Конспект доминантной непосредственной образовательной деятельности по восприятию музыки «В гостях у Феи музыки»
учебно-методический материал по музыке (старшая группа) на тему

Мишина Елена Анатольевна

 В этом  методическом материале раскрывается игровой подход , как  возможная форма участия дошкольников в художественно - эстетической деятельности. Раскрывает потенциалы ребенка в вокальной, инструментальной, музыкально - ритмической  импровизации,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx35.15 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Китайская пословица гласит: «Я слышу и забываю, я вижу и помню долго, я делаю и понимаю».

Игра, импровизация танцевальных движений, пение, музицирование на ДМИ помогают ребенку пропустить музыку через себя, дает ему определенный опыт и знание. Игровой подход представляет собой единственно возможную форму участия дошкольников в  художественно – эстетической деятельности, ведь она должна приносить ему удовольствие. Считаю, что такой подход к процессу восприятия музыки является интересным, познавательным, развивающим для ребенка.

 

Конспект

доминантной непосредственной образовательной деятельности по восприятию  музыки

«В гостях у Феи музыки»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: 

Приобщение детей к восприятию классической музыки, развитие способности к творческому самовыражению, передавая ее характер через  исполнительскую  деятельность.

Задачи:

  1. Закреплять знания о музыкальных жанрах (марш, танец - вальс)
  2. Развивать коммуникативные  навыки  через игровую ситуацию.
  3. Продолжать формировать умение играть на детских музыкальных инструментах (треугольнике, колокольчике, металлофоне).
  4. Развивать творческое воображение, эмоциональность, музыкальную память, чувство ритма, музыкальный вкус,  и передавать характер музыки, образов  через пение с движением , музыкально – ритмические движения, двигательную импровизацию, игру на музыкальных инструментах, импровизацию в игре на  музыкальных инструментах.
  5. Воспитывать  интерес и любовь к музыке.

Предварительная работа:

  1. Пальчиковая игра «Веселые пальчики», подвижной коммуникативной игра «Привет» с хлопками (выделение акцента) на музыку «Пиццикатто» Л. Делиба. Познакомить детей с приемом игры на струнных музыкальных инструментах – пицциактто.
  2.  Изготовление в «Музыкальной мастерской»  совместно с родителями музыкального инструмента «Звучащая коробочка». Показ   приема игры пицциактто  на «звучащей коробочке» в 1й и 3й части  музыки.
  3. Двигательная игра – импровизация со «звучащей коробочкой» во 2й части произведения.
  4. Исполнение  знакомой  попевки «Просыпайся» с использованием  «звучащих» жестов, для отработки четкого ритма и дикции в пении.

  1. Разучивание движений с флажками. Подгрупповая работа –владение  приемами игры на барабанах под музыку  П.И. Чайковского   «Марш  деревянных солдатиков».
  2.  Исполнение знакомой песни, придумывание новых слов на зимнюю тематику и музицирование  «звучащими жестами».  Проведение дидактической игры «Подбери музыкальный инструмент». Организация  танцевальной игры – импровизации «Зимняя фантазия».
  3.  Индивидуальная работа  по приемам  игры на треугольнике, металлофоне.  Разучиваний партий колокольчика,  треугольника и металлофона через игровую ситуацию в произведении Д.Д. Шостаковича «Вальс – шутка».
  4. Слушание «Клоуны» Д.Б. Кабалевского. Беседа о разном характере музыки и сопоставление ее с образом веселого и грустного клоуна.
  5. Двигательная  игра – импровизация «Веселый и грустный клоун».  
  6. Изготовление  клоунских колпачков.

Музыкальный материал:

  1. Л. Делиб  «Пиццикатто» (Коммуникативная игра)

  1. Попевка «Просыпайся» на  мелодию франц. детской песни «Братец Якоб» с использованием «звучащих» жестов.

  1.  Песня  импровизация «Танец снежинок» Муз. А. Филиппенко с игрой  на детских музыкальных инструментах ( игра «Зимний  парк»)

  1.  П.И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»

 (Музыкально – ритмическое  упражнение с флажками и игрой на барабанах)

  1. Музыкально - дидактическая игра «Угадай музыкальный инструмент»

  1. Д.Д. Шостакович «Вальс – шутка» (Игра на детских музыкальных инструментах)

  1. Д.Б. Кабалевский «Клоуны» (Двигательная импровизация)

Материалы и оборудование:

Мультимедийная установка, экран;   письмо от Феи музыки; музыкальные инструменты по количеству детей (треугольники, металлофоны, колокольчики); самодельные  струнные инструменты «коробочки со струнами»; атрибуты для  «танца снежинок» (ленты,), флажки по количеству мальчиков, барабаны по количеству девочек;  элементы костюма клоуна (колпачки).

