Главные вкладки

    Кризис 3 и 7 лет
    консультация на тему

    Хватова Ирина Валерьяновна

    Знанение особенностей детей в период кризиса 3 и 7 лет, поможет педагогам более качественно осуществлять образовательный процесс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл krizis_3_i_7_let.docx17.97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Кризисы трех и семи лет

    Кризис трех лет

    Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня мы с Вами поговорим об особенностях возраста трех и семи лет. Более точнее, о кризисах данного периода.

    В первую очередь, хотелось бы обратить Ваше внимание на определение, что же такое кризис, в контексте психологической науки. Кризис – это противоречие между новыми возможностями ребенка и старой системой отношений. Возрастные кризисы способствуют гармоничному развитию ребенка. Что же такое развитие? Развитие – это изменение объекта (ребенка) из одного состояния в другое. Возрастные кризисы — это особенные состояния ребенка, на которые нам стоит обратить внимания.

    В каждом возрасте все психические процессы развиваются под влиянием определенной ВПФ. К примеру, в возрасте 1-3 года, развитие памяти, мышление, речи происходит через восприятия. В то время как в возрасте 3 - 7 лет, психические процессы изменяются под влиянием памяти, в периоде 7-12 лет – мышления. Не много вспомнив об общих возрастных особенностях перейдём к кризису трех лет.

    Дорогие коллеги! Вы многие годы работаете с детьми данного возраста, конечно знаете о них не в теории, а на практике. Но дети данного поколения другие. Давайте вспомним.

     Кризис – это противоречие между новыми возможностями ребенка и старой системой отношений. Правильно. Да, это мы проговорили. А что же происходит в системе взрослый - ребенок. Очередной кризис. Давайте, попробуем дать ему определение.                                                                                                            

    Все вы знаете, что к трем годам у малыша появляются желания, которые противоречат желаниям взрослого. Говоря о ребенке данного поколения, стоит обратить внимания, что противоречащие желания начинают появляться уже к 2 – 2,5 годам. Кризис трех лет, смещается, хотим мы этого или нет. Устойчивое «Я хочу» и не возможность действовать методом переключения, мы наблюдаем уже в 2,5 года.

    По каким симптомам возможно определить кризис трех лет? О таких симптомах писал Лев Семенович Выготский. Назвав их «соцветием» кризисных симптомов:

     - негативизм (желание делать все наоборот)

    - упрямство (не желание изменять первичное решение ребенка)

    - строптивость (протест направлен не на взрослого, а против образа жизни)

    - своеволие (ребенок проявляет самостоятельность там, где ещё мало что умеет)

    - бунт против окружающих (открытый конфликт со взрослыми)

    - обесценивание ребенком личности близких (обзывательства значимых взрослых)

    - стремление к деспотическому подавлению окружающих (все желания ребенка должны удовлетворяться)

    Думаю, в период Вашей работы замечали, что в группе есть дети, у которых не проявляются данные симптомы. Действительно, не у всех детей обнаруживаются негативные формы поведения. По этой причине Мая Ивановна Лисина выделила объективный и субъективный кризис. Где субъективный кризис – это конкретная картина поведения ребенка, объективный кризис – обязательный и закономерный этап развития ребенка. В связи с этим говорить категорично, что у всех детей проявляется кризис трех лет ни стоит.  А вот то, что появляются личностные образования в этот период можно.

    Д.Б. Эльконин определяет новообразование кризиса трех лет как личное действие и сознание «Я сам». Конфликт ребенка со взрослым отделяет первого от него. Таким образом ребенок заново знакомиться с собой и вступает в мир взрослого.  Татьяна Викторовна Ермолова, в своей работе пишет: «…ребенок начинает видеть себя, через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми».

    Действительно, маленькому трехлетнему чуду, очень важна похвала значимого для него взрослого, поэтому, хвалить ребенка обязательно ни только родителям, но и тем, кто рядом с ним, когда его нет дома. То есть нам, в процессе взаимодействия (прогулка, свободная и учебная деятельность).

    Конечно, описание, которое я Вам предоставляю краткое, но не менее значимое. Поговорив о кризисе трех лет, перейдём к семилетнему.

    Кризис семи лет

    К концу дошкольного периода, родитель замечает смену поведения у своего ребенка. Вроде он такой же как всегда, но что-то в нем ни так. Лев Семенович Выготский, суть этих изменений описывал как утрату детской непосредственности. Искусственное, манерное, натянутое поведение малыша является наиболее очевидным проявлением потери непосредственности. Что же происходит с дошкольником? Дело в том, что в его детскость вклинивается интеллектуальный момент. Если раньше, ребенок, улыбаясь и паясничая не задумывался о том, как он выглядит и действовал не по привычки, то к семи года он начинает уже своё поведение проявлять по схеме, которая была ранее. Действие интеллектуализируются, опосредуются представлениями и знаниями о том, как надо.

    Катерина Николаевна Поливанова в своих исследованиях пишет, что ребенок перестает реагировать на просты просьбы или замечания. Делает вид, что не слышит их. Происходит нарушение режимных моментов, ребенок может начать отказываться чистить зубы, вовремя обедать, в то время как раньше он полностью соответствовал ожиданиям родителей.  У детей появляется интерес к внешнему виду. Придирчива в одежде, спорят в процессе покупок. Часто отвергают то, что предлагают купить родители.  В периоде кризиса семи лет, можно часто слышать «я не маленький».

    Вся симптоматика центрируются вокруг обычных бытовых проблем, установленных родителями. Наступает период, когда ребенок сам хотел бы устанавливать границы. В данной ситуации необходимо направлять ребенка в нужное русло. Ребенок начинает осознавать наличие правил в социуме. Он пробует взять на себя новые обязанности и занять новую позицию.

     Уважаемые коллеги, время наше подходит к концу, и чтобы никого не задерживать, хотелось бы подвести итог:

    1. Дети 2,5-3 лет, так же, как и маленькие реагируют на голос, интонацию. Все плохое настроение остается дома, на работе мы улыбаемся и всем рады, тем более детям. Мягкий тон, спокойная речь, обращенная к ребенку, гармонично воздействует на него.
    2. С ребенком дошкольного возраста стоит разговаривать на уровне его глаз. Присядьте, если хотите обратиться к малышу.
    3. Дети не понимают вопросов: «Посмотри, что ты натворил! Как ты мог?». Уверяю Вас, он не понимает, как он мог. Он просто взял и сделал, особенно трех летка, который изучает этот мир.
    4. Детей подготовительной группы стоит чаще хвалить, не повышать голоса. Они искренно верят, что уже совсем большие. Давать им побольше заданий, где бы они могли оказать Вам помощь. Я не могу сказать, что есть идеальный рецепт по воспитанию детей в кризисной период. Но одно знаю точно.  Терпения и душевное расположение всегда помогает в кризисный момент.

    Мы поговорили о кризисе трех и семи лет, предельно кратко, обзорно. Всех желающих изучить данную тему поглубже, приглашаю на личную встречу.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СИМПТОМЫ КРИЗИСА 7 ЛЕТ И МЕТОДЫ СГЛАЖИВАНИЯ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ КРИЗИСА В ВОСПИТАНИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

    СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА И ПРОЯВЛЕНИЕ КРИЗИСА 7 ЛЕТ1.1. ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА В 7 ЛЕТ1.2. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ1.3.    СОД...

    От кризиса до кризиса

     Принято считать, что «критические» годы бывают только у взрослых, например кризис среднего возраста. Однако и у детей существуют кризисные периоды, которые им нужно помочь преодолеть. Кто...

    Статья для родителей " Кризис трех лет. Кризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка

    Кризис трех лет. Кризис — это важный этап в психологическом развитии ребенкаКризис - это важный этап в психологическом развитии ребенка.Возраст с 2, 5 до 3 лет в психологии называют кризисом 3 ле...

    Кризис в дошкольном возрасте. Кризис 3-х лет. Методические рекомендации родителям и педагогам.

    Причины возникновения, особенности протекания,а таже рекомендации родителям и педагогам по преодолению  кризиса трёх лет....

    Консультация для родителей группы детей раннего возраста от 2 до 3 лет на тему: «О кризисах в развитии детей: кризис трёх лет» в форме аукциона идей.

    Надеюсь, благодаря такой форме проведения консультации родители поймут, что знать о том, что такое кризис трех лет, и что стоит за внешними проявлениями маленького капризули и буяна, нужно обязательно...

    Консультация для родителей "Кризис семи лет. Основные симптомы. Как правильно общаться с детьми в период кризиса"

    В материале дается описание кризисных проявлений детей семи лет. Предложены меры по продуктивному взаимодействию взрослых с детьми, переживающими кризис....