Использование сказочных персонажей в мире экономике.
занимательные факты (старшая группа) на тему

Артемьева Людмила Викторовна

Использование сказочных персонажей в мире экономике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_ekonomike_igrov._situatsii.docx94.77 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сказочных персонажей в мире экономики.

Использование поведенческого репертуара сказочных героев позволяет детям познать экономическую картину мира в ситуации адекватного возрасту общения, а педагогу - творчески строить процесс экономического воспитания, опираясь на имеющийся опыт детей.

А.Н.Толстой « Золотой ключик или приключение Буратино».

Ситуация №1.

      Цель: закрепить представление детей о банке, как месте, в котором хранятся деньги.

      Содержание: Встретила однажды Мальвина своего друга Буратино. Деревянный мальчик сидел на пенёчке, рассматривал какие-то монеты и о чём-то сосредоточенно думал. «О чём ты думаешь, Буратино ?»- спросила Мальвина. « Есть у меня несколько монет, но их не хватает, чтобы купить нужный мне букварь»- ответил Буратино. « Знаешь, Буратино, недалеко от сюда есть интересный дом, ты можешь вложить туда свои золотые, а когда захочешь их взять, то денег будет больше» - сказала Мальвина.

                        Вопросы к детям:

  1. О каком  доме говорила Мальвина?                                                                                                               
  2. Что такое сберегательный банк?

Ситуация №2

        Цель: обогатить представление детей о валюте, разнообразии денежных знаков.

        Содержание: Мальвина раздаёт своим ученикам- Буратино, Пьеро, Артемону листочки, на которых нарисованы сказочные герои и деньги той страны, в которой они живут, и рассказывает историю про деньги. « Встретились как-то в стране экономики герои разных сказок: Красная Шапочка, Бременские музыканты, Сестрица Алёнушка, дядя Скрудж и стали вспоминать, как называются деньги разных стран.

марка

Красная Шапочка

франк

Бременские музыканты

рубль

дядя Скрудж

доллар

Сестрица Алёнушка

Задание: соедините линией каждый персонаж с той купюрой, которая « живёт» в его стране – предложила Мальвина своим ученикам.

       Вопросы к детям:

1.О каких деньгах говорили герои сказок?

2.Как называются денежные знаки каждой страны: валюта, деньги, банкнота, монеты?

3.Что такое валюта?

Ситуация №3

       Цель: расширить представления детей о разнообразных способах получения доходов и увеличения прибыли.

       Содержание:      Мальвина обращается к своим ученикам:                                        

-Вспомните, как можно увеличить семейные доходы?

- Деньги надо закопать в землю и подождать когда вырастет денежное дерево - весело сказал Буратино.

-Можно ставить новые спектакли и получать за это деньги -  добавил, подумав Пьеро.

-А не лучше ли деньги положить в банк и таким образом получать прибыль, т.е. доход -  негромко сказал Артемон.

Мальвине понравились некоторые предложения, высказанные её учениками.

     Вопросы к детям:

1.Как хотели увеличить доходы Буратино, Пьеро, Артемон?

2. Понравились ли Мальвине предложение Артемона, почему?

3.Как называются деньги, полученные вкладчиком за хранение их в банке: выгода прибыль, проценты, убыток?

4. Что такое прибыль, проценты?

Ситуация №4

      Цель: познакомить детей с ценой разных товаров: качественных и товаров с браком (дефектом), ввести понятие скидка.

        Содержание: Карабас-Барабас открыл новый магазин. Покупатели: лиса Алиса, кот Базилио, Артемон, Буратино – сделали для себя несколько покупок. На следующий день они пришли в магазин, но не купили, ни одной вещи. Карабас-Барабас задумался: « Почему не покупают товар?» И вдруг он обратил внимание на то, что некоторые вещи имеют брак (оторвана пуговица, поставлено пятно и т. д.), т.е. у товара непривлекательный внешний вид. Карабас долго думал, как сделать, чтобы этот товар купили? И наконец, придумал: он зачеркнул прежнюю цену товара и написал новую. Появились таблички: « Товары продаются со скидкой». На следующий день все товары раскупили.

       Вопросы детям:

1.Что придумал Карабас-барабас?

2.Продавать товар со скидкой выгодно или не выгодно?

Ситуация №5

      Цель: познакомить с магазином (отделом) уценённых товаров.

      Содержание:  Мальвина предложила Карабасу-Барабасу открыть магазин уценённых товаров.

