Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
учебно-методическое пособие на тему

Журочкина Екатерина Дмитриевна

Этапы и средства патриотического воспитания детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.

Содержание:

  • Проблема патриотического воспитания.
  • Концепции патриотического воспитания.
  • Этапы патриотического воспитания дошкольников.
  • Средства патриотического воспитания.
  • Методы патриотического воспитания.
  • Формы работы в детском саду по патриотическому воспитанию дете дошкольного возраста.
  • Список литературы.

Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще и в дошкольной педагогике в частности. Сложность ее связана прежде всего с самим понятием патриотического воспитания, с тем содержанием, которое вкладывается в него в определенный период времени и которое определяет методы, средства, формы работы с детьми. Патриотическое воспитание востребовано всегда, актуально оно и в наши дни.

Патриотизм — это любовь к Родине, к ее природе, людям, культуре, к своему дому.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.

 Жизнь в определенной мезосреде позволяет ребенку «впитывать» культуру своего народа: мама поет ему народные песни, он играет в народные игры, следует народным традициям и обычаям. Это — базовый компонент патриотического воспитания.

Человек привязан к своей родине, и эта связь определяет его мировоззрение. «Корни художника, — писал М. Сарьян, — лежат глубоко в его земле, но крона его шелестит всему миру».

Патриотизм как личностное образование включает в себя привязанность, сочувствие, сопереживание, ответственность и другие качества, без которых человек не может состояться как личность.

Воспитание патриотизма всегда занимало в педагогической науке одно из ведущих мест. Тема любви к отечеству, родной земле в народной педагогике. Этнопедагогические основы патриотического воспитания. Концепции народности К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого: сходство и различия. Национальное как связующее звено в патриотизме.

Политический аспект патриотизма. Патриотизм как проявление любви к общественному строю. Патриотизм и гражданственность. Концепция Н. К. Крупской. Патриотизм и интернационализм. Национальное, интернациональное, планетарное, космическое — соотношение понятий и их связь с патриотизмом (В. И. Вернадский, Д. С. Лихачев, Б. Т. Лихачев).

Проблема патриотизма в педагогических исследованиях советского и постсоветского периодов (Р. И. Жуковская, Ф. С. Левин-Щирина, С. А. Козлова, М. И. Богомолова, Л. И. Беляева, Н. В. Мельникова, Э. К. Суслова, Е. С. Никонова, Е. И. Корнеева, Л. А. Кондрыкинская). Приоритет знаний над чувствами в концепциях и программах этого периода.

Современная концепция патриотического воспитания дошкольников (С. А. Козлова). Патриотическое воспитание в контексте всестороннего развития личности. Программа «Я — Человек» в свете концепции патриотического воспитания. Понимание патриотизма как сочетания любви к Родине и Земле.    Патриотическое воспитание осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа - любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

Патриотическое воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран.

Большую роль в воспитании патриотизма играют изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Этапы патриотического воспитания дошкольников.

Предварительный, базовый (формирование нравственных основ личности, накопление опыта нравственного поведения и взаимоотношений с другими людьми, развитие нравственных чувств).

Художественно-ознакомительный (знакомство с народными традициями, национальным искусством).

Когнитивно-эмоциональный (развитие интереса к своей стране).

 Эмоционально-действенный (формирование желания и умения реализовать отношения и знания в практической и воображаемой деятельности).

Средства патриотического воспитания: 

  • окружающая мезосреда,
  • художественная литература и искусство,
  • фольклор,
  • практическая деятельность.

Выбор средств должен быть адекватен каждому этапу воспитания.

Методы патриотического воспитания соответствуют этапам работы с детьми и их возрасту: повышают познавательную активность, эмоциональность восприятия дошкольников, корректируют формирующиеся у детей представления о Родине, координируют разные виды деятельности.

Построение педагогического процесса на каждом этапе с учетом возрастных возможностей детей (при отборе соответствующих методов) и доминирующих целей воспитания. Сочетание разных методов. Создание условий для успешного воспитания патриотических чувств дошкольников.

Формы работы в детском саду по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.    

