«Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе»
статья по рисованию

Мерлинина Наталья Васильевна

Доклад о преемственности  творчества в детском саду и школе и значении изобразительной деятельности в развитии детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное общеобразовательное учреждение

«Школа Иннополис»

Доклад

«Преемственность

в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе»

Подготовила: воспитатель Мерлинина Н.В.

г. Иннополис

2023г.

Введение

Вопрос непрерывности является одним из важнейших вопросов непрерывного образования и одним из главных условий его успешной реализации. Преемственность особенно необходима и важна на начальных этапах образовательной деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Это важно, потому что окружающая среда резко меняется, когда ребенок переходит из детского сада в школу. Меняются формы и виды деятельности, среда, в которой он привык жить, учиться, развиваться и максимально адаптироваться к особенностям и способностям своего психофизиологического возраста. В этом возрасте психика ребенка неустойчива, ранима и требует бережного отношения.

Опыт и исследования показывают, что в первые дни обучения дети проявляют негативное отношение к школе, и в основном это связано с отсутствием преемственности в работе дошкольного учреждения и школы в разных областях.

Мы придаем большое значение осуществлению развивающей  изобразительной деятельности, которая не только очень интересна детям, но и очень важна и во многом полезна. Это позволяет ребенку передать свои впечатления об окружающем мире, выразить свое эмоциональное отношение к окружающей обстановке с помощью бумаги, пластилина и других материалов.

Дети занимаются рисованием, лепкой и аппликацией не только в дошкольных учреждениях, но и дома и в художественных студиях, но и в школе. И для того, чтобы эти занятия были успешными, радовали ребят и укрепляли их желание творить, очень важно установить преемственность между дошкольными и школьными учреждениями в обучении детей изобразительной деятельности и творчеству.

Значение изобразительной деятельности для всестороннего воспитания детей

По мнению педагогов и психологов, одной из главных основ общей подготовки детей к школе является их всестороннее воспитание и развитие. Художественная деятельность обладает большим потенциалом в этом отношении. Поэтому, когда мы говорим о преемственности в обучении изобразительной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, очень важно понимать важность этой деятельности в жизни ребенка и его всестороннем развитии.

По мнению Н.К. Крупской, изобразительное искусство имеет большое значение в эстетическом и нравственном развитии ребенка. "Рисование и лепка, - сказала она, - особенно на первых этапах обучения, должны быть одновременно, так сказать, гимнастикой зрения и осязания, налаживать координацию зрительных впечатлений и двигательных реакций, давать конкретное знакомство с миром вещей". Я хотел бы подчеркнуть, что эти предметы должны занять достойное место в школах.

Изобразительная деятельность важна в эстетическом воспитании. Древние греки обратили на это внимание, и их произведения искусства продолжают удивлять и радовать мир своей красотой и совершенством, а также веками служат эстетическим воспитанием человечества.

На образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации  у ребят появляется стремление к художественно-творческой деятельности, желание сделать замечательное изображение,  придумать его и как можно лучше выполнить. Восприятие и понимание произведений искусства, доступных детям,- графики (прежде всего книжной), живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративного творчества – обогащают их представления, дают возможность найти различные выразительные решения.

В образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликациям у детей возникает тяга к художественной и созидательной деятельности, желание создать замечательный образ, изобрести его и выполнить как можно лучше. Восприятие и понимание доступных детям произведений искусства - графики (в первую очередь книг), живописи, скульптуры, архитектуры, произведений народного декоративно–прикладного искусства - обогащают их представления, позволяют находить различные выразительные решения.

Образовательную деятельность по декоративному рисованию в последнее время все больше связывают с декоративно - прикладным искусством. Ребята видят богатство народной фантазии, жизнелюбие, талант, мастерство и трудолюбие, что способствует  их эстетическому и нравственному воспитанию. Народные изделия мастеров есть в каждом регионе, и в работе с детьми лучше использовать то, что они могут видеть каждый день и любоваться их красотой.

Образовательная деятельность по декоративному рисованию в последнее время все чаще ассоциируется с декоративно-прикладным искусством. Дети видят богатство народной фантазии, жизнелюбие, талант, мастерство и трудолюбие, что способствует их эстетическому и нравственному воспитанию. Народные промыслы доступны в каждом регионе, и в работе с детьми лучше использовать то, что они могут видеть каждый день и восхищаться их красотой.

На нравственное воспитание детей особенно влияет коллективный характер изобразительной деятельности, он заключается, прежде всего, в том, что дети занимаются всей группой вместе, создавая каждый отдельный образ, затем коллективно рассматривают и оценивают все нарисованные рисунки, проделанную работу над аппликациями и поделками сделано по моделированию.

