"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал по теме

Корхова Надежда Геннадьевна

Экологическое воспитание детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskoe_vospitanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

             

                   

                                   Корхова Надежда Геннадьевна

                                   МБОУ «Уемская СШ»

                                   структурное подразделение

                                  «Детский сад п.Уемский»

           

                                          Введение.

  Отношение к природе в настоящее время приобрело социальную значимость, стало нравственным принципом. Основным требованием этого принципа является сохранение и улучшение природной среды во имя интересов каждого человека и всего общества.

     Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее богатства, нужно прививать ему это чувство с раннего детства. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностных ориентаций в окружающем мире.

    Целью экологического воспитания дошкольников является формирование на основе экологических знаний осознанно бережного отношения к природе, которое должно проявляться в поведении детей.

Формирование системы экологических знаний следует проводить в неразрывной связи с воспитанием эмоционально положительного отношения к природе, которое должно проявляться в активной деятельности детей. Ребенок должен ясно представлять: для чего, как делать, какой результат будет получен.

Необходимо постоянно учить детей видеть красоту, уникальность и совершенство в каждом живом организме, напоминать, что живое живет только один раз, погибшее растение и животное восстановить нельзя.

     

      Экологическое воспитание должно проводиться систематически, начиная с младшей группы, в тесном контакте с родителями и школой, где будут учиться воспитанники детского сада.

Методы и формы экологического    воспитания.

В педагогическом процессе детского сада используются различные формы организации детей. Занятия или экскурсии проводятся со всеми детьми (фронтальная форма организации)  или по подгруппам. Труд и наблюдения за природой лучше организовать с небольшой подгруппой или индивидуально.

Используются и различные методы обучения (наглядные, практические, словесные).

Методы обучения – это способы совместной деятельности воспитателя и детей, в ходе которой осуществляется формирование знаний, умений и навыков, а также воспитание отношения к окружающему миру.

К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы – это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношения между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы – это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Выбор методов и необходимость комплексного их использования определяются возрастными возможностями детей, характером воспитательно-образовательных задач, которые решает воспитатель. Разнообразие самих объектов и явлений природы, которые должен познать ребенок, также требует использования разнообразных методов.

Например, формирование знаний об образе жизни кролика невозможно без наблюдений; знания о диких животных формируются во время чтения или рассказа воспитателя.

Наблюдение как основной метод экологического воспитания.

Метод наблюдения в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования связанны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т.е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее, ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.

Наблюдение позволяет детям показать природу в естественных условиях во всем ее многообразии, в простейших, наглядно представленных взаимосвязях. Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Наблюдение природы является неисчерпаемым источником эстетических впечатлений и эмоционального воздействия на детей.

Наблюдение может проводиться как с отдельными детьми, с небольшими группами (3-6 человек), так и со всей группой. В зависимости от количества детей  участвующих в наблюдении, оно может быть индивидуальным, групповым и фронтальным. В зависимости от поставленных воспитателем целей, наблюдение бывает эпизодическим, длительным и итоговым (обобщающим).

                               Экологическое воспитание в играх.

В экологическом воспитании дошкольников широко используются разнообразные игры. Применяются две группы игр – игры с готовым содержанием и правилами и творческие игры.

В процессе дидактических игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности, учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, обогащают словарь, способствуют воспитанию умения играть вместе. Многие игры подводят детей к умению обобщать и классифицировать, вызывают эмоциональное отношение к природе.

Игры-занятия проводятся по определенному программному содержанию. Воспитателю в них принадлежит ведущая роль. Игровая форма придает таким занятиям занимательность, обучение идет в процессе выполнения игровых правил, действий. Игры-занятия проводятся во всех возрастных группах.

Дидактические игры по характеру используемого материала делятся на:

  • предметные игры
  • настольно-печатные
  • словесные.

Предметные игры – это игры с использованием различных предметов природы (листья, семена, цветы, фрукты, овощи). В предметных играх уточняются, конкретизируются и обогащаются представления детей о свойствах и качествах тех или иных объектов природы.

 В качестве примера таких игр можно назвать «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Найди по листу дерево»…Задания способствуют формированию сенсорики, развивают наблюдательность. Старшие дети уже могут определять оттенки цветов, листьев, овощей и фруктов, выделять отдельные части растений, группировать растения по принадлежности, по месту произрастания и другим признакам.

 

Настольно-печатные игры – это игры типа лото, домино, разрезные и парные картинки. Например, «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Времена года» и др.

В этих играх уточняются, систематизируются и классифицируются знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы.

В младшей группе дети чаще всего подбирают картинки с изображением цветов, овощей, фруктов, животных попарно или на общую карту. В старшей группе большое место уделяется играм, где дети классифицируют предметы и делают обобщения.

Словесные игры – это игры, содержанием которых являются разнообразные знания, имеющиеся у детей и само слово. Проводятся они для закрепления у детей знаний о свойствах и признаках тех или иных предметов. В некоторых играх  знания о природе обобщаются и систематизируются. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Это игры типа «Кто летает, бегает и прыгает?», «Что это за птица?», «Когда это бывает?», «В воде, в воздухе, на земле» и т.д.

Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни. В некоторых отражаются явления неживой природы. К таким играм относятся, например, «Мыши и кот», «Солнышко и дождик», «Волки и овцы» и т.д. Подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания; получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.

Большое значение для развития детей имеют творческие игры, связанные с природой. В них дошкольники отражают впечатления, полученные в процессе занятий и повседневной жизни. Основная особенность творческих игр: они организуются и проводятся по инициативе самих детей, которые действуют самостоятельно.

Самостоятельный характер творческих игр не дает возможности воспитателю использовать их как метод обучения детей новым знаниям, навыкам и умениям, но они помогают выявить степень усвоения детьми тех или иных знаний, отношений.

Воспитатель должен приглядываться к творческим играм, чтобы в дальнейшем учесть, какие знания достаточно усвоены детьми, какие следует уточнить, расширить. При обедненном содержании игр педагог обогащает знания детей о труде взрослых на экскурсиях, прогулках, читая книги.

Другие формы организации экологического воспитания.

Для того чтобы занятия детей о природе были осознанными, в детском саду используются несложные опыты.

Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т.д.). Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям и животным. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками (подбирают вазы для веток, наливают воду…). Во время опыта необходимо уравнять все условия, кроме одного, значения которого следует выяснить.

Например, проводя опыт на выявление необходимости света для роста растений, воспитатель выбирает два одинаковых растения, осуществляет за ними одинаковый уход, но одно растение помещает в темное место, а другое – в светлое. При обсуждении результатов опыта он подводит детей к самостоятельным выводам и суждениям.

В детском саду проводятся опыты с

  • предметами неживой природы (выявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины, воды).
  •  растениями (знакомство с условиями, необходимыми для жизни растений - влага, свет, удобрения, тепло)
  •  животными (выявление действия органов чувств животных – обоняние, слух, любимый корм)

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы.

На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.

 

Большое эмоционально-положительное значение имеет чтение и инсценировка рассказов и сказок экологической направленности писателей натуралистов. Это произведения А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, К.Ушинского, В.Бианки, М.Пришвина и др.

     Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Книги, как правило, содержат оценку происходящего. Знакомясь с их содержанием, дети переживают ход событий, мысленно действуют в воображаемой ситуации, испытывая волнение, радость, страх. Это помогает воспитывать эстетические представления – любовь и бережное отношение к природе.

Примерный перечень занятий для проведения в средней группе.

Осень.

Наблюдения за явлениями неживой природы:

Учить детей наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними (определять в зависимости от температуры состояние осадков), состояние погоды. Продолжить знакомить с сезонами года.

Солнце – день солнечный или пасмурный.

Ветер – сильный, слабый, безветренно.

Облака – их движение, как они отличаются в разную погоду (темные, низкие, светлые).

