«Сервировка стола. Культура поведения за столом». Методический материал для педагогов.
методическая разработка на тему

«Сервировка стола.

Культура поведения за столом». Методический материал для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_povedeniya_za_stolom.docx114.41 КБ

Предварительный просмотр:

«Сервировка стола.

Культура поведения за столом».

G:\Фото-0516.jpg

                      Подготовила: ст.воспитатель ПРАПРО Е.А.

  «Сервировка стола. Культура поведения за столом».

                      1. Лекция  с элементами беседы.

Правила поведения во время еды, как и все другие, не выдуманы из головы. Каждое правило имеет свой смысл. Одни правила основаны на уважении к соседям по столу, другие на уважении к хозяевам.

Может быть, когда-то в далекие времена, все было проще и удобнее — из большого общего котла люди брали куски баранины, зубами отдирали мясо от костей, так что жир стекал до локтей. Рядом валялись кости и объедки. Так выглядел обед. Но за то несколько десятков веков, которые отделяют нас от первобытного человека, кое-что изменилось, не правда ли? Люди отошли от подобных обычаев.

Вы, конечно, давно уже умеете пользоваться вилкой и салфеткой, и на древних викингов не похожи, но, тем не менее, вам нередко приходится делать детям  замечания: «Убери локти со стола»! «Возьми правильно нож»! «Доешь все, что на тарелке»!

 Ну не все ли равно, как человек ест! Нет, не все равно! Существуют строгие правила поведения во время еды.

Сейчас мы с вами разберем ситуации, которые могут возникнуть во время приема пищи.

Что делать, если при всей осторожности во рту окажется нечто несъедобное рыбья или мясная кость, жилка или косточка от сливы? Самый лучший выход, хоть это и не очень красиво, — поднести ко рту вилку или ложку и губами аккуратно положить на них кость или жилистый кусочек мяса, а затем пристроить это на краю тарелки. Плеваться за столом, как бы осторожно это ни делалось, недопустимо.

Мы пошли в столовую. На столе уже стоят тарелки с манной кашей. Все берутся за ложки. — Фу! — вдруг, громко говорит Слава. — Какая противная каша. Сами ешьте эту гадость, а я не буду!

Правила поведения и речи запрещают за общим столом плохо говорить о еде, критиковать блюдо и говорить, что, по-твоему, оно невкусное, чтобы не портить аппетит другим. Самое главное — нельзя быть неблагодарным по отношению к тем, кто нас кормит, о нас заботится. Можно ли разговаривать за столом?

Совершенно необязательно сохранять во время еды мертвую тишину, но разговаривать можно только с пустым ртом. Сначала проглоти, потом говори, и лишь после этого принимайся за следующий кусок.

Но на свете бывают непослушные дети, которые любят делать все наоборот. И поэтому таким детям нужно давать не полезный совет, а вредный совет. Такие советы дал, Григорий Остер в своем произведении. Которые в заключение нашего обсуждения мы сейчас и послушаем.

Коли друг на день рождения пригласил тебя к себе, ты оставь подарок дома, пригодиться самому. Сесть старайся рядом с тортом. В разговоры не вступай: Ты во время разговора вдвое меньше съешь конфет, выбирай куски поменьше, чтоб быстрее проглотить. Не хватай салат руками, ложкой больше зачерпнешь. Коли вдруг дадут орехи, Сыпь их бережно в карман, Но не прячь туда варенье - трудно будет вынимать.

Если руки за обедом Вы испачкали салатом и стесняетесь о скатерть пальцы вытереть свои, опустите незаметно их под стол, и там спокойно вытирайте ваши руки об соседские штаны. Если вас зовут обедать, гордо прячьтесь под диван, если все-таки достанут и за стол посадят вас, опрокидывайте чашку, выливайте на пол суп, зажимайте рот руками, падайте со стула вниз. А котлеты вверх бросайте — пусть прилипнут к потолку.

Дорогие коллеги! Сядьте поудобнее и послушайте вместе сказку, которую однажды вечером рассказала им мама.

2. Инсценировка сказки

 Жила-была девочка Даша. Пошла она одна лес, заблудилась и очень проголодалась. Вдруг видит: стоит избушка, а из ее открытых окон так вкусно пахнет! Девочка постучала в дверь и спрашивает: «Кто здесь живет? Можно войти? »

- Входи! - ответила старушка, выглянувшая в окно.

- Я здесь живу с моими внуками.

