Опыт работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук посредством игр и упражнений в разных видах продуктивной деятельности»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему

Данный опыт работы может быть использован воспитателями всех видов дошкольных образовательных учреждений, независимо от реализуемых программ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_samoobrazovaniyu.docx106.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД  №13 «РОДНИЧОК»

ОПЫТ РАБОТЫ


«Развитие мелкой моторики рук посредством игр и упражнений в разных видах продуктивной деятельности»

Автор:
Пивненко Анна Геннадьевна 

п.г.т. Высокий, 2015

                                            Что бы ребёнок чему-то научился,

                                                                             обеспечь ему первый успех.


1. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА

Хорошо известно о взаимосвязи развития речи и тонких движений рук, или иначе говоря, ручной и речевой моторики. Рука, пальцы, ладони – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности ребёнка.

Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, при этом развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи.

Вопрос развития мелкой моторики пальцев рук у детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

 Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложение – одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением, ибо правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, облегчающий процесс адаптации к новым социальным условиям жизни.

Выбор темы самообразования не случаен и обусловлен рядом причин.

Во-первых, родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом.

Во-вторых, импульсом к выбору данной темы стала работа в группе компенсирующей направленности, которую  посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук. Зачастую дети с такими проблемами не успевают за сверстниками, снижается самооценка и т.д. Именно поэтому я считаю эту проблему актуальной в настоящее время.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Сухомлинский в своих воспоминаниях писал о том, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

В основу моего опыта положены идеи ученых в области педагогики, психологии и медицины:

М.М. Кольцова в книге «Ребенок учится говорить» подчеркивает важность развития мелкой моторики рук для развития речи ребенка. Проведя ряд наблюдений и исследований, она пришла к выводу, что если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.

Автор также пишет: «говоря о периоде подготовки ребенка к активной речи, нужно иметь в виду не только тренировку артикулярного аппарата, но и движений пальцев рук». Она так же делает вывод о том, что кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а длительную проекцию области кисти руки считать еще одной речевой областью мозга.

В своей книге М.М. Кольцова подводит итог своих исследований: «связь функции кисти рук и речи оказалась настолько тесной и значительной, что тренировку пальцев рук мы считаем возможным рассматривать, как мощный физиологический стимул развития речи детей».

Многие современные исследователи также придерживаются мнения о важности развития мелкой моторики рук для развития ребенка, и предлагают ряд практических упражнений на развитие пальцевой моторики, описывают пальчиковые игры, физкультминутки, игры-сказки, связанные с развитием тонкой моторики (Бардышева Т.Ю., Белая А.Е., Мирясова В.И., Крупенчук О.И.,  Рузина М.С., Тимофеева Е.Ю., Ткаченко Т.А., Толбанова А.К.,  и др.).

Т.А. Ткаченко в своей работе «Если дошкольник говорит плохо», делает вывод, что включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки позволяет стимулировать действие речевых зон головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей.

В.В. Цвынтарный в книге «Играем пальчиками и развиваем речь», также придерживается точки зрения о том, что развитие мелкой моторики рук связано с развитием речи и способствует ее развитию. Автор  предлагается ряд упражнений для работы с пальчиками, со счетными палочками, спичками, игры с нанизыванием, продеванием, растягиванием, застегиванием, с сюжетными игрушками.

Над разработкой многочисленных упражнений, пальчиковых игр, дидактических игр с предметами работали М.С. Воронцова, И. Светлова и мн. др.

Федосова Н.А. придает особое значение упражнениям для подготовки руки к письму: обведение с помощью трафаретов контуров геометрических фигур, штриховка.

Изучив опыт работы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, использование нетрадиционных методов, физкультминуток, массажа, пальчиковых и игровых упражнений в разных видах продуктивной деятельности.

.

3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Свою работу по развитию мелкой моторики рук начинала апробировать с воспитанниками 5-6 лет в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи, в тесном сотрудничестве с учителем-логопедом.

