Главные вкладки

    "Формирование у детей начальной экологической культуры, знания о мире, как о едином целом с помощью сказочных персонажей"
    статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

    Анисимова Татьянна Александровна

    Этот материал может быть использован воспитателями при ознакомлении с окружающим миром

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekologiya.doc28.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад №93 комбинированного вида Красногвардейского района

    Санкт-Петербурга

    «Формирование у детей начальной экологической культуры, знания о мире, как о едином целом с помощью

    сказочных персонажей»

    Воспитатель: Анисимова Т.А.

    Санкт-Петербург

    2013г.

    «Природа -это единственная книга, каждая страница, которой, полна глубокого содержания»

    И.В. Гёте

    Вот уже много лет  работаю с детьми разного возраста по экологическому воспитанию. Начиная с дошкольного возраста, следует формировать зачатки экологической культуры.

    «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок» - эти слова мы знаем с детства Сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, обучает, знакомит ребёнка с окружающим миром, добром и злом. Сказка привлекает детей — она вызывает интерес, улучшает настроение. Я полностью или частично участвую: учу детей осуществлять руководство сказки с помощью сказочных персонажей.

    • Дети должны получать знания о природе;
    • Овладевать способами их реализации  в сказке;
    • Соединять игровую деятельность с экологическим воспитанием.  

    Всю работу строю по основным принципам:

    • системное строение природы
    • живая и неживая природа, их связь между собой
    • приспособленность животного и растительного мира к среде обитания, сезонная приспособленность, единства человека и природы

    Экологическая грамотность, бережное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете.

    (Изготовлено панно: «человек держит планету в своих руках»).

    В занимательной форме дети с лёгкостью усваивают знания о природе.

    В среднем возрасте преобладают сказочные представления о животных, о природе. Не уводя детей от сказки и не снижая её благотворного влияния на личность ребёнка, я помогаю детям обрести реалистические представления об окружающем мире.

    Дети знакомятся со взаимосвязью живой и неживой природы.

    Живая природа — это растения, животные, человек.

    Растения — это деревья, кусты, трава, цветы.

    Животные — это звери, рыбы, насекомые, птицы.

    Все живые рождаются, питаются, дышат, размножаются и умирают.

    Неживая природа — источник, удовлетворяющий живую природу и условия для её существования — земля, камни, воздух, вода и т. п.

    Живая природа нуждается в определённых условиях — среде обитания. Через игру легко налаживать позитивное отношение к окружающим людям, формируются новые позитивные эмоции и чувства.

    Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию детей, лучше войдут в их самостоятельную деятельность.

    Вели с детьми наблюдения за комнатными растениями: им нужна земля, вода, свет, тепло, воздух. Эти условия создаёт им человек. Наблюдали за растениями на участке сада, рассматривали, сравнивали, находили отличия, например: чем дерево отличается от куста.

    Деревья бывают хвойные, лиственные. Как сезонные изменения влияют на жизнь растений и животных. Дети учились  

    воспринимать растения, как живые существа. Знакомились с перелётными и зимующими птицами. Узнавали чем они питаются, как они приспосабливаются к наземно-воздушному образу жизни (птицы, которые кормятся насекомыми-улетают, которые кормятся семенами растений, остатками пищи остаются зимовать). Игры про птиц помогали закреплять полученные знания.

    В гости к детям приходил учитель дядя Филин и рассказывал детям о лесе и о жизни в нём зайцев. Дети уточнили представление о том, что лес — это сообщество разных растений и животных, о приспособленности зайцев, оспособах питания в летнее и зимнее время, способах защиты и маскировки.

    В игре «Сказка про лес» дети уточняют и закрепляют всё о лесе (какой бывает лес: смешанный, сосновый бор, берёзовая роща, используют моделирование, учатся строить цепи питания. Знакомятся с экосистемой леса, пруда, реки и т. д.)

    Экосистема — это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу, кто самый главный в лесу.     У детей много любимых героев из сказок, книг и мультфильмов.

    С помощью таких героев уточняла и расширяла представления детей, вызывала добрые чувства к растениям и животным — к живой природе.

    Например: Карлсон выращивал овёс (закрепила знания необходимые для роста растений). Айболит — знакомит с растениями и учит правильному уходу за ними. Колобок путешествует с детьми по лесу, знакомит с жизнью лисы, волка, медведя, зайца. Колобок рассказывает детям откуда приходит хлеб к нам в магазин. Чипполино, герой сказки Дж. Родари, очень симпатичный и нравится детям за свою находчивость, смелость, дружелюбие. Чипполино много знает об овощах и ребята всегда рады встречи с ним. Карлсон — потивоположный

    персонаж. Он знаком ребятам по мультику, как большой хвастунишка , баловник и весельчак. Незнайка много хвастается своими способностями, а на самом деле ничего не знает, и не может решить самые простые вопросы. Винни-Пух — знакомит детей с мёдом. Мёд помогает вылечить многие болезни.

    Эти сказочные персонажи использовались не с целью развлечения, а как решение игровых задач. Эти герои не просто

    симпатичные игрушки, а персонажи с определённым характером и формой выражения.

    Большое внимание уделяла разделу «Познай себя сам». Человек — живое, разумное существо (ему дан ум, память, он думает, оценивает свои поступки, трудится и т. д.). Важно, чтобы дети понимали возрастные периоды и пол человека.

    По картинкам дети узнавали, какие у человека органы-помощники: слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания.

    Научились определять на себе местонахождение сердца, почек, лёгких, желудка, где находится позвоночник — следить за осанкой. Под лупой рассматривали кожу, учились правильно дышать при морозе. Человеку необходима пища, витамины, чистый воздух, тепло, чистота. В играх участвовал Незнайка, он приходил и ничего не знал, а уходил и благодарил детей за свои знания.

    Чтобы получить результат своей работы системно проводилось экологическое развитие через:

    • труд в уголке природы
    • в изобразительной деятельности: экологические тетради
    • в лепке: воспроизводили фигуры зверей. Лепили овощи, фрукты
    • велась работа с природным материалом
    • работа с родителями
    • вели календарь погоды

    В своих играх использовали:

    - игрушки-аналоги,изображающих различные объекты природы

    - персонажи литературных произведений

    - различные игры в путешествия («Экспедиция в Африку или на

    Северный полюс»)

    В настольно-печатных играх систематизировали классифицировали знания, а для закрепления играли в словесные игры.

    Дети с удовольствием играют в экологические игры: «Четыре времени года», «Наши помощники», «Сказка про лес», «Кто, где живёт?», «Найди, что изменилось» и другие.

    Игровое обучение имеет большое преимущество. Ребёнок получает новые знания, получает практическую модель правильного поведения на природе — что имеет большое значение для экологического воспитания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование у дошкольников основ экологической культуры

    Опыт работы по экологическому воспитанию....

    "ОПЫТ РАБОТЫ В ДЕТСКОМ САДУ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ».

    Формирование у дошкольников основ экологической и духовно-нравственной культуры методом проектной деятельности....

    Формирование у детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира в экологических представлениях природы родного края.

    Формирование у  детей   старшего дошкольного возраста и их  родителй  целостной картины мира в экологических представлениях природы родного края ....

    Оптимизация сотрудничества ДОУ и семьи при формировании у детей основ физической культуры и начальных представлений о здоровом образе жизни.

    Оптимизация сотрудничества ДОУ и семьи при формировании у детей основ физической культуры и начальных представлений о здоровом образе жизни....

    Конспект интегрированной НОД по формированию у детей основ экологической культуры в подготовительной к школе группы. Тема:«Страна Витаминия»

    На занятии педагог закрепляет знания детей о приметах осени,уточняет представления об овощах и фруктах.Даются детям знания о содержании витаминов в овощах и фруктах, об их пользе для организма человек...