Семинар-практикум "Игра - форма организации детской жизни"
учебно-методический материал на тему

Открытое мероприятие  для студентов дошкольного отделения ЗПК им. В.В.Виноградова проведено в форме семинара-практикума для педагогов, в ходе которого реализовывались следующие  цели:

  •  определить пути совершенствования  организации игровой деятельности детей дошкольного возраста;

  •  выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum.docx30.91 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие  для студентов дошкольного отделения

ЗПК им. В.В.Виноградова

  Семинар-практикум

Тема: «Игра - форма организации

 детской жизни».

МБОУ начальная  школа-

детский сад №14

старший воспитатель

Мелешкина Т.В.

Март 2015 г.

Цели:

  •  определить пути совершенствования в организации игровой деятельности;
  •  выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов игровой деятельности.

  План проведения:

  1. Актуальность проблемы.
  2. Теоретическая часть

2.1 Классификация игр.

2.2 Педагогическое руководство играми детей.

  1. Практическая часть.

3.1. Брейн-ринг для педагогов «Игра - дело серьезное».

  1. Заключение.

             

                                   Ход:

Начать сегодняшнюю встречу хотелось бы со стихотворения, которое сочинили дети и педагоги одного из московских детских садов:

Играть мы любим очень:

Вы знаете, друзья!

Без игр прожить ребенку

Никак, никак нельзя.

Мы взрослых понимаем —

Сегодня новый век.

Без знаний и учебы

Нет шансов на успех!

Нам тесты предлагают,

И все хотят понять:

Чего нам не хватает,

Ну чем нас развлекать?

А мы хотим всего лишь

Спокойно поиграть

В семью, в солдаты, в шашки,

Вприпрыжку поскакать.

И куклы засиделись,

Все ждут и ждут детей,

А мы же ожидаем хороших новостей —

Что снова поиграем в компании друзей!

Вернитесь в свое детство,

Побудьте с нами в нем,

И лучшими друзьями

Мы взрослых назовем!

Игра — что может быть интереснее и значимее для ребенка? Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребенок идет в детский сад. А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребенка такое же значение, как у взрослого — деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Игра - это жизнь ребенка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.

  •  В игре формируется произвольное поведение, активизируются познавательные процессы.
  •  В игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит потому, что ребенок воссоздает в игре то, что ему интересно, с помощью условных действий.
  •  В игре ребенок воссоздает действия взрослого и приобретает опыт взаимодействия со сверстниками.
  •  В игре он учится подчинять свои желания определенным требованиям — это важнейшая предпосылка воспитания воли.
  •  В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли.
  •  В игре ребенок развивается духовно. В.А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок.

Игра начинает входить в жизнь ребенка уже в раннем возрасте. В год у ребенка появляются подражательные действия. Он «читает», говорит по телефону, nrpaetв кухне с посудой.

По мере взросления игры становятся более сложными: дети подражают профессии родителей, знакомых, сами «становятся родителями».

Наблюдая за игрой ребенка, многое можно узнать о его жизни, потому что все свои чувства, переживания он переносит на игрушки. По играм можно судить о взаимоотношениях в семье, об интересах и склонностях ребенка. Все, что необходимо человеку в жизни, обучении, общении, творчестве, берет начало в детской игре.

Теоретическая часть.

1.Классификация игр.

Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, воздействию на ребенка, видам используемых предметов, происхождению и т.д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию игр. Приведем примеры нескольких классификаций, имеющих место быть в дошкольной педагогике.

  1.  Классификация, предложенная Ф. Сохиным, В. Ядэшко. Сюжетно-ролевые:
  •  игры-драматизации;
  •  строительные.

Игры с правилами:

  •  дидактические;
  •  подвижные;
  •  игры-забавы.
  1.  Классификация, предложенная отечественной дошкольной педагогикой.

Творческие:

  •  сюжетно-ролевые игры;
  •  строительно-конструктивные.

Игры с правилами:

  •  дидактические;
  •  подвижные;
  •  игры-драматизации;
  •  музыкальные.
  1.  Классификация, предложенная программой «От рождения до школы».

Игры, возникающие по инициативе ребенка:

  •  игра-экспериментирование;
  •  самостоятельная сюжетная игра:
  • Сюжетно - отобразительная;
  •  сюжетно-ролевая;
  •  режиссерская;
  •  театральная.

Игры, возникающие по инициативе взрослого:

  •  обучающие:
  • дидактические;
  •  подвижные;
  •  сюжетно-дидактические.

-  досуговые:

  •  игра-забава;
  •  игра-развлечение;
  •  театрально-постановочные,
  •  интеллектуальные;
  •  празднично-карнавальные.

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса, которые могут возникать по инициативе как взрослого,так и более старших детей:

  •  традиционные или народные.
  1. Педагогическое руководство играми детей.

Игра — это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка. В игре ребенок исходит из своих непосредственных потребностей и интересов, играет ради чувства удовольствия, которое она доставляет. Однако, учитывая ее огромное воспитательное воздействие на ребенка, взрослые должны руководить играми детей, создавать условия для их возникновения и развития.

Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей (переутомление, статическая поза, чрезмерная подвижность). Педагог должен создать у детей радостное, бодрое настроение в игре. Положительные эмоции — это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка, а также условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.

Педагог должен поощрять инициативные и самостоятельные действия детей, по возможности подчиняясь стремлениям и интересам ребенка, стараясь минимально ограничивать его свободу. Притом поощрение и поддержка используются чаще, чем порицания и запрещения.

Педагог должен учитывать возможности ребенка, не допуская ощущения его несостоятельности: приходить на помощь при затруднениях, не навязывать сложных и непонятных действий, стараться при взаимодействии в игре находиться на уровне глаз ребенка.

Выделим условия успешного руководства игрой:

  1.  Умение наблюдать за детьми, понимать их игровые замыслы, переживания.

Это непросто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослым своими намерениями.

  1.  Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны.
  2.  Необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, созданному ребенком образу.

Подведение итогов наблюдения по группам.

— В какие игры любят играть наши дети?

В средней группе:

  1. е место - настольные игры (пазлы, лото, домино), конструктор;
  2. е место - машинки, куклы, мелкие зверушки (разрозненные действия с предметами);
  3. е место — сюжетно-ролевые.

В старшей, подготовительной группах:

  1. е место — словесные игры;
  2. е место — сюжетно-ролевые;
  3. е место — подвижные.

Современные условия жизни таковы, что. часто дети могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени, таккак родители поставлены в довольно жесткие условия. И даже если у ребенка есть время на игру, он всем остальным играм предпочтет компьютерные или засядет за телевизор.

Это мы с вами раньше могли часами бегать во дворе, мальчишки и девчонки, малыши и подростки, а иногда, к всеобщей радости, к нашим играм присоединялись и родители. Игра не возникает сама по себе, она передается от одного поколения детей к другому, от старших к младшим.

В настоящее время эта связь прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым играть некогда...

3. Практическая часть.

1. Брейн-ринг для педагогов «Игра - дело серьезное».

Вопросы и ответы к игре.

Вопрос 1: Что требуется для развития игровой деятельности?

Ответ: Чтобы дети, во-первых, имели разнообразные знания об окружающей их современной жизни, о взаимоотношениях людей; во-вторых, обладали необходимыми для игры конструктивными умениями; в-третьих, чтобы у них были сформированы устойчивые игровые интересы, положительное эмоциональное отношение к окружающему.

Вопрос 2: Какой должна быть предметно-игровая среда?

Ответ: Поскольку программа «Детство» ориентируется на концепцию целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности, это предполагает:

  •  последовательное изменение предметно-игровой среды в соответствии с психологическим возрастом детей;
  •  учет половых особенностей и предпочтений детей;
  • направленность на развитие целостных ориентаций ребенка в соответствии с общечеловеческими ценностями, развитие положительных отношений между детьми;
  •  стимулирование творческих замыслов детей, их индивидуальных творческих проявлений.

Задача игры — помочь ребенку разобраться в сложном мире отношений между людьми, проявить воображение и фантазию, пережить эмоции, связанные с развитием сюжета. Предметно-игровая среда должна этому способствовать, а не мешать.

Вопрос 3: Какова роль взрослого в организации детской игры?

Ответ: Взрослый должен руководить игрой, создавать условия для ее возникновения и развития. Игре нужны сюжет, тема, особенно это важно для старших дошкольников. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен «подкинуть» своим воспитанникам что-нибудь новенькое, неизвестное. Поддержать и развивать сюжет, придуманный самими детьми.

Вопрос 4: Какие психологические процессы развиваются у ребенка в игре?

Ответ: Фантазия, способность к концентрации внимания и сдерживанию непосредственных желаний, к контролю своих действий, развивается целенаправленное произвольное поведение.

Вопрос 5: Какой должна быть игрушка?

Ответ: Она должна вызывать у ребенка (независимо от возраста) положительные эмоции; у нее должно быть приветливое выражение лица, лишенное внешней агрессивности, она должна быть выполнена в приятной для глаз ребенка цветовой гамме, из качественных и безопасных материалов.

Вопрос 6: Надо ли запрещать так называемые военизированные игрушки?

Ответ: Нет, не надо; даже если убрать из квартиры и детского сада все пистолеты и автоматы, ребенок все равно найдет возможность поиграть в «войнушку», найдя для этого подходящую палочку, похожую на пистолет. Кроме того, такие игрушки несут на себе определенную функцию... а какую - скажем позже.

Вопрос 7: Назвать по группам:

  •  Игрушки, моделирующие семейные отношения. (Куклы, кукольная мебель, комната и дом для кукол, телефон, посуда, одежда, щетки, расчески и т.д.)
  •  Игрушки, моделирующие отношения вне дома. (Дикие и домашние животные, мягкие игрушки, различные виды транспорта и др.; техника, игрушки, связанные с трудом других людей (докторский чемоданчик, набор парикмахера и др.).)
  •  Игрушки, предназначенные для выражения и ослабления эмоционального и психического состояний. (Военизированные игрушки — солдатики, ножи, пистолеты, наручники, дротики; подушки разных размеров, боксерская груша и перчатки, надувные мячи, маски, головные уборы, старые газеты и др. материалы.)

