Долгосрочный творческий проект "Огород на подоконнике"
проект (средняя группа) на тему

Павлова Наталья Юрьевна

Цель пректа: обеспеченье условий для расширения представлений об окружающем мире через наблюдения, опытническую и экспериментальную деятельность в мини-огороде на подоконнике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ogorod_na_podoknnike_moy_-_kopiya.docx68.04 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №73 «Ладушки» города Великий Новгород

 

 

 

 

 

 

 

 

Огород на подоконнике

 

(проект)

 

Группа № 6 «Затейники»

 

 

 

 

Авторы: Павлова Наталья Юрьевна

Егорова Юлия Александровна

2016 год

Долгосрочный творческий проект

«Огород на подоконнике».

Актуальность: Пришло время посадок. Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени. Но нет ничего приятнее, когда первая зелень поспевает прямо у нас на подоконнике. Это могут быть лук, петрушка, укроп, и даже листья салата. Огород на подоконнике - отличный способ развеять сезонную тоску по природным цветам и теплу. Расширения представлений детей о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях, обобщения представлений о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений, развития познавательных и творческих способностей детей.

Проектная идея: создать в группе огород на подоконнике.

Вид проекта: познавательно-практический-исследовательский.

Продолжительность проекта: 1,5 месяца (март, апрель).

Цель проекта: обеспеченье условий для расширения представлений об окружающем мире через наблюдения, опытническую и экспериментальную деятельность в мини-огороде на подоконнике.

Задачи:

Формировать у детей представление о росте культурных растений.

Формировать умение выращивать рассаду овощных культурных растений, сажать ее, сеять семена овощей, зелени (укроп, петрушка салат), цветов, посадить лук, чеснок, фасоль, горох, огурцы, помидоры.

Вести наблюдение, отображать в календаре наблюдений за ростом растений.

Обобщать знание детей, о том, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло).

Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях, выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

Воспитывать бережное отношение к своему труду, труду взрослых и детей.

Ожидаемые результаты:  

Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают из семян.

Научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.

У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.

С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.

 

 

 Возрастание речевой компетенции: 
- Сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам. 
- Отвечать на вопросы, делать простейшие выводы. 
Развитие познавательных и творческих способностей.

Родители:

 Родители обогатят родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье. 

Педагоги: 
Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач. Реализация на практике новых методик работы с детьми.

Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы.

Участники проекта: Воспитатели – дети – родители.                

Введение:

«Создание экологического проекта».

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Формирование начала экологической культуры у детей содержит вариант конкретных технологий, построенных на организации взаимодействия ребят дошкольников с природой, ближайшего окружения, познание того, что растет и живет рядом с ним.

В связи с эти важным представляется создание развивающей экологической среды, которая при правильном её устройстве, усовершенствовании и последующем использовании в педагогической деятельности выступает как метод экологического воспитания детей.

Создание стационарной развивающей экологической среды в ДОУ - это непрерывный педагогический процесс, включающий организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и реально заботиться о растениях и животных, находящихся в одном жизненном пространстве с ними.  «Экологическое пространство» - это небольшая территория, занятая           объектами природы и имеющее определённое функциональное назначение. В каждом детском саду есть участок, на котором дети проводят значительную часть времени: это место для игр, прогулок, занятий, наблюдений за растениями и животными в течение всего года. На участке детского сада создаётся развивающая экологическая среда. Работая в цветнике, на огороде, в саду, дети приучаются коллективно трудиться, приобретают некоторые

трудовые навыки, у них воспитывается любовь и уважение к труду, ответственность за порученное дело. На участке детей знакомят с сезонными явлениями в природе, организуют длительные наблюдения за ростом растений и повадками животных. Все это значительно расширяет кругозор детей, обогащает их знаниями об окружающем мире, воспитывает у них бережное отношение к природе и умение видеть в ней красивое.

       Значение         огорода в         экологическом развитии ребенка-дошкольника.

Наличие огорода способствует осуществлению непосредственного контакта ребёнка с объектами природы, «живое» общение с природой, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними. Рядом с ребёнком находятся сами объекты природы, содержащиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях и наглядно демонстрирующие особенности своего строения и функционирования. Дети вместе с воспитателем выращивают растения, ухаживают за ними, получают конкретные представления о росте и развитии. В процессе ухода за растениями у них вырабатываются умения правильно пользоваться простейшими орудиями по обработке почвы и уходу за растениями, формируется бережное отношение к природе.

Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширять представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.

Предварительная работа
• Ознакомительная консультация родителей относительно назначения проекта. Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

  • Попросить родителей изготовить модель огорода на подоконнике.
    • Выставка книг с русскими народными сказками, стихами, рассказами о растениях, овощах и фруктах, организованная с помощью родителей. 
  • Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике».
    • Подбор методической, справочной, художественной литературы по тематике проекта. 
    • Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

• Раскрашивание картинок «Овощи», «Фрукты». 
• Чтение художественной литературы (русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи» и т. д.………..), рассматривание иллюстраций в книгах. 

Практическая часть проекта 
Постановка целей: 
- что мы знаем; 
- что хотим узнать; 
- что нужно сделать, чтобы узнать; 
- проверить на практике полученные знания. 

Этапы работы над проектом:

Проект имеет три этапа.

  1. этап – подготовительный.

В группе детского сада на подоконнике обустроили огород. Приобретение необходимого оборудования: контейнеры для рассады, пластиковые стаканчики, земля, семена, луковицы. Изготовили таблички - указатели с картинками растений, которые будем выращивать. Подобрали художественную литературу для чтения: поговорки, загадки, стихи, сказки. Завели календарь наблюдений за ростом растений.

• определение цели и задач проекта 
• сбор информационного материала 
• создание условий для организации работы в «огороде на подоконнике» 
• составление плана мероприятий по организации детской деятельности

  1. этап – исследовательский.

Дети рассматривали луковицы, семена огурцов, тыквы, кабачков, бобы, укропа, петрушки, капусты, цветов (ноготков).

Провели беседы с детьми: «В мире растений», «Все начинается с семени», «Посев семян», «Первые всходы», «Витамины для детей».

Дети проводили опыты, эксперименты: «Условия необходимые для роста растений», «Развитие, рост растений».

Беседа – исследование «Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая). Материал и оборудование: земля в контейнерах.

 Опыт - эксперимент «Вода – растение». Цель: выявить, необходима ли вода для роста растений. Материал и оборудование: два контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, другой не поливают).

