Организация адаптации детей раннего возраста.
материал на тему

Осадчая Юлия Ильинична

Ранний возраст. Материал для семинара педагогов раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_publikatsiyu_organizatsiya_adaptatsiya.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Организация адаптации детей раннего возраста.

Н. М. Аксарина, одна из основоположников науки о раннем возрасте, говоря об адаптации детей в ДОУ, приводила пример: «Садовник, пересаживая деревце, бережно выкапывает его с частью почвы, на которой оно росло и любовно ухаживает за ним, поливает его, но, приживаясь на новом месте, деревце всё равно болеет, листочки его вянут. А мы отрываем ребёнка от матери, рушим сложившиеся стереотипы, погружаем его в незнакомую обстановку».

Адаптация – это длительный процесс, который включает в себя два этапа. Каждый этап имеет свои цели и задачи, которые не всегда совпадают для родителей и воспитателей.

Первый этап – подготовительный, длится несколько месяцев, начинается с родительского собрания, которое проводит администрация ДОУ за 1 - 2 месяца до поступления детей в группу. На собрании заведующая знакомит родителей с персоналом группы, показывает групповые помещения.

Методист рассказывает о возрастных особенностях, причинах, вызывающих стрессовые состояния, дает рекомендации по подготовительным мероприятиям, которые помогут малышу спокойно войти в новые условия жизни:

  • Привести домашний режим в соответствие с режимом группы.
  • Познакомиться с меню ДОУ и ввести в рацион новые для малыша блюда.
  • Приучать ребёнка к самостоятельности в режимных моментах.
  • Расширять ориентировку ребёнка в ближайшем окружении: посещать детскую площадку, оставаться ночевать у бабушки, чаёвничать у соседки, приходить на прогулку в сад.

Также рассказывают родителям о необходимости постепенного вхождения малыша в новые условия жизни, об индивидуальных сроках адаптации.

Старшая медсестра даёт рекомендации по профилактическим мероприятиям: витаминизация, обработка носоглотки, рацион питания, щадящий домашний режим.

Медсестра также объясняет родителям, почему дети всё-таки могут заболеть:

стрессовое состояние, снижение аппетита, нервное напряжение, чуждая ребёнку аэробная среда.

Так же дают рекомендации, как вести себя маме на каждой ступени адаптации. Рекомендуется формировать у ребёнка за 10 – 15 дней до поступления в детский сад положительное отношение к нему. Не следует пугать ребёнка: «Не хочешь есть сам? Вот пойдёшь в сад, там тебя быстро научат!» Следует говорить: «Учись есть сам, тогда тебя возьмут в детский сад!» Члены семьи должны радоваться и удивляться: «Смотрите, какая у нас Машенька большая стала, скоро в детский сад пойдёт! Там весело, интересно!»

Родители должны понять, что их задача – правильно подготовить ребёнка к поступлению в сад, всячески поддерживать его в период адаптации.

При повторной встрече с родителями, непосредственно перед приходом ребёнка в детский сад, намечается график их поступления; даются рекомендации, позволяющие облегчить период адаптации.

Второй этап – основной. Адаптацию организуем в группе кратковременного пребывания. Группу формируем постепенно, принимая сначала по одному - два ребенка в разное время в течение дня. В группе одновременно должны находиться 1- 2 новичка с мамами, т.к. скученность негативно сказывается на эмоциональном состоянии детей: одних возбуждает, других – угнетает. Потом по мере привыкания вводим в коллектив новых детей по одному. Постепенно, по мере прохождения адаптации дети переходят на полный режим дошкольного учреждения. 

Основной этап можно представить в виде ступеней иерархической лестницы потребностей ребёнка в условиях социализации.

1 ступень – ребёнок + мама. Их тесная связь – основа успешного развития будущей личности. Создавая благоприятные условия для привыкания малыша, мы, прежде всего не имеем права отрывать ребёнка от мамы, расшатывать основу иерархической лестницы его потребностной структуры.

На этом этапе задача мамы: формировать у ребёнка положительное отношение к воспитателю. Задача воспитателя: наблюдать за ребёнком и мамой, отмечать стиль общения, располагать ребёнка к себе,  получить представления об имеющихся у малыша навыках самообслуживания, игровых умениях.

Если мама присутствует  на прогулке с малышом еще до поступления в сад, она комментирует действия воспитателя с положительной стороны: подмечает, какая она весёлая – играет с детьми, добрая – жалеет плачущего.

Когда ребёнок впервые приходит в группу, воспитатель встречает его в приёмной и выбирают шкафчик с понравившейся картинкой, а чуть позже в туалетной комнате воспитатель показывает, где будет стоять горшок ребенка, ячейку для полотенца с такой же картинкой, как и на шкафчике. Мама должна оценить это положительно. Воспитатель показывает расположение игрушек, мама радуется их обилию, обращает внимание малыша на новые для него предметы и игрушки, попутно сообщает, чем любит играть малыш дома. Взрослые всегда приходят на помощь малышу, т.к. ему ещё трудно ориентироваться в помещении группы.

Первые посещения ребёнком детского сада не должны быть продолжительными. На прогулке не более 30 – 40 минут, в группе  - 1 час.

 Когда ребёнок начнёт всё чаще по собственной инициативе отходить от мамы, откликаться на интересные предложения воспитателя, значит, он крепко «стоит» на второй ступени.