В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику проводила по следующим критериям:

  • упражнения на повторение фигур из пальцев:

        -  «Петушок» (ладонь вверх, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх);

-  «Зайчик» (вытянуть вверх средний и указательный пальцы, при этом безымянный палец и мизинец прижать большим пальцем к ладони);

- «Флажок» (четыре пальца – указательный, средний, безымянный и мизинец – вместе, а большой палец опущен вниз, тыльная сторона ладони к себе);

-  «Вилка» (вытянуть вверх три пальца – указательный, средний и безымянный – расставленные врозь, большой палец удерживает мизинец на ладони).

 Все упражнения выполняются после показа. При выполнении сложных фигурок  можно помогать  ребёнку принять правильную позицию пальцев. Далее ребёнок действует самостоятельно.

  • упражнения на дорисовывание:

        -  Дорисуй прямую линию;

- Дорисуй волнистую линию;

- Дорисуй ломаную линию (заборчик).

 При выполнении этих упражнений, в начале года, обращается внимание,  на то, как ребёнок держит карандаш, в какой руке, как он продолжает линию карандашом: с нажимом или без нажима, линия тонкая, прерывистая, широкая.

  • работа с бумагой:

- Вырезание ножницами (выявляем, как у ребёнка сформирована координация движений рук);

-  Сгибание листа бумаги пополам (выявляем содружество обеих рук в работе).

  • упражнения на координацию движений:

- «Ладонь, кулак, ребро» - вначале показываем детям, как выполнить это упражнение вместе с нами. Когда ребёнок запомнит последовательность, он выполняет упражнение под счёт 1, 2, 3;

-  Посолим капусту. Посолим суп (ребёнок как бы растирает комочек соли);

-   Катание шарика.

По результатам диагностики развития мелкой моторики мной были сделаны следующие выводы:

В начале учебного года уровень развития мелкой моторики составил:  высокий уровень10%, средний уровень – 20% и низкий уровень – 70%.

Проведенная   диагностика способствовала формированию цели и задач моей работы.

Цель работы: развитие  мелкой  моторики, координации движений пальцев и кистей рук  у детей дошкольного возраста через различные виды продуктивной деятельности; создание условий для развития мелкой моторики пальцев рук, детей старшего дошкольного возраста.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

  • Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • Способствовать развитию тактильной чувствительности пальцев рук детей, используя нетрадиционное оборудование;
  • Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми;
  • Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики;
  • Расширить компетентность педагогов в разнообразии подходов к развитию мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста;
  • Повысить компетентность  родителей, в значимости пальчиковых игр для детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат:

  • Усовершенствована предметно – развивающая среда;
  • Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

  1. НОВИЗНА ОПЫТА

Развитие мелкой моторики у детей как одно из средств развития речи предлагается многими отечественными и зарубежными педагогами. Изучив работы В.В. Цвынтарного, Т.А. Ткаченко, М.М. Кольцовой разработала:

  • Перспективный план работы с родителями и педагогами по  развитию мелкой моторики рук:
  • Перспективный план развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста:

Месяц

Мероприятия

для родителей

Мероприятия

для педагогов

октябрь

Консультация  «Что такое мелкая моторика?»

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики у детей»

Консультация для воспитателей «Что такое мелкая моторика и почему так важно ее развивать?»

ноябрь

Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»

Мастер-класс «Игры для развития мелкой моторики рук»

декабрь

Презентация «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования»

Практикум «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

Презентация «Нетрадиционные техники рисования»

январь

Беседа с родителями «Как научить ребенка ориентироваться на листе бумаги»

Мастер-класс для родителей  «Наши пальчики играют»

февраль

Консультация для родителей «Гимнастика и массаж как эффективные методы коррекционной работы»

Папка-передвижка для родителей «Новые виды пальчикового театра»

Семинар-практикум «Большие возможности мелкой моторики»

март

Рекомендации для родителей «Игры для развития мелкой моторики дома»

Моторные тренинги: «Наши друзья», «Волшебный дождик», «Ласковая кошечка»

