Главные вкладки

    методика рассматривания художественной живописи
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Болдина Елена Александровна

    методика рассматривания художественной живописи знаменитых художников

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_4_2.docx21.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    “Методика работы по рассматриванию картин”

    Составила

    Воспитатель: Болдина Е.А.  

    г. Цимлянск.

    В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие  окружающей жизни . Картина не только расширяет  и углубляет детское представления об общественных и природных явлениях , но и взаимодействует на эмоции детей вызывает интерес к рассказыванию , побуждает говорить даже молодых и застенчивых .

    Требования предъявляемые к подбору картин младший возраст (3-5 лет ) .

    1. Содержание картины должно быть детям доступно . На картине должно быть изображено то , что детям знакомо( по программе ) игры со знакомыми игрушками , некоторые домашние животные ,  дикие (заяц) . В этом возрасте картина почти ни когда не является источником новых знаний .
    2. Композиция картины должна быть простой т.е. картины одноплановые.
    3. Количество персонажей от 1 до 4 .

    Старший возраст (5-7лет ) .

    1. Содержание картин как правило детям не знакомо . С помощью картин детей знакомят с тем , что они не могут увидеть . Картина является источником новых знаний .

    а ) труд взрослых

    б) дикие животные.

    1. Композиция сложная , то есть многоплановая .
    2. Количество персонажей может быть достаточно большим .  

    Построение занятия и методика его проведения .

    Чтобы правильно и эффективно рассмотреть картину  воспитатель должен придумать какие знания он будет закреплять , какие знания будет давать детям .

    1. Подготовка к восприятию картины .

    Детям предлагается для рассмотрения картины , которую они еще не видели. Картину не вносят в группу за ранние , ее показывают детям только после подготовки к восприятию .

    Подготовить к восприятию можно с помощью следующих приемов .

    1. Опора на опыт детей – беседа о том ,что с детьми происходило .
    2. Опора на знание детей – краткая беседа , уточняющая какие либо знания детей , имеющих отношение к сюжету картины .
    3. Использование небольших поэтических произведений , загадок.

    Воспитатель может использовать несколько приемов . После подготовки к восприятию воспитатель произносит фразу  - связку для плавного перехода к рассматриванию картины.

    1. Рассматривание картины

    Начинают рассматривать картину с более крупных персонажей , постепенно переходя на мелкие и не возвращаясь  к рассмотренному . Если на картине нет крупных персонажей , то рассматривание начинается с персонажа который несет основную нагрузку ,  если же смысловая нагрузка персонажей одинакова , то начинают с того кто находится на переднем плане .  

    Приемы при рассматривании картины .

    1. Вопросы
    2. Работа над названием картины , кличками персонажей .

    Типы вопросов для выяснения общего смысла картины.

    1. Что вы видите на картине ? Например (на картине дети )

    Что делают дети  ? (Играют с матрешками )

    1. Вопросы о главном персонаже с которого рассматривается картина .

    Например а как играет М-К. М-К играет с матрешками , расставил чашки . Он хочет их покормить.

    1. Вопросы требующие сопоставление фактов и простейшего вывода – это вопросы поискового характера : откуда, зачем, почему .

    Эти вопросы заставляют детей думать ,размышлять, внимательно всматриваться в картину . Они требуют распространенных, а не кратких ответов, поэтому в большой степени способствуют развитию речи детей.

    1. Вопросы для перехода от одного персонажу к другому . Итак , мы рассмотрели –как мальчик играет , а как девочка играет.
    2. Вопросы для перехода за пределы изображенного – (что было до этого, что будет потом , вопросы о предшествующих и последующих событиях на изображенных на картине задаются в старшем возрасте. В младшей и средней группе такой тип вопросов формируют очень просто .

    Как вы думаете  , что говорит мальчик ?

    Что говорит девочка?  

    1. Работа над названием картины .

    Она проходит только после вопросов . В младшей и средней название говорит сам воспитатель .

    В старшей и подготовительной группе детям предлагается самим придумать название картины  или воспитатель предлагает детям из нескольких вариантов один более точный.

    1. Ребята с именами и кличками .

    В младшей и средней группе этот прием помогает приблизить персонажи к детям . В старшем дошкольном возрасте этот прием следует использовать редко, как правило дети придумывают имена : клички животных . Детей нужно учить рассказывать о персонажах так , чтобы слушатели его сразу узнали . В конце рассматривания воспитатель говорит фразу , которой подводит итог .

    Н-р. Сегодня мы узнали ,как Таня и Саша играют . После рассматривания воспитатель предлагает послушать , что они рассмотрели .

    Рассказ воспитателя .

    Это должен быть художественный рассказ а не простое перечисление  объекта , поэтому к нему предъявляются следующие требования .

    А) рассказ воспитателя должен быть длинным . Мл-ср. возраст –от 7 до 13 предложений . Старшие –подготовительные . 13-18 предложений .

    Б) чтобы рассказ получился эмоциональным , в него включают фразы содержащие вопрос, восхищение, прямую речь .

    В) предложения в рассказе должны идти в той последовательности , в которой шло рассматривание картины .

    Г) если при рассматривании картины детей знакомили с новыми словами , то их желательно включить в рассказ .

    Д) в средней группе рассказ должен быть доступен для повторения его детьми, так как через неделю по этой картине детей будут учить составлять рассказ. Вместо своего рассказа воспитатель может прочитать художественное произведение , которое подходит к содержанию картины.  В этом случае требование к рассказу не учитывается .

    Общие принцыпы обучению рассказыванию .

    1. Основной прием образец воспитателя, он показывает детям какой должен быть рассказ по объему ,какова последовательность изложения.

    Образец на начальном этапе (3-5лет) дается в начале занятия, повторяя его ,дети  учатся составлять рассказ . Если при повторении образца , дети включают свое , воспитатель за это их хвалит , поощряя творчество . В старшей группе образец дается в конце занятия что бы показать детям , как еще можно было составить рассказ , что бы дети смогли сравнить свои рассказы с рассказами воспитателя.

    1. Приемы указания к составу рассказа .

    Перед тем как дети начнут составлять рассказы, воспитатель обязательно должен дать указания  с чего начать , о чем говорить в середине и как закончить .

    1. Прием, анализ детских рассказов  после оценки воспитатель должен сказать почему рассказчик молодец,  что хорошего было в его рассказе

    Анализ должен даваться после каждого рассказа , что бы дети стремились подрожать тому , за что похвалили и избегать ошибок .

    Что воспитатель отмечает в детских рассказах .

    1. Любое творчество, даже если рассказчик придумал свою кличку животного .
    2. Внимательность .
    3. Полноту рассказа (начало , середина, конец).
    4. Последовательность.
    5. Выразительность изложения.

    4-й прием подсказывает воспитатель .

    Старший возраст .

    Рассматривание картины

    “Грачи прилетели “ ( Саврасова ) .

    Тает снег

    Ожил ручей

    День прибывает

    Когда это бывает  (весной) .

    Послушайте стихотворение Плещеева “Весна”

    Уж тает снег, бегут ручьи

    В окно повеяло весною

    Засвищут скоро соловьи

    И лес оденется листвою

    Чиста небесная глазурь

    Теплей и ярче солнце стало

    Пора метелей злых и бурь

    Опять надолго миновала

    После долгой зимы просыпается под солнечными лучами земля , тает снег, появляются проталинки . Встрепенулись деревья, освободившись от зимнего сна . Возвращаются из дальних мест домой первые весенние вестники – грачи .

    Что интересного увидел художник и изобразил на своей картине .

    (Он увидел , как на березы опустилась стая грачей , как они шумят и радуются, вернувшись в свои старые гнезда )

    Расскажите о грачах , что они делают (поправляют, ремонтируют гнезда внизу у корней березы , грач нашел веточку и держит ее в клюве . Грачи радостные , веселые, шумливые . Они громко кричат , делятся впечатлениями , о далеком путешествии на свою любимую Родину . Они счастливы , что вернулись домой .  Они рассказывают друг , другу о своих планах на будущее . Как обустроят свои гнезда, вырастят своих птенцов , будут их учить летать .

    Почему грачи выбрали это место для гнезда ( здесь спокойно, тихо, красиво ) это окраина села , видно несколько деревянных домиков за домами видна равнина с потемневшим снегом , вдалеке лес .

     Какие деревья выбрали грачи  ( грачи выбрали старую , корявую березу . Она толстая, ветви упругие .  Гнезда надежно укреплены . Когда распустится листва , гнезд не будет видно в кроне дерева.  

    Ребята а если на картине солнце ?

    Как вы догадались ? Оно скрылось за облаками . Оно еще не яркое , ленивое.

    Чуть-чуть просвечивает сквозь облака .

    Облако нежно желтого цвета . Чувствуется что снег тает под теплыми лучами солнца . Солнце то выглянет, то спрячется . Что можно сказать о небе ? Какое весеннее небо ?  Небо покрыто голубовато-серыми тучами , (пушистые, задумчивые, хмурые )

    Ребята скажите , вы видите снег , (потемневшим, рыхлым, серым, подтаявшим ) .

    Ребята , я предлагаю вам “Войти в картину “ Что вы чувствуете , когда смотрите на картину . ( Немного  холодно , легкая печаль по уходящей зиме , чувствуется свежесть .  

    Вам понравилась картина ?

    Кто желает составить рассказ .


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей "Методика рассматривания картин с дошкольниками"

    Методические требования к рассматриванию картин дошкольниками....

    Задачи и методика развития художественно-эстетических умений в процессе рисования

    Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей. Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения правильно передавать свои впечатления от...

    Речевое развитие.Методика чтение художественной литературы .

    Речевое развитие.Методика чтение художественной литературы ....