Семинар-практикум "Игра - форма организации детской жизни"
учебно-методический материал на тему
Открытое мероприятие для студентов дошкольного отделения ЗПК им. В.В.Виноградова проведено в форме семинара-практикума для педагогов, в ходе которого реализовывались следующие цели:
определить пути совершенствования организации игровой деятельности детей дошкольного возраста;
выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum.docx | 30.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое мероприятие для студентов дошкольного отделения
ЗПК им. В.В.Виноградова
Семинар-практикум
Тема: «Игра - форма организации
детской жизни».
МБОУ начальная школа-
детский сад №14
старший воспитатель
Мелешкина Т.В.
Март 2015 г.
Цели:
- определить пути совершенствования в организации игровой деятельности;
- выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности.
План проведения:
- Актуальность проблемы.
- Теоретическая часть
2.1 Классификация игр.
2.2 Педагогическое руководство играми детей.
- Практическая часть.
3.1. Брейн-ринг для педагогов «Игра - дело серьезное».
- Заключение.
Ход:
Начать сегодняшнюю встречу хотелось бы со стихотворения, которое сочинили дети и педагоги одного из московских детских садов:
Играть мы любим очень:
Вы знаете, друзья!
Без игр прожить ребенку
Никак, никак нельзя.
Мы взрослых понимаем —
Сегодня новый век.
Без знаний и учебы
Нет шансов на успех!
Нам тесты предлагают,
И все хотят понять:
Чего нам не хватает,
Ну чем нас развлекать?
А мы хотим всего лишь
Спокойно поиграть
В семью, в солдаты, в шашки,
Вприпрыжку поскакать.
И куклы засиделись,
Все ждут и ждут детей,
А мы же ожидаем хороших новостей —
Что снова поиграем в компании друзей!
Вернитесь в свое детство,
Побудьте с нами в нем,
И лучшими друзьями
Мы взрослых назовем!
Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого — деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».
Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра - это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.
- В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.
- В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.
- В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
- В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям — это важнейшая предпосылка воспитания воли.
- В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.
- В игре ребенок развивается духовно. В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.
Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в раннем возрасте. В год у ребенка появляются подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, nrpaetв кухне с посудой.
По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родителями».
Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.
Теоретическая часть.
1.Классификация игр.
Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, воздействию на ребенка, видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию игр. Приведем примеры нескольких классификаций, имеющих место быть в дошкольной педагогике.
- Классификация, предложенная Ф. Сохиным, В. Ядэшко. Сюжетно-ролевые:
- игры-драматизации;
- строительные.
Игры с правилами:
- дидактические;
- подвижные;
- игры-забавы.
- Классификация, предложенная отечественной дошкольной педагогикой.
Творческие:
- сюжетно-ролевые игры;
- строительно-конструктивные.
Игры с правилами:
- дидактические;
- подвижные;
- игры-драматизации;
- музыкальные.
- Классификация, предложенная программой «От рождения до школы».
Игры, возникающие по инициативе ребенка:
- игра-экспериментирование;
- самостоятельная сюжетная игра:
- Сюжетно - отобразительная;
- сюжетно-ролевая;
- режиссерская;
- театральная.
Игры, возникающие по инициативе взрослого:
- обучающие:
- дидактические;
- подвижные;
- сюжетно-дидактические.
- досуговые:
- игра-забава;
- игра-развлечение;
- театрально-постановочные,
- интеллектуальные;
- празднично-карнавальные.
Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, которые могут возникать по инициативе как взрослого,так и более старших детей:
- традиционные или народные.
- Педагогическое руководство играми детей.
Игра — это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны руководить играми детей, создавать условия для их возникновения и развития.
Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность). Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции — это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицания и запрещения.
Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.
Выделим условия успешного руководства игрой:
- Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.
Это непросто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослым своими намерениями.
- Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.
- Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.
Подведение итогов наблюдения по группам.
— В какие игры любят играть наши дети?
В средней группе:
- е место - настольные игры (пазлы, лото, домино), конструктор;
- е место - машинки, куклы, мелкие зверушки (разрозненные действия с предметами);
- е место — сюжетно-ролевые.
В старшей, подготовительной группах:
- е место — словесные игры;
- е место — сюжетно-ролевые;
- е место — подвижные.
Современные условия жизни таковы, что. часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени, таккак родители поставлены в довольно жесткие условия. И даже если у ребенка есть время на игру, он всем остальным играм предпочтет компьютерные или засядет за телевизор.
Это мы с вами раньше могли часами бегать во дворе, мальчишки и девчонки, малыши и подростки, а иногда, к всеобщей радости, к нашим играм присоединялись и родители. Игра не возникает сама по себе, она передается от одного поколения детей к другому, от старших к младшим.
В настоящее время эта связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым играть некогда...
3. Практическая часть.
1. Брейн-ринг для педагогов «Игра - дело серьезное».
Вопросы и ответы к игре.
Вопрос 1: Что требуется для развития игровой деятельности?
Ответ: Чтобы дети, во-первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей; во-вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями; в-третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.
Вопрос 2: Какой должна быть предметно-игровая среда?
Ответ: Поскольку программа «Детство» ориентируется на концепцию целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности, это предполагает:
- последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с психологическим возрастом детей;
- учет половых особенностей и предпочтений детей;
- направленность на развитие целостных ориентаций ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, развитие положительных отношений между детьми;
- стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальных творческих проявлений.
Задача игры — помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета. Предметно-игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.
Вопрос 3: Какова роль взрослого в организации детской игры?
Ответ: Взрослый должен руководить игрой, создавать условия для ее возникновения и развития. Игре нужны сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддержать и развивать сюжет, придуманный самими детьми.
Вопрос 4: Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?
Ответ: Фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное произвольное поведение.
Вопрос 5: Какой должна быть игрушка?
Ответ: Она должна вызывать у ребенка (независимо от возраста) положительные эмоции; у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности, она должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме, из качественных и безопасных материалов.
Вопрос 6: Надо ли запрещать так называемые военизированные игрушки?
Ответ: Нет, не надо; даже если убрать из квартиры и детского сада все пистолеты и автоматы, ребенок все равно найдет возможность поиграть в «войнушку», найдя для этого подходящую палочку, похожую на пистолет. Кроме того, такие игрушки несут на себе определенную функцию... а какую - скажем позже.
Вопрос 7: Назвать по группам:
- Игрушки, моделирующие семейные отношения. (Куклы, кукольная мебель, комната и дом для кукол, телефон, посуда, одежда, щетки, расчески и т.д.)
- Игрушки, моделирующие отношения вне дома. (Дикие и домашние животные, мягкие игрушки, различные виды транспорта и др.; техника, игрушки, связанные с трудом других людей (докторский чемоданчик, набор парикмахера и др.).)
- Игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний. (Военизированные игрушки — солдатики, ножи, пистолеты, наручники, дротики; подушки разных размеров, боксерская груша и перчатки, надувные мячи, маски, головные уборы, старые газеты и др. материалы.)
Вопрос 8: Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры?
Ответ: Все свободное время.
Вопрос 9: Чем отличаются сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация и режиссерская игра?
Ответ: Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Одна из характерных черт сюжетно-ролевой игры — самостоятельность детей. *
Элементами сюжетно-ролевой игры являются игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли.
Игра-драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменять.
В режиссерской игре ребенок, проявляя творчество и фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую-либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре — речь.
Вопрос 10: Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно-ролевой игре?
Ответ: Конечно, должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен подсказать своим воспитанникам что-нибудь, поддержать и развить сюжет, придуманный самими детьми.
Вопрос 11: Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?
Ответ: Дошкольникам совсем небезразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослыми в игре. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища по игре.
2. Презентация дидактических пособий (домашнее задание).
Каждая группа должна представить свое дидактическое пособие или игрушки, изготовленные своими руками.
Заключение.
Нащи дети растут в непростое время, и все же они — надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие детей в игре; с ее помощью он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться.
Игра — это тот чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям громоздкие формы нашего существования.
Домашнее задание:
- Всем педагогам проанализировать предметно-пространственную развивающую среду в каждой возрастной группе с учетом перспективы.
Срок: до 15 апреля 2015 г.
Рекомендуемая литература
- Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе//Дошкольное воспитание, №8/2008.
- Акулова О. Театрализованные игры//Дошкольное воспитание, №4/2005.
- Банина М. Современные дети, современные игры//Дошкольное воспитание,
№4/2005.
- Давидчук А. Обучение и игра. - М., 2001.
- Дошкольная педагогика/под ред. В. Логиновой, П. Саморуковой. — М., 1988.
- Дошкольная педагогика/под ред. В. Ядэшко, Ф. Сохина. - М., 1986.
- Игра дошкольника/под ред. С. Новоселовой. - М., 1989.
- Играют взрослые и дети. - М., 2006.
- Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. — М., 2001.
- Короткова Н. Сюжетная игра с детьми разного возраста//Ребенок в детском
саду, № 6/2006.
- Костина Л. Игровая терапия в детском саду//Дошкольное воспитание, №
12/2004.
- Любина Г. Игра — это работа ребенка над самим собой//Ребенок в детском
саду, №6/2002.
- Менджерицкая Д. Детские игры//Дошкольное воспитание, № 5/2008.
- Миленко В. Нужно ли научить детей играть//Дошкольное воспитание,№4/2005.
- Молева И. Познаем окружающий мир через игру//Дошкольное воспитание,
№7/2007.
- Новоселова С. О новой классификации детских игр//Дошкольное воспитание,
№ 3/1997.
- Скоролупова О.А. Играем? Играем! Педагогическое руководство играми детей.
— М., 2006.
- Скоролупова О.А. Игра - как праздник! — |Л., 2008.
- Солнцева О. Играем в сюжетные игры//Дошкольное воспитание, №4/2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - форма организации детской жизни
Консультация для воспитателей в виде презентации. Раскрыты этапы развития игры, задачи руководства....
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Игра – основная форма организации детской жизни»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 5Тема «Игра – основная форма организации детской жизни»...
Педсовет по теме: «Игра - форма организации детской жизни»
презентация и деловая игра с воспитателями....
Игра – форма организации детской жизни
доклад на тему "игра – форма организации детской жизни"...
"Игра - форма организации детской жизни"
Организация игр в подготовительной группе....
Педсовет "Игра- форма организации детской жизни"
В презентации раскрывается ход проведения педагогического совета: основные части; вопросы и проблемы организации игровой деятельности дошкольников; задания для педагогов....