 Мастер-класс для воспитателей: «Развитие мелкой моторики посредством применения нетрадиционных технологий»

апрель

Мастер-класс «Учим пальчики»

Консультация для воспитателей «Стимуляция речевого развития детей с помощью целенаправленной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук

май

Памятка для родителей по развитию мелкой моторики рук

 

  • Перспективный план развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста:

Месяц

Тема

занятия

Формы работы

Оборудование и методическое обеспечение

 

       Детский сад и игрушки

1  (1)

  1. Пальчиковая гимнастика: «Дружба», «В гости к пальчику большому», «Шарик».
  2. «Фигурки из палочек» (качели).
  3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик).
  4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек» (выбрать на ощупь из 3-х игрушек одну нужную).
  5. «Дорисуй узор».

Крупы: горох, бобы; счетные палочки; «Чудесный мешочек»; простые карандаши, тетради.

Сентябрь

Ягоды

2  (2)

Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй»,  «Травка», «Этот пальчик».

2. Фигурка из палочек (корзинка для ягод).

3. Игра с камушками (выложить ягоды по контуру).

4. Ниткография (полянка).

5. Дорисуй узор.

Счетные палочки; камушки; шерстяные нитки; простые карандаши, тетради.

Грибы

3  (3)

1. Пальчиковая гимнастика: «Корзинка», «За грибами». 

2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).

3. Игра с перловкой (грибы).

4. Ласковая игра для пальчиков «Чудесный мешочек», (найти грибок среди других предметов).

5. Рисунок по образу из лёгких геом. фигур.

6. Дорисуй узор.

Крупа перловая, мелкие игрушки, предметы, миска; рисунок «Гриб и пенек»; «Чудесный мешочек»; счетные палочки; геометрические фигуры; простые карандаши, тетради.

Овощи

4  (4)

1.  Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты».

2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).

3. Игра с красной фасолью (выложить свеклу).

4. Игра с теннисным мячиком, удерживание между пальцами.

5. Дорисуй узор.

Счетные палочки; красная фасоль; теннисные мячики; простые карандаши, тетради.

Фрукты

1  (5)

1. Пальчиковая гимнастика: «Апельсин»,  «Слива».

2. Фигурки из палочек.

Игра. Выложить шерстяной цветной ниткой контур любимого фрукта.

4. Дорисуй узор.

Счетные палочки; шерстяная цветная нитка; простые карандаши, тетради.

Деревья и кустарники

2  (6)

1. Пальчиковая гимнастика «Зайка»,              «Елка»,      «Дерево»,               «Лес».

  1. Фигурки из палочек.
  2. Аппликация «Осенняя ветка» (обрывание «листьев» из цветной бумаги).
  3. Дорисуй узор.

Счетные палочки; цветная бумага; клей; ½ альбомного листа; простые карандаши, тетради.

Октябрь

Перелетные птицы

3  (7)

1. Пальчиковая гимнастика: «Птичек стая», «Скворечник», «Птенчики в гнезде».

2. Фигурки из веточек (стайки птиц).

3. Игра с бабами и горохом (с закрытыми глазами рассортировать бабы и горох).

4. «Узнай меня!» (соединить точки одной линией), «Лебедь».

5. Дорисуй узор.

Разные виды круп: бобы и горох, мелкие игрушки, предметы, миска; счетные палочки.

Домашние птицы

4  (8)

1. Пальчиковая гимнастика: «Утята», «Гусь», «Петушок», «Курочка».

2. Работа с гуашью (желтой гуашью кончиками пальцев раскрасить цыплят, скомкать бумагу в маленькие комочки – корм).

3. Игра с рисом: (обвести утенка по контуру и выложить его рисом).

4. Самомассаж гранеными карандашами.

5. Дорисуй узор.

Гуашь; ½ альбомного листа; крупа: рис; простые карандаши, тетради; граненые карандаши (для массажа).

Почта

1  (9)

1. Пальчиковая гимнастика: «Гости», «Почтовый ящик».

 2.Фигурки из палочек (конверт).