2 ступень – ребёнок + взрослые. Следует отметить особо, как ребёнок начинает воспринимать того или иного взрослого (механизм этого процесса). Как показали исследования психологов, восприятие нового взрослого ребёнком происходит через призму маминого восприятия незнакомца: мама улыбается – малыш тоже улыбается тёте, мама напряжена – малыш тут же прижимается к ней. Такая оценка происходит мгновенно и стойко удерживается долгое время.

Таким образом, на второй ступени адаптации задача мамы: продолжать формировать у ребёнка положительное отношение к воспитателю. Задача воспитателя: располагать ребёнка к себе: радоваться его успехам в игре и самообслуживании; устанавливать тактильный контакт: поглаживание по голове, спине во время общения с ребёнком.

        С помощью мамы и воспитателя ребёнок переходит на 3 ступень адаптации. О готовности к переходу свидетельствует возрастающий уровень поведенческой активности малыша.

        3 ступень – ребёнок + ближайшее окружение. Мама и воспитатель помогают ребёнку постепенно знакомиться с помещением группы, ориентироваться в нём. Увеличивается время пребывания в группе.

        Задача мамы: продолжать формировать у ребёнка положительное отношение к воспитателю, способствовать установлению эмоционального комфорта в новых условиях. Задача воспитателя: выстраивать с ребёнком отношения, удовлетворяющие его потребности в защите и безопасности, доверии к взрослому, осуществлять личностно-ориентированное взаимодействие.

В напряжённые режимные моменты мама помогает ребёнку по мере необходимости. Своим присутствием она сглаживает остроту восприятия необычного для него, напряжённого ритма жизни, приучая к необходимости жёстко регламентированных действий.

        Когда ребенок остается один, мама обязательно сообщает, что скоро вернется за ним, а приходя может докармливать его обедом, участвовать в режимных процессах после обеда.        Спустя некоторое время новичок уже без мамы садится за стол и обедает самостоятельно, но спать он идёт домой.        На заключительном этапе адаптации детей приучают спать в саду. Воспитатель предлагает малышу: «покажи деткам, как ты умеешь раздеваться, помоги раздеться малышам. Ложись в кроватку, пусть отдохнут твои ручки и ножки. Ты не спи, не закрывай глаза, я буду рядом». При этих словах малыш расслабляется и засыпает. Первое время малыш просыпается раньше других и часто с плачем. Главное, чтобы в этот момент мама была рядом. Только когда ребёнок будет спать спокойно до подъёма и просыпаться в бодром настроении, можно говорить о завершении процесса адаптации.

        Психологи отмечают, что в раннем возрасте для детей предпочтительнее игрушка, чем общество сверстников. Игровой опыт каждого из них ещё очень мал, жизненный тоже. Никакой новой информации от них малыш получить не может. К тому же дети могут принять нарядного новенького за игрушку и вдруг дёрнуть за руку или волосы. Вполне резонно, что на иерархической лестнице отношения «ребёнок + дети» занимают последнюю 4 ступень

        В группе готовим информационный материал и даем родителям рекомендации по поведению взрослых и организации жизни ребенка дома в период адаптации. Дома важно создать спокойную обстановку, с пониманием относиться к беспричинным капризам малыша, больше гулять с ним, предлагая активные движения, интересную деятельность для снятия эмоционального напряжения. Следует пораньше укладывать малыша на ночной сон после тёплой ванны. В этот период нужно как можно реже ходить в гости, посещать поликлинику, чтобы лишний раз не перегружать малышей впечатлениями.

Во время всего периода адаптации мы проводим наблюдения за эмоциональным состоянием ребенка, его желанием или нежеланием общаться с детьми и взрослыми, его участием в игре, за аппетитом и сном малыша. Эти наблюдения ведутся ежедневно, до конца прохождения адаптации. Результаты наблюдений и назначения фиксируем в листе адаптации.

 На основании данных наблюдений определяем группу адаптации и делаем назначения об увеличении времени пребывания ребенка в группе.

Критерии адаптированности: состояние   здоровья  ребёнка  удовлетворительное; с желанием  идет в детский сад; аппетит хороший; перестает терять в весе, начинает прибавлять; сон спокойный и крепкий, пробуждение с хорошим настроением; подвижный, активный; легко идет на контакт со взрослыми и сверстниками, есть интерес к общению, отсутствует агрессивность; деятельность содержательная, часто занят, даже увлечен, активен  в режимных процессах; речь инициативная, ответная; эмоциональный тонус позитивный; пропадают поведенческие регрессии, возвращаются утраченные навыки.

                                  Библиографический список.

  1. Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. – Кроха / пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трёх лет. – М.:П, 2001.
  2. Костина В.П. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста. – ж. «Дошкольное воспитание» 2006г. №1,с.34 – 36.
  3. Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. – Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях./пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  4. Теплюк С.Н., Лямина Г.М., Зацепина М.Б. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика - Синтез, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Результаты адпатации детейОсновные составные части модели организации адаптационного периодаПеречень игр с описанием хода игрыПамятка для воспитателей групп раннего возрастаКонспект встречи воспитател...

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

"Алгоритм организации адаптации детей раннего возраста"

В консультации обозначены общие подходы к организации адаптационного периода, а также поэтапный алгоритм  действий воспитателя при организации периода привыкания малышей к условиям детского сада....

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Консультация для педагогов «Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает обстановка: большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-педагоги, медицинская сестра, музыкальный руко...

Организация адаптации детей раннего возраста в ДОУ.

Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые...