Формирование ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы
материал на тему

Бабаханова Елизавета Анатольевна

Интерес к проблеме ценностей приобретает особое внимание в современный момент. В нашем обществе сегодня идет переоценка и утверждение новых ценностей. Каждый человек несет ответственность за свою судьбу и за выбор системы ценностей. От того, какие будут избраны ценностные отношения в обществе, будут зависеть его политическое, экономическое и социальное будущее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babahanova_e.a._25.05.2016.docx19.93 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Кафедра управления дошкольным образованием

Бабаханова Елизавета Анатольевна

Формирование ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы.

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

Направление 050100.68 – Педагогическое образование

Программа: Непрерывное дошкольное – начальное школьное образование

(заочная форма обучения)

Научный руководитель:

доктор педагогических наук                                                    Л.Ю. Круглова

Рецензент:

доцент, кандидат педагогических

наук                                                                                             Н.А.Виноградова

Зав. кафедрой:

доктор педагогических наук                                                       Е.И. Сухова

Москва,2014


Содержание

Введение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

3

Глава I. Формированию ценностных отношений обучающихся в детских садах и школах.

1.1 Феномен понятия "ценность" и его психолого-педагогическое исследование._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

9

1.2. Ценностные отношения как фактор самоопределения обучающихся._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

22

1.3. Современные тенденции формирования ценностных отношений обучающихся в образовательных учреждениях._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

36

Выводы по первой главе_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

49

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по реализации педагогических условий формирования ценностных отношений обучающихся в детском саду и школе.

2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы образовательной среды школы и детского сада как основа формирования ценностных отношений обучающихся._ _ _ _ _ _ _ _ _

52

2.2. Педагогическое сопровождение процесса формирования ценностных отношений обучающихся._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

62

2.3. Результаты экспериментальной работы по формированию ценностных отношений обучающихся в детском саду и школе._ _ _ _ _

70

Выводы по второй главе_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

73

Заключение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

76

Список литературы_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

84

Приложение_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _

90


Введение

Интерес к проблеме ценностей приобретает особое внимание в современный момент. В нашем обществе сегодня идет переоценка и утверждение новых ценностей. Каждый человек несет ответственность за свою судьбу и за выбор системы ценностей. От того, какие будут избраны ценностные отношения в обществе, будут зависеть его политическое, экономическое и социальное будущее. Впервые за последние десятилетия перед начальной школой и детским садом поставлена задача формирования системы ценностей в условиях сотрудничества, поэтому в основе новых Федеральных государственных образовательных стандартов находится «Концепция духовно-нравственного воспитания».

Актуальность проблемы формирование ценностных отношений  детей в условиях сотрудничества детского сада и школы состоит в том, что это социальный запрос современного общества. Ученики и воспитанники должны приобщаться к системе общечеловеческих ценностей, опираться на историческую преемственность поколений, сохранять традиции Российского государства и создавать свои новые традиции, конечно же, с участием педагогов и родителей. Современные дети развиваются в окружении, как позитивного влияния, так и негативного, поэтому очень сложно и не просто приобщить детей к ценностям. Данное направление становится важнейшей составной частью целостного учебно-воспитательного процесса образовательных учреждений различных видов.

Проблема исследования заключается в разработке содержания, методов и педагогических условий формирования ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы. Проблема ценностных отношений всегда интересовала философов, психологов и педагогов. Само понятие «ценность» менялось и корректировалось зависимо от времени. Несмотря на то, что уже давно принята Декларация прав ребенка, Конвенция «О правах ребенка», Концепция о непрерывном дошкольно-начальном образовании, где указано, что происходит искаженное формирование картины мира, отношение между поколениями в семье и в обществе у современных детей.

В связи с политическими и экономическими изменениями в стране, прежняя система ценностных отношений была разрушена, а новую еще не сформировали.  Гуманизация образования изменила представление о цели и содержании механизмов образования. Единого подхода в формировании ценностных отношений обучающихся в  детском саду и школе не разработано.

На сегодняшний день в педагогической науке и практике отсутствует четкое представление о том, при каких условиях возможно формирование ценностных отношений в системе преемственности. В связи с этим наблюдается  противоречия:

- между недостаточной разработанностью технологии и методов педагогического взаимодействия, направленных на формирование ценностных отношений и внедрением их в практику работы с детьми;

- между формированием ценностных отношений в дошкольном образовании и в начальной школе и недостаточно разработанными направлениями содержания данной проблемы.

Противоречия и проблема исследования позволили сформулировать тему диссертационного исследования «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ».

Цель исследования разработать педагогические условия успешного формирования ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы.

Объектом исследования является сотрудничество детского сада и начальной школы по формированию ценностных отношений обучающихся.

Предмет исследования процесс формирования ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы.

Гипотеза исследования заключается в следующем:  процесс   формирования ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы будут проходить успешно, если:

- определить структуру, содержание и особенности формирования ценностных отношений старших дошкольников и первоклассников;

-охарактеризовать методические требования по формированию ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы;

-разработана педагогическая модель формирования ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы и педагогические условия ее успешной реализации.

С учетом выдвинутой цели и гипотезы сформулированы задачи исследования:

  1.Определить совокупность ценностных отношений обучающихся, возможность их формирования в дошкольном образовании и начальном образовании.

 2.Определить структуру содержания и особенность ценностных отношений старших дошкольников и первоклассников.

 3.Выявить современные тенденции  с точки зрения формирования ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы

4.Разработать модель формирования ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы и педагогические условия её успешной реализации.

5.Разработать методические рекомендации по формированию ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские, психологические и педагогические учения, раскрывающие социальную, психическую, духовную сущность человека как субъекта общественных отношений, общенаучные принципы системности, развития, единства сознания и деятельности. Методология представлена: положениями аксиологического подхода Кирьяковой А.В. и др.; принципами непрерывности и преемственности образования; концептуальными положениями культурно-исторической теории  Выготского Л.С., гуманистической педагогики и психологии о ребенке как сложном биопсихосоциальном существе; представлениями о закономерностях  периодов  развития личности ( Божович Л.И., Выготский Л.С., Давыдов В.В.,  Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б. и др.), об особенностях нравственного развития и воспитания дошкольников ( Божович Л.И., Буре Р.С.,  Виноградова А.М., Выготский Л.С.,Запорожец А.В., Люблинская А.А.,  Мухина В.С., Островская Л.Ф., Урунтаева Г.А., Якобсон С.Г. и др.); положениями деятельностного подхода, согласно которому лишь в активной деятельности возможно формирование ценностных ориентации (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л. и др.).

Методы решения основных задач: изучение философской, психологической и педагогической литературы; анализ педагогических программ и обобщение педагогического опыта; анализ личного опыта работы в системе образования; педагогическое наблюдение; опрос; беседа; анкетирование и интервьюирование воспитателей, родителей и учителей; анализ игровой самостоятельной деятельности детей.

Базой исследования явились государственные образовательные учреждения: ГБОУ гимназия 1512, дошкольное подразделения №1 (детский сад №94) и  дошкольное подразделение №2 (детский сад 1150) ВАО города Москвы.

Научная новизна исследования заключается в том, что:  

1.Выявлены ценностные отношения,  возможность их формирования в дошкольном образовании и далее в начальной школе, мы понимаем как установку, которая характеризует направленность, активность личности, определяет отношение человека к миру, к себе и объясняет поступки.

2.Определена структура ценностных отношений (включающая компоненты: когнитивный, деятельностный, поведенческий), содержание и особенности ценностных отношений старших дошкольников и первоклассников.

3.Охарактеризован потенциал современных методических рекомендаций дошкольного образования, отвечающие современным психолого-педагогическим требованиям по формированию ценностных отношений обучающихся в условиях детского сада и начальной школы.

4.Разработана педагогическая модель формирования ценностных отношений обучающихся, включающая блоки: ценностный, содержательный, технологический и результативности педагогических условий.

5.Разработаны методические рекомендации по формированию педагогических условий, включающие:

-анализ и коррекцию программ по формированию ценностных отношений детей;

- повышение квалификации педагогов детского сада и начальной школы по организации процесса формирования ценностных отношений детей.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1.Обобщена и расширена система научных знаний по проблеме формирования ценностных отношений.

2.Уточнено понятие ценностное отношение относительно детей дошкольного возраста и начальной школы.

3.Раскрыты содержание, механизмы и особенности формирования ценностных отношений обучающихся в педагогически организованных условиях.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в возможности использования основных положений диссертации учителями начальных классов, воспитателями образовательных комплексов  в работе по преемственности начальной школы и детских садов, создание на их основе   совместных мероприятий, разработок по формированию ценностных отношений обучающихся, а также методических рекомендаций для учителей, воспитателей и родителей.

Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Анализ ожиданий родителей дошкольников и первоклассников от детского сада и школы. Прогноз школьных трудностей различными участниками образовательного процесса....

Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...

Проект образовательной программы для детского сада МОУ "Начальная школа-детский сад г. Можайска"

       Программа  включает  конкретное  содержание   образовательных  областей  с  учётом возрастных  и индивидуальных  осо...

проек "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"

Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе. Успешно адаптировать дет...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: - «Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»

laquo;Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»...

Работа по самообразованию воспитателя на тему: «Особенности формирования социально-нравственной личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи»

Работа по самообразованию воспитателя на тему: «Особенности формирования социально-нравственной личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи»...

«Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе»

Доклад о преемственности  творчества в детском саду и школе и значении изобразительной деятельности в развитии детей....