Воспитание патриотизма в рамках познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал на тему

В рамках образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада «Родничок» пгт Юрья, а также районной программы «Отечество – Земля Юрьянская» на 2011-2015 гг. в детском саду организована деятельность, направленная на формирование гражданских и патриотических качеств личности дошкольника на основе углубленного изучения родного края.

 Одна из форм ознакомления детей с родным краем, воспитания любви к нему – организация в ДОУ краеведческой комнаты, мини-музеев. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Воспитание патриотизма в рамках познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

(Выступление на районной научно-практической конференции юных исследователей «Интеллект будущего»)

29.03.2016 г.

Подготовила: Л.А.Белобородова – муз. руководитель

МКДОУ детского сада «Родничок» пгт Юрья

   

    В настоящее время все чаще обсуждается проблема патриотического воспитания дошкольников. При модернизации образования выстраиваются образовательные модели, отмечающие необходимость проводить их с учетом национально-регионального опыта  и местных условий. В связи с этим возникает необходимость обратиться к родным истокам, к корням, а именно традиции и культуре народа, его истории, таким понятиям, как «Родина», «родной край», «любимый город», побуждать любовь к Отчизне, чувства гордости за свою Родину.

        В рамках образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада «Родничок» пгт Юрья, а также районной программы «Отечество – Земля Юрьянская» на 2011-2015 гг. в детском саду организована деятельность, направленная на формирование гражданских и патриотических качеств личности дошкольника на основе углубленного изучения родного края.

 Одна из форм ознакомления детей с родным краем, воспитания любви к нему – организация в ДОУ краеведческой комнаты, мини-музеев.  В нашем детском саду элементы русского быта  присутствуют везде, начиная с музыкального зала,  уголков народно-прикладного искусства в группах и заканчивая вестибюлем детского сада, где  расположилась краеведческая комната русского народного быта.

В детском саду с 1990 года собираются предметы народного быта. Прежде  они хранились в горнице, под которую был оборудован один из кабинетов.  

Но времена менялись,  и горница стала функционировать в специальном домике, который появился на территории детского сада и дети могли соприкасаться с предметами старины только в теплое время года.

  С 2009г. по сегодняшний день у нас функционирует краеведческая комната народного быта в свободном помещении - вестибюле детского сада.

Знакомясь с подлинными вещами, дети и родители осознают, как много могут рассказать предметы о реальном человеке, который жил когда-то, изготовил эти вещи, пользовался ими. Прошло много лет, а они сохранились и донесли до нас информацию о жизни, быте и культуре прошлого. Многие родители поддерживают наше начинание и до сих пор помогают в приобретении различных предметов-экспонатов. Многие мамы и папы не раз бывали в нашем музее и с большим интересом вместе со своими детьми  наблюдают оформление помещения под русскую избу. (фото с родителями)

    Краеведческая комната «Русский народный быт» используется для проведения различных занятий, экскурсий, выставок, на которых дети воспитываются нравственно и духовно.     На таких мероприятиях хорошо развивается разговорная речь детей, расширяется словарный запас, дети получают здесь положительные эмоции, учатся воображать. Любой экспонат музея может подсказать тему для интересного разговора. На базе музея проводим развивающие познавательные занятия и развлечения. Экспонаты музея постоянно используются педагогами на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности и ручного труда, на праздниках и развлечениях.

Воспитание патриотических чувств у детей проходит и через организацию мини-музеев в группах.

     Наши мини – музеи – главное средство воспитания исторического сознания, доступное и интересное не только детям, но и их родителям: обращение к предметному миру.

    Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящимся к другим народам. Это одно из назначений наших мини-музеев.

    Ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного. Все это мы решили включить   в педагогический процесс в детском саду, и каждый педагог творческой группы разработал долгосрочный проект.

  Шуракова С.В. - с 2011 - 2013 год реализовала проект «Чудеса из соленого теста».

    Проект напрямую участвует в воспитании патриотизма у дошкольников, так как знакомит детей с народно-прикладным искусством, историей возникновения – Хохломы, Гжели, Дымковской, Богородской,  Каргапольской, Филимоновской игрушками. В группе был создан мини-музей народной игрушки. Светлана Викторовна учила детей составлять узоры из соленого теста с включением элементов народной росписи. Лепкой  из соленого теста Светлана Викторовна увлекла не только детей, но и родителей.

В 2013-14 году в группе был организован  мини-музей волшебных вещей.

