"Алгоритм организации адаптации детей раннего возраста"
консультация на тему

В консультации обозначены общие подходы к организации адаптационного периода, а также поэтапный алгоритм  действий воспитателя при организации периода привыкания малышей к условиям детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx26.39 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению  познавательно-речевого развития воспитанников  № 35 «Цветик-семицветик»

Консультация

для воспитателей

«Алгоритм организации адаптации детей раннего возраста»

Подготовила

старший воспитатель Бычкова Г.В.

г. Саров, 2015 г.

Адаптация – это приспособление организма к новым условиям жизни. Ребёнок в это время испытывает стресс, который  по-разному выражается: замкнутость, пассивность, тревожность, плач, истерика.

Задачи воспитателя:

  1. Установить с ребёнком такие отношения, чтобы он стал для него близким человеком.

Цель достигнута, если:

  • ребёнок охотно идёт от матери к воспитателю,
  • улыбается, когда видит воспитателя,
  • обращается за помощью к взрослому.
  1. Помочь ребёнку привыкнуть к новой обстановке.

Цель достигнута, если:

  • ребёнок знает расположение и назначение комнат,
  • знает, где находятся предметы личного пользования: кровать, полотенце, горшок, шкафчик.
  1. Помочь как можно быстрее привыкнуть к новой организации жизни.

Цель достигнута, если:

  • ребёнок спокойно реагирует на смену режимных моментов,
  • сохраняет хорошее настроение во время всего бодрствования.
  1. Помочь ребёнку установить правильные взаимоотношения со сверстниками.

Цель достигнута, если:

  • ребёнок охотно играет с другими детьми,
  • спокойно относится к тому, что во время кормления, одевания и т.д. его обслуживают не первым,
  • спокойно относится к тому, что игрушками играет не только он, но и другие дети.

Алгоритм приёма детей.

  1. Составить список зачисленных детей – заведующая
  2. Выявление желания родителей относительно сроков поступления – (заведующая, воспитатели)
  3. Составить график приглашения (заведующая, медсестра, воспитатели)
  4. Позвонить родителям за неделю до приёма с целью подготовки результатов анализов. (медсестра)
  5. Составить график приёма детей на неделю при норме 2-3 человека в неделю (ст. воспитатель, медсестра, воспитатели)

03.08.

04.08.

05.08.

06.08.

07.08.

08. 00 – Ребёнок 1

09.00. – Ребёнок 2

10.00. - Ребёнок 3

08. 00 – Ребёнок 1

09.00. – Ребёнок 2

10.00.- Ребёнок 3

08. 00 – Ребёнок 1

09.00. – Ребёнок 2

           - Ребёнок 3

08. 00 – Ребёнок 1

09.00. – Ребёнок 2

            - Ребёнок 3

10.00 – Ребёнок 4

08. 00 – Ребёнок 1 09.00. – Ребёнок 2

            - Ребёнок 3

10.00 – Ребёнок 4

*** постепенно увеличиваем время нахождения в группе,

       сдвигаем по времени вверх  детей,  привыкших, приученных к новым требованиям,  и приглашаем новых

В это время (пока ребёнок один, 2 или 3) надо максимально приучить их ходить шагом, играть за столом, убирать игрушки, пользоваться полотенцем, горшком.

  1. В конце дня: анализ:

- адаптационный лист,

-  поправки в недельном графике приёма,

- планирование взаимодействия на следующий день с учётом индивидуального подхода

- карты нервно-психического развития заполняются по мере привыкания детей

 Приёмы, облегчающие адаптацию.

  1. Обязательная демонстрация воспитателем спокойствия, доброты, размеренности.
  2. Приводить ребёнка должен член семью, к которому он менее всех привязан (если есть возможность).
  3. Родитель уходит либо, попрощавшись с ребёнком (если ребёнок адекватно реагирует и понимает договор), либо на фоне заинтересованности ребёнка какой-то игрушкой.
  4. Сохранение «вредных» привычек детей.
  5. Надо продумывать разнообразие деятельности.
  6. Возможность приносить из дома любимые игрушки (с помощью неё можно строить вз/отношения: ей показать что-то, пожаловаться, пригласить…)
  7. Всегда под рукой должны быть куклы Би-ба-бо, отвлекающие игрушки-забавы, погремушки. Воспитатель должен знать много потешек-уговорушек, развлекательных игр, пальчиковых игр.
  8. Использовать спокойную музыку или весёлые детские песенки (по обстановке).
  9. Создать уголок уединения.
  10. В приёмную вынести самые крупные, яркие и забавные игрушки, чтобы отвлечь.
  11. Использовать в интерьере семейные фото, телефон (маме позвонить).
  12. Своевременно удовлетворять органические потребности детей (высаживать на горшок, предлагать пить)
  13. Присутствие родителей – очень сомнительный вопрос: персоналу группы крайне неудобно, других детей это нервирует.

