Редко кто воспитанным рождается, каждый в воспитании нуждается.
консультация на тему

Каратонова Оксана Викторовна

В данной консультации представленны виды и методы воспитания; факторы, определяющие выбор метода воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл redko_kto_vospitannym_rozhdaetsya.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Зеленоградское окружное управление образования

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

                                «Школа №853»

                          Дошкольное отделение №2

Редко кто воспитанными  рождается, каждый в воспитании нуждается.

Консультация для воспитателей.

        

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории

Каратонова О.В.

                                        Москва 2015

Что такое воспитание? Наверно каждый задавался данным вопросом. И каждый находил свой ответ. И этот ответ у каждого свой, в зависимости от времени в котором живет человек, от жизненного опыта, вероисповедования и многих других социальных факторов, которые окружают нас ежедневно и ежеминутно в нашей жизни.

         Обратимся к определениям, которые отражают смысл слова «воспитание».

Воспитание – навыки поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющие в общественной жизни.

Что значит воспитывать?

Воспитывать – заботится о вещественных и нравственных потребностях малолетнего, до возраста его; в низшем значении вскармливать, одевать до возраста; в высшем значении научать, наставлять, обучать всему, что для жизни нужно.

        Выделяют следующие виды воспитания.

  1. По содержанию воспитания. Выделил Е.К. Янакиев.

- умственное,

- трудовое,

- физическое,

- нравственное,

-духовно-нравственное,

- эстетическое,

- патриотическое.

       2. По институционному признаку.

        - семейное,

        - религиозное,

        - социальное,

        - дизсоциальное (асоциальное),

        - коррекционное.

        3. По доминирующим признакам и стилю отношений воспитателя и воспитанника.

         - авторитарное.

        - свободное,

        - демократическое.

Как воспитывать, что делать, чтобы не навредить Маленькому человеку, не нанести урон его Большой душе. Необходимо правильно действовать, выбирать методы, подходящие для него.

Что же такое метод?

Метод воспитания – это путь достижения заданной цели.

Методы -  способы воздействия не сознание, волю, чувства с целью выработки определенных качеств.

Факторы, определяющие выбор методов.

1. Цели и задачи. В зависимости от цели выбирается метод.

2. Содержание воспитания.

3. Возрастные особенности.

4.Индивидуальные и личностные особенности воспитанника.

5.Уровень сформированности коллектива.

6. Уровень педагогической квалификации (выбираются методы, которые знакомы воспитателю).

7. Ожидаемые результаты (необходимо прогнозировать к каким результатам приведет, применение метода).

Выделяется классификация методов воспитания.

  1. По характеру:

- убеждение,

- упражнение,

- поощрение и наказание.

        2. По результату:

               - влияние, создающее нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия.

              - влияние, создающие привычки, определяющее тот или иной тип поведения.

        3. На основе направленности:

            - методы формирования личности,

            - методы организации деятельности,

           - методы формирования опыта общественного поведения,

           - Методы стимулирования поведения и деятельности.

Выделим методы организации воспитательного процесса.

  1. Методы формирования тех или иных качеств сознания, мыслей и чувств – убеждение и дискуссии. Сознание – важнейшая предпосылка человеческого поведения. Метод убеждения направлен на формирование сознания. Используются вербальные способы: рассказ, беседа.
  2. Метод организации практической деятельности, накопления опыта поведения, в форме различного рода упражнений, создание воспитывающих ситуаций. Предметно-практическая деятельность  является необходимым условием . Практика закрепляет результат.

Метод упражнений – универсальный метод формирования необходимых навыков. В процессе воспитания упражнения нацелены на отработку умений и навыков, на выработку положительных привычек, поведения, доведения их до автоматизма.

  1. Методы стимулирования, активизации установок сознания и форм поведения с помощью поощрения и наказания. Любые установки утрачиваются, если они не стимулируются материально или морально.

Поощрение- выражение положительной оценки, одобрения. Основано на возбуждении эмоций, чувств удовлетворения, уверенности в своих целях, способствующие дальнейшим успехам.

Наказание – выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащие нормам поведения.

Хотелось бы отметить и художественную литературу, посвященную детям. Литературу для детей и о детях, которая воспитывает нас с раннего детства и растет вместе с нами.

Сказки и народные, и литературные, стихи и рассказы.

Самые первые стихи А.Л.Барто «Игрушки», «Любочка», «Помощница» и многие другие.

В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо».

Современные издания Г.П.Шелаева, О.М. Журалева «Правила поведения для воспитанных детей», «Новые правила поведения для воспитанных детей». Список можно продолжать до бесконечности, главное учитывать возрастные и личностные особенности воспитанников.

        Так же хотелось отметить использование мультимедийных средств. Показ наглядной ситуации, ее анализ и синтез, прогнозирование.

         Систематическая работа по воспитанию влечет за собой результат.

        Желаю всем достижения отличных результатов.

Через года, через века.

Пословицы и поговорки о воспитании.

Наказывать легче, воспитывать труднее.

К чему ребенка приучишь, то из него и получишь.

Дитятко ка тесто; ка замесил, то и выросло.

Хорошее воспитание – лучшее наследство.

Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего родители и педагоги.

                                                                        А.С. Макаренко

Все мысли, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начинать с колыбели.

                                                                        Н.И. Пирогов

Только то в человеке прочно и надежно, что всосалось в природу его в первую пору жизни.        

                                                                        Я. Коменский

Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат правильно относится к понятиям можно, нельзя, надо.

                                                                        В.А.Сухамлинский

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по Экологическому воспитанию "Из каждой почки - зеленый листочек"

в современном мире проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую значимость. Именно в период дошкольного детства происходит становление личности и формирование начала экологическо...

Неправильное воспитание рождает агрессию

Консультация Неправильное воспитание рождает агрессию...

Воспитание культуры поведения, положительных моральных качеств и этических представлений. Дежурство. Трудовое воспитание. ( На каждый месяц)

Воспитание культуры поведения, положительных моральных качеств и этических представленийСентябрь ТемыСодержаниеМетодические приемы«Культура поведения»Закреплять формулы словесной вежливост...

Сообщение: РОЛЬ СКАЗОК В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Экологическая сказка «Все нуждаются в воде»

}Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти,...

Конспект занятия по физическому воспитанию "На каждой станции сойду".

Конспект занятия по физическому воспитанию "На каждой станции сойду"....

Анкета для родителей 1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»? воспитание любви к Родине; воспитание уважения к старшему поколению; воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа; знание истории своей стра

Анкета по патриотическому воспитанию для родителей в детском саду, дает ориентировочно понятия  об отношении самих родителей к к патриотическому воспитанию, насколько актуальна это направление в ...