Ход мероприятия:

Дети свободно входят в зал, здороваются и встают перед гостями.

М.Р.  

Здравствуйте, ребята!

Рада видеть вас друзья на занятии у себя.

Дети.

Добрый день, добрый день. Заниматься нам не лень!

М.Р.  

Вы готовы начинать: слушать, петь и танцевать?

Дети

Готовы!

М.Р.  

Вы пришли в музыкальный зал, а это значит, что здесь мы как всегда встретимся с музыкой. Я предлагаю вам поприветствовать друга игрой. Давайте приготовим ладошки  и вспомним загадочную музыку Лео Делиба.

 

Коммуникативная игра «Привет»

на музыку Л. Делиба «Пиццикатто»

Звучит 1я часть произведения. Дети легким бегом передвигаются по залу. Находят пару и выделяют  акценты в музыке хлопками, проговаривая «Привет».

М.Р.  

А теперь я предлагаю вам поприветствовать наших гостей. Но для этого у нас есть музыкальные инструменты, которые изготовили сами. (Показывает коробочку из-под йогурта с натянутой «денежной» резинкой.) Ребята, для чего мы изготовили эти инструменты?

Дети

Чтобы выделить акценты приемом игры пиццикато.

М.Р

Правильно. Сейчас мы еще раз поиграем и пригласим на игру гостей, при этом выделять акцент будем  словом «привет» и  приемом пиццикато. Но музыка будет звучать дальше, и когда мы услышим плавную, воздушную музыку, то  каждый придумает свой танец.   Можно  украсить его бумажными  ленточками, которые прикреплены  к донышку  нашего музыкального инструмента.

        Коммуникативная игра «Привет»

(Дети вместе со взрослыми играют и импровизируют)

Дети присаживаются на стульчики.

М.Р

(Показывает конверт)

Вот, пришло нам всем письмо

От кого же, от кого?

Дети

Высказывают свои предположения

М.Р

(Открывает и читает его)

ВАС ПРИВЕТСТВУЮ, ДРУЗЬЯ!

ПРИГЛАСИТЬ ХОЧУ ВАС Я

В СТРАНУ БОЛЬШУЮ, МУЗЫКАЛЬНУЮ,

ВОЛШЕБНУЮ, ХРУСТАЛЬНУЮ.

ЗАКЛИНАНИЕ ПРОПОЁТЕ,

 И В СТРАНУ ВЫ ПОПАДЕТЕ…

Ваша Фея музыки

Дети вместе с М.Р. пропевают слова попевки - заклинания, используя звучащие жесты (хлопки, шлепки, топотушки, щелчки – элементарное музицирование).

Просыпайся, просыпайся, - удары носком ноги по полу – 2 раза

Слышишь звон, слышишь звон – хлопки в ладоши – 2 раза

Ну-ка поднимайся, к Фее отправляйся – шлепки по коленям в ритме  

                                                                     проговаривания

Дон – дон – дон, Дон – дон – дон -      щелчки

Звучит волшебная музыка и на экране  меняется картинка

Слайд

Страна музыки.

М.Р

Ребята, посмотрите, какая большая и красивая  музыкальная страна. Только почему-то мы никого не видим. Никто не гуляет по ее улицам, не звучит музыка. Одни только домики скучно стоят.

Слайд

Звучит грозная музыка. На слайде появляется злой волшебник.

Диссонанс

Я злой волшебник Диссонанс,

Спрятал музыку от вас.

На замок я двери закрыл,

И про окна не забыл.

М.Р

Что же делать, как нам быть,

Как же зло нам победить?

Дети

Высказывают свои предположения

М.Р

Нужно ключики добыть,

Чтобы двери все открыть.

Этот ключик необычный,

Называется «скрипичный».

Диссонанс

Просто так я ключики вам не отдам.

Придумал я загадки сложные,

Для вас почти, что не возможные.

М.Р

Мы загадки отгадаем,

Кто же в домике узнаем.

Очень быстро, в сей же час

Будут ключики у нас.

Мы замочки отопрем,

И всю музыку спасем!

Диссонанс

Коллектив музыкантов,

Что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный, духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой.

