир», «Богатырские потешки», «Ярмарка». Составной частью праздников являются  народные игры, в которых отражаются образ жизни людей, их труд, национальные устои.

Таким образом, в праздничных обрядах, ритуалах, играх в яркой эмоциональной форме дети осознают свою национальную принадлежность.

Вопрос о формировании ценных ориентаций у дошкольников ставится с особой остротой   не только учёными и педагогами, но и родителями.

Способствовать обогащению культуры семьи, содействовать  преемственности поколений, возрождению и развитию семейных традиций призваны  все педагоги детских садов.

«Без памяти - нет традиций,

Без традиций - нет культуры,

Без культуры - нет воспитания,

Без воспитания - нет духовности,

Без духовности - нет личности,

                       Без личности - нет народа»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Русский народный фольклор как эффективное средство формирования ценностных ориентаций дошкольников"

Ценностные ориентации не существуют обособлено друг от друга, а образуют целостную систему взаимообусловленных, взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, структурированных по принципу иерархии....

Методическая разработка на тему: Формирование ценностных ориентаций дошкольников посредством анализа действий сказочных героев

Пояснительная записка:  Перед обществом стоит задача, заинтересовать дошкольников народными сказками, т.к. существует проблема того, что современные дошкольники стали все больше предпочитают смот...

Формирование пространственно - временной ориентации у дошкольников на лошопедических занятиях

Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения, в котором пространственная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, навыков и умений, развития мышления детей....

Методическая разработка по формированию социально-психологической ориентации у дошкольников в различных видах спорта, посредством работы в веб-сервисе Learningapps.org. «Интерактивный спорт» Автор: Никитина Е.Н.

Методическая разработкапо формированию социально-психологической ориентации у дошкольников в различных видах спорта, посредством работы в веб-сервисе Learningapps.org.«Интерактивный спорт...

Дополнительная программа познавательной направленности по формированию временных представлений младших дошкольников от 3 до 4 лет "Знай минутам цену, а секундам счет"

Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научится самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать ...