Презентация на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народного творчества, как основа воспитания гражданственности и патриотизма» (из опыта работы)
презентация к уроку (средняя группа) на тему

Шульгина Ольга Витальевна

Презентацию можно посмотреть здесь

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priobshchenie_detey_d.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народного творчества, как основа воспитания гражданственности и патриотизма.

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, могу дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе,     к своей родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Цель нас – педагогов сделать процесс познания прошлого и настоящего Родины развивающим и интересным детям.

Без прошлого нет настоящего. Я стараюсь сформировать у детей чувство принадлежности к культуре своего народа, его прошлому, вызвать интерес к событиям, происходящим в районе, где живет ребенок, в дет.саду, который он посещает, к городу, в котором он живет, к миру, в котором мы все обитаем. Обращение к корням - это источник добра, высокой нравственности и приобщение к культуре следует начинать с самого детства. Моя работа носит художественно-эстетическое направление, накоплен интересный опыт работы по ознакомлению детей с народным искусством, отработана методика патриотического воспитания путем изучения быта, традиций России. Работая несколько лет руководителем музея в дет.саду, мною разработан цикл занятий «Система работы по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством», уделив особое внимание промыслу «Дымка» от истории возникновения до традиционного праздника «Свистунья». Цель этой работы направлена на нравственное воспитание детей средствами народных традиций  и прикладного искусства и носит комплексный характер,  и проходит через такие разделы программы, как: речевое развитие, познавательное, художественно-эстетическое. На занятиях по развитию речи я знакомлю детей с народной игрушкой, (дымка, матрешка, богородская игрушка, филимоновская свистулька) начиная со второй младшей группы. Игрушка - самое дорогое, что есть у ребенка. Это его самый верный друг. Дети доверяют игрушке свои мысли, с ней познают окружающее и живут в удивительном образном мире детства, знакомятся со сказками, потешками, праздниками. В средней группе и старших группах знакомлю детей с пословицами, небылицами, загадками, былинами, народным декоративно-прикладным искусством, (уголок «Изделия народных мастеров»), родными жанрами устного народного творчества, пейзажной живописью, натюрмортами, художниками-иллюстраторами, пишущими свои картины на сказочные сюжеты, ( в группе есть малая Третьяковская галерея), приобщаю к общечеловеческим ценностям.  Потом они передают свои впечатления в рисунках, лепке, аппликации,  на занятиях и в уголке художественно-самостоятельной деятельности. Все это создает праздник, радостное ощущение соприкосновения с народным искусством, со своим прошлым. Эстетическое воспитание исходит из естественной радости ребенка от красоты, пробуждает стремление к творчеству, желание своими руками создать красоту. Я, как воспитатель, стараюсь сформировать творческое начало у своих воспитанников, систематически приобщая к работе творческого характера. Развитию творческого воображения и фантазии детей помогают творческие выставки.

Знакомя детей с  изделиями народных мастеров, нельзя обойтись без музыкального сопровождения, исполнения русских народных песен, попевок, закличек, музыки русских композиторов. Работа с детьми  по народному творчеству завершается театральными представлениями в русских традициях. «Осенины», «Ярмарка народных промыслов», детскими досугами «Гостья из прошлого», « У нас в гостях Дымковская барышня»,  «В гостях у Марьюшки», «Русская печь» (знакомство с народным бытом), «О чем поведал старый бабушкин сундук», «Мы мастера из Дымково», «Кружево и вышивка», праздник «Свистунья».  18 лет работаю в паре с Клесун Татьяной Викторовной, понимаем друг друга с полуслова, отсюда положительные ркзультаты в обучении и воспитании детей.

 С  детьми  подготовительной группы изучаем историю и культуру России на основе русского народного творчества, историю родного города, русские традиции. Они получают элементарные знания о быте наших предков (в группе создан мини-музей «Русская изба»), узнают что-то новое, прикасаются к неведомому миру, к быту и жизни русской крестьянской семьи, к ее нелегким заботам, узнают, как трудились, учились,  в какие игры играли крестьянские ребятишки. Учим детей почитать людей, которые трудятся и с уважением относиться к истории нашей Родины.

Глубокое постижение детьми народных промыслов, фольклора выражаются в участии наших воспитанников в конкурсах, проводимых в Западном округе и в городских конкурсах. Ежегодно дети участвуют в Фестивале детского творчества «Надежда» в хореографическом жанре и мастерской детского творчества. Представляют народные танцы, поют патриотические песни.

В рамках приемственности  работы детского сада со школой, взрослея, наши   дети посещают музей народной игрушки, декоративно-прикладного искусства, музей сказки,  музей Брестской крепости в школе № 384. Сама училась в этой школе, мои дети и теперь уже мои внуки.  Общаюсь с учителями, знаю, как  учатся мои воспитанники. Москва богата музеями.  С детьми посещаем музеи (ЦМ ВОВ, Панарама Бородинской битвы,) после готовим вместе фотоотчеты, альбомы с рисунками, фотографиями.

Были разработаны проекты: «Моя родословная», где ребята составляли с родителями семейный герб  и генеологическое дерево, и рассказывали про свою семью, «Чтим и помним» о ветеранах в годы ВОВ, с родителями воспитанников оформили «Книгу памяти» к 70-ти летию со Дня Победы.

Мы надеемся, что наши дети вырастут не «Иванами, непомнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей и настоящими патриотами своей Родины. Таким образом, я еще раз убедилась, что веду работу в правильном направлении. Научить детей помнить о земле, на которой  мы живем, беречь и уважать наследие своего народа - действительно очень важно. Решая воспитательные задачи, я стараюсь научить своих воспитанников  умению трудиться душой. Глядя на них, я уверена, что мне это удается и, какбы не сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народного творчества"

Рекомендации для родителей по приобщению детей к истокам народного творчества...

Презентация на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры Поволжья через художественно-эстетическое воспитание»

Цель: Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья. Дать детям знания представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклоре и национальных ко...

Самообразование по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество»

Самообразование по теме: "Приобщние детей дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество"...

Презентация самообразования по теме: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество»

Презентация "Приобщение детей доошкольного возраста к истокам русской культуры через народное творчество"...