В процессе изобразительной деятельности у детей развиваются морально-волевые качества: желание и умение доводить начатое до конца, учиться сосредоточенно и целеустремленно, преодолевать трудности. Работая вместе, ребята объединяются для общего дела, у них развивается умение договариваться о выполнении общей работы, желание прийти на помощь другу.

К.Д. Ушинский отметил, что рисование играет огромную познавательную роль в средней школе. <<Поскольку все, что проникает в человеческий разум, поступает туда путем чувств, первой стадией в развитии разума является чувственное понимание, оно служит основой для ментального понимания, нашими первыми учителями философии являются наши ноги, руки, глаза. <<Ребенок.. мыслит формами, цветами, звуками, ощущениями в целом >>.

Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, ребята знакомятся с различными материалами (бумагой, красками, глиной, мелками и т.д.), узнают об их свойствах, развивают навыки работы с ними. Запас знаний ребенка расширяется. Дети осваивают орудия человеческой деятельности – карандаш, кисть, ножницы и осваивают способы работы с ними, а, следовательно, и воплощенный в них социально-исторический опыт человечества, который, как известно, важен для интеллектуального развития детей.

Таким образом, в процессе изобразительной деятельности ребят дошкольников и в начальной школе осуществляется всестороннее воспитание, но особую важность имеет этот вид  деятельности для эстетического воспитания.

Изобразительная деятельность - это средство воспитания у детей умения видеть красоту вокруг себя, умения находить прекрасное в явлениях природы, окружающем обществе, в произведениях искусства (в живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративно-прикладного искусства), формирования потребности показывать увиденное в рисовании, лепке, аппликации..

При работе изобразительной деятельностью детей дошкольного возраста и в начальной школе при условии оптимальной организации и положительного процесса развивается интерес к художественно-созидательной деятельности, в результате,в дальнейшем будет формироваться художественная культура личности.

Учитывая важность изобразительной деятельности во всестороннем воспитании и развитии детей, очень важно не только включить все предметы этой деятельности (рисование, лепка, аппликации, изобразительное искусство) в содержание образовательной деятельности, но и обеспечить преемственность всех этапов обучения изобразительному искусству с целью повышения эффективность овладения этим видом деятельности детьми и их развитие

Концепция преемственности

Концепция преемственности в осуществлении эстетического воспитания, развитии детского творчества и формировании художественно-созидательных способностей у детей основана на следующих положениях и принципах, которые являются общими для всех учреждений, в каком бы направлении ни осуществлялась преемственность:

Методика различных видов искусства (визуального, музыкального, художественно-речевого, театральной литературы и т.д.), лежащая в основе художественно-эстетического воспитания среднего школьного звена и развития художественно-творческой активности в дошкольном учреждении, находит свое продолжение на уроках эстетического развития в школе. И их решение имеет более широкий эффект, способствуя не только эстетическому, но и интеллектуальному, нравственному и трудовому воспитанию ребенка.

Единство и преемственность задач образовательного и тематического содержания художественной деятельности, которые постепенно усложняются.

Широкое использование искусства, его различных видов (изобразительного, музыкального, литературного и т.д.), как классического, так и народного во взаимосвязи; рассматривается как основа художественно-эстетического развития детей детского сада и младшего школьного возраста, формирования их художественного творчества и художественно-созидательных способностей.

Преемственность методов и приемов обучения изобразительной деятельности, музыке, изучению художественной литературы, фольклора, развитию творческих способностей у дошкольников и младших школьников, которые во многом схожи из-за близости психофизиологических особенностей детей этих возрастных периодов. Таким образом, преобладание наглядно-образного мышления у детей обуславливает необходимость широкого использования наглядных методов обучения.Как подчеркивал К.Д. Ушинский, <<ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями в целом>>. Рисование, яркая эмоциональная отзывчивость, интерес детей к игре требуют широкого включения в педагогический процесс игровых приемов, ситуаций, разнообразных художественно-дидактических игр как в дошкольном учреждении, так и в начальной школе.

Работа с дошкольниками и детьми начальных классов школы строится на следующих основных положениях:

•        Изобразительная деятельность рассматривается как средство интеллектуального, художественно-эстетического и нравственного развития личности детей;

Изобразительная деятельность аккумулирует весь жизненный опыт детей, следовательно, чем богаче этот опыт, тем интереснее и содержательнее образы, созданные детьми при рисовании, лепке и аппликациях;

 • Изобразительная деятельность должна быть тесно связана со всей воспитательной работой детского сада и начальной школы, и чаще играйте в различные игры;

Изобразительная деятельность и изобразительное искусство должны широко включаться в образовательную деятельность и уроки по различным предметам, изучаемым в школе (об этом писала Н.К. Крупская). Это экономит время ребёнка и улучшает усвоение материала за счет полученных положительных эмоций.

