Организация адаптации детей раннего возраста в ДОУ.
статья

Поступление ребёнка в ДОУ вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним. От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное существование в детском саду и в семье. ФГОС ДО указывает на необходимость сотрудничества, взаимодействия и доверительного отношения между детским садом и семьей. Потому, так актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx25.75 КБ

Предварительный просмотр:

 Организация адаптации детей раннего возраста в ДОУ.

 Этапы адаптационного периода у детей.

Период адаптации ребенка раннего возраста к условиям детского сада - один из сложных в его жизни и проходит в несколько этапов.

Подготовительный этап начинается за 1-2 месяца до приема ребенка в детский сад.

Задачи этого этапа для родителей - сформировать такие стереотипы в поведении ребенка, которые помогут ему безболезненно войти в новые для него условия жизни. В первую очередь необходимо привести в соответствие распорядок дня ребенка дома с режимом дошкольного учреждения. Когда малыш придет в группу, его не надо будет переучивать, ломать неправильные привычки. В процессе подготовительного этапа нужно будет уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные овощные блюда, творожные запеканки, рыбное суфле и т. д. В детском саду он не будет отказываться от знакомой пищи, не останется голодным. Родителей необходимо познакомить со способами кормления, укладывания спать в ДОУ, так как отличные от общепринятых привычки при засыпании (укачивание, засыпание на руках взрослого и др.) отвлекают воспитателя от выполнения его прямых обязанностей. Страдают и новенькие, и все дети группы. Ломать сложившие устойчивые стереотипы при кормлении и укладывании спать в ДОУ значительно сложнее. Это приводит к негативным реакциям адаптирующихся детей. Поэтому все коррекции следует провести в домашних условиях, делать это постепенно, не торопясь, оберегая нервную систему малыша от переутомления. В то же время необходимо обратить серьезное внимание на формирование навыков самостоятельности. Ребенок, умеющий есть, частично раздеваться и одеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно скажется на его самочувствии. Умение самостоятельно занять себя игрушками поможет ему отвлечься от переживаний, на какое-то время сгладить остроту отрицательных эмоций. Самостоятельность ребенка создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками. Опора на знакомое в новой обстановке поможет ребенку обрести спокойствие, не отчаиваться в незнакомых для него условиях. Родителям необходимо продумать, на какое время они будут оставлять ребенка в детском саду, кто будет приводить его, забирать из детского сада. Если ребенок легче расстается с папой или бабушкой, а с мамой тяжело, то лучше приводить его не маме, а папе или бабушке. Первое время лучше оставлять ребенка в детском саду не на полный день, а на несколько часов, например, на время прогулки. Постепенно время пребывания ребенка в дошкольном учреждении по мере нормализации его поведения можно увеличивать.

Родители должны знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. У него может ухудшиться сон, аппетит. Надо проявить особое внимание и чуткость к малышу. Режим в семье должен быть щадящим. Необходимо в семье компенсировать возможное недосыпание и недоедание ребенка в дошкольном учреждении.

Основной этап адаптационного периода начинается с прихода мамы с ребенком в группу детского сада.

В присутствии мамы воспитатель должен помочь малышу переодеться, предложить ему интересную игрушку. Воспитатель может попросить маму немножко поиграть с ребенком и сам поиграть вместе с ними. После того как малыш успокоится, мама должна сказать ему, что ненадолго уйдет, но обязательно скоро вернется. Момент расставания в первые дни посещения яслей для матери и ребенка самый трудный.

Основная задача мамы в данной ситуации — помочь малышу в создании положительного образа воспитателя. Малышу еще нужно осмотреться в новых условиях, привыкнуть к незнакомой обстановке. Количество встреч мамы с малышом с воспитателем и детьми определится поведением самого малыша. Каждый визит в детский сад длится не более часа. Освоившись, малыш делает первые попытки пройтись по группе, задерживается возле воспитателя, не отпускает его от себя. Это затрудняет работу взрослого, который должен уделить внимание всем детям, организовать режимные моменты и т. д. Ситуация может стать еще сложнее, если в группу поступают сразу несколько новых детей. Поэтому прием детей должен осуществляться постепенно, не более чем 2-3 ребенка в неделю.