Распределение обязанностей в период адаптации.

(один воспитатель, один помощник воспитателя)

Время

Воспитатель

Время

Пом. воспитателя

07.30.-07.45

- проветривает помещение, готовит пособия (в рамках работы по подготовке к нов. уч. году),

-  готовит всё необходимое для приёма первых детей

07.30-07.45.

- проводит необходимую уборку на улице: моет пол, наливает воду в умывальник для игр с водой, выносит игрушки для песочницы

- приносит  полотенца, вешает, метит

08.00.-08.30

- принимает ребёнка (детей), организует их деятельность (рядом)

- раскладывает еду на раздаточном столе, готовит ложки для докармливания

- сажает детей, помывших руки, за стол, надевает нагрудник, подаёт кашу

- кормит их (или докармливает) ложкой для докармливания

07.55. – 08.00 – 08.30

- получает завтрак,

- моет столы

- сажает на горшок (по необходимости), моет с детьми руки,  отправляет за стол

- помогает кормить детей

- умывает после завтрака (по необходимости)

***Дети, которые поели:  благодарят, относят салфетку и выходят играть!!!

08.30 – 09.00

Организует разнообразную деятельность детей

- отправляет на горшки по 3-4

человека (поточно)

08.30 – 09.00

- протирает столы и пол в группе, сдвигает столы (увеличивая площадь движения детям)

 -моет посуду,

-получает сок

-высаживает детей на горшки (подгруппами по 3-4 человека!!!)

-моет руки

09.02 – 09.05.

Дети садятся за столы, воспитатель разливает за раздаточным столом сок, подаёт каждому ребёнку.

09.00-09.15.

Одеваемся и выходим на прогулку

09.00-09.15

Помогает одевать и выходить на прогулку.

09.15 – 11.10

Организует различную деятельность на прогулке

- заходят,

09.15 – 11.10

Помогает организовывать различную деятельность на прогулке

Помогает раздевать

11.10 – 11.30

 - раздевает детей, отправляет умываться, на горшок

11.10 – 11.30

Помогает раздеваться, уводит на горшок  3-4 человека, умывает, приглашает в группу играть

*** процесс организуется поточно!!!

11.30-11.35

Завершает раздевание, организует деятельность детей в группе

11.30 – 11.35

Моет столы, готовит посуду на раздаточном столе,

11.35

получает пищу, протирает столы

11.35 – 12.30

-отправляет мыть руки

-садятся за столы

- раскладывает пищу, подаёт, кормит

-отправляет умываться,

11.35 – 12.30

- моет руки детям, отправляет за стол

-помогает кормить

- умывает

*** по мере завершения обеда, дети поточно выходят из-за стола, умываются, играют

12.30-15.00

-начинает раздевать

-отправляет в спальную комнату

12.30 – 15.00

- умывает, высаживает детей на горшки (подгруппами по 3-4 человека!!!)

-помогает раздевать, заводит в спальню остальных

*** вместе укладывают спать

Обязательная документация в период адаптации

- адаптационный лист,

- календарный план,

- табель посещения, табель стула,

- журнал приёма,

- карты нервно-психического развития

План отчёта о ходе адаптации на совещании при заведующей

  1. Кол-во зачисленных  на данный момент детей
  2. Количество посещающих на данный момент детей
  3. Распределение их по времени в течение дня
  4. Характер поведения каждого ребёнка (настроение, аппетит, вз/действие с детьми взрослым, отношение к игрушкам, сон, реакция на смену деятельности, трудности)
  5. Назвать тех, у кого адаптация завершена, степень.
  6. График приёма на предстоящий период.

Составила старший воспитатель Бычкова Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Результаты адпатации детейОсновные составные части модели организации адаптационного периодаПеречень игр с описанием хода игрыПамятка для воспитателей групп раннего возрастаКонспект встречи воспитател...

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

Организация адаптации детей раннего возраста.

Ранний возраст. Материал для семинара педагогов раннего возраста....

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Консультация для педагогов «Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает обстановка: большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-педагоги, медицинская сестра, музыкальный руко...

Организация адаптации детей раннего возраста в ДОУ.

Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые...