Главные вкладки

    Семинар-практикум "Создание психологического комфорта в группах детского сада"
    консультация на тему

    Пулина Марина Викторовна

    Влияние стилей педагогического общения на психологическую атмосферу в группе, положения профессионального стандарта педагога, критерии психологического комфорта ребенка в ДОУ, эмоциональное благополучие педагога

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Создание психологического комфорта в группах детского сада

    Семинар-практикум

          Сегодня проблема психологического здоровья ребёнка, его эмоционального благополучия, комфорта, встаёт очень остро. И это связано с изменениями социально-экономических условий жизни и другими факторами. А главный фактор – дефицит культуры общения и взаимопонимания людей, доброты и внимания друг к другу.

     Вопросы о психологическом комфорте и психическом здоровье должны быть обращены, прежде всего, к педагогам, так как большую часть времени дети находятся в детском саду. Но многие могут возразить, что существуют объективные причины, по которым невозможно в полной мере создать психологический комфорт в группе детского сада:

    • большая наполняемость групп;

    • один воспитатель в группе;

    • неблагоприятная семейная ситуация.

    Да, действительность такова. Но кто поможет нам и нашим детям, если не мы сами? Дошкольное учреждение играет не последнюю роль в развитии личности ребенка. Эффективность работы ДОУ зависит от того, насколько оно способно создавать ребенку общий положительный и устойчивый фон психологического состояния, обеспечивать развитие деятельностной и жизнерадостной личности, обладающей чувством собственного достоинства.

    Создание психологического комфорта в детском саду для сохранения и укрепления психологического здоровья и развития личности ребенка.

    Определенная атмосфера не только присутствует в общении двух-трех человек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей ( рабочем коллективе, семье,  классе)Группа детского сада не является исключением, и люди чувствительные могут сразу ,лишь переступив порог, ощутить атмосферу раскованности или закрытости, спокойной сосредоточенности или тревожного напряжения, искреннего веселья или угрюмой настороженности, которая присутствует в группе.

    Атмосфера в группе детского сада определяется:

    1) Отношениями между воспитателем и детьми;

    2) Отношениями между самими детьми;

    3) Отношениями между воспитателями;

    4) Отношениями между воспитателями и родителями.

     Хороший климат в группе возникает тогда, когда все её члены чувствуют себя свободно, остаются самими собой, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Воспитатель оказывает весьма существенное влияние на качество группового климата. Фактически именно воспитатель (а не дети, как нам обычно кажется) создаёт определённый климат в группе.

    Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы создать и проанализировать групповую ситуацию.

    Учитывая направления гуманизации дошкольного образования, важнейшим в работе педагога является создание условий для развития личности ребенка, «включение» собственных механизмов саморазвития ребенка через организацию педагогом развивающей среды, личностно ориентированного общения с ребенком, предоставление ему свободы выбора деятельности, помощь в развитии его способностей, создание атмосферы психологической защищенности, эмоционального комфорта. Учитывая все это, педагогам в группе необходимо создавать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка: предметно-развивающая среда, стиль общения воспитателя  с ребенком, стиль общения воспитателей между собой и с помощником воспитателя, стиль общения воспитателя  с родителями; наблюдать, как  общаются дети между собой.

    Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Такие дети сложны и для родителей, и для педагогов, и для общества. С другой стороны, иногда вполне психологически здоровых детей родители и педагоги превращают в невротиков. Что ведет к появлению фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности; соматические расстройства; Проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом периоде в виде психологической защиты - позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявления агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома, вандализм..).

    Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе.

    Сейчас я бы хотела остановиться на стилях педагогического общения.

    Авторитарный стиль - это директивное общение. Педагог выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители.

    Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать. Воспитатель не замечает, что несамостоятельность детей, безынициативность-следствие  его автор тарных тенденций к гиперопеке.

    Воспитателю-авторитару недостает уважения и доверия к личности растущего человека. Он живет по принципу «Доверяй, но проверяй!», ориентируется на доминирование, командования во всех ситуациях общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Желание детей для него мало, что значит. Явно преобладает формальный подход к воспитанию. При организации работы в группе не учитывает отношений между детьми, не любит и не умеет признавать ошибки. Услышать от авторитара « извините, я был не прав» почти невозможно.

    В любом случае он пытается замаскировать свои ошибки. В обращении к детям звучит частое: «Иванов, не крутись!», «Иванов, сколько можно повторять?» и т.д. Воспитатель этого типа низко оценивает возможности и способности детей, и в его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Педагог-авторитар прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения. Для него характерны жесткие педагогические установки.

    Либеральный (попустительский) стиль. Либерал-педагог уходит от прямого руководства детским коллективом, отсюда безынициативность, недостаточно развитая ответственность, пускание дел на самотек, такой воспитатель переоценивает возможности детей, выполнение своих требований не проверяет, находится полностью во власти желаний детей, в связи с этим часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях. Учитывает взаимоотношения в группе. Не боится признавать свои ошибки. Но допускает их очень часто. Количество воспитательных воздействий зависит от ситуации. Разнообразию значения не придает.

    Воспитатель – либерал - человек настроения. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если  в плохом -  усиливаются негативные оценки. Не обращает внимания на необходимость косвенных замечаний и порицаний.

    Демократический стиль.

    Воспитатель-демократ учитывает особенности возраста детей и оптимально делит функции между собой  и детьми, проявляет максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. Использование знаний о симпатиях – антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. Умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то, что это трудно. В оценке такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер, т.е. меняются в зависимости от обстоятельств.

    Из всего вышеизложенного можно сделать вывод: наиболее эффективным и оптимальным является демократический стиль общения, он наиболее благоприятен в воспитательном воздействии и в полной мере служит формированию у детей и окружающих людей сознательной дисциплины, творческого отношения  к делу и формирования активной жизненной позиции. Именно правильно выбранный стиль общения педагога с детьми поможет создать ребенку благоприятный психологический комфорт в группе.

    Социально-психологическая культура воспитателя предполагает наличие у него определенных педагогических взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к ребенку, независимо от его личностных качеств и целый комплекс коммуникативных навыков и умений. на первый план выдвигается личностно ориентированное взаимодействие с ребенком.

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА

    Трудовые действия

    1. Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации

    2. Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья

    3. Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности

    4. Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей

    5. Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    Педагог должен:

    1. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.

    2. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

    Личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности

    1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.

    2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.

    3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.

    4. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.

    5. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

    Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ:

     1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.

     Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в доу. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду. Задача педагога – изучение психологической обстановки в семье через анкетирование, мониторинги; а также учитывание индивидуальных особенностей каждой семьи.

    2. Распорядок дня

     Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей. В течение дня ни педагог, ни дети не должны чувствовать напряжения от того, что они что – то не успевают и куда - то спешат. Главными компонентами режима по ФГТ являются еда, сон и прогулка не менее 2 часов, остальные моменты могут варьироваться с учетом возраста и программных задач.

     3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч.;

    4. Стиль поведения воспитателя.

    воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.

     Старайтесь говорить не громко и не слишком быстро. Жестикулировать – мягко и не слишком импульсивно. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает. Не торопитесь давать оценку чему бы то ни было: поступкам, работам, высказываниям детей – «держите паузу».

    Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это – важнейшее условие доверия ребенка к взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта.

     5.Добрые традиции

     Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребенка в том, что воспитатель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом группы, как и других детей.

     В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то делают больше замечаний, кого – то чаще хвалят и т.п. Это может создавать у детей ощущение, что воспитатель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь группы некоторые традиции и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.

    Можно ввести обычай - "Круг хороших воспоминаний". Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить все положительное, чем отличился каждый ребенок. Во второй половине дня, например, перед прогулкой воспитатель предлагает всем детям сесть вокруг него, чтобы поговорить "о хорошем". Затем необходимо коротко рассказать что-нибудь хорошее о каждом ребенке. Это не обязательно должны быть какие – то невероятные подвиги или немыслимые добродетели. Достаточно сказать, что Катя сегодня быстро оделась, Петя сразу заснул и т.д. Самое главное, что каждый ребенок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства. Постепенно это создает в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка. Эту традицию можно вводить уже со второй младшей и средней (3 г. – 4 г. 6 мес.) группы.

     В старшем возрасте у детей большая познавательная активность, зачастую мы просто не успеваем ответить на все детские вопросы, отмахиваясь от детей. Очень хороша традиция «Вопросительного места»: стул, на котором наклеен знак вопроса, ребенок садится на этот стул, показывая, что возник вопрос, задача воспитателя обязательно уделить внимание ребенку, находящемуся на "вопросительном месте".

    Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребенка. Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня и т.п.

    Введение в режим дня минут тишины и минут релаксации, ритуалов утреннего приветствия,  использование  психологических речевых настроек.

    Основное предназначение речевых настроек - установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т.д.

    Использование в работе принципа изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми или приступа агрессии. Обратите внимание!  Не выгонять ребенка из группы,  а предложить побыть одному, сесть на стульчик и вспомнить забытые правила.

    Чтобы снять приступ агрессии у ребенка,  в группах  создаются   «Уголка ярости»,  с подбором материала помогающего  детям выплескивать накопившиеся негативные эмоции, чувство гнева         (мягкие кубики, мячики; детская боксерская груша; листы бумаги, стаканчик для криков; мешочек плохого настроения; коврик «Злюка»).  

    Эмоциональное благополучие  педагога как условие положительного эмоционального состояния детей. Комплекс упражнений для снятия эмоционального напряжения у педагогов.

     Прежде чем перейти к рекомендациям по созданию психологического комфорта в группах детского сада, хотелось бы уделить особое внимание психологическому комфорту педагогов. Всем известно, что у детей развита интуитивная способность улавливать эмоциональное состояние взрослых. Дети очень легко заражаются отрицательными эмоциями, поэтому педагогу необходимо устраивать себе психологический душ, который поможет ему снимать излишнее эмоциональное напряжение. Психолог проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

    Психолог проводит комплекс упражнений, которые способствуют повышению энергетического потенциала.

    1.Стоя, свести лопатки,  улыбнуться, подмигнуть правым глазом, потом –левым , повторить: « Я очень собой горжусь, я на многое гожусь»

    2.Положив ладонь на грудь: «Я на свете всех умнее». Вытянув руки над головой: «Не боюсь я никого»; напрячь ягодицы: «Чудо как я хороша»; расслабить ягодицы: «Проживу теперь сто лет».

    3.Подпрыгивая на правой, затем на левой ноге, повторить: «Я бодра и энергична, и дела идут отлично!»

    4.Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я приманиваю удачу, с каждым днем становлюсь все богаче».

    5.Встав на цыпочки, руки над головой сомкнуть в кольцо, повторить: «Я согрета солнечным лучиком, я достойна самого лучшего»

    6.Положив на лоб левую ладонь, затем правую, повторить: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»

    7.Руки на бедрах. Делая наклоны туловищем вперед-назад, повторить: «Ситуация любая мне подвластна, мир прекрасен и я прекрасна!»

    8.Руки на талии, делая наклоны вправо-влево, повторить: «Покой и улыбку всегда беру, и все мне помогут, и я помогу»

    9.Сложив руки в замок, делая глубокий вдох: «Вселенная мне улыбается»; глубокий вздох: «И у меня все получается!»

    10.Сжав кулаки, делая вращения руками:  «На пути у меня нет преграды, все получается так, как надо»!

    Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду»

    Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо:

    - Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

    Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

    - В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

    - Быть затейником и участником детских игр и забав.

    - В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.

    - Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

    - Помните: ребёнок нам не чего недолжен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.

    - Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

    - Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

    - Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

    - Чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;

    - Находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения.

    - Создавайте положительные традиции жизни группы.

    - Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия - демагогия и опасная практика.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Создание психологического комфорта в группах детского сада Педагог-психолог Молькова М.В.

    Слайд 2

    Атмосфера в группе детского сада определяется: 1) Отношениями между воспитателем и детьми; 2) Отношениями между самими детьми; 3) Отношениями между воспитателями; 4) Отношениями между воспитателями и родителями.

    Слайд 3

    Условия обеспечения эмоционального благополучия ребенка: предметно-развивающая среда; стиль общения воспитателя с ребенком; стиль общения воспитателей между собой и с помощником воспитателя; стиль общения воспитателя с родителями; наблюдение, как общаются дети между собой.

    Слайд 4

    Влияние стилей педагогического общения на благоприятный психологический комфорт в группе Авторитарный стиль - это директивное общение. Педагог выполняет руководящие, организаторские функции, а дети только исполнители. Они обязаны внимательно слушать, наблюдать, запоминать, выполнять, отвечать. Ориентируется на доминирование, командование во всех ситуациях общения, ожидает беспрекословного послушания и повиновения. Не любит и не умеет признавать ошибки. Услышать от авторитара « извините, я был не прав» почти невозможно. В обращении к детям звучит частое: «Иванов, не крутись!», «Иванов, сколько можно повторять?» и т.д. В его оценочных высказываниях преобладают замечания, порицания. Педагог-авторитар прямо и публично указывает ребенку на его ошибки, недостатки поведения.

    Слайд 5

    Либеральный (попустительский) стиль. Либерал-педагог уходит от прямого руководства детским коллективом, отсюда безынициативность, недостаточно развитая ответственность, пускание дел на самотек. Воспитатель переоценивает возможности детей, выполнение своих требований не проверяет, находится полностью во власти желаний детей, в связи с этим часто ситуативен, непоследователен в принимаемых решениях и действиях. Недостаточно решителен в трудных ситуациях. Учитывает взаимоотношения в группе. Не боится признавать свои ошибки. Но допускает их очень часто. Количество воспитательных воздействий зависит от ситуации. Воспитатель – либерал - человек настроения. Если он в хорошем настроении, у него преобладают положительные оценки, если в плохом - усиливаются негативные оценки. Не обращает внимания на необходимость косвенных замечаний и порицаний.

    Слайд 6

    Демократический стиль. Воспитатель-демократ учитывает особенности возраста детей и оптимально делит функции между собой и детьми Проявляет максимум требований к детям и максимум уважения к ним. Испытывает явную потребность в обратной связи от детей в том, как ими воспринимаются те или иные формы совместной деятельности. Использование знаний о симпатиях – антипатиях между детьми считает важным условием успешной работы. Умеет признавать допущенные ошибки, несмотря на то, что это трудно. В оценке такого педагога больше положительных, нежели отрицательных реплик. Предпочитает более плодотворный разговор с ребенком наедине. Примером косвенного замечания могут быть замечания взглядом. Педагогические установки носят динамический характер, т.е. меняются в зависимости от обстоятельств.

    Слайд 7

    ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА Трудовые действия Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды. 2. Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми. 3. Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности 4. Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики Педагог должен: 1. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. 2. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

    Слайд 8

    Личностные качества педагога 1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от их реальных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку. 2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития. 3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами. 4. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают. 5. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.

    Слайд 9

    Критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ: 1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье. 2. Распорядок дня 3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды 4. Стиль поведения воспитателя. Воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка к взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления.

    Слайд 10

    5.Добрые традиции "Круг хороших воспоминаний". Дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня и т.п. Введение в режим дня минут тишины и минут релаксации, ритуалов утреннего приветствия, использование психологических речевых настроек. Использование в работе принципа изолированности ребенка от группы в случае конфликтной ситуации между детьми или приступа агрессии. Обратите внимание! Не выгонять ребенка из группы, а предложить побыть одному, сесть на стульчик и вспомнить забытые правила. Давать детям возможность выплескивать накопившиеся негативные эмоции, чувство гнева (мягкие кубики, мячики; детская боксерская груша; листы бумаги, стаканчик для криков; мешочек плохого настроения; коврик «Злюка»).

    Слайд 11

    Для создания условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду необходимо: - Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть. - В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него. - Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций. - Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников. - Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун. - Чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена. - Находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения. - Создавайте положительные традиции жизни группы. - Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития.

    Слайд 12

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



    Предварительный просмотр:

    Рекомендации «Создание условий психологически комфортного пребывания ребёнка в детском саду»

    - Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

    Помните: плохих дошкольников нет. Есть плохие педагоги и родители.

    - В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты по уходу за помещением и участком.

    - Быть затейником и участником детских игр и забав.

    - В затруднительных для ребёнка ситуациях ориентироваться на его возрастные и индивидуальные особенности: быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо вместо него.

    - Привлекать родителей к образовательному процессу и обращаться к ним за поддержкой в случаях нестандартных ситуаций.

    - Помните: ребёнок нам не чего недолжен. Это мы должны ребёнку помочь стать более самостоятельным ответственным.

    - Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

    - Запретов и строгих требований не должно быть слишком много. Это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

    - Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается вашей профессиональной помощи, как и отъявленный драчун.

    - Чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;

    - Находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения.

    - Создавайте положительные традиции жизни группы.

    - Благополучная социальная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкрепленные защитой детей от психического и физического насилия - демагогия и опасная практика.

    Памятка педагогу:

    • Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
    • Не навреди! Ищи в детях хорошее.
    • Замечай и отмечай малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.
    • Не приписывай успех себе, а вину воспитаннику.
    • Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
    • На занятии создавай ситуацию успеха.
    • Не кричи, не оскорбляй ребенка, ни при каких обстоятельствах.
    • Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
    • Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
    • Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
    • Оценивай поступок, а не личность.
    • Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

    Психологические речевые настройки.

    Цель речевых настроек - создание в группе положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности и защищенности. Основное предназначение речевых настроек- установки на хорошее настроение. Они могут проводиться утром, после зарядки, дети и воспитатель становятся в круг, держась за руки. При произнесении речевых настроек голос воспитателя полностью должен соответствовать тому, о чем он говорит, то есть голосом и мимикой должны передаваться доброжелательность, радость встречи и т.д.

    -Сегодня я рада видеть вас в детском саду, в нашей группе! Этот день мы проведем вместе. Пусть этот день принесет радость. Давайте постараемся радовать друг друга.

    -Я рада видеть деток нашей группы здоровыми, веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у нас у всех сохранилось до самого вечера. А для этого мы все должны улыбаться, не обижать друг друга и не драться. Будем радоваться друг другу.

    -Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в нашей группе тепло, светло и весело. А весело нам от наших улыбок. Ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо. Поэтому сегодня мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СЕМИНАР для воспитателей «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

    На семинаре рассматриваются вопросы создания необходимых условий для благоприятного самочувствия детей в группах убразовательного учреждения; стили педагогического взаимодействия с детьми и рекомендац...

    Семинар-практикум для педагогов "Создание психологического комфорта в группах детского сада"

    Знакомство воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе....

    Создание психологического комфорта в группах детского сада (семинар – практикум)

    Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Задачи:1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе.2. Способствовать эффектному примене...

    Создание психологического комфорта в группах детского сада

    Презентация, для проведения семинара-практикума на тему  "Создание психологического комфорта в группах детского сада"...

    Семинар - практикум Создание психологического комфорта в группах детского сада

    Семинар - практикумСоздание психологического комфорта в группах детского сада...

    Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада»

    Ни для кого не секрет, что многие дети имеют невротические отклонения. Причин для этого множество, сюда можно отнести и неблагоприятную семейную ситуацию, индивидуальные особенности ребёнка. Таки...

    Практикум для педагогов на тему: «Создание психологического комфорта в группах детского сада» презентация

    Задачи: 1. Познакомить воспитателей с составляющими психологического комфорта и эмоционального благополучия детей в группе. 2. Способствовать эффективному применению образовательных и воспитательных...