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с самого детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной. Поэтому не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.
  Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом продолжающим личность. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В русском фольклоре каким-то особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении детей к народной культуре в работе по патриотическому воспитанию занимают народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причём эти наблюдения непосредственно связанны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
   Другим важным направлением работы является ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством. Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства  в воспитании  детей дошкольного возраста отмечали многие отечественные искусствоведы, исследователи детского изобразительного творчества (А.П.Усова, Т.С.Комарова, Т.Я.Шпикалова, Н.Б.Халезова, Т.Н.Доронова, А.А.Грибовская и другие). Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. Воспитать любовь к прекрасному… Это значит, познакомить детей с различными видами искусства и в первую очередь с произведениями народного творчества.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Полюбив то, что его окружает, ребенок лучше поймет и оценит то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидит то, что отличает их друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов.

Соприкосновение с народным декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

Природа - один из важнейших факторов народной педагоги. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина. Знакомя с природой края мы решаем не только природоохранные задачи, но и воспитываем любовь к каждому объекту в природе.

Знакомство с историческим прошлым России очень интересное направление в работе по воспитанию патриотизма у детей. Элементарное ознакомление детей с историей воспитывает гордость за свою семью, страну, уважение к их культурно – историческому наследию и традициям, чувства патриотизма и гражданственности. У детей расширяется кругозор, формируется пространственно – временные представления и основы исторического мышления. Они учатся анализировать и рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи и  закономерности, получают представления о первопредметах и первособытиях, влиянии человека на ход исторического развития, приобретают опыт планирования и прогнозирования собственной жизнедеятельности.

       Данный работа предполагает большую отдачу от самого педагога, задача которого не просто рассказать факты из жизни, а переосмыслить значимость каждого отдельного события, его роли в развитии государства, пронести через сердце и душу и вовлечь в этот процесс маленького гражданина.

Педагог организует предметно-развивающую среду с учетом данной тематике, ведет подборку художественной литературы, готовит презентации, посвященные памятным датам, разрабатывает конспекты игр-занятий и сценарии развлечений

           Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы  воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение.

Привлечение семьи к патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим может возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

  • корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;
  • семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
  • счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.

Большое значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме. Не менее интересно провести "мини-исследование". Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее "территориальные" и "временные рамки", например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб его жителей, истории шефствующего предприятия и т.д.

Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русском масленицы, березки и т.д. Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.

C:\Users\Иван\Desktop\959_sxema.jpg

Именно родители на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, отношения государства к детям демонстрируют ребёнку, что на него возлагают надежды не только родные, но и всё общество, вся страна. Со стороны педагогического коллектива детского сада оказывается педагогическая поддержка семье в этих вопросах, через встречи, консультации и беседы, совместные праздники и экскурсии.

Чем мы можем гордиться так это своей историей. Пробудить в детях чувство гордости за русских людей, давших миру великих писателей, композиторов, полководцев и мыслителей, освободителей мира от фашизма и первопроходцев космоса.

22 июля 2011 г. во Владимире на совместном заседании президиумов Совета по культуре и искусству и Совета по науке, технологиям и образованию, посвященном подготовке к празднованию 1150-летия зарождения российской государственности, президент РФ Д.А. Медведев поддержал предложение деятелей науки, культуры и искусства объявить 2012 год Годом российской истории. Это несомненно актуализирует интерес общества к отечественной истории и историческому образованию. 

Список литературы.

  1. Березина Т.А. Дошкольник  и история. Формирование основ исторического мышления у детей дошкольного возраста//Детский сад: теория и практика. – М., 2011 г., стр. 6-16.
  2. Козлова С.А. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников : Учеб. пособие для студентов фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Козловой. – М. : Academia, 2002. – 188 c.
  3. Маханеева М.Д.. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Сайт Дошкольное образование  (http://portal-slovo.ru/pre_school_education/36432.php).
  4. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»

Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...

Педагогический проект по патриотическому воспитанию дошкольников «Значение устного – народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития познавательно активной личности, роста ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь ребенка включать знакомство с разнообразными фор...

«Русские педагоги о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста» Педагогическая гостиная «Взаимодействие с семьями воспитанников по патриотическому воспитанию»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Веселоярский детский сад «Сказка»        «Русские педагоги о патриотическо...

Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)

(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...

Особенности планирования работы нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Центр краеведения и нравственно-патриотического воспитания с детьми в младшей группе

Представлен опыт, система и последовательность информационной базы для нравственно - патриотического центра в средней группе...

Консультация.Тема: «Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников» (в рамках реализации годовой задачи по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста)

laquo;Социально-значимые акции как эффективный инструмент патриотического воспитания дошкольников»Патриотическое воспитание подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего вр...