3. Работа с гуашью (кончиком пальцев нарисовать открытку).

4. Художественный труд (конверт).

5. Дорисуй узор.

Гуашь; ½ альбомного листа; счетные палочки; простые карандаши, тетради; ½ альбомного листа (прямоугольной формы);

Осень

2  (10)

1. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики»,        «Грабли».

2. Фигурки из палочек.

3.Игра. Учить детей рвать бумажки в форме листьев с различных деревьев.

  1. Дорисуй узор.

Счетные палочки; цветная бумага; клей; ½ альбомного листа; простые карандаши, тетради.

Ноябрь

Семья

3  (11)

1. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья», «Кто приехал».

2. Фигурки из палочек (рожица, очки).

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать весёлого человека).

4. Бусы в подарок маме из комков бумаги.

5. Игра " Пианино".

6. Дорисуй узор.

Счетные палочки; крупа – манная, тарелки; газеты; простые карандаши, тетради.

Наш город

4  (12)

1. Пальчиковая гимнастика: «Газон засох», «Колодец»;

2. Фигурки из палочек: «Башня», «Дом»;

3. Самомассаж (с гранеными карандашами).

4. Фигурки из веток: «Здание детского сада, план группы» (по схеме).

5. Дорисуй узор (улица города);

Счетные палочки; граненые карандаши; веточки; простые карандаши, тетради.

Наша Родина

1  (13)

1. Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй», «Обогрей».

2. Фигурки из палочек (солнце).

3. Работа с пшеном (выложить по контуру рисунок).

4. Игра (при помощи палочки с закрытыми глазами определить предмет).

5. Панно из мозаики по мотивам русской народной росписи.

6. Дорисуй узор.

Счетные палочки; граненные карандаши; крупа: пшено; мозаика; простые карандаши, тетради.

Зима

2  (14)

1. Пальчиковая гимнастика: «Погреемся», «Лёд», «Мороз».

2. Игра: «Разложи льдинки по формочкам».

3. Работа с ватой (снежные сугробы).

4. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).

5. Дорисуй узор.

Разрезные «льдинки»; вата; бумажные полоски; простые карандаши, тетради.

Декабрь

Зимующие птицы

3  (15)

1. Пальчиковая гимнастика: «Голуби», «Воробьи».

2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка).

3. Обрывание (украсить снегиря мелкими кусочками).

4. Ниткография (зимний лес).

5. Бисероплетение.

6. Дорисуй узор.

Мелкие геометрические фигуры; цветная бумага; шерстяные нитки; крупный бисер; простые карандаши, тетради.

Новый год

4  (16)

1. Пальчиковая гимнастика: «Праздник», «Ёлочка».

2. Фигурки из палочек (Ёлочка).

3. Обрывание (игрушки для ёлочки).

4. Мозаика из ёлочных и сосновых иголок.

5. Дорисуй картинку.

Счетные палочки; цветная бумага, клей ½ альбомного листа; еловые иголки; простые карандаши, тетради.

Зимние забавы

1  (17)

1. Пальчиковая гимнастика: «Снежный ком», «Снеговик».

2. Фигурки из палочек (санки).

3. Работа с рисом (зимний пейзаж).

4. Самомассаж с шарами.

5. Дорисуй узор.

Счетные палочки; крупа: рис; воздушные шарики; простые карандаши, тетради.

Январь

Посуда и пища

2  (18)

1. Пальчиковая гимнастика: «Шалун», «Мы посуду мыли».

2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка).

3. Ласковые пальчики «Чудесный мешочек».

4. Игра с рисом (из большой посуды в несколько мал.).

5. Игра с горохом (выложить любую чайную посуду).

6. Дорисуй узор.

Счетные палочки; крупа: рис, горох; «Чудесный мешочек»; простые карандаши, тетради.

Одежда и обувь

3  (19)

1. Пальчиковая гимнастика: «Варежки, сапожки, крючки».

2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками.

3. Работа со шнуровками.

4. Растягивание резинки (держа пальчиками за концы).

5. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь).

6. Плетение узора из разноцветных шнурков.

7. Дорисуй узор.

Пуговицы, крючки, молнии, замки; шнуровки, резинки; простые карандаши, тетради.

Домашние животные

1  (20)

1. Пальчиковая гимнастика: «Повстречались», «Лошадки» «Овечки», «Собака», «Кошка», «Коза».

2. Фигурки из палочек (киска).

3. Работа с перловкой (телёнка по контуру).

4. Работа со штампами.

5. Дорисуй узор.

Счетные палочки; крупа: перловая; штампы; простые карандаши, тетради.

Дикие животные

2  (21)

1. Пальчиковая гимнастика: «Наш лужок», «Ёжик».

2. Фигурки из палочек (ёжик).

3. Ниткография.

4. Самомассаж с гранёным карандашом.

5. Дорисуй узор.

Счетные палочки; шерстяные нитки; граненые карандаши; простые карандаши, тетради.

Февраль

Животные жарких стран  

3  (22)

1. Пальчиковая гимнастика: «Черепаха», «Слон».

2. Работа с камушками (слон по контуру)

3. Обведи рисунок по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

4. Работа с бросовым материалом (любимое животное)

5. Бисероплетение (хвост павлина)

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур

Камушки; ½ альбомного листа простые карандаши, крупный бисер; цветные карандаши.

Защитники Отечества  

4  (23)

  1. Пальчиковая гимнастика: «Солдаты», «Бойцы – молодцы».
  2. Работа с рисом (салют на синем картоне).
  3.  Штампуем пальчиком (дорисовать образ).
  4. Самомассаж.

Крупа: рис; гуашь, ½ альбомного листа.

Рыбы

1  (24)

1. Пальчиковая гимнастика: «Рыбки».

2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка).

3. Работа с цветными шерстяными нитками (аквариум).

4. Работа со штампами (превращение в рыбку).

5. Работа с манкой (шторм).

6. Ниткография (волны).

7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Счетные палочки; цветные шерстяные нитки; штампы; крупа: манная; цветные карандаши.

Мамин праздник

2  (25)

1. Пальчиковая гимнастика: «Мамочка», «Тюльпан».

2. Фигурка из палочек (цветок для мамы).

3. Плетение (бант на коробку).

4. Бисероплетение (бусы для мамы).

5. Обрывание (план).

6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур.

Счетные палочки; цветные шерстяные нитки; крупный бисер; газета; акварель.

Март

Весна  

3  (26)

1. Пальчиковая гимнастика: «Весенний дождик».

2. Работа с бумагой (скатывание) «дождик лей».

3. Работа со штампами (наполним тучку дождиком).

4. Ниткография (краски весны).

5. Дорисуй узор и раскрась не выходя за контур. 

Бумага: газетная, глянцевая; штампы; цветные нитки; цветные карандаши.

Транспорт

4  (27)

  1. Пальчиковая гимнастика: «Лодочка», «Пароход».
  2. Фигурки из палочек: «Машины»,          «Пароход»,  «Лодка»,           «Самолет».
  3. Нарисовать вертолет кончиками пальцев на манке.
  4. Дорисуй узор.

Счетные палочки; крупа: манная, тарелочки; цветные карандаши.

Строительные профессии

1   (28)

1. Пальчиковая гимнастика: «Маляры», «Дом на горке».

2. Фигурки из палочек (дом и ворота).

3. Игра (загадать загадки, выложить отгадки по образцу).

4. Самомассаж с шариками.

5.  Работа с трафаретами.

6. Дорисуй узор и раскрась не выходя за края.

Счетные палочки; шарики су-джок; цветные карандаши.

Школа и библиотека

2  (29)

1. Пальчиковая гимнастика: «Мы писали», «Колокольчик».

2. Фигурки из палочек (тетрадь, карандаш).

3. Графический диктант.

4. Игра (с закрытыми глазами выстроить матрёшек подряд).

5. Выложить буквы и цифры горохом.

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Счетные палочки; мелкие геометрические фигуры; крупа: горох, тарелочки; цветные карандаши.