Комаровских Г.Н. – с 2011 года реализует проект «Путешествие по народным промыслам», целью которого является развитие эстетического восприятия через приобщение к декоративной деятельности, привитие любви к народным мастерам. Большое внимание Галина Николаевна уделяет развивающей среде группы. Поэтому свое путешествие по народным промыслам она начала с оборудования предметной среды. В группе имеется уголок детского творчества, широко представлен практический материал: альбомы с иллюстрациями, образцы народных росписей, подобраны стихи, сказки и легенды о промыслах. Дети под руководством педагога создавали дымковскую игрушку: с удовольствием лепили её, расписывали.  Гордость проекта Галины Николаевны – это мини-музей дымковской игрушки «Дымковская слобода».

     Результат своей работы Галина Николаевна демонстрировала на районном объединении педагогов, на празднике «Вятская свистунья», к которому была проведена огромная подготовка: родители сшили костюмы детям, сами были активными участниками праздника. Дети продемонстрировали свои знания и умения: рассказывали о дымковской игрушке, пели частушки, танцевали.

Баранцева М.Б. –  с 2011 - 2013 год разработала цикл занятий на основе  программы «Самое близкое и родное" /авторы: Белобородова Л.А. и Кольцова Л.К./, где в основу взяла приобщение дошкольников к истокам народной культуры, расширение представлений детей о народных промыслах России. Большое внимание педагог уделяла  знакомству детей  с предметами народного быта, а также знакомству их с обрядами, обычаями и традициями русского народа. Работая в подготовительной группе в 2013 г.,  Марина Борисовна создала в группе мини-музей «Русский народный быт».

В 2014 году воспитатель Баранцева Марина Борисовна создала в группе мини-музей Матрешки. 

Цель - формирование представления детей о народных игрушках (матрешках). Приобщение детей дошкольного возраста к наследию русской народной культуры; активизация познавательной деятельности детей через изучение национальной истории и культуры России.

    Воспитанники Марины Борисовны уже знают, что в разных городах и сёлах матрёшечки разные получаются. Бывают матрёшки из  Сергиева Посада, Семеновские матрёшки, Вятская матрешка. Для украшения матрёшки используют не только краски, но и ржаную соломку.

Малыши сами могут исполнить частушки, завести хоровод и расписать самую красивую матрёшку!

     Для самых маленьких воспитанников мини-музей куклы создала Метелева Раиса Васильевна. Основное назначение мини-музея – развивающее. Цель создания мини-музея – знакомство детей с историей куклы.  Куклы известны человечеству с древних времен. Куклы, как детские игрушки, возникли еще в доисторические времена, но художественно-доброкачественные куклы появились достаточно поздно. После того, как развилась химическая и полимерная промышленность, их производство было пущено на поток.

      Малыши начинают знакомство со сложным и очень интересным миром кукол с известной всем, неваляшки. Мелодичный перезвон бубенчиков и маленькое чудо стойкости пластиковой шалуньи приводят в восторг малышей, как и двести лет назад. Пластиковые пупсы, в которые играли дети 40-50 лет назад – не менее популярны у детей, чем современные Барби.

Все выше сказанное,  говорит о том, что каждый педагог  тщательно изучил материалы, касающиеся истории развития различных народных промыслов; уточнил  методы и приемы, используемые при изготовлении того или иного изделия. И все педагоги  создали  условия для реализации своего проекта.

    Главное – мы достигли цели: создали общее развивающее пространство - мини-музей. Он помогает педагогам вести большую работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры, способствует духовному и нравственному воспитанию, дает возможность коллективу педагогов для творческой деятельности.   

     Педагоги творческой группы делятся своим опытом со своими коллегами. Статья Баранцевой М.Б. «Становление и развитие духовно-ценностных ориентаций детей через воспитание любви к своей малой Родине» опубликована включена в электронный сборник педагогических чтений имени народного учителя СССР З.А.Субботиной /21.10.2010/ «педагогика творчества: история, традиции и современность». 

    Статья Комаровских Г.Н. «Путешествие по народным промыслам» опубликована в сборнике материалов районной краеведческой конференции.

  Мини-музеи «Русский народный быт» /руководители: Баранцева М.Б. и Белобородова Л.А./ и «Дымковская игрушка» /руководитель: Комаровских Г.Н./, были представлены на районной конференции юных исследователей «Интеллект будущего» в 2013 году. Белобородова Л.А., Баранцева М.Б. и Комаровских Г.Н. награждены Дипломами РУО за 2 и 3 место за участие в  конференции в номинации «мини-музеи».

    Педагоги являются участниками всероссийских конкурсов.

- Диплом 1 степени за участие во всероссийском  конкурсе «Музейная педагогика», с мини-музеем «Русский народный быт» - Белобородова Л.А. и Баранцева М.Б.

-Участники всероссийского конкурса «Музей - как средство нравственно-патриотического воспитания» - Метелева Р.В. и Баранцева М.Б.

     Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра. Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости, помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность истории своей страны, призывает любить Родину и близких.

    Задачей педагогов ДОУ является: - развитие чувства ответственности и гордости за достижения своей страны, любовь и уважение к её армии, гордость за мужество воинов; - воспитание чувства уважения к ветеранам Великой Отечественной войны. В рамках подготовки к празднованию 70-летия Дня Победы в Великой Отечественной войне с целью формирования патриотических чувств и нравственности личности воспитанников был проведен ряд мероприятий.

     Как форма организации патриотического воспитания в нашем детском саду в процессе подготовки к этому празднику был создан мини - музей  «И дети были на той войне…»

    Материалы экспозиции мини-музея формируют представления детей о бесчеловечности и жестокости войны по отношению к людям и, особенно, к детям. Фотоархивы времен Великой Отечественной войны рассказывают, какие тяготы войны пришлось пережить детям военных лет. В Великую Отечественной войну дети 8-10 лет работали на станках, изготавливали снаряды для фронта, помогали партизанам, работали в госпиталях, переживали блокаду, тушили фугасные бом- бы, страдали, голодали, как и взрослые.

    Проект создания Книги Памяти увлек в интересной совместной деятельности воспитателей, детей и родителей. На протяжении полугода (январь – апрель 2015 г.) родители вместе с детьми создавали страницы Книги Памяти: искали фотографии своих родственников (дедушек, бабушек, прадедушек, прабабушек), восстанавливали по крупицам события тех далёких лет. В ходе работы над проектом расширялись и систематизировались начальные знания детей о Великой Отечественной войне, закреплялся навык составления рассказа об истории своей семьи во время Великой Отечественной войны, формировался познавательный интерес к истории своей страны, своей семьи, формировалось уважительное отношение к участникам войны, труженикам тыла. Основываясь на лично-ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей процесс реализации проекта «Книга Памяти» способствовал развитию познавательного интереса и организации совместной поисковой деятельности детей, педагогов и родителей. Дети стали гордиться своими бабушками и дедушками, пересказывать их судьбу в военное время, связывать судьбу своей семьи с историей страны, с героическим прошлым нашего народа.

Мини-музей «70 лет Великой Победе» создала Белобородова Людмила Алексеевна – музыкальный руководитель нашего детского сада.

Мини-музей содержит воспоминания ветеранов Великой Отечественной Войны Шишкина Якова Ивановича и Шишкиной Марии Прокопьевны. Также ею создана Книга Памяти о Шишкиной Марии Прокопьевне, как о ныне живущем ветеране.

Метелева Раиса Васильевна вместе со своими воспитанниками и их родителями создали мини-музей военной техники

   Дети узнали о том, как выглядела техника военных лет, также в этом помогли многочисленные тематические альбомы, созданные руками воспитателей.

    Заключительным этапом  стало участие  всего коллектива детского сада вместе с воспитанниками в фестивале, посвященном Дню Победы, куда были приглашены  ветераны, гости, родители. Праздник  «Великий май. Победный май» прошел в нарядно оформленном музыкальном зале. Специально для этого праздника детям была приобретена военная форма, которая стала украшением праздника.

    Дети показали сформированное педагогами эмоционально - ценностное отношение к переживаемым событиям Великой Отечественной войны: ребята пели песни военных лет, трогательно и проникновенно читали стихи о войне, исполняли танцы, литературно-музыкальные композиции, участвовали в театрализованных сценках. Выступление наших воспитанников никого не оставило равнодушным.

   Главный результат в воспитании подрастающего поколения, и на который надеется весь наш коллектив, заключается в усвоении ребёнком вечных ценностей: милосердия сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла. Таким образом, данная система работы по патриотическому воспитанию позволяет формировать у детей дошкольного возраста знания о культурном наследии русского народа. Работа основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе благодаря созданию особой среды, позволяющей детям как бы непосредственно с ней соприкоснуться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональ...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИГР С НЕСТАНДАРТНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ

В статье представлен материал о значении нестандартного дидактического материала (палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша и счетных палочек) в познавательном развитии детей дошкольного возраста. ...

Активизация познавательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях РЭМП

Научить ребенка-дошкольника учиться, учиться с интересом и удоволь­ствием, постигать математику и верить в свои силы - главная цель мате­матического образования....

СТАТЬЯ : "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе наблюдения в природе"

Мы, воспитатели, подрастающего поколения должны занимать активную позицию - это непосредственное участие в самом процессе экологического воспитания....

Сообщение для воспитателей "Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста"

Сообщение для воспитателей "  Развитие познавательной деятельностидетей дошкольного возраста "...

Статья на тему: «Формирование познавательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с объектами и явлениями окружающей действительности»

Статья о формировании познавательной деятельности дошкольников в процессе исследовательской деятельности, об эксперементировании в "волшебной лаборатории"....

«ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

     Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта.       Человек — часть природы: он не может жить вне ее,...