Дети

Оркестр

Диссонанс

Правильно.  Вот и ключик, получайте. Им вы домик открывайте.

М.Р

Ребята, в этом домике живут музыкальные инструменты.

На экране появляются детские музыкальные инструменты.

Ребята, прислушайтесь. Из домика доносится музыка. Она нам очень хорошо знакома. Что это за музыка?

Дети

Это  мелодия из песенки «Танец снежинок».

М.Р

Ребята, а на какой танец она похожа?

Дети

Она похожа на вальс. Поэтому ее нужно исполнять плавно, нежно, легко.

М.Р

Правильно. Это музыка вальсовая.  Она нежная,  мелодичная, ласковая. Хочется кружиться, покачиваться, как снежинки на ветру.

Ребята, какие  музыкальные инструменты помогут нам в исполнении, чтобы передать легкость, красоту снежинок?

Дети

Высказывают свое мнение М.Р. направляет их мысли…(Металлофон, треугольник, колокольчики.)

М.Р

Я предлагаю ее не просто исполнить, а изобразить «Зимний парк».

Ребята, которые хотят играть на муз. инструментах превращаются в «деревья», а те ребята, которые хотят импровизировать в танце, как снежинки, возьмут подходящие атрибуты.

Звучит песня «Танец снежинок»

(«Танец осенних листьев» муз. А. Филиппенко, сл. А. Макшанцевой)

 

Слайд

Диссонанс

Они в коробочке лежат,

Но если их достать,

Построятся за рядом-ряд,

Пойдут маршировать.

И каждый с новеньким ружьем,

Похожи словно братики

Кто скажет, как мы их зовем?

Дети

Деревянные солдатики.

Диссонанс

Правильно.  Вот и ключик, получайте. Им вы домик открывайте.

Слайд

 Скрипичный ключик. Открывается домик, откуда выходят деревянные солдатики.

М.Р

Ребята, как называется музыка, которая живет в этом домике? Какой композитор  ее написал?

Дети

«Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского

М.Р

Сейчас наши мальчики превратятся в храбрых деревянных солдатиков и выполнят упражнение с флажками под эту музыку.

Мальчики берут флажки, надевают кивера.

А девочкам я предлагаю взять тот музыкальный инструмент, который поможет нашим солдатикам четко и бодро маршировать.

Девочки подходят к столику с муз. инструментами и выбирают.

Правильно. Вы выбрали барабан, значит будем  барабанщицами. Каждая барабанщица может пробарабанить свой ритм, но четко под музыку.  Посмотрим, что у нас получится.

Упражнение с флажками под музыку

«Марш деревянных солдатиков» П.И. Чайковского

Слайд

Два домика.

Диссонанс

Будет музыка звучать,

А вам нужно отгадать.

Кто же в домиках живет,

 Кто так весело поет?

Звучит первый фрагмент.

Дети

Колокольчик

Звучит второй  фрагмент.

Дети

Треугольник

Звучит третий  фрагмент.

Дети

Металлофон

Диссонанс

Правильно.  Вот и ключик, получайте. Им вы домики открывайте.

На экране появляется ключик. Открывается домик, откуда выходят музыкальные инструменты.

М.Р

 Мы знаем, что колокольчик и треугольник большие друзья. С ними приключилась одна маленькая история. Я предлагаю нам всем ее вспомнить.

М.Р.предлагает детям определиться, каким  муз. инструментом они будут, затем рассказывает историю, а дети «играют» на воображаемых инструментах.

 М.Р

Жили – были в музыкальной стране два друга колокольчик и треугольник. Однажды утром  проснулся колокольчик, увидел, что на улице солнечная погода, и решил пригласить своего друга погулять. Он набрал номер и позвонил ему.

Дети звонят в  воображаемый колокольчик и проговаривают.

«Дили-дили-дили-дили-дон – 2 раза

А треугольник еще спал и, услышав звонок, подумал:

Дети играют на   воображаемом треугольнике и проговаривают: «Кто же там, ну кто же там?

И решил пока не вставать. Колокольчик опять позвонил

«Дили-дили-дили-дили-дон – 2 раза

Не было никакого ответа, потому, что треугольник все так же думал, лежа в постели:

Дети играют на   воображаемом треугольнике и проговаривают: «Кто же там, ну кто же там?

Но когда он позвонил в третий раз:

«Дили-дили-дили-дили-дон» – 2 раза

Тогда вмешался Дедушка Металлофон. Он жил вместе в треугольником. Он подошел к лентяю, и провел палочкой прямо возле его уха.

