Методические рекомендации по использованию методов и приёмов социо-игровой технологии в образовательном процессе детского сада.
методическая разработка по теме

         Российское образование сегодня претерпевает существенные изменения. ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие инициативности, самостоятельности, способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, активно взаимодействующего со взрослыми и сверстниками, умеющего подчиняться социальным нормам, способного договариваться, учитывать интересы и чувства других. Ориентируясь на решение этих задач, в педагогической практике   актуально применять социо-игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

        Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Она основана на принципе организации образовательного процесса  как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социо - игровая»). Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Ребёнку добывать знания со своими сверстниками более интересно. В результате все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.

Так  как же можно применять социо-игровую технологию в детском саду? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._rekomendatsii_sotsio-igrovaya.docx36.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

детский сад № 43

муниципального образования Кореновский район

Методические рекомендации

по использованию методов и приёмов социо-игровой технологии

в  образовательном процессе детского сада.

                                                                        Воспитатель:  Ж.Б. Гезалян

г. Кореновск

2015 г

Методические рекомендации

по использованию методов и приёмов социо-игровой технологии

в  образовательном процессе детского сада.

         Российское образование сегодня претерпевает существенные изменения. ФГОС ДО ориентирует педагогов на развитие инициативности, самостоятельности, способностей и творческого потенциала каждого ребёнка, активно взаимодействующего со взрослыми и сверстниками, умеющего подчиняться социальным нормам, способного договариваться, учитывать интересы и чувства других. Ориентируясь на решение этих задач, в педагогической практике   актуально применять социо-игровые приёмы, упражнения направленные на поддержание интереса, доброжелательное отношение детей к сверстникам, на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

        Социо-игровая технология – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Она основана на принципе организации образовательного процесса  как игры-жизни между микрогруппами детей (малыми социумами - отсюда и термин «социо - игровая»). Сущность социо-игрового стиля работы его основатели Е. Ершова, В. Букатов определили такой формулировкой: «Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффект добровольного и обучения, и научения, и тренировки». Ребёнку добывать знания со своими сверстниками более интересно. В результате все дети открывают для себя новые знания, только кто-то побольше, кто-то поменьше.

Так  как же можно применять социо-игровую технологию в детском саду?

Итак, в основе социо-игровой технологии лежит:

                           общение детей                     общение детей

                            между собой                        со взрослым

в совместной игровой деятельности

Таким образом, можно смело утверждать, что социо-игровая технология направлена на развитие коммуникативных навыков у дошкольников.

На что ещё направлена данная технология?

  • на организацию увлекательного образовательного процесса на основе игры;
  • на развитие у детей активной позиции, самостоятельности, творчества;
  •  на воспитание познавательно-речевой активности;
  • на реализацию потребности детей в движении;
  • на формирование навыков дружеского, коммуникативного взаимодействия всех участников образовательной деятельности.

С чего начать?

      1.Деление детей на малые группы.                                                          

        Начинаем с деления детей на малые группы. В младшем дошкольном возрасте -  в пары и тройки, в старшем - по  5- 6 человек. Воспитатель – равноправный игровой партнёр. Если воспитатель по своему усмотрению будет формировать состав временных малых групп (команд), то многими детьми это может ощущаться как навязывание чужой воли. Тогда работа в такой назначенной «свыше» компании будет восприниматься некоторыми детьми даже негативно. Лучше всего воспользоваться различными считалками, жеребьёвками или игрой по типу «Ветер дует на того …» Помните? «Ветер дует на того, у кого на одежде есть синий цвет…, ветер дует на того, у кого длинные волосы…, ветер дует на того, у кого есть старшие братья и сёстры… и т.д.» Можно воспользоваться этой игрой для деления на малые группы – команды.                                                                    

Варианты деления детей на малые группы:

1.Деление детей на малые группы по их желанию, сходству или жизненным ситуациям:

  • чтобы все в группе были одинакового (или разного) роста;
  • одного (или разного) цвета глаз (или волос, бантиков, носочков и т.п.);
  • по количеству стульев, расставленных за каждым столом;
  • по количеству наглядного материала, разложенного на столах для каждой команды;
  • со своими друзьями;
  • с тем, с кем живешь рядом;
  • с кем вместе сидишь за обеденным столом;
  • с кем больше всего любишь играть (лепить, рисовать, заниматься);
  • по любимому цветку, цвету, игрушке, книжке и т. п.;
  • найти и объединиться с тем, у кого дома есть брат или сестра (или домашние животные: кошка, собака, морская свинка и т п.).

2. Деление на подгруппы по предметам, объединённым одним названием (признаком):

  • отдельные мелкие предметы, которые можно объединить по названию или какому либо признаку в одну группу;
  • геометрические фигуры, одинаковые по цвету и размеру, но разные по названию;
  • геометрические фигуры, одинаковые по названию и цвету, но разные по размеру;
  • мелкие игрушки или картинки с изображением животных, птиц, рыб, насекомых, транспортных средств и т.п.;
  • муляжи или силуэтные изображения овощей, фруктов, деревьев;
  • предметы быта: одежда, обувь, посуда, ткань.

3. Объединение путём образования пар (троек, четвёрок, пятёрок).
Каждому ребенку  можно предложить  какое-либо индивидуальное задание, и после его выполнения он должен найти себе товарища, с которым можно объединить результаты заданий. Затем каждая пара находит себе ещё пару или две, и таким образом создается малая группа.

Возможные варианты заданий:

  • составить рассказы про свою семью, любимую игрушку, книгу, кошку, собаку и т.п.
  • нарисовать рисунок на определённую тему (или без неё), сделать аппликацию или подделку, слепить;
  • составить предложение (слово) и найти, с кем его можно объединить.

4. Деление на подгруппы по разрезному (раздаточному) материалу.
5. Деление на подгруппы по слову, движению, действию.
     
 Предлагаем детям рассчитаться на 1-4 (в зависимости от нужного количества групп) и собраться в группы по порядковому номеру:

  • назвать дни недели, части суток, месяца, времена года и разделиться на микрогруппы;
  • называть по цепочке 3-4 цвета (повторяя только их, например красный, синий, зелёный) и собраться в группу тех, кто назвал один и тот же цвет;
  • назвать по цепочке 3-4 животных, растения, транспортные средства и т.п., и объединиться в соответствующие группы, вспомнить по цепочке 3-4 разных движения (действия), повторяя их в том же порядке.

2.Оборудование командного места.

       Каждая команда выбирает себе командное место, или «место для работы». Если это необходимо, то можно его оборудовать  (сдвинуть или раздвинуть столы и стулья; подготовить  карандаши, ручки, листы бумаги и т. п.).

Командное место  может находиться в любом уголке группы (по выбору детей): в центре, за столами, на ковре, и даже в приемной. Если Вы поделили детей на такие команды первый раз, то надо показать детям возможные варианты оборудования командного места.

3.Выбор лидера команды.

Дети сами выбирают себе лидера (в каждой команде – свой лидер). Лидер должен меняться. Лидер выражает мнение, решение всей команды.

4.Смена обстановки и двигательная активность.

В ходе выполнения игровых заданий дети могут свободно перемещаться в пространстве группы. Они могут сидя общаться, договариваться, обсуждать, вставать, ходить, играть с мячом, хлопать в ладоши, брать необходимые предметы, атрибуты и игрушки, менять командное место.

5.Игровые задания.

Авторы социо-игровой технологии (Е.Е.Шулешко, А.П.Ершова, В.М.Букатов) предлагают разные игровые задания для повышения мотивации детей к занятиям, получения новых знаний, познания неизвестного, а так же  последовательность введения этих заданий:  

1.Игры-задания для рабочего  настроя  пробуждают  интерес детей друг к другу, ставят детей в зависимость друг от друга,  обеспечивают внимание и интерес к игре.

Каждое занятие всегда начинается с приветствия, выполняющего важные функции установления эмоционально-позитивного контакта с ребенком и формирования у него направленности на сверстника и интереса к нему. Приветствие должно быть адресовано каждому участнику, без исключения, выделяя тем самым его значимость. Инициатива приветствия на начальном этапе игровых занятий принадлежит педагогу. В начале игрового занятия дети рассаживаются в круг вместе с педагогом на стульях или на ковре. Помимо индивидуальных, личностно-ориентированных приветствий, приветствуется вся группа, объединяющая детей в единое целое, что способствует формированию приподнятого радостного настроения и позитивной ориентации (поздороваться частями тела, передавая предмет, аплодисментами).

Примеры игр-заданий для рабочего настроя:

  • «Волшебный клубочек»
  • «Доброе животное»
  • «Дружба начинается с улыбки»
  • «Комплименты»
  • «Буква по воздуху»
  • «Передай настроение»
  • «Волшебная палочка»
  • «Летает – не летает»
  • «Эхо»

2.Игровые разминки (разрядки)   объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным несерьезным выигрышем.  В них дети кроме  выполнения определенных  действий, получают возможность психологического  отдыха.

Примеры игровых разминок:

  • «Заводные человечки»
  • «Карлики-великаны»
  • «Комплимент»
  • «Составь слово»
  • «Живой алфавит»
  • «Дотронься до»
  • «Руки-ноги»
  • «Слова на одну букву (звук)»
  • «Передай движение»
  • «Путаница»
  • «Тень»

3.Игры  социо-игрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей  друг с другом. Могут использоваться педагогами в процессе усвоения или закрепления учебного материала. Если дети учатся что-то различать, запоминать, систематизировать и т. п., то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий.

Примеры игр  социо-игрового приобщения к делу:

  • «Составь слово»
  • «Пишущая машинка»
  • «Рассказ-рисунок о том, что вижу»
  • «Спор предлогами»
  • «Эхо»

Это также может быть совместное с детьми планирование. Решение о выборе игры принимается в результате общего группового обсуждения, когда все члены группы, включая педагога, по очереди высказывают свои предложения и обсуждают их.

4. Игры  творческого самоутверждения- это задания, выполнение которых  подразумевает художественно- исполнительский  результат.

Примеры игр творческого самоутверждения:

  • «Детские стихи по ролям»
  • «Костюм-превращение»
  • «Фраза с заданными словами»
  • «Картина»
  • «Сценки-истории»
  • «Озвучивание иллюстраций»
  • «Животные»
  • «По правде и понарошку»
  • «Рисунок по кругу»
  • «Изображение предметов» (мимикой, жестами)

5.Вольные игры (на воле).  На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры.  Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых.

 Примеры вольных игр:

  • «Горелки»
  • «Прятки»
  • «Воробьи-вороны»
  • «День наступает – всё оживает, ночь наступает – всё замирает»
  • «Где мы были – мы не скажем, а что делали – покажем»
  • «Зеркало»
  • «Повторяй движения»
  • «Люблю - не люблю»

6.Смена темпа и ритма.

Детям необходимо понять, что каждое задание имеет начало и конец, и надо уметь сосредоточиться на его выполнении. Для этого педагог может использовать ограничение детей во времени с помощью часов (обычных или песочных).

7.Подведение итогов игрового занятия.

Подведение итогов, рефлексия в конце такого игрового занятия очень важна. Дети рассаживаются в круг и вместе с педагогом обмениваются впечатлениями и мнениями. Завершающим штрихом может стать ритуал, когда все участники встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение, улыбку на целый день.

       В.М. Букатов, один  из главных  разработчиков  социо-игрового стиля обучения,  предлагает  воспитателям  детских  садов  осваивать достижения  театральной  и  народной  педагогики   для преобразования практики  занятий в детских садах, активно  сочетать традиционные  и  инновационные  подходы  в  работе  с  детьми, с широким использованием игр (театральных, народных, современных детских). Именно в условиях социо – игрового стиля возможно укрепление личностного взаимодействия с детьми, обучение детей умению слышать и слушать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведения, психологическую готовность к школьному обучению.   

8.Применение социо-игровой технологии в практике работы воспитателя детского сада.

     В практике работы воспитателя детского сада различные приёмы, игровые задания-упражнения социо-игровой технологии могут использоваться как при проведении организованной образовательной деятельности, так и при организации образовательной деятельности в ходе режимных моментов, самостоятельной инициативной деятельности детей:

Игры и упражнения

социо-игровой технологии

Ситуация применения

«Передай настроение»

«Дружба начинается с улыбки»

«Волшебный клубочек»

«Доброе животное»

В начале НОД для общего положительного настроя на совместную деятельность и общение.

«Неиспорченный телефон»

«Мяч по кругу»

«У Маланьи, у старушки»

«Волшебная палочка»

«Звуки – загадки»

В утренние часы, при приёме  детей и самостоятельной детской деятельности  для  налаживания контактов и игрового взаимодействия «ребёнок – ребёнок» и «ребёнок – взрослый».

«Летает – не летает»

«Карлики – великаны»

«Встать по пальцам»

«Руки – ноги»

«Заводные человечки»

В качестве физкультминуток, для смены одного вида деятельности на другой, для профилактики утомления и усталости.

«Составь слово»

«Бытовые механизмы»

«Фраза с заданными словами»

«Живая буква»

«Так и не так»

«Города с небывальщиной»

На прогулке, между занятиями, при организации индивидуального и подгруппового взаимодействия детей с педагогом для закрепления, систематизации, актуализации знаний.

«Разведчики»

«Замри-запомни, оживи-вспомни»

«Слухачи»

«Стою, на кого-то смотрю»

«Превращения»

«Встать по пальцам»

После активной двигательной деятельности, для мобилизации внимания, постановки участников в игровую зависимость (по условиям игры) друг от друга.

«Детские стихи по ролям»

«Сценки – истории»

«Озвучивание иллюстраций»

«Костюм – превращение»

«Изображение предметов» (мимикой, жестами)

В вечерние часы, при организации самостоятельной деятельности детей  для развития творческих способностей, уверенности в себе, творческого самоутверждения. Сначала в таких играх участвует воспитатель, затем – только дети.

     Кроме того, при проведении организованной образовательной деятельности,  целесообразно для повышения речевой и познавательной активности детей, обеспечения эмоционального благополучия всех участников образовательных отношений, предоставления каждому ребёнку возможности реализовать себя как личность, проявить лидерские качества, ощутить помощь сверстников, делить детей на микрогруппы (выбрав из предложенных вариантов деления на малые группы).

      Каждый воспитатель самостоятельно может подобрать те методы и приёмы, игровые упражнения социо-игровой технологии, которые подойдут для него и  детей его группы.

       

Любой метод и приём социо-игровой технологии – это всего лишь нижняя «планка», всего лишь «почва» для методических поисков творческого педагога!

Список использованной литературы:

1.А.П.Ершова, В.М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей старших и подготовительных групп детского сада /– М: НИИ школьных технологий, 2008.

2. А.П.Ершова, В.М. Букатов / Возвращение к таланту /–  М: НИИ школьных технологий,2008.

3.Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей редакцией В.Букатова – М: ТЦ Сфера, 2009.

4.Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного возраста в процессе внедрения метода социо-игровой стилистики. Методическое пособие для педагогических работников системы дошкольного образования. - Новый Уренгой, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приёмы по экологическому воспитанию в детском саду

Данная статья раскрывает основные методы и приёмы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста....

Использование информационно-коммуникативной технологии MIMIO в образовательном процессе детского сада

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению и...

Мастер-класс для педагогов " Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе знакомства детей дошкольного возраста с народной куклой"

Используя в своей работе элементы технологии ТРИЗ, я решила попробовать применить методы и приёмы этой технологии в процессе знакомства детей с народными тряпичными куклами....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ MIMIO В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

Система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению и...

Использование методов и приёмов технологии ТРИЗ в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с природой как фактор познавательного развития дошкольников

Использование методов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в экологическом воспитании даст возможность превращать изучение любой темы экологического характера в увлекательное «мыслительн...