 Опыт – эксперимент «Солнце – лучок». Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений. Материал и оборудование: два контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, а другой поместили в шкаф).

Опыт – эксперимент «Человек и растение». Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком. Материал и оборудование: два контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой – не рыхлят землю, не поливают, поставили в темное место).

Дети участвовали в подготовке семян растений (огурец, бобы, фасоль) к высадке; сеяли семена зелени – укропа и петрушки, цветов (ноготки); сажали лук.

Устанавливали взаимосвязи: семя – вода – свет - тепло – росток; растение – земля – вода – свет – тепло; растение – человек.

Результаты экспериментов, наблюдений фиксировали рисунками в календаре наблюдений.

В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: загадки, стихи, поговорки. Рассматривали иллюстрации, картинки.

 Проводились дидактические игры «Узнай на вкус», «Четвертый лишний», «Узнай на ощупь», «Узнай по описанию».

Сбор оборудования для ухода за растениями.

Алгоритм ухаживания за растениями.

Экологические сказки и рассказы, составленные детьми и родителями.

3 этап – заключительный.

Подведение итогов реализации проекта. Беседы. Оформление выставки детских рисунков «От семени к ростку», «Зеленый лучок».

Для выращивания овощей следует разбить три грядки. На первой высаживаются овощи, которые образуют плоды непосредственно в земле, так называемые «корешки»: ряды моркови, свеклы, редиски, репы, картофеля. На второй грядке растут овощи, образующие плоды над поверхностью земли: помидоры, огурцы, перцы, капуста. На третьей, овощи, дающие в пищу и «вершки» и «корешки»: петрушка, лук, чеснок. Таким образом, выращивая растения на грядках, детьми ведется наблюдение, какие из них растут быстрее, сравниваем форму, и цвет листьев. Собирается коллекция огородных семян. Результаты наблюдений фиксируются в календарях природы и погоды.

Праздник:

«Овощи, фрукты с нашей грядки».

Организационная деятельность.

Подобрать художественную литературу, иллюстрированный материал по данной теме

Подобрать материал и оборудование для опытно - экспериментальной деятельности

План-схема работы с детьми и родителями по реализации проекта «Огород на подоконнике».


Мероприятия – Цели – Ответственные - Сроки выполнения

Воспитатели: Март 3-я неделя 
Беседа с родителями «Знакомство с проектом».

Задания родителям по изготовлению атрибутов для огорода. 
Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Привлечь родителей к реализации проекта «Огород на подоконнике». 
Просвещать родителей по данной теме.  

Беседа с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт. 
Рассматривание книг, иллюстраций о растениях. Расширять кругозор детей. 
Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания видах растений.

Итоговая беседа «Огород на подоконнике».

Воспитатель, родители: Март 3-я неделя 
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы. Создать условия для реализации проекта «Огород на окне». 
       Воспитатель, родители: Март 4-я неделя 
Посадка семян овощей. Воспитывать желание помогать взрослым. Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры.

Опыт – наблюдение: «Что вырастет из зернышка» (укроп, кресс-салат). Показать детям, как растения вырастают из семян.

Посадка гороха и фасоли. Показать детям, как сажать горох и фасоль. Формировать представление о выращивании этих растений на подоконнике.

Воспитатель: Март 4-я неделя 
НОД «Посадка лука». Опыт - наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях. Получить необходимые условия для роста лука (свет, вода, тепло). Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.

Опыт – наблюдение за ростом лука в земле и в воде. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц и делать зарисовки роста лука. Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла).

Воспитатель: Март - Апрель
Опыт – наблюдение за ростом перцев, помидоров и т. д.. Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц, томатов, перца.

Рисование детьми овощей. Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно. 

Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. Учить ухаживать за растениями.
Рассматривание муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. Формировать представление детей об овощах и фруктах. 

Дидактические игры: «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что положить», «Что лишнее», «Найди растения».
       Лепка из пластилина фруктов и овощей. Оформление мини выставки «Наш урожай». Учить использовать во время лепки ранее приобретённые навыки.

Родители: Апрель 
         Выполнение совместно с родителями творческих работ (рисунки, поделки) согласно тематике проекта. Развивать творческие способности, умение работать совместно со взрослыми.

Воспитатель: Апрель  
       НОД «Чиполлино в гостях у детей» Продолжать формировать представление о том, что растение-живое и ему нужны для роста вода, свет и тепло; что во время развития оно меняется (появляются и растут корни и листья).


      Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Развивать смекалку, память, внимание.
НОД «Чиполлино в гостях у детей» Продолжать формировать представление о том, что растение-живое и ему нужны для роста вода, свет и тепло; что во время развития оно меняется (появляются и растут корни и листья).
      Оформление «Огорода на подоконнике» Создать в группе красиво оформленный огород.
Создание фоторепортажа «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». Подвести итог проделанной работы. Настроить детей на дальнейшую деятельность по пересадке огорода на окне в огород на участке сада.

Воспитатель, музыкальный руководитель Март - Апрель 
Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами. 
Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

Чтение художественной литературы: «Пых», «Огород бабы Фёклы», «Чиполлино», «Вершки и корешки», «Репка», «Спор овощей» - сказки, «Овощи» - стихи.

Разучивание: подвижно-речевой игры «Баба сеяла горох», беседы «Какие бывают овощи», «Наши растения», стихотворение «Купите лук», Комплекс гимнастических упражнений: «Удивляемся природе».

Воспитатель на протяжении всего проекта 
Оформление дневника наблюдений. Зафиксировать наблюдение за растениями.


Праздник:

«Овощи, фрукты с нашей грядки».

Содержание деятельности по реализации проекта.

Материал к проекту «Огород на подоконнике».

Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные и игры малой подвижности)

Игры:

«Узнай на вкус», «Четвертый лишний», «Узнай на ощупь», «Узнай по описанию» и.т.д.

Дидактическая игра «Кто скорее соберет»

П. З. - учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

Игровое правило. Собирать овощи и фрукты только в соответствии с пометкой – значком на корзине (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой – «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзину и при этом не ошибется. Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

Ход игры. Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться – чья бригада скорее соберет урожай. Вот в эту корзинку (указывает на картинку «яблоко» или модель «Сад») надо собрать фрукты, а в эту (где нарисован «огурец» модель «Огород») овощи. Кто считает, что они собрали всё, поднимает вот так корзинку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь в саду или на огороде». Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке). Выбираются две бригады: овощеводов и садоводов (по два-три человека). По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и фрукты в соответствующие корзинки. Та бригада, которая первой поднимет корзинку, выигрывает (надо проверить, не ошиблись ли играющие, не попал ли в корзинку не тот овощ или фрукт). После этого объявляется команда победительница. Игра продолжается с другими командами.