Дети «играют» глиссандо на воображаемом металлофоне.

И только когда колокольчик позвонил четвертый раз, треугольник  проснулся и ответил своему другу:

«Ну, пойду с тобой гулять!»

М.Р

Ребята, мы знаем, что эта  история живет в музыке, которую  мы вспомнили, играя на воображаемых инструментах.  Как она называется?. Кто ее написал?

Дети

 «Вальс – шутка» Д. Шостаковича

М.Р

Предлагаю вам взять свои музыкальные инструменты.

Звучит «Вальс – шутка» Д.Шостаковича.

Дети играют на детских музыкальных инструментах.

Слайд

Диссонанс

Громко музыка звучит

Всех ребяток веселит.

Угадайте, мои крошки

Кого прячу я в окошках?

Звучит музыка «Клоуны» Д. Кабалевского.

Дети

Высказывают свои предположения.

М.Р. наводит их на правильные мысли…

Диссонанс

Правильно.  Вот и ключик, получайте. Им вы домик открывайте.

На экране появляются клоуны

М.Р

Правильно. Эта музыка про клоунов. Она так и называется. А почему «Клоуны», а не «Клоун?»

Дети

Потому, что музыка рассказывает о веселом и грустном клоуне. ЕЕ характер меняется. Веселый – грустный – веселый.

М.Р

Ребята, вы тоже  наверно очень хотите быть клоунами.

Сейчас представим на мгновенье-

Даем мы в цирке представленье.

Будем мы все веселиться,

В цирк здесь все вдруг превратиться.

У вас есть свои колпачки. Одевайте и располагайтесь по всему залу.

Дети под музыку «Клоуны» Д. Кабалевского.

импровизируют движения клоунов веселого и грустного.

Слайд

На экране Фея музыки.

Фея

Молодцы мои ребятки.

Отгадали все загадки,

Ключики все получили,

Музыку освободили.

Злой волшебник Диссонанс

Убежал давно от нас.

Вас хочу благодарить

И всем ключики скрипичные вручить.

Чтобы с музыкой дружили,

Про меня вы не забыли.

В садик свой вы возвращайтесь

До свидания! До свидания!

Звучит «волшебная» музыка. М.Р.и воспитатель раздают детям скрипичный ключики.

М.Р

Дружно все в ладошки хлопнем

И ногою вместе топнем.

Вокруг себя ты повернись,

В детский садик ты вернись.

Звучит «волшебная» музыка

Ребята, понравилось вам путешествие? Вы молодцы. Вспомнили все музыкальные произведения. Но музыкальная страна очень большая. Мы обязательно туда еще вернемся. А сейчас нам пора в группу.

Дети прощаются с гостями. Уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Музыка в войне 1812 года"

Предлагается  материал  для  непосредственно  образовательной  деятельности  на  неделю,  запланированный  на  каждый  день  недели.Предлага...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы "Музыка В.А.Моцарта"

Предлагается  конспект  непосредственно  образовательной  деятельности  "Музыка"  по  теме  "Музыка  В.А.Моцарта".  С  помощью  этого  ...

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе "Маша и медведь"(музыка и художественная литература)

Сценарий предназначен для 2 младшей группе. проводится в музыкальном зале. Музыкальный материал разнообразный, используются загадки, пальчиковая гимнастика....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности группы кратковременного пребывания «Кроха» Тема: «С музыкой мы дружим» (1.5-3 года)

Конспект непосредственно-образовательной деятельностигруппы кратковременного пребывания «Кроха»Тема: «С музыкой мы дружим»(1.5-3 года)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Задания Королевы Музыки»

ХОД НОД Дети заходят в музыкальный зал под «Марш» и останавливаются полукругом.Вводная часть Музыкальный руководитель.Здравствуйте, ребята!   (дети отвечают)Вы музыку у...

«План-конспект непосредственно образовательной деятельности «Щенок Тяпа в гостях у малышей» по образовательной области «Речевое развитие» во второй младшей группе»

laquo;Планирование непосредственно образовательной деятельности детей дошкольного возраста по образовательной области «Речевое развитие»(в соответствии с требованиями Федерального государ...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по теме: «В гости к Лесовичку» для подготовительной группы (Образовательная область познавательное развитие. ФЭМП )

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИпо теме: «В гости к Лесовичку»для подготовительной группы (образовательная область «Познавательное развитие »)Задачи:1....