Воспитание гражданско – патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста.
статья (старшая группа) на тему

Старожук Нина Николаевна, Пахутко Татьяна Викторовна

Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.Оно заключает  в себя: отношение к себе как к личности, семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой.Дом, в котором он живёт, родную улицу.Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родной город, родной край.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_grazhdansko.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание гражданско – патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста.

Ребёнок  впервые  открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина». Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Что же следует иметь в виду, воспитывая у ребёнка первые чувства гражданственности? Как раскрыть перед ним содержание такого сложного и многогранного понятия, как «родной дом»? Оно заключает  в себя: отношение к себе как к личности, семью, где ребёнок родился и вырос, атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой.

Дом, в котором он живёт, родную улицу.

Постепенно понятие «родной дом» расширяется. Это уже и родной город, родной край.

Позже – не только малая (родной край), но и большая, многонациональная Родина – Россия, гражданином которой ребёнок является. И, наконец, планета Земля – наш общий родной дом.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребёнка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!» Вдумайтесь, часто ли мы слышим эти фразы? Почему существуют проблемы в нравственном воспитании подрастающего поколения? Формирование человека как члена гражданского общества, сознающего личную ответственность за страну, воспитание творчески развитой личности – главная цель нашей работы.

Опираясь на парциальные программы «Наследие» (авт. Е. В.Соловьёва, Л. И. Царенко, М. Ю. Новицкая), «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авт. О. Л. Князева, М. Д. Маханева), методические пособия Е. К. Ривиной «Герб и флаг России», «Российская символика», я поставила перед собой задачи:

  • Сформировать у детей понятие о своём «Я», о том, что каждый человек – уникальная личность со своими чертами характера;
  • Дать представление о сообществах: семья, родственники, друзья, соседи, знакомые;
  • Обогатить знания детей о родном крае («малой»родине), Родине – стране , дать знания о символике нашего государства;
  • Познакомить дошкольников с русским народным бытом, традициями, фольклором, народным календарём, русскими народными играми.

Разработала целостную систему работы по гражданско-патриотическому воспитанию:

  • Блоки занятий с соответствующим дидактическим и наглядным материалом;
  • Перспективное планирование занятий с детьми по познавательному развитию и гражданскому воспитанию с учётом регионального компонента;
  • Перспективное планирование по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским народным фольклором;
  • Конспекты занятий по блокам «Мир людей», «Гражданство».                

В развивающей среде группы появились исторические и географические предметы, символика государства, народный календарь.

Для оформления представлений о семье, родственных отношениях, о родословной мы вместе с детьми создали рукописные книги-альбомы, в которых дети отразили знания о себе, своей семье, друзьях, делились своими сокровенными тайнами. Это позволило мне определить душевное состояние ребёнка, познать его внутренний мир.

Оформила выставку «История Новохопёрска», где представлен материал об истории города, о главных достопримечательностях; организовала «Адресное бюро», где не только знакомятся с названиями улиц, но и узнают о том, кто где живёт, у кого какой дом, какой этаж. Свои мечты о том, каким они хотят видеть свой город, дети отразили в рисунках на выставке «Город будущего».

А высказывания ребят – самые неожиданные:

«В моём городе будет жить добрая волшебница .Когда все люди будут спать, она будет ходить по улицам и исполнять все хорошие сны людей».

«Когда я буду самым главным в городе, то построю машину, у которой на крыше вырастет волшебное дерево. Когда машина будет ехать по городу, то из дерева станут сыпаться семена. Они будут прорастать, и появятся волшебные деревья, которые будут разговаривать с прохожими и всё время им улыбаться».

Изготовила панно «Экологические зоны прихопёрья», с помощью которого повысился интерес у детей к природе прихопёрья, его климатическим особенностям, уникальности заповедной зоны.

Дидактические игры «Кто заблудился?», «Что перепутал художник?», «Кого не стало?» помогли усвоить обширный объём материала о животном и растительном мире заповедника.

Формируя у ребёнка первые простейшие представления об устройстве нашего государства, большое значение придаю символики нашей страны. Ни для кого не секрет, что значительная часть населения нашей страны не знает слов торжественной песни – гимна России, не знает значения цветов флага нашей Родины, значения герба нашего государства. Поэтому считаю, что работу над этой проблемой надо начинать с дошкольного возраста.

Используя нетрадиционные формы проведения занятий, а также методы моделирования и пиктографии. Например, объясняя детям значения цветов флага, рядом с белым цветом расположила рисунки с голубями, улыбки, означающих мир, чистоту совести, с синим цветом – лебедя, символизирующего верность, правду; с красным – русского богатыря, олицетворяющего собой силу и отвагу.

Знания о значении герба России, в котором отображена история нашего государства, давала детям в сказочной форме: ещё в давние времена дедушки и бабушки рассказывали детям сказку о сильном и отважном Егории, победившем ужасного чёрного змея. Всадник, изображённый на гербе, - Святой Георгий – прототип сказочного героя.