« Что такое уценённые товары?»- спрашивает любопытный Буратино  « Это товары по сниженным цена»,- отвечает Мальвина. « Что такое сниженная цена?»- вновь задаёт вопрос Буратино. « Это значит, что цена товара меняется. Она становиться меньше прежней»,- терпеливо объясняет Мальвина.- Если товар не пользуется спросом, то его продают дешевле, со скидкой».

   Вопросы к детям:

1.О каких товарах говорила Мальвина?

2. Как называются товары, цена, которых снижена: уценённые товары, товары со скидкой, дорогие (дешевые ) товары?

3. Что такое скидка?

Ситуация № 6

   Цель:   сформировать у детей представление о цене, как выражении качества товара.

  Содержание:     Мальвина начинает урок экономики с игры « Угадай», которую любят её ученики. Она раздаёт карточки, на которых нарисованы разные товары: кувшин новый, яркий и кувшин со сломанной ручкой; яблоко спелое и яблоко испорченное, платье красивое, современное и платье устаревшей модели, с браком и т. д.

        Буратино и Пьеро внимательно рассматривают картинки, угадывают товар, который будет продаваться дешевле (по сниженной цене, со скидкой).

   Вопросы к детям:

1.Как ученики Мальвины определяют товары, которые будут продаваться по сниженной цене (со скидкой)?

2.От чего зависит цена товара?

3.Что обозначает скидка цены товара: цена повышается, цена понижается, остаётся.

«Три поросёнка» (Английская сказка)

Ситуация №1

Цель: сформировать у детей представление о рациональности выбора материалов.

Содержание: жили-были три брата, три поросёнка, и звали их Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф. Заспорили однажды поросята: из какого материала можно построить самый прочный дом. Ниф-Ниф предлагает строить дом из соломы, так-как солома дешёвый строительный материал.

Нуф-Нуф считает, что дом можно построить из прутьев: прутья чуть дороже соломы, но прочнее.

Наф-Наф советует строить дом из кирпича.

Вопросы детям:

1.О чём спорили поросята?

2.Какие материалы (ресурсы) предлагает использовать каждый из поросят: солому, прутья, камень, кирпич, дерево?

3.Из какого строительного материала можно построить самый прочный дом?

4.Как менялся бы выбор материала, если бы поросята жили на юге, севере?

5. Как можно назвать слово «материал» по - другому?

Ситуация№2

Цель: расширить представление детей о рациональном использовании денег.

Содержание: долго спорили поросята и, наконец,  решили построить большой каменный дом. Взяли они свои сбережения, пошли в магазин «Строительные материалы» и купили всё необходимое для строительства: кирпич, доски, цемент, гвозди и разные инструменты. Потратили поросята все деньги и  остались очень довольны.

Вопросы детям:

1.Как можно назвать израсходованные поросятами деньги?

2.Израсходованные деньги - это доход, расход, прибыль?

3. Что такое расход?

4. Почему поросята остались довольны, ведь они потратили все деньги?

Ситуация  №3

Цель: сформировать понятие необходимости расчёта доходов, умение выполнять простейшие расчётные операции, установление соответствия доходов и расходов.

Содержание: живут поросята в новом красивом доме, тратят деньги на самые разные нужды: покупают продукты питания, одежду и обувь, платят за электроэнергию, воду, телефон, газ. Перед поросятами встала серьёзная задача: определить семейные расходы. Каждый взял лист бумаги, на котором расписаны расходы семьи и указано количество денег, необходимых для их оплаты, и приступили к расчётам. Поросята успешно справились с задачей и вскоре не только называли полученные результаты, но и придумывали разные истории про доходы, расходы и экономию денег.

http://mbdou73-tula.ru/images/blogi/boldina/1.png

 

Вопросы:


1.Как можно назвать деньги потраченные поросятами? 

2. Какие бывают расходы?

3.Назови, в каком случае можно сказать об экономии денег: д р, д р , д р. Почему?

Ситуация № 4

Цель: сформировать понимание источников денежных накоплений; развивать умение экономить.

Содержание: пришёл однажды волк к поросятам в гости. Угостили его поросята тортом, напоили чаем с вареньем. Волк был очень доволен и благодарил поросят. Он собрался уходить, но вдруг его внимание привлекла красивая шкатулка. Волк не удержался и заглянул в неё. А в шкатулке – большое количество монет разного достоинства.  « Откуда у вас столько денег?»- удивлённо спрашивает волк. « Мы очень внимательно ведём учёт семейных доходов и расходов. Стараемся, чтобы расходы не превышали доходов, а оставшиеся деньги откладываем в эту копилку»,- с гордостью сообщили поросята.

Вопросы детям:

1.Как называют деньги, которые поросята откладывают в копилку?

2. Что такое денежное накопление (сбережение)? Когда оно появляется?

«Волк и семеро козлят» (Русская народная сказка).

Ситуация №1

Цель: подвести детей к пониманию необходимости рационального (целесообразного, экономического) ведения домашнего хозяйства.

Содержание: козлята решили помочь маме Козе по хозяйству: сварить обед, навести порядок. Они подумали, что суп будет вкусным, если его сварить из капусты, картофеля, яблок и орехов. «Всё сразу сложить в кастрюлю, залить водой – и на плиту», - говорит один козлёнок. « Ковёр будет чистым, если по нему побегать, покувыркаться, попрыгать», - высказывает свою точку зрения другой козлёнок. Мама Коза была не рада, когда увидела « помощь» своих козлят. Она сказала: « Нужно знать секреты ведения домашнего хозяйства».

Вопросы к детям:

1.    Почему мама Коза была огорчена?

2.    Знают ли козлята, как нужно выполнять домашнюю работу?

3.    Что такое секреты домашнего хозяйства? Какие ты знаешь секреты?

Ситуация №2

Цель: показать детям важность выполнения своих обязанностей каждым членом своей семьи, необходимость сохранения хороших отношений в семье, помощи, взаимного уважения.

Содержание: козлята усердно обучались секретам домашнего мастерства. И когда мама Коза ушла по делам, козлята договорились, какую работу будет выполнять каждый из них. « Я приготовлю вкусный обед», - говорит один козлёнок. « Я отремонтирую пылесос и быстро наведу порядок», - говорит другой. А третий решает поработать на огороде, полить любимую капусту.

Вопросы детям:

1.    О чём говорили козлята?

2.    Можно ли утверждать, что козлята умеют распределять обязанности между собой?

3.    Почему каждый из козлят выбрал одно дело?

4.    Каков результат умелого распределения домашних дел?

5.    Что такое распределение домашнего труда?

Ситуация №3

Цель: сформировать у детей понимание необходимости информации о товаре через этикетку (ярлык).

Содержание: мама Коза решила создать своё собственное дело. Она была мастером швейного мастерства и шила штанишки, рубашки для маленьких козлят и других зверей. Партия новой одежды была готова, но в продажу не поступила. «Почему?»- удивились козлята. « Товар не может продаваться без этикетки (ярлыка)»,- поясняет Коза.- На этикетке указывается название изделия, размер, его изготовитель, цена. Козлята с удовольствием принялись за изготовление таких необходимых этикеток.

Вопросы детям:

1.    Где записываются сведения о товаре?

2.    Как можно назвать информацию о товаре: реклама, ярлык, объявление, ценник, этикетка?

3.    Что может случиться, если на товаре не будет этикетки (ярлыка)?

4.     Что такое этикетка?

 

Ситуация № 4

 Цель: уточнить представление детей о подарке как способе выражения бескорыстного отношения к окружающим.

 Содержание: однажды волк пришёл к Козе и козлятам и сказал: «Я решил сделать вам подарок. Подарок необычный: сегодня мы идём в театр. Козлята обрадовались - они  любили представления… Волк долго ждал, когда Коза спросит о стоимости билетов, и наконец,  сказал: « Цена одного билета – один рубль. Давай-ка Коза рассчитаемся. Ты мне должна восемь рублей». Коза очень удивилась.

 Вопросы детям:

 1.Чем сначала обрадовал  Волк Козу и козлят?

 2.Можно ли считать билеты в театр подарком в данном случае, почему Коза удивилась?

 3.Что такое подарок?

 

«Теремок» (Русская народная сказка).

 Ситуация №1

 Цель: расширить представление детей о необходимости рационального использования (вложения) денег для получения прибыли.

 Содержание:  жила-была Мышка-норушка в красивом теремке, в котором было много комнат. Занимала мышка одну комнату, а другие сдавала лесным жителям и получала за это деньги. « Как потратить полученные деньги: купить себе новую шубку, или вложить в строительство кафе – мороженого?- размышляет Мышка,- в лесу нет ни одного кафе. А его жители любят мороженное и с удовольствием будут его покупать». И Мышка твёрдо решила строить кафе – мороженое.

 Вопросы детям:

 1.Выгодног ли распределила деньги Мышка – норушка?

 2.Что такое выгода (прибыль)?

Ситуация №2

 Цель: сформировать у детей представление о личной собственности и способах её использования для получения прибыли.

 Содержание: шёл Михайло Иванович по полю и увидел разрушенный теремок. « Построю новую гостиницу  для лесных зверей,- решает медведь, холодно иногда бывает в лесу: то мороз, то метель, то дождь». И построил. Понравилась гостиница зверятам: уютные номера, недорогая плата (цена) за номер. А главное- каждый вечер собирались они вместе за чашкой чая, и обсуждали интересующий их вопрос: какая личная собственность есть у каждого из них?

 Вопросы детям:

 1.    Как можно назвать медведя, имеющего гостиницу?

 2.    Кем является Михайло Потапыч: хозяином, собственником, гостем, квартирантом?

 3.    Что получает медведь от работы гостиницы?

 4.    Какую личную собственность могли иметь зверята?

 5.    Что такое личная собственность?

Ситуация № 3

  Цель: уточнить название профессии бармен и зависимость количества посетителей от качества их обслуживания.

 Содержание: пригласила однажды Мышка-норушка своих друзей в лесной бар. Ёжик, который стоял за стойкой бара, предложил посетителям меню с указанием разных напитков (соков, коктейль и др.) и цен. Друзья выбрали любимые напитки, и ёж быстро их приготовил. Очень понравилось зверятам, как выполнили их заказы, и они пообещали, что будут часто заходить в этот бар.

 Вопросы детям:

 1.    Кем был ёж?

 2.    Как можно назвать эту профессию: продавец, бармен, официант?

 3.    Чем занимается бармен?

 4.    Почему звери решили часто заходить в бар?

 

Золушка.

 

Шарль Перро.

 

Ситуация №1

 

Цель: Уточнить знания о бытовой технике, её значении в жизни людей.

 

Содержание: Рассказала Золушка королю, как много приходится ей трудиться в доме мачехи: стирать и гладить бельё, наводить порядок, готовить еду, шить одежду. Нет у Золушки ни одной свободной минутки. Приказал тогда король своим мудрецам придумать машины, которые помогли бы человеку в домашнем хозяйстве, облегчили его труд. И вскоре, такие волшебные машины появились на главной ярмарочной площади города. Золушка и все остальные жители королевства восхищённо наблюдали, как машины чистили ковры и дорожки, резали овощи и фрукты, готовили напитки, стирали бельё. «Вот мои умные помощники!»- воскликнула счастливая Золушка.

 

Вопросы к детям:

 

1.    Что изобрели мудрецы в королевстве?

 

2.     Какие предметы (товары) можно назвать бытовой техникой?

 

Ситуация №2

 

Цель: Сформировать понимание необходимости рекламы для прибыльной работы предприятия.

 

Содержание: Добрая фея открыла для Золушки салон красоты «Девица-красавица». Принц приказал своим слугам разнести весть о салоне по всему королевству. Одни слуги зазывали посетителей, громко рассказывая о салоне на площадях и улицах, другие поместили объявление в рекламной газете «Горожане». А Золушка всем своим друзьям разослала открытки-приглашения, в которых сообщала об услугах и ценах.

 

Вопросы детям:

 

  1.  Как узнали о новом салоне жители королевства?

 

  2.    Как можно назвать сообщение о салоне?

 

  3.  Что такое реклама?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование у детей начальной экологической культуры, знания о мире, как о едином целом с помощью сказочных персонажей"

Этот материал может быть использован воспитателями при ознакомлении с окружающим миром...

Тематическое развлечение-беседа на тему «Дружба» с использованием сказочных персонажей. ( для старшего дошкольного возраста).

    Тематическое развлечение-беседа на тему «Дружба»  с использованием сказочных персонажей. ( для старшего дошкольного возраста)....

Презентации.Проведение артикуляционной гимнастики с использованием сказочных персонажей с презентациями.

В работе представлены варианты  презентаций артикуляционной гимнастики  для детей старшего дошкольного возраста и статья .Статья знакомит родителей  с проведением артикуляционной гимнас...

Дидактическая игра: "В мире сказок", "Изобрази сказочного персонажа"

Методическая разработка для детей раннего возраста...

Методическая разработка «Использование сказочных персонажей и элементов игровой технологии «Сказочные лабиринты игры»В.Воскобовича в период адаптации к детскому саду младших дошкольников

Развитие познавателдьнл-творческих способностей младших дошкольников  в игровой деятельности с использованием элементов игровой технологии В.Воскобовича. Новизна проекта заключается в создан...

Использование сказочных персонажей, театральной деятельности детей, как средство коррекции звукопроизношения.

Задача педагога поддержать интерес ребёнка на занятии, добиться максимального результата от пользования коррекционные игр и упражнений. Опытным путём я пришла к активному использованию в логопеди...