Дидактическая игра «Что сажают в огороде»

П. з.- учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения, развивать быстроту мышления, слуховое внимание, речевые навыки.

Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровое действие. Кто ошибся, тот отдает фант, который потом отыгрывает.

Ход игры. Воспитатель спрашивает: «Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы отвечаете «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает» Воспитатель. Морковь. Дети. Да! Воспитатель. Огурцы. Дети. Да! Воспитатель. Свекла. Дети. Да! Воспитатель. Сливы. Дети.

Нет! Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать:

«Поспешишь – людей насмешишь. Будь внимателен! »

Дидактическая игра «Садовник».

П. з. – развитие общих речевых навыков, координация речи и движения, развитие мелкой моторики, развитие грамматического строя речи.

Мы вчера в саду гуляли, (Дети идут по кругу, взявшись за руки.) Мы смородину сажали. (Изображают, как выкапывают яму и сажают в нее куст.) Яблони белили мы Известью, белилами. (Движение правой рукой вверх-вниз.) Починили мы забор, (Имитируют удары молотком.) Завели мы разговор: — Ты скажи, Садовник наш, что ты нам в награду дашь? (Стоят лицом в круг, в центр выходит один ребенок.) - Дам в награду слив лиловых, груш медовых, самых крупных, спелых яблок, вишен целый килограмм. Вот что вам в награду дам! (На каждое название фруктов загибают по одному пальцу на правой руке.)

Дидактическая игра «От какого дерева лист? »

П. З. - знать особенности формы и расцветки листьев деревьев осенью; уметь по сигналу быстро ориентироваться на участке и находить нужное дерево; называть деревья, узнавая их по строению, коре, остаткам семян, листьев; называть их цвета и оттенки.

Дидактическая игра «Собери урожай»

П. З. - знать способы хранения овощей и фруктов; уметь подбирать варианты хранения урожая к конкретным овощам и фруктам, рассказывать об этом.

Ход игры. Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта, а дети должны подобрать к нему условные обозначения: хранение, консервация, сушка, заморозка, засолка и т. п.

Дидактическая игра «Узнай овощи на вкус»

П. З. – закреплять знания об овощах, умение распознавать овощи по вкусу.

Ход игры. На тарелке у воспитателя лежат целые овощи, а у детей на столах блюдца с разными кусочками овощей. Рассмотрев овощи на тарелке, дети берут по кусочку любого овоща со своего блюдца, съедают его, а затем называют овощ и его вкус.

Дидактическая игра «Вершки - корешки»

П. З. - развивать быстроту реакции на вопрос педагога, внимание, память; формировать интерес к играм, в которых дети могут показать свои знания.

Ход игры. Педагог уточняет, что съедобный корень овоща дети будут называть корешками, а съедобный плод на стебле — вершками. Объясняет; что отвечать можно только двумя словами вершки и корешки. Кто ошибется, заплатит фант, который в конце игры выкупается. Педагог называет какой- ни будь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно — вершки или корешки. Педагог предупреждает, что дети должны быть внимательными, поскольку в некоторых овощах съедобно и то и другое. Детям с ОНР и ЗПР для опоры необходимы предметные картинки.

Дидактическая игра «Осенняя ярмарка»

П. З. - развивать речь, ролевое взаимодействие; воспитывать культуру общения.

Ход игры. Организатор ярмарки должен рассказывать о том, какие овощи и фрукты и как заготовлены на зиму. Продавец должен предлагать свой товар и отпускать его, покупатель — называть товар, который хочет купить, и способ его заготовки.

Дидактическая игра «Кто больше назовет блюд»

П. З. - развивать быстроту реакции на вопрос, внимание; воспитывать выдержку, терпеливость.

Ход игры. Педагог называет овощ или фрукт и просит вспомнить блюдо, которое из него можно приготовить. Тот, кому брошен мяч, должен назвать блюдо, не повторяясь. Ошибившийся или ничего не сказавший ребенок пропускает кон. Педагог может задать какое- то блюдо, а дети должны вспомнить его составляющие и договориться, какой составляющей будет каждый из них. Ведущий выкрикивает, что он хочет положить в кастрюлю, а узнавший себя впрыгивает в круг. Следующий впрыгивает и берет за руку предыдущего. Пока все компоненты не окажутся в круге, игра продолжается. Можно использовать шапочки-маски, медальоны с изображением овощей и фруктов.

Дидактическая игра «Что едят в сыром виде, а что в вареном? »

П. З. - развивать фразовую речь, произвольное внимание; формировать умение выслушивать своих товарищей, терпеливо ждать своей очереди.

Ход игры. Педагог показывает детям поочередно овощи и спрашивает, что можно есть в сыром виде, а что нельзя. Дает образец ответа: «Огурец можно есть в сыром виде», «Картофель надо варить». Затем педагог предлагает хлопать в ладоши, если овощ можно есть в сыром виде, и сидеть тихо, если нельзя.

Дидактическая игра «Что растет в саду, огороде? »

П. З. - развивать умение действовать по сигналу быстро; воспитывать честность при выполнении правил игры.

Ход игры. По сигналу взрослого дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте у взрослого. Выигрывает тот, кто быстрее закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения. Маленькие карточки просматриваются детьми заранее.

Дидактическая игра «Найди по описанию»

П. З. - развивать память, внимание; формировать умение при отгадывании не перебивать товарищей, не выкрикивать, внимательно выслушивать педагога.

Ход игры. Педагог подробно описывает один из представленных овощей или фруктов (форма, цвет, величина, окраска, вкус, какой на ощупь, какой снаружи и внутри) и предлагает детям его назвать и показать. Затем взрослый загадывает загадки, дети отгадывают и находят карточку с изображением.

Описательный рассказ может составлять ребенок, а взрослый отгадывать.

Дидактическая игра «С какой ветки детки»

П. З. - развивать память, внимание, словарь прилагательных и числительных; воспитывать умение спокойно реагировать при передаче кона другим детям.