Апрель

Космос

3  (30)

1. Пальчиковая гимнастика: «Игра ладонями», «Комета»

2. Фигурки из палочек (звёздочка, ракета).

3. Выложить отгадки на загадки камушками (ракета, небо).

4. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе).

5. Работа с рисом.

6. Дорисуй узор.

Счетные палочки; крупа: рисовая, тарелочки; газета; камушки; цветные карандаши.

Мебель

4  (31)

1. Пальчиковая гимнастика: «Стул, стол».

2. Фигурки из палочек.

3. Работа с рисом и горохом.

4. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями).

5. Игра (с закрытыми глазами среди нескольких мягких игрушек выбрать 2 одинаковые).

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Счетные палочки; крупа:  рис, горох, тарелочки; грецкие орехи; мягкие игрушки; цветные карандаши.

Бытовые приборы

1  (32)

1. Пальчиковая гимнастика: «Телевизор», «Часы», «Пылесос».

2. Фигурки из палочек (газовая плита, телевизор).

3. Игра с волчками (конкурс).

4. «Попади в цель» (скомкать газету, забрасывать в кольцо).

5. Наматывание клубочков от центра или края по часовой стрелке и против неё.

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Счетные палочки; волчки; газета, кольца от игры «кольцеброс»; клубочки шерстяных ниток; цветные карандаши.

Откуда хлеб пришел

2  (33)

1. Пальчиковая гимнастика: «Хлебушек»,  «Пекарь».

2. Фигурки из палочек (мельница).

3. Ниткография (колоски).

4. Работа с пшеном (хлеб).

5.  Самомассаж с гранёным карандашом.

6. Тестопластика (крендельки).

7. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Счетные палочки; крупа: пшено, тарелочки; гранёный карандаш; соленое тесто; цветные карандаши.

Май

Цветы

3  (34)

1. Пальчиковая гимнастика: «Цветки», «Мак», «Хризантемы».

2. Фигурки из палочек (кактус, ваза)

3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан)

4. Работа с тычками (полевые цветы)

5. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за края.

Счетные палочки; тычки; цветные карандаши.

Насекомые

4  (35)

1. Пальчиковая гимнастика: «Божьи коровки», «Осы», «Паук», «Бабочка», «Сороконожка».

2. Фигурки из палочек (бабочка, жук).

3. Обвести рисунок по точкам (комар).

4. Логическая цепочка со штампиком.

5. Ниткография (бабочка).

6. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

Счетные палочки; шерстяные нитки;  цветные карандаши.

  1. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Повышая уровень развития мелкой моторики посредством игр и упражнений в различных видах продуктивной деятельности с использованием нетрадиционных методов работы, воспитатель не только развивает речь, но и способствует росту показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

  1. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Реализация работы по самообразованию проходила в три этапа:

I этап - подготовительный (2013-2014 уч.г.)

Изучение:

-научно-методической литературы;

- понятий, касающихся темы самообразования;  

- подбор диагностического материала;

- разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики;

- создание предметно-развивающей среды;

- диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук;

- изучение полученных результатов, выводы.

II этап – основной (2014-2015 уч.г.)

Работа выстраивалась в трех направлениях:

с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей;

с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство «семья – детский сад».

с педагогами – через проведение консультаций, показ презентации по обмену опытом.

III этап – заключительный (2015-2016 уч.г.)

- диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук у детей младшего дошкольного возраста;

- разработка программы по развитию мелкой моторики у дошкольников;

- презентация опыта на итоговом педагогическом совете.