Самое главное для воспитателя - завоевать доверие малыша, его привязанность. Если ребенок не отпускает воспитателя от себя, постоянно зовет маму, можно воспользоваться рекомендациями:

  • Не следует игнорировать слова ребенка. Когда малыш без конца спрашивает: «Мама придет?»,- он действительно не уверен в этом, он боится, что она не придет и ищет у взрослого подтверждения своих слов. Следует отвечать утвердительно, помогая ему поверить в то, что он скоро увидит маму.
  • Ободрив малыша, нужно постараться переключить его внимание на игрушки, обойти вместе с ним групповую комнату, рассмотреть, что в ней находится. Если ребенок заинтересуется какой-нибудь игрушкой, нужно вместе поиграть с ней, а затем попробовать оставить его ненадолго одного, например, отлучившись помыть руки, взять книжку и т. д. и пообещав быстро вернуться. Через несколько минут следует вернуться к ребенку. Так постепенно он начнет понимать, что взрослый всегда находится рядом.
  • Если ребенок продолжает постоянно следовать за воспитателем, можно подключить его к выполнению какого - либо дела, например, принести книжку, игрушку, чтобы почитать, поиграть вместе с другими детьми и т. д. Поступая таким образом, воспитатель устанавливает некоторую дистанцию между собой и ребенком и в то же время всегда находится рядом.
  • Следует уделять внимание не только тем детям, которые явно его требуют, но и тем, кто на первый взгляд чувствуют себя спокойно. Если ребенок безучастно смотрит по сторонам, прижав к себе игрушку, и отказывается играть, воспитатель должен начать играть сам неподалеку от малыша. Лучше всего, если это будет сюжетная игра с придуманными диалогами персонажей. Такую игру можно развернуть с кем-нибудь из хорошо играющих детей.
  • Можно поиграть с ребенком в эмоциональные игры, такие как «Сорока-ворона», «Догонялки», «Прятки». Игра в прятки имеет особое значение для детей раннего возраста, выполняет определенную дидактическую функцию - упражняет в освоении таких явлений, как исчезновение и появление, что может облегчить ему ожидание прихода мамы или папы. Такие игры полезно организовывать между несколькими детьми (воспитатель по-прежнему остается в центре ситуации, но с его помощью дети могут весело поиграть друг с другом). Ребенок увлечен совместными действиями, все реже его взор обращается к маме. Теперь она на некоторое время может выйти из группы. Если малыш спохватиться, обнаружив ее отсутствие, он тут же успокаивается, услышав заверения о том, что не стоит волноваться, мама сейчас придет. Так малыш начинает верить взрослому, испытывая при этом чувство физической и психической защищенности. На фоне положительного эмоционального общения начинает складывается деловое сотрудничество взрослого, малыша и сверстников.

Заключительный этап адаптационного периода. Ребенок начинает посещать группу по 2-3 часа в день. При этом необходимо внимательно следить за его самочувствием. При первых появлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2-3 дня, а потом опять привести ненадолго в детский сад. Следует знать, что в процессе привыкания нормализуется в первую очередь настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь сон. Поэтому ребенка в спокойной домашней обстановке кормят завтраком, после чего приводят в группу, где он вместе со всеми играет 2-3 часа, а на обед и сон возвращается домой. Проявления детей чисто индивидуальны, поэтому, кому раньше, кому позже можно предлагать пообедать в группе, а домой возвращаться к дневному сну, чтобы не нарушать длительность и характер сна адаптирующегося ребенка. Позже, если самочувствие ребенка хорошее, можно предложить ему остаться на сон. В период адаптации необходимо приблизить условия детского учреждения к домашним. Во время режимных моментов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их привычки и предпочтения: если ребенок привык дома, перед тем как заснуть, послушать колыбельную, нужно спеть ее, положить рядом с малышом мягкую игрушку, посидеть возле засыпающего ребенка, приласкать его; если маленький ребенок дома пьет воду из бутылочки с соской (и это успокаивает его, следует разрешить ему делать так, как он привык. Постепенно, глядя на других детей, он сам захочет пить из чашки. Если ребенок плохо и слишком медленно ест, можно посадить его напротив малыша, который ест быстро и с аппетитом.

 Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и вовремя просыпается в бодром настроении, играет один или со сверстниками.

 Особенности поведения детей раннего возраста в период адаптации и роль  родителей в оптимизации процесса адаптации.

Первое посещение ребенком дошкольного образовательного учреждения это важное событие в его жизни. Когда ребенок приходит в ДОУ, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура помещения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, нарушается его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Перед ребенком впервые  встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни, и устанавливать новые социальные связи.

По характеру поведения в адаптационный период детей условно можно разделить на три группы.

-  Первая группа. Большинство детей резко, отрицательно и бурно выражают свое отношение к происходящему: громко плачут, бросаются на пол, царапаются, кусаются, щиплют тех, кто оказывается рядом. Они, то просятся на руки к взрослому, то бегут к двери с яростью расшвыривают предлагаемые игрушки. Устав от бурного проявления протеста, малыш может внезапно уснуть, привалившись к взрослому или уткнувшись носом в стол, чтобы через 3-4 минуты с новой энергией продолжить плач до хрипоты. Дети этой группы привыкают в течение 20-30 дней.

- Вторая группа – немногочисленная, два-три ребенка, которые после расставания с мамой замыкаются, бывают крайне напряжены, насторожены. У них хватает сил только на то, чтобы сделать несколько шагов от порога в сторону и забиться в ближайший угол, спиной к стене, отгородившись от всех стулом, а лучше столом. Эти дети, находясь в крайнем напряжении, еле сдерживают рыдания, сидят, уставившись в одну точку, не притрагиваясь ни к игрушкам, ни к еде. Накормить их хоть чем-то, высадить на горшок очень трудно. Они молчат, не реагируют ни на одно предложение, отворачиваются при попытке вступить с ними в контакт. И только увидев в дверях маму, оживают; с трудом передвигая ноги, устремляются к ней, а то и просто приползают и, уткнувшись в ее колени, горько рыдают. Адаптация таких детей длится два-три месяца, протекает очень сложно.

-  В третью группу можно выделить коммуникабельных, общительных малышей. Впервые переступив порог детского сада, такой ребенок совсем не робеет, улыбается и тут же берет в свои руки инициативу общения. Он сообщает, что пришел к детям в гости, хотя даже не смотрит в их сторону, а весь устремлен к взрослому. Вся его энергия направлена на презентацию себя как личности. Он спешит рассказать, какие у него дома необыкновенные игрушки, рыбки или птички, какой у него большой брат и какой есть друг-школьник. Он с удовольствием демонстрирует свои умения: самостоятельно ест, раздевается и ожидает заслуженной похвалы, хотя лишь пробует еду, а в постели лежит, не выпуская взрослого из поля зрения, но такая идиллия длится не более двух-трех дней, на большее у него не хватает объема информации. Теперь уже, увидев издали здание детского сада, он впадает в отчаяние, резко протестует, цепляется за маму и по стилю поведения не отличается от детей первой группы.

Исследования педагогов, медиков (Аксарина Н.М., Жукова Н.П.,. Печора К.П) показывают, что характер и длительность адаптации зависит от ряда факторов: возраста, состояния здоровья, уровня развития ребенка, биологических и социальных факторов, уровня тренированности адаптационных механизмов, индивидуальных особенностей:

-от индивидуально-типологических особенностей детей. Застенчивые, замкнутые, робкие трудно, болезненно переносят разлуку с мамой, более длительное время привыкают, чаще болеют;

-от жизненного опыта малыша. Ребенок из большой семьи, где есть дедушка и бабушка, живущий среди шумной ватаги братьев и сестер, и в группе с удовольствием идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом обследует незнакомую обстановку. Ему  нравится обилие разных помещений и разнообразие игрушек. Попав в группу, сразу же ориентируется на поведение взрослого и по его реакциям понимают, что здесь делать можно, а чего нельзя. И, наоборот. Не имея  никакого жизненного опыта, в отрыве от любимого взрослого, в чужой обстановке, ребенок может быть напуган настолько, что иногда начинает вести себя неадекватно: переходит на ползание, даже если уже начал ходить; замолкает, начав говорить. Дети не воспринимают речь незнакомого человека, так как им непривычны тембр голоса, дикция; не могут из-за переживаний вникнуть в речь взрослого и т. д. В незнакомой обстановке они ко всему относятся с опасением: отказываются брать ложку, прикоснуться к хлебу, протянуть руку к струе воды и т.п. Имеющиеся у них навыки по самообслуживанию на время исчезают даже в домашних условиях; надолго нарушаются характер и длительность сна.

Проходит время (у каждого свое), и адаптационный период заканчивается. Первые положительные сдвиги можно отметить в стабилизации эмоциональной сферы. Это свидетельствует о завершении адаптационного периода. Самым последним и значительным показателем окончания адаптационного периода служит спокойный и достаточный по длительности сон малыша, как в дневное, так и в ночное время. Таким образом, при поступлении в детское дошкольное учреждение  перед ребенком впервые  встает необходимость изменить сформировавшийся поведенческий стереотип из-за изменения привычных условий жизни, и устанавливать новые социальные связи

 

Роль родителей в оптимизации процесса адаптации.

  • Одним из факторов, который очень важен для процесса привыкания, является режим дня ребенка в семье. Родители должны ознакомиться с принятым в детском учреждении режимом дня и постепенно корректировать домашний режим ребенка. Если в семье дети спят, едят, гуляют в разное время, то они с трудом привыкают к распорядку дня детского сада. Несовпадения домашнего режима с режимом детского учреждения отрицательно влияет на состояние ребенка, он становится вялым, капризным, безразличным к происходящему.
  • Для самочувствия ребенка в адаптационный период большое значение имеет то, в какой мере сформированы у него необходимые культурно-гигиенические навыки и привычки, навыки самообслуживания (одевания, еды и др.). Между тем не во всех семьях уделяется достаточное внимание формированию указанных навыков и привычек. Нередко дети двух и трехлетнего возраста приходят в детский сад, не умея самостоятельно есть, не просятся на горшок, не умеют одеваться и раздеваться. Родителям необходимо вырабатывать у детей культурно-гигиенические навыки терпеливо, спокойно, постепенно усложняя требования. Иначе у ребенка может сложиться отрицательное отношение ко всем режимным процессам. Взрослый должен сначала показать ребенку, где и как сделать что-либо, поупражнять его в действии, а затем давать указания. До поступления ребенка в ясли родителям необходимо приучить его засыпать самостоятельно, есть ложкой, пить из чашки, играть с игрушками.
  • Большое значение имеет и эмоциональный настрой. Надо говорить с малышом о предстоящем событии как о радостном, интересном, что там будет много детей, новых игрушек, добрая воспитательница, что там будет очень хорошо. Недопустимо выражать вслух при ребенке свои сомнения и опасения по этому поводу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания; но главное – ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту).
  • При поступлении ребёнка в дошкольное учреждение родители должны предварительно познакомиться с будущим воспитателем и обстановкой в которой ребёнку придётся проводить большую часть дня. Родители могут побеседовать с воспитателем об индивидуальных особенностях ребенка, о его предпочтениях и вкусах в еде, играх и игрушках, о протекании режимных моментов, рассказать им о привычках, об особенностях его поведения и о других подробностях домашней жизни, сообщить ласкательное имя ребенка, к которому он привык дома. Это поможет воспитателю лучше наладить взаимодействие с малышом с первых дней его пребывания в яслях.

Родители являются проводниками и защитниками ребенка на всех этапах адаптации.

  • Первый этап: «Мы играем только вместе». На данном этапе мама и ребенок представляют собой единое целое. Мама побуждает его включаться в новые виды деятельности, и сама активно играет с ним во все игры. Они вместе рисуют, танцуют, играют в подвижные игры вдвоем или с другими детьми. В свободной деятельности мама сопровождает ребенка, следуя его интересам, знакомит его с играми и игрушками в группе, отводит его в туалет, одевает, раздевает и пр. Такая стратегия поведения сохраняется до тех пор, пока ребенок не перестанет бояться и не начнет отходить от мамы. Рано или поздно это случится с каждым малышом, поскольку природная любознательность начнет подталкивать его к освоению окружающего пространства. Если в этот период к ребенку подходит кто-то из сверстников, мама может поиграть с обоими детьми.
  • Второй этап: «Я играю сам, но ты будь рядом». Постепенно малыш начинает осознавать, что новая обстановка не несет опасности. Игры и игрушки вызывают у него интерес. Любознательность и активность побуждают его отрываться от мамы на безопасное расстояние. Мама все еще является опорой и защитой: малыш постоянно возвращается к ней, оглядывается на нее. Это лишь первые его пробы на самостоятельность, но первый этап автономии уже пройден. Ребенок уже может находиться в группе, хоть и с опаской, но подходить к детям, играть рядом с ними. В случае необходимости мама приходит ему на помощь, организует совместные игры. Постепенно периоды отрыва от мамы удлиняются, ребенок все охотнее общается с воспитателем и сверстниками.
  • Третий этап: «Иди, я немножко поиграю один». Рано или поздно настает момент, когда ребенок сам начинает проявлять стремление к самостоятельной игре. Он просит маму остаться на стульчике в стороне, хорошо играет с педагогом и детьми, хорошо ориентируется в обстановке. У него появляются любимые игры и игрушки, он запомнил необходимые правила. Когда наступает такой момент, мама может ненадолго отлучиться. Главным моментом в этой ситуации является то, что мама предупреждает ребенка о том, что она ненадолго уйдет и скоро вернется. Важно обратить внимание ребенка на момент возвращения мамы. При этом ребенку нужно обязательно проговорить, что мама не обманула его, она действительно отлучилась только на некоторое время и вернулась к нему. Ребенок должен быть уверен, что мама держит слово. Постепенно время отсутствия можно увеличить.
  • Четвертый этап: «Мне хорошо здесь, я готов отпустить тебя». И, наконец, наступает день, когда малыш соглашается остаться в группе один и спокойно отпускает маму. Время от времени он будет вспоминать о ней, но теперь уже воспитательница должна поддерживать в нем уверенность, что мама обязательно за ним придет после того, как он поспит и покушает.

Признаком завершения периода адаптации является хорошее физическое и эмоциональное самочувствие ребенка, его увлеченная игра с игрушками, доброжелательное отношение к воспитателю и сверстникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы в организации адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Результаты адпатации детейОсновные составные части модели организации адаптационного периодаПеречень игр с описанием хода игрыПамятка для воспитателей групп раннего возрастаКонспект встречи воспитател...

«ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ»

О проблемах физического воспитания детей раннего возраста.Об организации жизни детей в период адаптации...

Организация адаптации детей раннего возраста.

Ранний возраст. Материал для семинара педагогов раннего возраста....

"Алгоритм организации адаптации детей раннего возраста"

В консультации обозначены общие подходы к организации адаптационного периода, а также поэтапный алгоритм  действий воспитателя при организации периода привыкания малышей к условиям детского сада....

Информационный проект «Оптимизация адаптации детей раннего возраста к ДОУ» организация адаптации к условиям детского сада детей от 2 до 3 лет.

Родители задумываются, стоит ли отдавать малыша в дошкольное учреждение, или продолжать воспитывать его дома. С одной стороны, ребенку необходимо общество сверстников, кроме того, в детском саду работ...

Консультация для педагогов «Факторы, определяющие характер, степень тяжести и длительность привыкания детей к новым условиям. Организация адаптации детей раннего возраста к детскому саду»

Поначалу в детском саду ребенку все кажется непривычным, его волнует, а иногда пугает обстановка: большая комната, незнакомые дети вокруг, чужие взрослые-педагоги, медицинская сестра, музыкальный руко...