Ход игры. Педагог задает детям вопрос, например, «Как называется дерево, на котором растут яблоки?» Дети отвечают, отыскивают среди множества фруктов яблоки и «подвешивают» их к веточкам дерева. Педагог просит пересчитать яблоки и ответить, сколько их висит на яблоне. Если дети ошибаются в названии фруктового дерева, то право отгадки передается другим.

Дидактическая игра «Угадай-ка»

П. З. - развивать операцию классификации, внимание; воспитывать умение внимательно слушать указания педагога, ответы товарищей.

Ход игры. Педагог все картинки раздает играющим, предлагает положить картинки с нарисованными фруктами в одну сторону, с ягодами — в другую. Дети должны перечислить фрукты и ягоды и назвать их обобщающим словом.

Педагог раздает картинки с нарисованными ягодами, предлагает играющим картинки с лесными и садовыми ягодами разделить по группам, перечислить, назвать их обобщающим словом. Необходимо учесть, что некоторые ягоды растут и в лесу, и в саду.

Педагог раздает картинки с нарисованными фруктами, предлагает играющим разложить по группам картинки с фруктами нашей полосы и жарких стран, перечислить их, назвать обобщающим словом. .

Игра-хоровод «Кабачок»

П. З. - развивать музыкальный слух, чувство ритма; формировать творческий потенциал.

Ход игры. Один из детей становится кабачком. Он стоит в центре круга, дети водят вокруг него хоровод и поют:

Кабачок, кабачок,

Тоненькие ножки,

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Танцуй, сколько хочешь,

Выбирай, кого захочешь!

Кабачок танцует, а потом выбирает другого ребенка, который становится кабачком. Кабачок может танцевать в паре с тем, кого выбрал. Можно выбирать не кабачок, а другой овощ (баклажан, огурец, помидор и т. п., использовать шапочки-маски.

Подвижная игра «Баба сеяла горох»

П. З. - развивать ловкость, быстроту реакции, внимание; воспитывать честность при выполнении правил игры.

Ход игры. Один из детей становится водящим, все остальные — горошинками. Горошинки произносят текст и водят хоровод вокруг водящего.

Баба сеяла горох. (Дети приседают, держась за руки)

Ох! Уродился он неплох. (Приседают) Ох! Уродился он густой. (Идут в центр.)

Мы помчимся — ты постой!

Горошинки разбегаются по участку, а водящий ловит их. Первый, кого поймают, становится водящим. Водящими могут быть и два и три ребенка.

Водящий имеет право только салить.

Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке»

П. З. – развивать внимание, способность координировать свои движения с движениями других детей.

Огород у нас в порядке,

Мы весной вскопали грядки (имитируем работу с лопатой).

Мы пололи огород (наклоняемся, достаем руками пол)

Поливали огород (показываем, как поливали лейкой).

В лунках маленьких не густо

Посадили мы капусту (присесть на корточки, обхватить руками колени).

Лето все она толстела,

Разрасталась вширь и ввысь (медленно поднимаемся).

А сейчас ей тесто, бедной,

Говорит: «Посторонись!» (топнуть ногой в конце фразы)

Игра малой подвижности «Огородник»

П. З. - Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу) Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.

Ход игры. Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д. и становится в круг. Один из участников игры – огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

Кто там?

Огородник.

За чем пришел?

За репой!

После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,

По середке толста,

К концу востра, прячет хвост под себя.

Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет.

Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами.

 Тот, на кого ведущий укажет (глазами или жестом, подает голос, стараясь его изменить:

  • Я репа, ау!

Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.

Подвижная игра «Огород»

П. З. - Развитие координации движений, умения действовать по команде.

ХОД ИГРЫ: Ребенок изображает курочку, а взрослый - дедушку-сторожа. На полу мелом проводят черту, объясняя ребенку, что за чертой "огород".

 В огороде у ребят

Есть морковка и салат,

Все для ребят, Все для ребят!

 Старый дедушка ходил,

Он морковку сторожил.

Кыш, куры, кыш,

Кыш, куры, кыш! ("Дедушка" с палкой ходит в "огороде".)  

Старый дедушка устал,

Сел на травку, задремал.

 Дедушка спит, Дедушка спит. (Садится, дремлет.)

 Курочки бегут, бегут

И цыплят к себе зовут

Морковку щипать,

Морковку щипать. (Дети "курочки" выбегают на носочках.) Дедушка нас услыхал,

Всех курочек прогнал.

Кыш, куры, кыш,

Кыш, куры, кыш!

Подвижная игра «Посади и собери картофель»

П. З. – развивать ловкость быстроту движений, упражнять в ориентировании по плану.

Ход игры. Дети распределяются на 3—4 команды с равным числом играющих. Команды в колоннах стоят у черты. На расстоянии 12—20 м от черты напротив каждой команды лежат по 3 небольших кружка-лунки (обручи, круги можно нарисовать мелом). В руках у детей, стоящих впереди колонн, небольшие мешки с тремя маленькими мячами или мешочками с песком. По сигналу воспитателя первые в колоннах бегут к лункам, сажают в каждую по картофелине и возвращаются. Подбегая к колонне, они передают мешочек следующему играющему, тот бежит и собирает картофель и т. п. Побеждает команда, первой закончившая задание. Картофель должен лежать в лунке (круге). Если картофелина выкатится, то ребенок обязан вернуть ее на места.

Игра повторяется 3—4 раза.

Подвижная игра «Горелки»

П. З. – закрепить умение детей соотносить действия со звуковым сигналом и придерживаться правил игры.

Ход игры. Играющие (11—13 детей) становятся в колонну парами. Впереди колонны (в 2—З шагах) стоит ловящий, он смотрят вперед. Играющие хором произносят:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо — Птички летят, колокольчики звенят

Раз, два, три — беги!

После слова «беги» дети, стоящие в колонне в последней паре, отпускают руки и бегут вперед вдоль колонны: один слева, а другой справа от нее. Они выбегают вперед и стараются снова взяться за руки и стать впереди ловящего. Ловящий старается поймать одного из пары раньше, чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если ловящему удается это сделать, он с пойманным образует новую пару, которая становится впереди колонны. Оставшийся без пары будет ловящим. Если ловящему не удалось поймать никого из пары, он продолжает выполнять свою роль. Игра заканчивается, когда все пары пробегут по одному разу. После этого выбирается новый водящий. Игра возобновляется

Подвижная игра «Яблонька»

П. З. – закрепить умение детей не ловить, а салить друг друга.