Вопрос 8: Сколько времени должно отводиться на самостоятельные игры?

Ответ: Все свободное время.

Вопрос 9: Чем отличаются сюжетно-ролевая игра, игра-драматизация и режиссерская игра?

Ответ: Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Одна из характерных черт сюжетно-ролевой игры — самостоятельность детей.        *

Элементами сюжетно-ролевой игры являются игровой замысел, сюжет, игровые действия, роли.

Игра-драматизация представляет собой разыгрывание в лицах литературных произведений; герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры; ребенок может сюжет видоизменять.

В режиссерской игре ребенок, проявляя творчество и фантазию, сам создает сюжет игры, определяет ее участников, роли которых исполняют игрушки, предметы. Взяв какую-либо тему, малыш развивает ее в зависимости от того, как понимает отображаемое событие, что считает наиболее значимым для себя. Главный компонент в режиссерской игре — речь.

Вопрос 10: Должен ли воспитатель участвовать в сюжетно-ролевой игре?

Ответ: Конечно, должен. Воспитатель, совмещая приятное с полезным, может и должен подсказать своим воспитанникам что-нибудь, поддержать и развить сюжет, придуманный самими детьми.

Вопрос 11: Каким должен быть стиль общения между ребенком и взрослым в игре?

Ответ: Дошкольникам совсем небезразличен стиль общения, который складывается между ними и взрослыми в игре. Малышу хочется почувствовать себя сильным, умным, смелым, строить, действовать, творить, видеть во взрослом не покровителя, а товарища по игре.

2. Презентация дидактических пособий (домашнее задание).

Каждая группа должна представить свое дидактическое пособие или игрушки, изготовленные своими руками.

Заключение.

Нащи дети растут в непростое время, и все же они — надежда и опора родителей! Они должны получить хорошее образование, оправдать ожидания взрослых. А начинается развитие детей в игре; с ее помощью он познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. В игре ребенок становится равноправен с нами, ведь в повседневной жизни, хотим мы этого или не хотим, нам приходится руководить им, а ему приходится подчиняться или сопротивляться.

Игра — это тот чудесный мир, который позволяет нам общаться с ребенком напрямую, легко преодолевая благодаря условностям громоздкие формы нашего существования.

Домашнее задание:

  1. Всем педагогам проанализировать предметно-пространственную развивающую среду в каждой возрастной группе с учетом  перспективы.

                                              Срок:    до 15 апреля 2015 г.

                                     

Рекомендуемая литература

  1. Авдулова Т. Игра: ее развитие на современном этапе//Дошкольное воспитание, №8/2008.
  2.  Акулова О. Театрализованные игры//Дошкольное воспитание, №4/2005.
  3. Банина М. Современные дети, современные игры//Дошкольное воспитание,

№4/2005.        

  1. Давидчук А. Обучение и игра. - М., 2001.
  2.  Дошкольная педагогика/под ред. В. Логиновой, П. Саморуковой. — М., 1988.
  3.  Дошкольная педагогика/под ред. В. Ядэшко, Ф. Сохина. - М., 1986.
  4.  Игра дошкольника/под ред. С. Новоселовой. - М., 1989.
  5.  Играют взрослые и дети. - М., 2006.
  6.  Козлова С., Куликова Т. Дошкольная педагогика. — М., 2001.
  7.  Короткова Н. Сюжетная игра с детьми разного возраста//Ребенок в детском

саду, № 6/2006.

  1.  Костина Л. Игровая терапия в детском саду//Дошкольное воспитание, №

12/2004.

  1.  Любина Г. Игра — это работа ребенка над самим собой//Ребенок в детском

саду, №6/2002.

  1. Менджерицкая Д. Детские игры//Дошкольное воспитание, № 5/2008.
  2. Миленко В. Нужно ли научить детей играть//Дошкольное воспитание,№4/2005.
  3. Молева И. Познаем окружающий мир через игру//Дошкольное воспитание,  

№7/2007.

  1.  Новоселова С. О новой классификации детских игр//Дошкольное воспитание,

№ 3/1997.

  1. Скоролупова О.А. Играем? Играем! Педагогическое руководство играми детей.

— М., 2006.

  1. Скоролупова О.А. Игра - как праздник! — |Л., 2008.
  2.  Солнцева О. Играем в сюжетные игры//Дошкольное воспитание, №4/2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - форма организации детской жизни

Консультация для воспитателей в виде презентации. Раскрыты этапы развития игры, задачи руководства....

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ «Игра – основная форма организации детской жизни»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ № 5Тема «Игра – основная форма организации детской жизни»...

Педсовет по теме: «Игра - форма организации детской жизни»

презентация и деловая игра с воспитателями....

Игра – форма организации детской жизни

доклад на тему "игра – форма организации детской жизни"...

"Игра - форма организации детской жизни"

Организация игр в подготовительной группе....

Педсовет "Игра- форма организации детской жизни"

В  презентации раскрывается ход проведения педагогического совета: основные части; вопросы и проблемы организации игровой деятельности дошкольников; задания для педагогов....