Решая задачи развития мелкой моторики, я создала необходимые условия в группе. Предметно - развивающая среда в группе представлена следующими компонентами:

- мячи (су-джок);

- пробки  от  пластиковых  бутылок: всех  цветов – для  игр  на  запоминание  названий  цветов; парами – как  «башмачки»  для  пальцев;

- веревки  капроновые  плетеные, для  завязывания  узлов  и  с  уже  завязанными  узлами – для  перебирания  узлов  пальцами;

- прищепки  бельевые – для  развития  координации  движений  пальцев  рук;

- аппликатор  Кузнецова, коврики  типа  «травка» – для  массажа  и  самомассажа  ладоней;

- кнопочный  телефон – для  развития  дифференцированных  движений  пальцев  рук;

- шаблоны (лекала)  по  лексическим  темам – для  обведения, раскрашивания, штрихования;

- игрушки  из  «киндер-сюрпризов» – для  вытаскивания  из  «сухих  бассейнов»;

- «сухие  бассейны» – емкости, наполненные  горохом, фасолью, рисом , камушками – для  самомассажа  кистей;

- моталки – веревки  с  ручками  на  концах, привязанные  к  какому-то  центру, для  выработки  координации  вращательных  движений;

- грецкие  орехи, еловые и сосновые шишки – для  самомассажа  кистей;

- «волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами;

- пуговицы- для развития умений застегивания и расстегивания, составления рисунка по схеме ;

- счетные палочки – для развития конструктивных навыков, умений работать по схеме;

- мелкая мозаика;

- «бусы» из макаронных изделий;

- пазлы;

- шнуровки;

- готовые модули для оригами;

- мелкий конструктор;

- разрезные картинки, лабиринты, штриховки, шаблоны, обводки;

- мешочки с крупами;

- игра «Дырокол»;

- объемный алфавит;

-набор  парных лоскутков;

- изготовлены информационные стенды для родителей.

Мною разработаны и изготовлены следующие пособия: игры на развитие мелкой моторики: «Угадай фигуру», «Буквы выстроились в ряд», «Кодовый замок», «Найди отличие»», изготовлен и оборудован центр «Игры с манкой». Изготовлена азбука из пробок от пластиковых бутылок.  Родителями изготовлен стенд-тренажер с различными замками, выключателями, кнопками, крючками и т.д.

Перечисленные комплексы используются в ежедневной работе с детьми, так как эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: во-первых кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом; во-вторых формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка.

         Систематичностью работы над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определённых результатов: улучшения координации артикуляционного аппарата, совершенствования общей координации движений.

Практическая значимость заключается в следующем:

1. Разработаны конспекты НОД по развитию мелкой моторики. (Приложение 1)

2. Подготовлены рекомендации и мероприятия для родителей и педагогов по развитию мелкой моторики у старших дошкольников. (Приложение 2)

3. Представлен систематизированный материал по развитию мелкой моторики (упражнения, игры). (Приложение 3)

В группе  создана необходимая предметно-развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно и с помощью родителей.

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА



    Высокие результаты развития мелкой моторики при проведении диагностики общей готовности к школе по методике Н.И. Гуткиной «Домик» (
Приложение 4.)

  1. АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ


          Данный опыт работы может быть использован воспитателями всех видов дошкольных образовательных учреждений, независимо от реализуемых программ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста в разных видах продуктивной деятельности

В наше время доказано, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Нас учили играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». «Рука ­это инструмент всех инструм...

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников через продуктивную деятельность

В данном материале представлен план работы по теме самообразования в младшей группе "Развитие мелкой моторики рук и координации движений рук у младших дошкольников через продуктивную деятельность...

Опыт работы по теме "Развитие мелкой моторики рук детей посредством игр через разные виды детской деятельности"

Цель опыта: создание условий для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством игр через разные виды детской деятельности....

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через различные виды деятельности»

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей  младшего дошкольного возраста  через различные виды деятельности»...

Отчет по самообразованию «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

АктуальностьДвижения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов...

Развитие мелкой моторики рук детей 3-4 лет в разных видах игровой деятельности.

Дидактическое пособие по мелкой моторике рук для детей 3-4 лет "Гусеница" Направлено на развитие координации, точности, гибкости  рук. Цель: собирать части в целое, соединяя з...

Опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством использования продуктивных видов деятельности»

Вопрос развития мелкой моторики детей стоит довольно остро. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. Поэтому я провожу работу ...