Участники игры образуют круг, в середину его выходит девочка яблонька. Она изображает движениями то, о чем рассказывается в песне.

Все, взявшись за руки, ведут хоровод и поют:

Мы посадим яблоньку на горе, на горе

Наша яблонька расцветет на заре, на заре

Вырастай, яблонька вот такой вышины,

Распускайся, яблонька, вот такой ширины.

Расти, расти, яблонька, в добрый час

Потанцуй-ка, Машенька, ты для нас

Ой, как наша Машенька закружилась

Ой как наша яблонька распустилась.

А мы нашу яблоньку все трясти будем

А мы сладки яблочки собирать будем.

А мы нашу яблоньку все пощиплем.

Да от нашей Машеньки убежим вихрем.

На последних словах дети приближаются и щиплют девочку и тут же убегают. Яблонька ловит детей. Тот, кого поймали первым, становится на место ведущей, игра продолжается.

Малоподвижная игра «Вершки-корешки»

П. З. - знать названия овощей, уметь различать корнеплоды; быстро реагировать на название овоща — приседать, если это корнеплод, поднимать руки вверх, если овощ созревает наверху.

Ход игры. Дети стоят в кругу, педагог называет овощи, а дети должны вспомнить как они растут, что люди едят вершки или корешки, в соответствии с этим присесть или поднять руки вверх. Кто ошибается, тот выбывает. Педагог выполняет действия с детьми, сбивая их с толку. Награждается самый внимательный и знающий.

Театрализованная игра «Огород»

Ожидаемый результат: дети должны уметь выразительно передавать образ, взаимодействовать с партнерами в мизансцене; читать стихи об овощах, ритмично выполнять движения, эмоционально окрашивать роль.

Цели: развивать воображение, артистизм, смелость при выступлении перед зрителями; формировать творческое начало личности ребенка.

Материалы: шапочки с изображением овощей.

Разыгрывается сценка «Будем знакомы! »

Педагог

Приходи, честной народ,

На веселый огород!

Овощей здесь целый воз!

Кто полезней? Вот вопрос.

1-й ребенок

И девчонки, и мальчишки

Очень любят кочерыжки!

Я, капуста, не хвалюсь:

У меня отличный вкус.

2-й ребенок Свеклу варят, свеклу парят,

Без меня обед не варят.

Не готовят винегрет

Ни на ужин, ни в обед.

3-й ребенок

Я и вкусен, я и сочен,

И на вид красивый очень. Всем известен с давних пор

Под названьем помидор.

4-й ребенок

Летом свежий и зеленый,

А зимой хорош соленый.

Чем же я не молодец —Крепкий, вкусный огурец?

5-й ребенок

Я и горький, я и сладкий,

К солнцу я тянусь из грядки,

Малышам полезный друг,

А зовусь я просто — лук.

Дети (хором)

Познакомились вы с нами

И теперь узнали сами,

Чем же мы полезны вам —

И большим и малышам!

Сюжетно-ролевая игра «Фруктовое кафе»

Ожидаемый результат: дети должны знать названия фруктовых соков (яблочный, грушевый, сливовый, вишневый, лимонный, абрикосовый, апельсиновый, персиковый, мандариновый, варенья, джемов, мороженого/тортов и пр. ; вступать в ролевое взаимодействие, Строить диалоги со сверстниками и педагогом, как с равным игровым партнером, взяв на себя роли официанта, бармена, посетителя, мамы, папы, ребенка, организатора развлечений; использовать меню с символами и текстом для читающих детей для выбора блюд и их заказа; активно использовать песенный репертуар для караоке; придумывать новый сюжет, роли и действия.

Цели: развивать игровой диалог, умение сочинять сюжет игры, объединять несколько игр; воспитывать социально активную личность.

Материалы: коробки из-под соков, муляжи тортов, муссов, желе, картинки с изображением банок с вареньем, джемом, повидлом или пластмассовые баночки с наклейками, папки с меню, игровое панно — караоке и др.

Сюжетно – ролевая игра «Увозим урожай с дачи»

П. З. – уточнить знания детей о хозяйственно – бытовой деятельности человека осенью, побуждать детей принимать активное участие в развитии сюжета игры.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям создать игровую ситуацию сбора урожая на даче и отъезда семьи в город.

Материал: корзинки, коробки, сумки, предметы заместители.

Гимнастика пальчиковая и утренняя.

Пальчиковая гимнастика “Хозяйка однажды с базара пришла”

Хозяйка однажды с базара пришла, (Шагают пальчиками по столу.)

Хозяйка с базара домой принесла (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)

Вот овощи спор завели на столе - (Попеременные удары кулачками и ладонями.)

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

Картошка? Капуста? Морковка? (Загибают пальчики на обеих руках.)

Горох? Петрушка иль свекла? ОХ! (Хлопок.)

Хозяйка тем временем ножик взяла (Стучат ребром каждой ладони по столу.)

И ножиком этим крошить начала

Картошку, капусту, Морковку, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушку и свеклу. ОХ! (Хлопок.)

Накрытые крышкой, в душном горшке (Ладони складывают крест- накрест на столе.)

Картошка, Капуста, Морковка, (Загибают пальчики.)

Горох, Петрушка и свекла. ОХ! (Хлопок.)

И суп овощной оказался неплох! (Показывают, как едят суп.)

Пальчиковая гимнастика «Капуста»

Мы капусту рубим, (Дети делают резкие движения)

Мы морковку трем (Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, двигают ими к себе и от себя)

Мы капусту солим, (Имитируют посыпание солью из щепотки.)

Мы капусту жмем. (Интенсивно сжимают и разжимают пальцы

В кадку все утрамбовали (Потирают кулак о кулак.)

Сверху грузиком прижали. (Ставят кулак на кулак.)

Пальчиковая гимнастика "Компот"

Будем        мы варить компот, (Левую ладошку держать “ковшиком” указательным пальцем правой руки “мешают”)

Фруктов нужно много. (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Вот:

Будем яблоки крошить, (имитируют движения, крошат)

Грушу будем мы рубить. (имитируют движения, рубят)

Отожмем лимонный сок (имитируют движения отжимают)

Слив положим и песок. (имитируют движения)

Варим, варим мы компот. (“варят” и мешают”.)

Угостим честной народ. (угощают)

Пальчиковая гимнастика «Пальчики в саду»

Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять. Этот пальчик в сад пошел, этот пальчик гриб нашел, этот резал, этот ел, ну, а этот лишь глядел!