Наша работа с точки зрения преемственности включала различные виды изобразительной деятельности: рисование, аппликации, лепки, основанные на взаимосвязи искусств. Главное место в нем занимала взаимосвязь изобразительного искусства и литературы.

Мы выбирали созданные детьми изображённые образы, исходя из интереса детей к окружающей жизни, произведениям художественной литературы, народному творчеству. Знакомство с произведениями изобразительного искусства различных видов и жанров позволило детям увидеть яркие образы окружающего, переданные художником, выразительные средства, используемые для создания образов предметов и явлений, передачи их свойств (форма, цвет, композиция, линия).

Конечно, изобразительное творчество детей зависит от развития всех психических процессов (памяти, внимания, мышления, воли и т.д.). Для того чтобы проанализировать результаты развития творчества и связанного с этим развития психических процессов в осуществляемой ребенком изобразительной деятельности, мы отобрали наиболее характерные (восприятие, образные представления и мышление, воображение, эмоциональное отношение к деятельности).

Единство психологических основ различных видов художественной деятельности является ключом к интеграции различных средств эстетического воспитания и к комплексному формированию художественно-творческой деятельности, как визуальной, так и музыкальной, поскольку эти виды деятельности сами по себе сложны. Во-первых, потому, что их образное содержание вытекает из разных источников окружающей жизни, разных видов искусства, других видов художественной деятельности, различных игр, музыкальной деятельности, литературы.

Во-вторых, сложность, например, изобразительной деятельности заключается в том, что она включает в себя множество видов: рисование, лепку, работу с бумагой и другими материалами на основе различных видов изобразительного искусства (декоративно-прикладное, пейзажная живопись, портрет, графика, конструктивная деятельность, оригами, дизайн и т.д.)

Овладение детьми в детском саду различными художественно-творческими видами деятельности, знания о различных видах искусства (как классического, так и народного), а также навыки и умения в области художественной деятельности, приобретенные ими в дошкольный период, являются основой как для успешного изучения предметов эстетического цикла в школе, так и для интеллектуальное и нравственное развитие.

Преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста – это двусторонний процесс, который предусматривает взаимное признание воспитателями дошкольного учреждения и начальной школы способностей детей обоих возрастов и на этой основе установление взаимосвязанных, постепенно усложняющихся задач, содержания, форм и методов эстетического воспитания различными средствами

Литература:

Белошистая А. В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями. -Начальная школа: плюс-минус, 2002г. № 2.

Виноградова Н. Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. - Начальная школа,2000г. № 1.

учащихся из начальной школы в основную: Методическое пособие - Паритет, 2003 г.

Должикова Р. А., Федосимов Г. М., Кулинич Н. Н., Ищенко И. П. , Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе.- Школьная Пресса, 2008 г.

Денякина Л. Н. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования. Материалы научно-практической конференции, г. Кемерово, 8-9 июня 2006 г.- КРИПК и ПРО, 2007г

Калганова И. Н. Преемственность дошкольного и начального образования. - Начальная школа – 2007г. № 2.

Кукушкина В. Преемственность в работе ДОУ и школы. - Начальная школа   2001г. № 1.

Кадашникова Н.Ю., Педагогические советы. Выпуск 9. Проблемы преемственности начального и основного образования. Учитель, 2008г.

Комарова Т.С., Зырянова О.Ю., Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе.  Педагогическое общество России, 2006 г.

Ледлофф Ж., Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности. Генезис,

2014 г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание преемственных связей между детским садом и начальной школой

Опыт работы детского сада по созданию преемственных связей со школой....

ПРОГРАММА «Плавание в детском саду и начальной школе» (для детей от 5 до 10 лет) Срок реализации: 6 лет

Кружок «Плавание» является одним из основных в программе. Направленность обязывает детей изучать этот предмет, так как он является самым главным из всех получаемых знаний по плаванию. Занятия ведутся,...

Формирование ценностных отношений обучающихся в условиях сотрудничества детского сада и начальной школы

Интерес к проблеме ценностей приобретает особое внимание в современный момент. В нашем обществе сегодня идет переоценка и утверждение новых ценностей. Каждый человек несет ответственность за свою судь...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию у детей знаний правил дорожного движения в старшей группе детского сада и начальной школе «Дорожные знаки».

С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с р...

Проект образовательной программы для детского сада МОУ "Начальная школа-детский сад г. Можайска"

       Программа  включает  конкретное  содержание   образовательных  областей  с  учётом возрастных  и индивидуальных  осо...

проек "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"

Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе. Успешно адаптировать дет...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: - «Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»

laquo;Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»...