Статья "Ассоциативно-образные представиления в восприятии музыки"
статья (подготовительная группа) на тему

Ассоциативно-образные представиления в восприятии музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_assotsiativno-obraznye_predstavleniya.docx17 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Статья: «Ассоциативно- образные представления в восприятии музыки»

Музыкальный руководитель Небеско И.И.

 ГБДОУ детский сад №23 Приморский  район.

Город  Санкт- Петербург.

      Актуальность темы статьи определяется значением ассоциативно- образных представлений в процессе восприятия музыкального произведения, постижения его художественного содержания. В центре внимания находятся объекты, явления, категории и понятия, непосредственно имеющие отношение к сфере ассоциативного восприятия: мелодия , лад, ритм и фактура жанр, форма, соотношение содержательно- образной и конструктивной сторон произведения. Ассоциативные представления примыкают к одной из высших подструктур сознания, являясь сущностной  единицей психики и одним из важных ее механизмов.

     Проблема ассоциативного мышления является интегративной и системообразующей для музыкальной психологии. Ассоциативные представления являются компонентом художественного восприятия и функционируют в неразрывном единстве с эмоциональными, интеллектуальными( ассоциативно- образное мышление, воображение, фантазия) факторами, играющими важную роль в процессах музыкального творчества. На любом уровне восприятия первичное формирование чувственного прообраза, постижение и воспроизводство художественного смысла музыкального произведении происходят через ассоциацию. Ассоциативные процессы обеспечивают связь  «первичного»- (непроизвольного, неосознанного) смысла со смыслом «вторичным»-  обобщенным, симультанным (осознанным), связанным  с постижением сущности музыкального произведения.

     Ориентирами в данной статье послужили материалы по общей психологии Л.С. Выготского, Д.Т, Тихомирова и А.Н. Леонтьва, исследования Б.М.Теплова и К.В.Тарасовой по музыкальной психологии, музыкально- теоретические труды Б.В.Асафьева, А.А.Мазеля, а также крупнейших представителей современной музыкальной науки, обращавшихся к проблемам ассоциативных представлений - Е.В.Назайкинского, В.В Медушевского.

Пропуская музыку через органы слуха и чувства ребенка в процессе восприятия происходит взаимосвязь внешних и внутренних механизмов,  которая  является стимулирующим фактором работы воображения. Развитие образного и ассоциативного мышления является одной из основных целей восприятия музыки в совместной музыкальной деятельности с детьми в дошкольном возрасте в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного Стандарта. Многие дети дошкольного возраста часто затрудняются словесно выразить свои образные ассоциации после прослушивания музыкального произведения, поэтому я на своих занятиях использую практические задания, например, в рисунке показать все, что услышали в музыке, задаю наводящие и уточняющие вопросы в которых дети должны выбрать между двумя противоположными понятиями, например, «Как звучала музыка? Быстро, или медленно? Плавно, или отрывисто? Какие были звуки – высокие, или низкие и на что они были похожи? Где в жизни можем мы их услышать?» Так- же я взаимодействую с педагогом изостудии, применяя ряд картин при восприятии музыки на темы: «О чем говорит музыка? Что изображает музыка? Какими красками пользуется композитор?».

     Для того, чтобы дети могли наиболее тонко прочувствовать образы музыкального произведения  в работе используется метод  пластического интонирования. Это позволяет детям чувствовать , как меняется характер музыки в процессе ее развития. Прием тембровой имитации позволяет развивать ассоциативно-логические связи между звуками в жизни и в музыке. Я даю детям задания: показать, как поет петух, пищит мышка, ревет медведь, поют птички и т. д. Использую тембровые импровизации на детских музыкальных инструментах-  колокольчике, свистульке, барабане для подражания предложенных  музыкальных образов. Это помогает детям  легко узнавать эти интонации в музыкальных произведениях и рассказывать их образное содержание.

     Для развития ассоциативного мышления у старших дошкольников особенно актуальны темы: «Музыка и живопись», «Какого цвета радость?», «Можно- ли увидеть музыку, или показать пластически?».Эти проблемные вопросы заставляют музыкального руководителя работать над воображением ребенка, а приемы и методы организации восприятия необходимо направить на создание взаимосвязей между слуховыми и зрительными образами. Таким образом большинство творческих развивающих заданий связаны  с ассоциативно- образными представлениями. Ассоциативные представления занимают главное место в отражении  всеобщего и типического через индивидуальное и ведут к развитию полноценной творческой деятельности ребенка.

Литература:

1. Асафьев Б.В. «Музыкальная форма как процесс».Л.,1971.

2. Ванслов В.В. «Об отражении действительности в музыке: Очерки.»М.,1953.

3.Каган М.С. «Музыка в мире искусств».СПб., 1996

4. КечхуашвилиГ.Н. «К характеристике наглядных образов при восприятии.»// В.П.№1.Тб.,1957.

5. Леонтьев А.Н. «Проблемы отражения и ее значение для психологии».// Вопросы психологии №12., 1966.

6. Назайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия.».М., 1972.

7 Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей».М.. 1947.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доминантное занятие по восприятию музыки «Загадки королевы Музыки»

Цель:  Приобщение детей к восприятию классической музыки.Задачи: 1.  Вызвать и поддерживать интерес к произведениям классического репертуара.2. Развивать творче...

Конспект доминантной непосредственной образовательной деятельности по восприятию музыки «В гостях у Феи музыки»

В этом  методическом материале раскрывается игровой подход , как  возможная форма участия дошкольников в художественно - эстетической деятельности. Раскрывает потенциалы ребенка в вока...

Статья "Формирования ценностно - смыслового восприятия музыки у дошкольников в процессе слушания музыки"

В статье представлены методические рекомендации по развитию ценностоно-смыслового восприятия у детей ДОУ....

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»

Развитие творческих способностей через восприятие музыки у детей старшего дошкольного возраста. «Музыка – воображение – фантазия – сказка – ...»...

Конспект ООД по восприятию музыки в средней группе «Музыка и настроение»

Конспект  ООД по восприятию музыки в средней группе  «Музыка и настроение»...