Главные вкладки

    Взаимодействие педагогов и родителей с целью духовно-нравственного воспитания детей
    статья (подготовительная группа) на тему

    Башкатова Ирина Андреевна

                  Под "духовно-нравственным воспитанием" мы  понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Только совместными усилиями государства,  семьи, общества и церкви  можно   воспитать духовно-нравственного человека.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vzaimodeystvie_pedagogov_i_roditeley_s_tselyu_dukhovn1.docx19.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Взаимодействие педагогов и родителей с целью духовно-нравственного воспитания детей

              « Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности, - говорится в послании Президента России Федеральному собранию,  — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений»[1]

                  Под "духовно-нравственным воспитанием" мы  понимаем процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения. Только совместными усилиями государства,  семьи, общества и церкви  можно   воспитать духовно-нравственного человека. 

                  Нетрадиционная для отечественной образовательной системы идеология, основанная на принципе толерантности ко всему и во всем, подчеркивает приоритет интеллектуального развития над нравственным, изменяет традиционный смысл понятий “духовность”, “нравственность”, “добродетель”; предполагает возможность существования образования отдельно от воспитания. Место воспитания на основе традиций отечественной культуры занимает проведение образовательно-развлекательных кампаний. По данным статистики в развитых странах снижение нравственности и христианской религиозности приводит все больший процент людей к разочарованию в жизни, потере ее смысла, нравственным отклонениям, тяжелым расстройствам психики. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания

             Под “духовно-нравственным воспитанием” понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него:

    • нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
    • нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
    • нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
    • нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

    В России духовно-нравственное воспитание традиционно  содействовало духовно-нравственному становлению человека во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой).

    В системе дошкольного образования  основным направлением является оказание педагогической помощи семье в формировании ценностной сферы личности дошкольника на основе приобщения к традициям православной культуры.

     Основными формами работы с семьей являются:

    • Совместная образовательная деятельность взрослого и ребенка;
    • Экскурсии по городу;
    • Походы;
    • Посещение музея, Храмов, библиотеки, выставок;
    • Участие в различных семинарах, конференциях (родители, педагоги);
    • Участие в конкурсах, фестивалях, ярмарках;
    • Опросы  родителей;
    • Анкетирование;
    • Тестирование (диагностика).

        Целью  семейного традиционного воспитания является знакомство

    родителей с методами, способами, техниками, воспитывающими в ребенке всесторонне обдуманное поведение в рамках христианской этики во всех сферах жизни.          

             Ребенок без взрослого не всегда правильно решает различные жизненные задачи в повседневной жизни,  боится взять на себя ответственность,  не может исправить допущенную ошибку, проявляет волевые усилия в ситуациях выбора: «не хочу» и «должен», «можно» и «нельзя»; проявляет настойчивость, там где не следует этого делать, не  может сдерживать себя... Поэтому наша задача педагогов, родителей научить ребенка правильному поведению в обществе. Позволит это осуществить только правильное взаимодействие образовательного учреждения и семьи.

              В сотрудничестве с семьей особенно важно соблюдать принцип непрерывности и преемственности воспитания, главным условием которого является включение родителей в жизнь детского сада так, чтобы семья и сад не заменяли, а дополняли друг друга.

     Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с отечественными православными традициями утрачен.

    Традиции семейного воспитания осваиваются детьми дошкольного возраста в процессе воссоздания годового уклада детской жизни в семье, определяющего содержание и виды деятельности детей в совместной деятельности  взрослого и ребенка и  в самостоятельной деятельности детей.

                      В течение года часть занятий, а также праздники (Новый год, Рождество Христово, Масленица, Светлое Христово Воскресение, дни ангела и дни рождения детей) проводятся совместно: с участием детей и родителей. Такие мероприятия позволяют  устанавливать тесное взаимодействие с семьями воспитанников и обеспечивают педагогическое просвещение родителей.  Формирование позиции социального сотрудничества актуально для большинства родителей. Постепенное включение всех членов семьи в активное воспитание своих детей идет от организаций  выставок  из природного материала, Рождественских и пасхальных поделок,  подготовки общих детско-родительских спектаклей, праздников и участия в семейных поездках и экскурсиях.  Объединение усилий дошкольного образовательного учреждения и семьи в вопросах духовно – нравственного воспитания, предоставляет родителям возможность общаться друг с другом, делиться опытом семейного воспитания.

              Необходимо знакомить детей и родителей с историй, культурой, бытом,  природно -экологическим  своеобразием  Губкинского  района, Белгородской области, России. Возрождать традиции  семейного воспитания через   фольклорные  праздники.  

              Для детей естественно узнавать, наблюдать и делать свои выводы о том, как устроен мир. Конечно, им в этом необходима помощь родителей. Для этого взрослым необходим большой такт, бережность и деликатность в отношении к детям. Как необходимо, чтобы каждый родитель взял за основу слова преподобного Серафима Саровского, сказанные одной матери: «Матушка, матушка, не торопись учить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится им потом».

    Литература:

    1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк., А. М. Кондаков., В. А. Тишков., Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009 с 4.

    2. Левчук Д.Г., Потаповская О.М. Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы М.: Издательство "Планета 2002"

    3. Потаповская О.М. Педагогическое сопровождение семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей М.: Издательство "Планета 2000", 2002


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Взаимодействие педагогов и родителей с целью формирования здорового образа жизни дошкольников

    В данной статье особое внимание уделено тому, что формирование здорового образа жизни дошкольников  проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подкл...

    "Взаимодействие педагогов и родителей с целью духовно - нравственного воспитания детей"

    Сегодня всех нас не может не тревожить духовное и нравственное состояние нашего общества. Известно, что основной духовно - нравственного воспитания является духовная культура той среды, в которой живё...

    "Конкурс. Конспект доклада «Взаимодействие педагога с семьей в формировании духовно-нравственных качеств у детей раннего возраста»

    Доклад для Республиканской научно-практической конференции «Духовно-нравственное воспитание и развитие личности в условиях внедрения ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»....

    Консультация для педагогов «Взаимодействие педагогов и родителей с целью сохранения физического здоровья детей и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни»

    Сохранение здоровья ребенка – одна из самых актуальных задач обучения и воспитания.О неутешительных прогнозах свидетельствует неблагоприятная экологическая обстановка, неправильно...