Утренняя гимнастика «Собираем урожай на даче»

П. З: развивать ориентировку в пространстве; умение ритмично, в едином темпе выполнять упражнения в соответствии с зарифмованным текстом; эмоционально окрашивать свои движения; поднять эмоциональный тонус детей с помощью совместной деятельности.

Уезжаем мы на дачу (Дети строятся в колонну.)

Чтоб собрать там урожай.

 Забирай с собой корзины и в вагончики вставай.

Электричка быстро мчится, (Идут с ускорением темпа.)

Станцию не прозевай. «Тук-тук-тук» — стучат колеса.

 Друг за другом поспевай!

Замедляем темп движенья, (Идут медленнее, перестраиваются.)

Остановка впереди.

 Кто на дачу собирался?

Побыстрее выходи!

Поле целое картошки. (Выполняют наклоны.)

Будем мы ее копать.

Снизу поддевать лопатой и в ведерко собирать.

 Помидоры — овощ нежный. (Приседают.)

Чтоб сорвать его, присядь.

 Осторожно с ветки каждой помидоры надо рвать.

 Высоко висят на плетях (Вытягиваются вверх.)

Молодые огурцы.

Сверху собери сначала, ну а плети подвяжи.

 Вот капуста раздобрела, (Сидя, наклоняются вперед.)

До чего же, хороша!

 Кочаны вы срежьте снизу и сложите не спеша.

Где растет морковь и свекла? (Поворачиваются в стороны, разводя руки.)

Покажите мне, друзья.

Справа грядка, слева грядка.

Вижу их теперь и я.

Так устали мы на даче, (Лежа, поднимают и опускают руки и ноги.)

Что свалились на траву.

 Кажется, что от работы

 Просто я сейчас умру.

Но вернулись быстро силы. (Идут по кругу.)

Чистым стал наш огород.

 Овощи в подвал мы сложим, чтоб хранились целый год.

 

«Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта-схемы: (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами), яблоко.

Ход игры

Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

Пальчиковые игры

Тема «Фрукты»

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга.

На базар ходили мы, (мизинцы)

Много груш там и хурмы, (безымянные пальцы)

Есть лимоны, апельсины, (средние пальцы)

Дыни, сливы, мандарины, (указательные пальцы)

Но купили мы арбуз) (большие пальцы)

Это самый вкусный груз.

(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)

Театр пальчиков и языка

  1. Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.

Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

  1. Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.

Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

  1. Яблоки кислые.

Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.

  1. Яблоки соберем в корзины.

Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".

  1. Дома сварим из яблок варенье.

Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

  1. Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.

Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

  1. Тяжело нести корзины. Увидели лодку.

Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

  1. Приплыли домой.

Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

Пальчиковая игра «В сад идем мы погулять»

Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.

В сад идем мы погулять:

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

Загадки.

В огороде стоит,

Ничего не говорит.

Сам не берёт

И воронам не даёт.  (Пугало, чучело)

На жарком солнышке подсох

И рвётся из стручков…? (Горох)

Расселась барыня на грядке, Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли пол мешка. (Капуста)

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост снаружи. (Морковь)

Над землёй трава,

Под землёй алая голова. (Свёкла)

Красная мышка

С белым хвостом

В норке сидит

Под зелёным листом. (Редис)

Золотая голова

Велика и тяжела. Золотая голова

Отдохнуть прилегла.

Голова велика,

Только шея тонка. (Тыква)

Лежит меж грядок -

Зелен и сладок. (Огурец)

Прежде чем его мы съели,

Мы наплакаться успели. (Лук)

Пословицы.

1.Каждому овощу свое время.

2.Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.

Капуста любит воду да хорошую погоду.

Лук от семи недуг.

5.У кого какой вкус: кто любит дыню, а кто арбуз.

6.Сердце с перцем, душа с чесноком (т.е. злой человек).

                     7.Редька хвалилась: «Я с медом хороша!»

8.Морковь прибавляет кровь.

Стихи.

1.Витамины – ценные вещества,         Свекла мне не по зубам!

Без них мы никуда,         Вот тебя я лучше - ам! -

Чтоб здоровым, сильным, крепки быть         ...      Но в зубах злодея волка      

Надо с     витаминами дружить.                           Оказалась лишь свеколка!

2. Стала тыква нас просить:                                  5.Когда картошку уплетаю,

Жарко! Дайте нам попить!                                  Всегда индейцев вспоминаю:

Мы достали быстро лейку                                  Вот не нашли б они картошку,

И полили всю семейку:                                       Что ел бы я большою ложкой?

Чтобы крепли молодцы -

Кабачки и огурцы,

                                                                              6. Ну - ка, девица редиска,  

Чтобы сладкими на вкус                                      Полезай скорее в миску!

 Были дыня и арбуз!             Здесь уже твои сестрички.

  • Вот спасибо вам, друзья!                               Видишь хвостики - косички?  
  • Напилась моя семья!                                               - Нет, я в миску не спешу,

  • 3. - Заболел малютка ежик!                                       Лучше в грядке посижу!

Доктор, что ему поможет?

  • Ваш поправится сынок.                                      7. Знаю я, любезный лук,    
  • А спасет его - чеснок!                                      Ты - мой добрый, верный друг.

                                                                             Что ж глаза мне щиплешь так,

4.Обожаю я свеколку,                                     -         Будто ты не друг, а враг?  

Говорит зайчонок волку, -                                              Уж такой я, потерпи.

Вот, попробуй, угощаю!               Если любишь, то прости!

Будет вкусно, обещаю!

Физкультминутки

Бабушка кисель варила

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».)

 На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

       Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

      Через бабушкин порог.

      Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

              Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

       У старушечки на горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

                 Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

Жил один садовод, он развел огород,

Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан

Полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена. (Дети приседают и встают.) Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде, Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Вот так яблоко

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.) Руку протяните,

(Протянули руки вперед.) Яблоко сорвите.

(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать, (Качаем вверху руками.) Трудно яблоко достать.

(Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву! (Хлопок в ладоши над головой.) Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.) «Цветок распустился»

Пальцы зажаты в кулак. Каждый палец поочередно выпрямляется и отводится в сторону, как лепестки цветка, большой палец и мизинец выпрямляются одновременно. Это упражнение можно выполнять иначе: ладони обеих рук подняты вверх и прижаты друг к другу кончиками пальцев и основаниями ладоней - цветок закрыт. Одноименные пальцы на обеих руках одновременно отводятся назад - цветок распустился.