Осадки – дождь.

Почва – теплая, сухая в солнечные дни; темная, мокрая в дождливые дни.

  Наблюдения за растительным миром.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям. Продолжить знакомство детей с деревьями, кустарниками, травянистыми растениями, комнатными растениями; продолжать учить детей различать овощи и фрукты.

 

Экскурсия по участку детского сада (учить  узнавать и различать деревья и кусты по характерным признакам)

Рассматривание комнатных растений (учить узнавать, различать и правильно называть растения; воспитывать любознательность, интерес к растениям).

Обучение детей правильному поливу комнатных растений.

Рассматривание овощей и фруктов (уточнять и расширять представления об овощах и фруктах, их особенностях – цвет, форма, величина, запах, вкус).

Экскурсия в парк в период поздней осени.

Наблюдения за животным миром.

Продолжить знакомство с новыми видами домашних животных, птиц, насекомых. Расширять представления о жизни в природных условиях диких животных: как передвигаются, чем питаются, как приспосабливаются. Приучать детей любить и охранять живое.

Насекомые.

Птицы (наблюдение, кормление птиц)

Домашние животные.

Знакомство с аквариумом – место обитания рыб, наблюдение за рыбками.

Беседа об осени (обобщающая).

Зима

Наблюдения за явлениями неживой природы.

Снег (снегопад, сугробы, снежинки).

Мороз (узоры на стеклах).

Вода (свойства воды превращаться в лед, лед - прозрачный, твердый, скользкий).

Оттепель (снег становится липким, появляются сосульки).

Вьюги и метели.

Труд взрослых (уборка снега).

Наблюдения за растительным миром.

Прогулки в парк (как изменился парк зимой – все в снегу, тихо, чисто).

Наблюдения за деревьями (узнай дерево по стволу и веткам – береза, ель…).

Обучение детей способам уборки пыли с комнатных растений (влажной тряпочкой и сухой (герань).Формировать представление о том, что растения живые – они дышат листьями.

Наблюдения за животным миром.

Птицы (воробьи, сороки, синички, снегири; кормление птиц).

Наблюдения за птицей в клетке (волнистый попугай).

Беседа о птицах местного края.

Рассказ воспитателя «Как зимуют дикие звери» (с рассматриванием картины)

Беседа о домашних животных (корова – где живет, какая польза человеку, как человек ухаживает за ней).

Беседа о зиме (обобщающая).

Весна

Наблюдения за явлениями неживой природы.

Солнце (поднимается выше, день удлиняется).

Небо (облака, их форма, движение).

Снег (тает, появляются сосульки).

Ручьи.

Наблюдение за растительным миром.

Цветы (первая травка, мать-и-мачеха, подснежники).

Деревья (на ветках есть почки – наблюдение как из них появляются листья).

Экскурсия по участку детского сада (какие происходят изменения).

Труд весной (уборка территорий, посадка новых культур).

Посадка лука, гороха. Наблюдение за их ростом.

Наблюдение за животным миром.

Рассказ воспитателя о том, как живут звери весной.

Насекомые (все просыпаются).

Птицы. Беседа о птицах (обобщающая).

Домашние животные (появляются у всех животных детеныши).

Прогулки на водоем.

Беседа о весне (обобщающая).

                     

                         

                                         Литература.

1. Богданец Т. Охранять среду обитания – наша задача. – «Дошкольное воспитание», 2006, №7.

2. Воробьева В.М. Программа экологического воспитания дошкольников «Природа и мы».- Архангельск, 1999.

3. Лучич М.В. Детям о природе.-  М., Просвещение, 1989.

4. Мир природы и ребенок /Под ред. Л.М.Маневцовой, П.Г.Саморуковой.- СПб.:Акцидент, 1998.

5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Мн.: «Асар» - 1996.

6. «Мы». Программа экологического образования детей.- Спб.: «Детство-пресс», 2001.

7. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду.- М.: Мозаика-Синтез, 1999.

                             

                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....