Девочка вошла и не успела сделать двух шагов, как упала, поскользнувшись на валявшихся, на полу макаронах. Когда она встала, то увидела мальчиков, сидевших за столом: один дул на горячий суп так сильно, что брызги летели во все стороны, другой устроил настоящую охоту за котлетой и, громко стуча вилкой, старался пронзить ее насквозь. И, наконец, наколол на вилку котлету и стал ее откусывать, измазал при этом нос и щеки и вытер их рукавом.

- Фу, как противно! — подумала Даша.

- Лучше сяду с девочкой, которая пьет компот.

И тут же вскрикнула, потому что девочка стала выплевывать вишневые косточки так далеко, что попала ей прямо в лоб.

- Как вам не стыдно так некрасиво есть! — в слезах крикнула Даша. Все разом стали что-то отвечать ей, но понять ничего было нельзя, потому что говорили они с набитыми ртами.

- Извините, - вздохнула Даша, — но за столом с вами сидеть очень неприятно. Уж лучше я останусь голодной. И ушла.

Плохой конец у сказки! — сказал Миша. - Надо было не уходить, а научить их, как вести себя за столом.

- Правильно! — улыбнулась мама. — Вот ты бы, например, что им сказал?

( обсуждение ситуации)

Сегодня мы с вами попытались разобраться в тех ситуациям, которые могут возникнуть во время еде. Теперь можно приступить к сервировке стола. Великий русский ученый И. П. Павлов говорил, что «нормальная еда — это еда с аппетитом, еда с удовольствием». Достигается это вкусной и разнообразной пищей, обстановкой создающей хорошее настроение и красивой сервировкой стола.

—Что же такое сервировка стола?

Сервировать стол значит — подготовить его для приема пищи. Основная цель сервировки стола - создать определенный порядок на столе, обеспечить всех необходимыми предметами. Порядок сервировки стола - не прихоть той или иной хозяйки. Он выработан годами, продиктован требованиями гигиены и необходимостью обеспечить, сидящим за столом, наибольшее удобство.

—Что же необходимо для того, чтобы накрыть стол к завтраку, ужину?

Для ответа на этот вопрос воспользуемся кроссвордом.

3. Кроссворд

По горизонтали:

1. В настоящее время еда бывает различной формы и расцветки. Для того чтобы подавать ее на стол, есть ряд вещей, которыми обычно пользуются. Все они выполняют из фарфора, стекла, металла и других материалов. (Посуда.)

Историческая справка (слово предоставляется юным архивариусам). Первая в России фабрика по производству посуды была построена купцом А. Гребенщиковым в 1724 г. в Москве в Алексеевской слободе. Там производили фаянсовую посуду белого цвета, покрытую эмалью.

3. Они, несомненно, украсят любой стол, но принципиально важно, чтобы они не мешали общаться гостям. (Цветы.)

4. Как одним словом можно назвать нож, вилку и ложку? (Прибор.)

Историческая справка.

В XVII в. начал формироваться современный вид столовых приборов (ножей, вилок, ложек). Вилка получила всеобщее распространение и приобрела ту форму, которую она имеет, и по сей день — с тремя или четырьмя чуть согнутыми зубцами. Ложку стали делать плоской, а нож получил закругленный конец.

5. Накрывая на стол, ее кладут на закусочную тарелку или справа от нее.

Бумажные ставят в специальный стакан, (салфетки)

Историческая справка (слово предоставляется юным архивариусам). Салфетка - обязательный элемент сервировки стола. Надо сказать, что в Древней Греции около 3500 лет тому назад было принято, что во время еды раб или слуга утирал своему хозяину губы листком фигового дерева. Можно считать, что впервые стали употреблять в Древнем Риме около 2000 лет тому назад. В знаменитых домах ее шили из полотна и украшали вышивкой в виде вензелей из инициалов хозяина дома. Гости нередко уносили с собой эти

красивые салфетки. В богатых семьях салфетки гостям меняли после каждого

блюда. Их украшали художественной вышивкой из серебряных и золотых

нитей.

По вертикали:

2. Она - основа всей композиции стола. Ложки, салфетки, цветы должны с

ней гармонировать. Классический материал для нее - лен, хлопчатобумажные

ткани. (Скатерть.)

Итак, для того, чтобы накрыть стол нам необходимо: скатерть, салфетки,

приборы, посуда и цветы.

4. Практикум «Сервировка стола»

Обучение детей сервировке стола удобно начинать с организации разных дидактических игр, таких как «Накроем кукле стол». «Мишка – именинник ждет гостей», «Что сначала, что потом» и др. хорошо использовать значки-символы, например, картонный лист – стол, кружочки маленькие – блюдца, большие круги – тарелки, полоски – вилки, ложки и т.д. Можно почитать и разучить с детьми стихи:

Мы дежурные сегодня.

Станем быстро помогать,

Аккуратно и красиво

Все столы сервировать.

 

Что сначала нужно сделать?

Будем руки чисто мыть.

Потом фартуки наденем,

Начнем скатерти стелить.

 

Мы салфетницы поставим,

А на самый центр стола –

Хлеб душистый, свежий, вкусный.

Хлеб всему ведь «голова».

 

Вокруг хлебниц хороводом

Блюдца с чашками стоят.

Ручки чашек смотрят вправо,

 В блюдцах ложечки лежат.

 

Мы тарелки всем поставим,

Вилки, ложки и ножи.

Не спеши, как класть подумай,

А потом уж разложи.

 

От тарелки справа нож,

Ложка рядышком лежит.

Нож от ложки отвернулся,

На тарелочку глядит.

 

Ну а слева от тарелки

Нужно вилку положить.

Когда станем, есть второе,

Будет с вилкой нож дружить.

Богатая детская фантазия часто приводит к тому, что оформление блюда иногда влияет на аппетит едва ли не в большей степени, чем его состав. Даже не любимую детскую кашу можно подать так, что она обязательно будет испробована. Достаточно вспомнить эпизод из комедии советских времен, уже ставшей классикой:

«А теперь возьмем в руки космические ложки и съедим всю кашу, так как до обеда ракета на землю не вернется».

Вот так сервировка стола в детском саду и фантазия воспитателей помогут решить проблемы, связанные с приемом пищи, сделав меню в детском саду более привлекательным в глазах детей.

Зачем нужна сервировка стола в детском саду?

Считается, что красивая подача блюд способствует пробуждению аппетита, но сервировка стола в детском саду выполняет и другие задачи.

Прививая детям любовь к красоте, воспитатели учат их уважению к пище, недопустимости небрежного к ней отношения, необходимости помощи в уборке со стола. Именно этим занимаются дежурные, помогающие воспитателям в старшей группе.

Варианты подачи блюд и используемая посуда

Большинство взрослых знают о том, что полезные блюда часто не вызывают у детей должного энтузиазма. Поэтому сервировка стола в детском саду во многом зависит также от того, как эти блюда оформлены.

Не меньшую роль играет посуда. Красочные кружки и тарелки способствуют увеличению аппетита в большей мере, чем однотонная и безликая посуда.

При этом необходимо помнить, что она должна отвечать всем гигиеническим требованиям, именно поэтому алюминий в детском питании не используется. Пластмассовая посуда также не приемлема, разве только в качестве дополнительных аксессуаров, таких, как подставки для салфеток или хлебницы.

Правила расстановки посуды

В остальном же, сервировка стола в детском саду не должна отличаться от общепринятых норм. Именно посредством правильной расстановки предметов ребенок узнает о том, что вилку держат в левой руке, а нож – в правой.

5. Презентация + Мастер - класс «Способы складывания салфеток

Цели: Совершенствовать умения по подготовке стола к приему пищи с

учетом санитарно-гигиенических, эстетических, практических требований.

Задачи: Обобщить материал по культуре поведения за столом. Воспитывать

общую культуру. Развивать интерес к предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая работа с калрами по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры поведения за столом".

Система методической работы по формированию у дошкольников культуры поведения за столом. формы работы с педагогами....

Методическая работа с калрами по теме: "Формирование у детей дошкольного возраста культуры поведения за столом".

Система методической работы по формированию у дошкольников культуры поведения за столом. формы работы с педагогами....

Консультация для педагогов. "О воспитании культуры поведения за столом"

Консультация для педагогов. "О воспитании культуры поведения за столом"...

Конспект занятия по формированию культуры поведения на тему: «Культура поведения за столом»

Обобщить представление о культуре еды и поведении за столом.Закрепить знание названий и применение посуды, уточнить ее дифференцирование.Закрепить понятие «столовые приборы»....

Консультация для педагогов "Культура поведения за столом"

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового...

Консультация для педагогов детского сада "Формирование у дошкольников культуры поведения за столом, культуры еды"

Организация детского питания в ДОУ – задача огромной социальной значимости и одна из основных забот коллектива учреждения.При этом имеет значение формирование у детей культуры питания, которая о...

Консультация для педагогов " «Организация питания детей и формирование эстетических навыков приема пищи. Культура поведения за столом» "

 Культура питания в дошкольном учреждении — наука, необходимая в современной жизни.  Поскольку дети проводят большую часть дня в дошкольной группе, то именно на воспитателе...