У нас в палисаднике

Возле терраски

Растут голубые Анютины глазки.

Анютины глазки,

Анютины глазки,

Они распускаются

Быстро, как в сказке.

Праздник:

«Овощи, фрукты с нашей грядки».

Цель: закреплять знания детей об овощах и фруктах: где растут, как убирают, как употребляют в пищу. Упражнять в употреблении глаголов действия; глаголов, связанных с уборкой урожая, способами обработки и приготовления овощей и фруктов. Закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными, учить составлять описательные рассказы.

Материалы: фланелеграф, иллюстрации с изображением овощей, фруктов. Муляжи или свежие овощи и фрукты. Нарезанные мелкими кусочками овощи и фрукты.

Ход праздника:

Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним в гости пришла бабушка Федора.

Бабушка Федора: Здравствуйте ребята! Решила я для своих друзей праздник устроить, а готовить не умею, надо мной все смеются, говорят, что ничего-то, я Федора не знаю и не умею! Я к вам пришла за помощью, вот сколько всего принесла. (Показывает детям картинки, на которых изображены овощи и фрукты). Для начала помогите разобраться, где тут овощи, а где фрукты, какого они цвета, какой формы. Дети по очереди выходят, берут иллюстрации, на которых изображены овощи и фрукты, говорят, что они взяли, и кладут на один поднос овощи, а на другой фрукты.

Воспитатель: Бабушка Федора, а ты знаешь, где растут овощи?

Бабушка Федора: Нет, конечно!

Воспитатель: Ребята! Какие овощи растут в земле?

Дети называют, а педагог выкладывает на фланелеграфе овощи (баклажан, кабачок, тыква капуста редиска, огурец, помидор, горох, лук, чеснок)

Воспитатель: Давайте поиграем. Я буду называть овощи, а вы – говорить, как их убирают.

Воспитатель: Помидоры.

Дети: Срывают.

Воспитатель: лук.

Дети: выдёргивают.

Воспитатель: Баклажаны.

Дети: Срезают.

Воспитатель: репу.

Дети: выдёргивают.

Воспитатель: тыкву.

Дети: срезают.

Воспитатель: морковь.

Дети: выдёргивают.

Бабушка Федора: Прежде чем начать готовить с овощами что-нибудь, что надо сделать? (дети – мыть). Обязательно мыть? А зачем? (Ответы детей). А какие овощи необходимо почистить? (репу, свёклу, морковь, тыкву, кабачки, баклажаны, картофель). И всё сразу варят? (нет).

Воспитатель: Не торопись, бабушка Федора. Скажите, ребята, какие овощи едят сырыми? (помидоры, огурцы, редиску, капусту, репу, морковь). А что можно из них приготовить? (салаты). А какие овощи можно есть и сырыми, и варёными? (капусту, морковь, помидоры, репу).

Бабушка Федора: А, что можно приготовить на первое? (овощной суп). Из каких овощей?

Воспитатель: А, какую зелень мама добавляет в овощной суп? (укроп, петрушку).

Бабушка Федора: А, на второе что приготовить? Кашу можно?  (кашу из тыквы). А котлеты? (морковные, капустные, свекольные). Из картофеля, что можно приготовить? Из кабачков и баклажанов, что можно приготовить? Прекрасно, но у нас столько овощей, много ещё останется. Что же с ними делать? (засолить).

Воспитатель: Ребята, давайте покажем и расскажем бабушке Федоре, как солить капусту.

Проводится физкультминутка. Дети хором произносят стихотворение и сопровождают его соответствующими действиями.

Мы капусту рубим,

Мы капусту трём, Мы капусту солим,

мы капусту жмём.

Воспитатель: Перед вами иллюстрации с изображением овощей. Посмотрите на них, решите, кто каким овощем на огороде будет, и поиграем в огород.

Дети: Есть у нас огород,

Там морковка (редиска, свекла) растёт- Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, морковь (редиска, свекла),

Сюда спеши,

Ты немного попляши.

Под весёлую музыку пляшут сначала дети- моркови, затем дети –редиски.

Воспитатель: теперь все поспешите, в гости приходите.

Бабушка Федора: А, ещё я хочу приготовить соки.

Воспитатель: Дети, давайте скажем бабушке Федоре, какие соки у неё получатся, я буду называть фрукт, а вы будете говорить, какой сок из него получится. (яблоко – яблочный). Что можно приготовить из фруктов на зиму? (Варенье, цукаты, сушёные фрукты). Перед каждым из вас иллюстрация с изображением овоща и фрукта. Скажите бабушке Федоре, как вы их будете употреблять в пищу. (Огурец съем сырым, а из апельсина сделаю сок и выпью.)

Бабушка Федора: Я вам вкусный сюрприз приготовила. Закройте глаза, я вам дам попробовать кусочек овоща или фрукта, а вы мне расскажите, что вы попробовали – овощ или фрукт, как он выглядит, какой на вкус, что из него можно приготовить.

Бабушка Федора раздаёт детям кусочки фруктов и овощей. Каждый ребёнок рассказывает о фрукте (Овоще), который он попробовал.

Бабушка Федора: Спасибо, ребята! Сегодня я узнала много интересного и многому научилась.

Стала поваром сегодня,

Чищу, режу, варю репу,

Свёклу тру, картошку жарю,

Могу сварить я вкусных щей

И котлет из овощей.

Мои друзья будут довольны. До свидания!

Воспитатель: До свидания, бабушка Федора. Приходи к нам ещё в гости, поможем, чем сможем.

Вот и празднику конец, а кто понял молодец!

3.Эксперементальная деятельность:

План экспериментальной деятельности

Земля.

Название мероприятия: Узнаём, какая земля.

Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, сыпется

Материал, оборудование: земля в контейнерах

Вода

Название мероприятия: Вода и растения

Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)

Солнце

Название мероприятия: Солнце и растения Цель: Определить роль солнца в жизни растений

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)

Человек

Название мероприятия: Человек и растения

Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека

Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

Памятка «Помощь природе»

  • Не разоряй муравейников
  • Не спугивай птиц с гнезда, не разоряй гнезд, не лови птенцов, не нарушай маскировку    гнезда; подкармливай птиц зимой, а весной делай скворечники
  • Не рви цветов, не ломай ветки деревьев, не делай на коре надрезы
  • Расчищай лес от сушняка: он убежище для различных вредителей
  • Не засоряй мусором водоемы
  • Участвуй в посадке и охране зеленых насаждений
  • Не повреди грибницы, собирая грибы. Помни, что грибы нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным. Не трогай ядовитые грибы
  • Не шуми в лесу. Не пугай животных. Оберегай шмелей, пчел, бабочек: Все они опылители цветов, а их гусеницы поедают сорняки.
  • Не разводи костров в лесу. Не оставляй мусор после себя.