Делая вывод и анализируя содержание сказки, дети запомнили, что герб символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Использование таких приёмов развивает у людей любознательность, интерес к истории России, к жизни человека в прошлом.

Считаю очень важным и другое направление работы по воспитанию ребёнка-гражданина – это выполнение норм и традиций в жизни группы, сфера социальных отношений.

В группе существует три обязательных правила:

  • Нельзя бить и обижать людей;
  • Нельзя ломать и портить результаты труда других;
  • Нельзя без разрешения брать чужие личные вещи.

Сравнивая игровые ситуации, анализируя содержание художественных произведений, русских народных сказок, вместе с детьми пришли к выводу, что людям, живущим вместе, будет хорошо только в том случае, когда каждый из них станет учитывать интересы других и сдерживать свои желания и настроения.

Особое внимание уделяется развитию у детей любви к природе родного края, к её неброской, но магической красоте. Снежные просторы, земля в цвету открывают богатейшие возможности для воспитания у детей этого чувства. Но без помощи взрослого ребёнку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное, характерное. Формирование положительного отношения к природе родного края невозможно без единства и тесной взаимосвязи знаний, чувств и практической деятельности детей. Использую технологию интегрированного обучения, появилась возможность показать детям природу во всей красоте и многообразии с привлечением музыки, литературы, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребёнка и формированию его творческого мышления. Интеграция позволила исключить повторы при изучении материала о природе, повысить развивающий эффект и уменьшить нагрузку на детей.

На первом этапе работы по ознакомлению дошкольников с природой родного края нами были обозначены темы и объекты, на основании которых строится образовательно-воспитательный процесс.

Познавательная деятельность ребёнка, направленная на ознакомление с природой родного края, невозможна без создания определённых условий. Внесение регионального компонента  в содержание и тематику различных форм организации деятельности дошкольников, в пространственно-предметную развивающую среду выступает одним из условий развития целостного отношения к родному краю. Предметно-развивающая среда способствует формированию у ребёнка правильных, неискажённых представлений о мире, помогает расширить кругозор, активизировать интерес к познанию природы родного края, побуждает к исследовательской деятельности. Собран материал регионального содержания: имеются различные гербарии листьев, растений; коллекции шишек хвойных деревьев, коры деревьев, мхов, семян; муляжи грибов; иллюстрации животных; имеется «Уголок экологии».

Нами разработан цикл интегрированных занятий «Мой город» на которых они имеют возможность решить несколько задач: обобщить знания детей, обучить определённому способу конструирования из бумаги, рисованию, активизировать речь, способствовать накоплению опыта взаимодействия детей в процессе совместной деятельности. Интеграция разных видов деятельности обеспечивает разностороннее воздействие на ребёнка, способствует познанию природы с разных сторон. Занятия проходят один раз в квартал и являются итогом работы педагогов.

Большое значение при ознакомлении с природой родного края, бытом и культурой русского народа имеют праздники и развлечения. Традиционно в начале апреля в нашем дошкольном учреждении проходит экологическая неделя, в рамках которой большой праздник «День Земли», акции «Ёлочка – зелёная иголочка», «Мой домик самый лучший», КВН, соревнования, дети инсценируют экологические сказки и т. д.

Мы надеемся, что наши воспитанники будут бережно относиться ко всему живому и на всю жизнь сохранят любовь к своему краю, где бы они ни жили.

Свою работу я строила в тесном содружестве с семьёй. Родители активно участвовали во всех мероприятиях: народных праздниках, экскурсиях, выставках, конкурсах. Совместная деятельность стала основой в формировании гражданина, Человека с большой буквы, патриота Родины.

        Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод: любовь к малой родине, умение чувствовать ее красоту – это начало патриотизма, любви к Родине. У детей в процессе работы формируются  лучшие качества маленького гражданина: доброе отношение к миру, привязанность к малой родине, ответственность за все, что происходит в городе, отзывчивость к окружающим. Совершенствуется речь, память, мышление, способность наблюдать, творить, обобщать, расширяется кругозор. Формируются разные виды отношений – природоохранное, гуманное, эстетическое, познавательное с элементами регионального воспитания. Приятно слышать , когда мои воспитанники , рассказывают родителям о истории создания или о названии улицы, услышанную ими на экскурсии. Это говорит о том, что добрые семена, вложенные в детские души, не пропали даром.

       Они дают свои всходы, и ради этого стоит работать.        

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-создатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи гражданско-патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: "Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста" (из опыта работы)

Дошклоьное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и ...

Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Из опыта работы.

Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам,...

"Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, через ценностные ориентиры"

Районное педагогическо - творческое объединение + открытое музыкальное занятие подготовительная группа...

Опыт работы по формированию гражданско – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на примере проекта «Подвиг города родного не забудем никогда»

Основные тезисы к презентации по теме "Формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста"...

Формирование гражданско-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста средствами ДОО

Миссия педагога –не только обучение и развитие интеллектуальных способностей ученика,но и воспитание его патриотом страны,разделяющим наши традиционные ценности и готовым их защищать.Мировоззрен...