"Взаимодействие педагогов и родителей с целью духовно - нравственного воспитания детей"
консультация (подготовительная группа) на тему

Шкарупова Ольга Владимировна

Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества. Известно, что основной духовно - нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_shkarupova_o.v.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ С ЦЕЛЬЮ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего  общества. Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. В первую очередь, это духовная культура семьи и образовательного учреждения, вынужденного брать на себя функцию компенсации недоработок и упущений семейного воспитания. Тот дух, который царит в семье и детском саду, детском объединении, дух, которым живут родители и педагоги - люди, составляющие ближайшее социальное окружение, - оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка.

На сегодняшний день ни семья, ни образовательное учреждение в полной мере не в состоянии целенаправленно, систематически и оптимальными способами решать задачу  духовно-нравственного воспитания  детей и взаимодействия в этом процессе. Причины такой несостоятельности известны.

Выход из положения возможен через формирование сотрудничества между детьми, родителями и педагогами, которое  зависит,  прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители  и воспитатели  могут быть успешным тогда, когда воспитатели и родители станут союзниками. В основе этого союза — единство стремлений, взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения намеченных результатов.

Определяющую роль в создании союза воспитателей и родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними выполняют педагоги. Союз, взаимопонимание педагогов и родителей, их взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости приобрести педагогические знания; если при общении с родителями чаще звучат фразы: «А как Вы думаете?», «Давайте вместе решим, как быть в этой ситуации», «Хочется услышать Ваше мнение». Вся атмосфера взаимодействия, общения воспитателя с родителями должна показать, что педагог нуждается в родителях, в объединении усилий, что родители — его союзники, и он не может обойтись без их совета и помощи.

Давая советы, стремясь, если это необходимо, внести коррективы в воспитательные воздействия родителей на ребенка, нужно помнить, что прямое нетактичное вмешательство во внутренние дела семьи может вызвать протест и нанести трудно поправимый вред. Ведь каждый родитель воспитывает своих детей так, как считает нужным, исходя из своих знаний, умений, чувств и убеждений. Очень внимательно следует относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное общение не только дает возможность воспитателю оказать влияние на родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе правильного подхода к своему ребёнку.

Не все родители откликаются на стремление воспитателя к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Воспитателю  необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы. Следует начинать работу и взаимодействие с теми, кто желает участвовать в повседневной жизни группы, поддерживает педагогов, даже если таких родителей будет меньшинство. Постепенно, тактично,  вовлекать  остальных родителей, опираясь на родителей-единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его семьи.

Многие  формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье, спецификой их профессиональной деятельности, характером участия родителей в организации воспитательной работы группы, неодинаковой ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностями учащихся, трудностями семейного общения. Поэтому одним из направлений работы педагогов с родителями может стать  повышение педагогической культуры родителей.[1;с.43]

Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания  детей. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного воспитания дошколят. В силу этого, повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений духовно-нравственного воспитания  до школьников.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания.

Перспектива работы по духовно-нравственному воспитанию, как с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь, как образовательного учреждения, так и семьи:

1.Активно использовать новые формы работы с родителями, предполагающие их деятельное участие в духовно-нравственном воспитании детей  (родительские собрания на диалоговой основе, тематические семинары с использованием технических средств обучения,   вечера вопросов и ответов,  проведение различных праздников,  выставки детского и взрослого творчества, другое)  с привлечением представителей различных  общественных организаций гражданско-патриотической, культурной, экологической и иной направленности,  детско-юношескими и молодежными движениями,  разделяющими в своей деятельности базовые национальные российские ценности и готовыми содействовать достижению  духовно-нравственного идеала.

2. Шире использовать совместный труд родителей и детей, через:

- формы познавательной деятельности (дни открытых дверей, праздники знаний и творчества, совместные олимпиады,  заседания,  и т.д.);

- формы трудовой деятельности  (оформление группы, благоустройство и озеленение участка, посадка цветов, деревьев, семейных поделок,  выставок  например "Мир наших увлечений" и др.);

- формы досуга  совместные праздники,  соревнования, конкурсы, КВНы,  сформированных с учетом интересов и симпатии.[2;с.42]

В заключении хотелось сказать что, воспитание чувств ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у малыша, зависит, прежде всего, от нас взрослых, от того, как мы его воспитываем, какими впечатлениями обогащаем. Ребенок родился, чтобы стать разумным и добрым человеком.

Литература:      

  1. Гладкова, Ю.А., Взаимодействие с семьёй: Вопросы планирования. Ребёнок в детском саду № 4, 2006, -  43с.
  2. Островская, Л.Ф., Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Кн. для воспитателей дет. сада. М.: Просвещение,№4, 2008, - 42с.                                                                                                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей с целью духовно-нравственного воспитания детей

            Под "духовно-нравственным воспитанием" мы  понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственны...

Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания.О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильно...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста ».Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему:«  Сказка, ка...

Семинар-практикум для педагогов «Взаимодействие с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и поддержки семейных ценностей»

Создание мотивации у воспитателей к деятельности в направлении формирования у детей понятия «семейные ценности» в различных видах деятельности в условиях личностного подхода и гуманизации ...

Статья «Взаимодействие ДОУ с семьей в рамках духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

 Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, нау...

Консультация для педагогов "Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников по духовно-нравственному воспитанию детей".

В работе представлены основные аспекты проблемы духовно-нравственного воспитания детей в современном мире.А также опыт работы по данной теме....