Правила поведения для детей

Когда мы выезжаем на природу, очень важно, чтобы во время отдыха за городом не произошли неприятности, которые причинили бы вред нашему здоровью.

Постарайся запомнить нехитрые правила, соблюдать которые совсем несложно.

  • Растениями и цветами можно сколько угодно любоваться, но ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот незнакомые растения. Некоторые растения, если взять их в руки, вызывают сильное раздражение кожи, которое может длиться несколько недель. Есть и ядовитые растения, яд которых не менее опасен, чем змеиный.
  • С грибами, найденными тобой в лесу, тоже нужно быть очень осторожным. Собирай только известные тебе грибы и обязательно покажи собранные грибы взрослому, который в них разбирается. Когда гуляешь по лесу, не трогай поганки: они очень ядовиты.
  • Не пей сырую воду из какого бы то ни было водоёма: реки, озера или ручья.
  • Для защиты от укусов насекомых (клещей, ос, пчёл, комаров), отправляясь на прогулку в лес, надевай длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и обязательно головной убор. Открытые участки тела намажь средством, отпугивающим насекомых.
  • Помни, что запахи одеколонов, духов и другой парфюмерии сильно привлекают насекомых.

Итоги проекта: 
- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта. 
- Выставка творческих работ, выполненных детьми совместно с родителями. 
- Презентация альбома «Огород на подоконнике».

Дети узнали, что все растения живые и для их роста и развития необходимы определенные условия.
В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для роста и развития растений. По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за посадками, радовались первым всходам, наблюдали как растет лук, посаженный ими собственноручно.

На протяжении всего проекта у детей формировалась ответственность и значимость своего труда, зеленые перышки лука и также веточки укропа дети употребляли во время обеда.

В ходе реализации проекта «Огород на подоконнике» были получены следующие результаты: 

Выводы:

В процессе работы над проектом даем детям понятие о том, что мы люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимы не только вода, свет и тепло, но любовь и бережное отношение окружающих.

Как показали поставленные нами задачи, мы:

Сформировали у детей представление о росте культурных растений, умение выращивать рассаду овощных культурных растений, сажать её, сеять семена овощей, зелени (укроп, петрушка салат), цветов, посадить лук, фасоль, горох, огурцы.

Вели наблюдения, отображали в календаре наблюдений.

Обогатили знание детей, о том, что необходимо для роста растений (свет, влага, почва, тепло).
       С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала.
Дети стали бережнее относиться к растительному миру.  

Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей.
Благодаря нашему проекту «Огород на подоконнике» дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними, сформировали умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения, воспитывая бережное отношение к своему труду, труду взрослых и детей.

Узнали, что такое забота и ответственность.

Работа с родителями: Беседа с родителями «Огород на подоконнике».

 Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на подоконнике.
Предложить родителям посадить вместе с ребенком свой «огород» для закрепления знаний о растениях (овощах).
      Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике». 
Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.

Заключение:

Основными этапами работы над проектом явились: неугасимый интерес детей, их стремление узнавать новое, творить, играть, общаться, трудиться. Видим, как экологическое воспитание способствует развитию наблюдательности, неравнодушного отношения к окружающему миру у детей. Эта работа приносит детям большую радость и удовлетворение. Они понимают, что участвуют не только в интересном, и в очень полезном деле.

Результатами проделанной работы по экологическому воспитанию, проводимой ежедневно, позволяет сделать вывод, о том, что выбранные нами методы и приемы по формированию экологических знаний у детей по средством проектной деятельности способствовали повышению уровня экологической культуры, активизации словаря дошкольника, развитию у них психических процессов (воображение, памяти, мышления, внимание), нравственных качеств, а также воспитанию бережного отношения к природе.

Список литературы:

Масленникова, О.М., А.А. Филиппенко. Экологические проекты в детском саду / Масленникова, О.М., А.А. Филиппенко. – Изд. 2-е. – Волгоград. 2014. – 232с.

Горбатенко, О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ/ Горбатенко, О.Ф., - Изд. – Волгоград. 2007. – 286с.

Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2005. - 224с.

Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте / Т.А. Серебрякова. - Н. Новгород: НГПУ, 2005. - 136с.

Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М., 1991.

Селивёрстов В. И. Речевые игры с детьми. – М., 1994.

Своей любимой маме, я люблю помогать дома по хозяйству. Мы вместе с ней иногда делаем котлеты, все ингредиенты кладём в миску, и я их перемешиваю. Ещё я взбивал яйца и добавлял их в тесто для блинов, а потом жарили блинчики. Очень люблю пылесосить, когда мама на работе, она приходит с работы и меня всегда хвалит, спасибо говорит. Помогаю сервировать обеденный стол   когда мы садимся обедать, мама всегда улыбается и говорит, что я молодец.

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долгосрочный проект "Огород на подоконнике" подготовительная группа

Огород на подоконнике в детском саду является очень приятным занятием, особенно зимой и весной, когда хочется не только отведать свежие дары природы, но и посмотреть на цвета зелени или помидоро...

Презентация долгосрочного проекта "Сказка на подоконнике"

          Проект «Сказка на подоконнике» позволит максимально обогатить знания и представления детей об овощах, их свойствах, развить связную речь, творческие ...

Долгосрочный проект "Огород на подоконнике"

Информационный тип проекта, основанный на участии ребенка  в проектной деятельности. Форма работы – коллективная, с установлением контактов  внутри одной группы и за ее пределами (в семье).Ц...

Долгосрочный проект «Огород на подоконнике и на участке» в старшей группе детского сада.

Долгосрочный проект «Огород на подоконнике и на участке» в старшей группе детского сада.Алия АманжаловаДолгосрочный проект «Огород на подоконнике и на участке» в...

Долгосрочный творческий проект "Огород на подоконнике"

Цель пректа: обеспеченье условий для расширения представлений об окружающем мире через наблюдения, опытническую и экспериментальную деятельность в мини-огороде на подоконнике....

Долгосрочный проект "Огород на подоконнике"

Влияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями...